Источник

Письмо 160. Монаху Савве, о нападках на монашество

Говоришь, нападают на вас, монахов, многие нападают. Одни потому, что не смеют нападать ни на кого больше и знают, что вы не ответите им и жаловаться не будете. Другие потому, что хотели бы все свести к материи и поставить на службу плоти. Наконец, третьи просто потому, что не выносят незыблемости церковного устава. Они с удивлением смотрят, как в нынешнем водовороте бесконечных перемен неизменной остается только Церковь Христова: стоит она, как скала в море, о которую разбиваются все волны. Оставим в стороне личные нападки: терпеть и спасать терпением душу – это монашеский обет. /Претерпевший же до конца спасется/, – сказал Тот, Кто все знает и видит330.

Рассмотрим принципиальные требования ваших противников. Их содержание и цели хорошо известны. Если бы они осуществились, это неминуемо привело бы к уничтожению монашества в Православной Церкви и к превращению монастырей в то, во что их превратили безбожники в России: или в музеи, или в увеселительные заведения. Но такое превращение оскорбило бы не только души сербских святых, которые своими задушбинами освятили землю и украсили небесный свод сиянием святости, но и весь православный народ. Ибо для верующего народа монастыри являются духовными лечебницами, где душа ищет здоровья, утешения и вдохновения.

Никому из верующих не придет в голову, что предназначенное душе можно превратить в место для кабацкого разгула. И если о таком не помышляли ни царственные ктиторы этих святынь, ни народ царский, спрашивается: от чьего имени выступают ваши критики и противники?

От всех христиан, а от монахов, чьи обеты строже, особенно, можно требовать, чтобы они стали лучше, чем есть. Но разве можно требовать перемен в служении монастыря только потому, что некоторые монахи небрежны в исполнении обетов? Разве можно превращать целое духовное здание в прах материальный только потому, что некоторые воины духовного воинства впали в материализм? Требование диавола, чтобы Христос превратил камень в хлеб, кажется менее опасным, чем требования некоторых наших современников превратить дух и все духовное в хлеб и прах. Кто знает, впрочем, что за времена грядут; духовное золото всегда можно легко превратить в бумагу, но бумагу нелегко превратить в золото.

Мир ти и радость от Господа.

* * *

330

Мк. 13, 13. – Ред.


Источник: Миссионерские письма / Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7

Комментарии для сайта Cackle