святитель Николай Сербский (Велимирович)

Бог от Бога

«Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. – Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой». (Ис. 66, 9)

Только некий Бог может спасти мир! Это последний крик философов и пророков древних времен. Это крик человечества, томящегося в оковах «князя мира сего»51, в лабиринте без окон и дверей, в жизни, теряющейся в нирване или гадесе.

Если бы этот крик раздался раньше, то раньше явился бы и Бог в мир. Но люди полагались на себя, на свой разум и свои силы. Они не понимали, что их разумом управляет сатана и что он использует их силы для службы себе. Весь разум, вся наука, искусство и все силы людей использовались для созидания храмов бесам, для возвели́чения бесов до уровня богов. Человек не может не удивляться величественным пагодам в Индии, пирамидам и храмам в Мемфисе52 и Карнаке53, святилищам в Ассирии54 и Древней Греции, на островах Индийского и Тихого океана и в Америке; он не может не удивляться им, как поразительным и величественным произведениям искусства. Но человек не может не заплакать от горечи и стыда, слыша, кому эти святилища посвящены: змеям и крокодилам, обезьянам и быкам, фантазиям и басням.

Все искусство и вся культура могут служить лжи точно так же, как истине, и сатане точно так же, как Богу. Все искусство и культура до Христа стояли на службе сатане. И ныне они служат ему, как некогда служили у языческих народов. Потому знай, Феодул, что искусство и вся культура любой эпохи не имеют ценности сами по себе, ценность их состоит в божестве, которому они служат. И посмотри, ни в одном из этих величественных святилищ языческих, столь богато украшенных и отделанных, не появился Спаситель мира, предреченный Мессия, а появился в пещере. Но эта пещера, подземная и мрачная, скромная и простая, тем не менее намного представительнее всех пагод и храмов языческих. Ведь ее создал в начале сотворения мира Тот, Кто и родился в ней. Она неизменна и прочна, как мир, в то время как пагоды и языческие святилища, как бы велики и диковинны они ни были, подточены червем времени и, как бы их ни подпирали, перекашиваются и сонно клонятся к своему крушению и гибели. Вифлеемская же пещера стоит сегодня точно такая, какой была и две тысячи лет назад; стоит точно так же, как стоят Гималаи и Арарат: ведь она дело рук Божиих, а не человеческих.

В этом праисконном храме Божием, что древнее всех рукотворенных храмов и прочнее их всех, в этом загоне для овец и ягнят появился Тот, Кто надежнее людей, прочнее мира, сильнее гадеса и всех адских сил, всех зол.

Феодул мой, появился Бог. Сын Божий, или Бог от Бога.

Да умолкнет всякое свидетельство человеческое, и да замрет слово в устах моих, Феодул. Слушай Его свидетельство, Его слово:

«Я сошел с небес».55

«Я пришел во имя Отца Моего».56

«Дабы все чтили Сына, как чтут Отца».57

«Я не один, но Я и Отец, пославший Меня».58

«Не принимаю славы от человеков».59

«Пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне».60

«Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не зна­ете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня».61

«Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».62

«Исследуйте Писания... а они свидетельствуют о Мне».63

«Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также».64

«Я не говорю от Себя».65

«Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца».66

«Пославший Меня есть со Мною».67

«Я всегда делаю то, что Ему угодно».68

«Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира».69

«Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего».70

«Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела».71

«Никто не приходит к Отцу, как только через Меня».72

«Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе».73

«Видевший Меня видел Отца».74

«Я в Отце и Отец во Мне».75

«Я дверь».76

«Я есмь пастырь добрый».77

«Я свет миру».78

«Я есмь путь и истина и жизнь».79

«Видящий Меня видит Пославшего Меня».80

Он сказал, что Он есть «путь». А люди мыкались по бездорожью и распутьям из поколения в поколение.

Еще сказал, что Он «истина». А род человеческий весь был отравлен пилюлями лжи, изготовленными «отцом всякой лжи»81.

Еще сказал, что Он «жизнь», не бессознательная и никчемная жизнь в индийской нирване, не жуткое неумирание в греческом гадесе, не растворение личной жизни в эфемерном существовании некоего всеобщего эфирного стоического божества, а именно та жизнь, какой жаждет каждое сердце человеческое, – под крылом Отца Небесного, в раю сладком, где праведники сияют, как солнце82.

Еще сказал, что Он «пастырь». Волки с бесовским духом, но в человеческом обличье выбиваются в пастыри народов земли – не для того, чтобы их сберечь, а чтобы запугать, подавить и растерзать их. А Он, как пастырь добрый, пришел, чтобы и сотую овцу Свою не потерять, а разыскать и спасти ее83.

Еще сказал, что Он «врач» и что пришел к больным, а не к здоровым84. В действительности здоровых не было в мире, но было много таких, которые пребывали в тяжкой болезни, а в разгоряченном воображении своем мнили о себе, что здоровы.

Еще сказал, что Он «Сын Божий»85, что Он старше праотца Авраама86 и что имя Ему «Начало»87. Пришел Он к людям как посланный Отцом Своим Небесным, единственным Живым Богом, Который имеет отеческую любовь к людям и хочет через Него, Своего предвечного и Единородного Сына, всыновить Себе всех людей по их вере и свободному произволению и ввести в Свое бессмертное Царство Небесное.

Еще сказал, что каждый, кто в Него «верует», «имеет жизнь вечную»88; кто Его принимает, принимает Отца, пославшего Его89, и кто за Ним идет, тот спасает душу свою90. А кто Его не чтит, не чтит и Отца Его, ибо говорит: «Я и Отец – одно»91.

«Я и Отец – одно».

«Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света»92.

«Без Меня не можете делать ничего»93.

«Я к Тебе иду», «Отче»94.

«Ты дал Мне власть над всякою плотью»95.

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле»96.

Это свидетельство Мессии о Самом Себе; свидетельство словами, в полной и преизбыточной мере подтвердившееся Его делами.

Никогда ни один человек за всю историю мира не говорил с такой силой и властью, как Он. И никогда ни один человек испокон века не являл таких могущественных дел, как Он.

Не Ангел, не человек, а Сын Божий и Бог от Бога. Ведь если бы Он был Ангел, разве великий Архангел Гавриил, воевода Ангелов, стал бы сходить с небес, чтобы возвещать Его рождение? А если бы Он был человек, разве Иоанн Креститель, величайший из людей, «рожденных женами»97, был бы Его Предтечей и служителем?

* * *

52

Мемфи́с, или Ноф, столица Египта в XXVIII-XXIII вв. до Р.Х., был расположен к юго-западу от современного Каира. В нескольких милях от Мемфиса воздвигнута пирамида Гизеха со знаменитым сфинксом. Главные достопримечательности Мемфиса – огромная 13-метровая статуя Рамзеса Великого, основательно подпорченная, и знаменитый лабиринт, построенный двенадцатью фараонами. Предсказания пророков Божиих о гибели идолопоклоннического Мемфиса (см.: Иер. 46, 19; Иез. 30, 13, 16) сбылись в точности: он был разрушен Навуходоносором.

53

Карна́к, крупное религиозное святилище (XX вв. до Р.Х. – кон. I тыс. до Р.Х.) на территории египетских Фив, храмовый комплекс которого, посвященный богу Амону Ра, занимал территорию в несколько гектаров. Высота колонн главного храма, развалины которого существуют поныне, более 20 м, а длина его достигает 340 м. Вокруг комплекса на площади в 25 га располагались другие малые храмы и святыни, посвященные различным божествам. Полторы тысячи лет фараоны достраивали и перестраивали Карнак, стремясь превзойти друг друга. На строительстве его только во времена фараона Сети было занято более 80 тысяч рабов.

54

Асси́рия, древнее государство в Северном Двуречье, на территории современного Ирака. В широком смысле Ассирией назывались все страны от Средиземного моря до Инда, в узком – могущественная империя со столицей в Ниневии. Ассирия в XIV-IX вв. до Р.Х. неоднократно подчиняла себе всю Северную Месопотамию, периодом ее наивысшего расцвета были VIII-VII вв. до Р.Х., после чего она была уничтожена в 605 г. до Р.Х. Мидией и Вавилонией. Семирамида, жена Ассирийского царя Нина, построила Вавилон и украсила его дворцами и знаменитыми висячими садами. Величие и гибель Ассирии в точности были предсказаны пророком (см.: Иез. 31). При раскопках близ современного Мосула были обнаружены остатки огромного дворца (см. также примеч. 139).

Комментарии для сайта Cackle