Источник

Письмо 202. Болгарскому профессору Христо Й., о мире и братолюбии

Спасибо Вам за рождественские поздравления. Спасибо за добрые слова, за благие пожелания мира и братолюбия между сербами и болгарами. Христос назвал миротворцев сынами Божиими. Миротворцами были князья, при которых народ жил в мире и согласии, миротворцами были художники и писатели, которые налаживали связи с соседними странами и способствовали миру, а не войне. Миротворцами остаются все крестьяне и пастухи, которые в уединении возносят теплые молитвы Всевышнему о мире и любви между нашими народами. Не сомневайтесь в том, что их пожелания, вздохи и молитвы, никому в мире не известные и не слышные, – великий подвиг для поддержания мира.

Творцу вселенной не нужны ни радио, ни телефон, чтобы слышать шепот человеческих душ. Он бесконечно милостив к простому народу и непрестанно – на страже сердца его. В Евангелии неоднократно говорится о том, как Христос был сострадателен к народу: /жаль мне народа/ (Мф. 15, 32). /Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря/ (Мк. 6, 34). /И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их/ (Мф. 14, 14). Чувства и чаяния простого народа на земле слышны лишь некоторым, но небеса всецело внимают им.

Господь направляет судьбу народную к благоденствию или к скорбям согласно благочестию народа. Меня по сей день волнует одна поистине трогательная сцена, которую мне довелось видеть в прошлом году в старой Самоковской церкви. Какой-то простой ремесленник стоял с зажженной свечой в руке и пристально смотрел на сербских и болгарских священников перед алтарем. Когда молитва и проповедь закончились, он в слезах воскликнул: «Мир и братолюбие! Мир и братолюбие! Чтобы не быть нам проклятыми навеки!». Мир и братолюбие – это давнее общее чаяние нашего и Вашего народа, простого, но многочисленного и Богу угодного православного народа. На этом стремлении, на этом благородном чувстве народного сердца сейчас, в наши дни, Промысл Божий созидает грядущую судьбу наших народов. Те, кто этому противится, готовят себе позор и унижение. Потому что ладан, который воскуряют ныне два братских народа на жертвеннике своего сердца, уже не ладан Каина, но ладан святого Саввы и святого Иоанна Рыльского.


Источник: Миссионерские письма / Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7

Комментарии для сайта Cackle