святитель Николай Сербский

Феодосий Мангала пишет митрополиту Малабара

Мира тебе и радости от Господа.

Посетили мы и Тырново, древнюю столицу болгарских царей и патриархов. Были мы и в храме Сорока мучеников, в котором святой Савва Сербский отслужил свою последнюю литургию за неделю до смерти. Болгары так любили святителя, что едва позволили сербскому королю перенести его тело в Сербию.

Сельский народ в Болгарии произвел на нас самое сильное впечатление. Кроткий, прилежный, терпеливый, покорный власти и очень церковный.

– Вы должны знать, господа,– сказал нам кто-то из провожатых,– что у нас в Болгарии существует расовая проблема, так же как и у вас в Индии. У нас есть две Болгарии: татар-Болгария и славянская Болгария. Эта раздвоенность причиняла нам много бед и унижений на протяжении ряда веков. И сейчас стоит только почуять чуждую кровь, мы шарахаемся друг друга.

– Так это, так,– воскликнул поп Боян. – Эта расовая раздвоенность фатальна для нас, болгар. Но есть и другая раздвоенность, фатальная для всех христианских Балкан. Эта раздвоенность создана искусственно; а создал ее особый тип людей, которых в Болгарии называют «бай Ганьо»154, в Сербии «дрипац»155, а в Македонии «чапкун»156. Я попросил бы вас, высоких гостей из Индии, помнить об этом и всеми силами остерегаться болгарских бай Ганьо, сербских дрипцев и македонских чапкунов.

Харамбашев начал резко протестовать. К нему присоединился и Богданович. Но поп Боян не поостерегся, он продолжал:

– Бай Ганьо, дрипац и чапкун – самые большие враги Балкан. Очень часто они оказывали решающее влияние на судьбу измученных, едва только освобожденных народов балканских. Не пытайтесь даже заводить с ними речь о Боге, о душе, о Спасителе мира, о Евангелии, о Ведах, о народе как нравственном существе, о неисследимых глубинах всего сущего, о роде людском как единой Божией семье. Это все так же неинтересно им, как тибетские тантры и мантры. Они довольствуются самой низкосортной литературой, причем такой, которая восхваляет страсти, оправдывает пороки и превозносит зло над добром. С утра они раскидывают свои сети в житейском море, чтобы что-нибудь урвать для себя, а вечером перебирают добычу. Собирая же для себя и только для себя, они при этом непрестанно кричат: «За народ! За народ!».

Харамбашев вскочил:

– Я слышу, ты обвиняешь владык, поп Боян!

– Да мой владыка думает так же, как и я,– спокойно ответил Боян.– Но закончим. Эти люди знатоки, но никогда не мудрецы. Это бездарные подмастерья Запада. Они высокопарно хвалятся западной культурой, то есть тем, в создании чего не принимали участия ни они, ни их предки. Им не до культуры и не до Европы – и то и другое они используют только как торговую марку для получения своей личной выгоды. Знайте, эти типы не представляют ни Балканы, ни Европу. Они – нездоровая опухоль на теле Балкан. Они виновны в пролитии крови между братьями, в революциях и войнах, в соблазнении народа, в ненародной политике, в нехристианской школе, в чужеземном управлении нашей экономикой. Берегитесь, господа, бай Ганьо, дрипцев и чапкунов балканских…

Случилась маленькая неприятность прямо у входа в университет. Какие-то студенты стали смеяться над нами. Кто-то начал строить на наш счет разные догадки. «Долой Азию!» – вырвался крик из отдельно стоящей группы.

Поп Боян покраснел и закричал:

– Долой вас, татары! Это благородные азиаты, а вы кровопийцы из Азии.

Когда воевода Рама понял, что кричат эти юноши, он сжал свой меч правой рукой. Знаешь, это кшатрий индийский, он всегда готов с мечом в руках защитить свою честь. Вообще говоря, мы необыкновенно провели время в Болгарии.

Да защитит святой апостол Фома тебя и весь наш Малабар.

Безмерно преданный тебеФеодосий Мангала

* * *

154

Бай Ганьо (болг. «дядя Ганя») – герой рассказов болгарского писателя Алеко Константинова (1863–1897), сконцентрировавший в себе множество отрицательных качеств, особенно подлость, лживость и бессовестность.

155

Дрипац (серб.) – оборванец, грубый, неотесанный человек.

156

Чапкун (серб.) – шельма, жулик, бездельник, мелкий вор.


Вам может быть интересно:

1. Собрание сочинений. Том 4 – СЛОВО архиепископ Амвросий (Ключарев)

2. Молитвы на озере – 85. Пребогатый Господи, всели мя в Царство Твое святитель Николай Сербский

3. Письма – 465. Когда бранят, смиряйся и проси прощения, а не оправдывайся преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

4. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Рассеянность схиархимандрит Иоанн (Маслов)

5. Отечник Проповедника – Предсказание. игумен Марк (Лозинский)

6. Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления – 4. Голгофа архиепископ Феофан Полтавский (Быстров)

7. Слова и речи святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского – Речь, произнесенная Преосвященным Иннокентием, по пострижении его в монашество святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

8. Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве. Выпуск 1. Собрание рукописей Московского митрополита Макария (Булгакова), Мелецкого монастыря на Волыни, Киево-Братского монастыря, Киевской духовной семинарии Николай Иванович Петров

9. Об источниках права Православной Русской Церкви: [Церковное преобразование Древней Церкви как источник права Русской Церкви] профессор Николай Александрович Заозерский

10. Огласительные поучения и завещание – Поучение 32. О том, чтобы довольствоваться малым, и о том, чтобы принимать в монастырь отроков, калек и увечных. преподобный Феодор Студит

Комментарии для сайта Cackle