Азбука веры Православная библиотека профессор Николай Иванович Субботин Аркадий, архиепископ Пермский и Петрозаводский и некоторые его сочинения против раскола

Аркадий, архиепископ Пермский и Петрозаводский и некоторые его сочинения против раскола

Источник

Содержание

Предисловие издателя

Аркадий епископ Пермский Начертание правил для приходских священников, в приходах коих есть раскольники Пермские сочинения I. Нечто о расколе в Российской церкви II. Замечания на 9-ю главу Соборного Изложения святейшего патриарха всероссийского Филарета Никитича. III. Из послания к именующему себя старообрядцем о сложении перстов для знаменования святым крестом IV. Заметка на пятый поморский ответ Замечания на сей греческий текст V. Есть ли правда? VI. Нужда VII. Замечания на Проклятие ересей по 3-му чину, о коем знают те, кои заведывают Иргизским расколом Общее замечание Частные замечания VIII. Увещание ко всем христианам не верить «Увещанию ко всем христианам 1823 года Октября месяца» Текст Увещание ко всем христианам 1823 года октября месяца Замечание Текст Препинание 1-е. О неимении епископского благословения. Замечание Замечания на «Увещание ко всем христианам» Толкование 12-й гл. Апокалипсиса Из олонецких сочинений преосвященного Аркадия Предисловье от издателя I. Письма 1. К священнику Даниловского прихода Иоанну Ребольскому 2. К двум сестрам, сожительницам лексинсной большухи 3. Лексинскому священнику Тимофею Казанскому 4. К лексинсной большухе Матроне Филиповой 5. К ней же 6. Тихвиноборскому священнику Иоанну Румянцеву 7. Плессному православному причту II. Разговоры 1. Разговор отца с детьми, начинающими учиться грамоте 2.Разговор отца с двумя сыновьями Петром и Иваном, из которых один учился грамоте у раскольника по неисправленной Псалтыри, а другой у священника – по исправленной, – о 22-м псалме 3. Разговор отца с детьми Петром и Иваном о 132-м псалме 4. Разговор о пятидесятом псалме 5. Разговор между православным и раскольником о ином Иисусе Приложение Еще два письма преосвященного Аркадия 1. Письмо к Даниловскому священнику И. Ребольскому 2. Письмо к Лумбужсному священнику о. Иоанну Еще три письма преосвященного Аркадия 1. К Лумбужскоиу священнику Иоанну Предтеченскому 2. К нему же 3. К нему же  

 
Предисловие издателя

Аркадий, бывший архиепископ Пермский, потом Олонецкий, достоин признательного воспоминания в ряду архипастырей, потрудившихся для церкви в борьбе с расколом. Современник двух великих деятелей на этом поприще – митрополита Филарета и митрополита Григория, он может занять здесь с полным правом первое место после них. И в Олонце и особенно в Перми он неутомимо, с примечательным знанием и искусством, трудился в деле вразумления и обращения раскольников на путь истины, справедливо поставляя в нем одну из важнейших обязанностей своего архипастырского служения. Вот что сам он писал в первые годы управления пермскою епархией к одному из правительственных лиц, характеризуя и свой образ действования в отношении к раскольникам: «Я обрек себя всего на службу св. церкви: не терпя фанатизма, не имею равнодушия, когда Господь открывает мне случай и возможность послужить спасению порученных мне. К полицейским мерам гражданского начальства прибегаю только в крайностях; тогда только прошу удержать противозаконные действия врагов церкви, когда они чрезвычайно вредны, чрезвычайно незаконны, ибо знаю, сколь неверны бывают сии меры, сколь необходимо действовать просвещением, убеждением. Направляя все части моего управления к сему, не могу отказаться и сам от переписки с православными, с единоверцами, с раскольниками, даже с мужиками, когда они требуют сего. В переписке сей стараюсь, сколь могу, соблюсти вежливость, истину, впрочем, без богопротивного потворства злу, заблуждению. Хочу быть поверяем во всем, прошу о сем других; поверяю себя даже чрез подчиненных моих: больше всего опасаюсь ошибки»1. И это не одни слова. Многочисленные письма его к разным лицам и особенно к священникам его епархии, печатаемые в настоящее время2, представляют несомненное доказательство их полной справедливости. В этих письмах, а также и в оставшихся его сочинениях, он является действительно архипастырем, «обрекшим всего себя на службу св. церкви», и особенно чрез обращение раскольников, которых огромное количество находилось в обеих епархиях, бывших в его управлении. Из них видно, как обширны и постоянны были его сношения, даже письменные, и с старообрядцами, и со светскими лицами, имевшими влияние на старообрядцев, и с духовенством, – как заботился он, одних вразумить и направить на путь истины, других – наставить, поддержать и утвердить в их деятельности против раскола; и все эти сношения проникнуты апостольскою простотой, не лишенной властности, запечатлены умом светлым и сильным, обширным знанием священного и отеческих писаний, и близким знакомством с учениями раскола. Мы имеем в копии два письма архиепископа Аркадия, – одно к нижнетагильскому протоиерею Михаилу Кириллову, другое – к управлявшему нижнетагильскими заводами Д. В. Белову, и находим не излишним привести их здесь в подтверждение сказанного.

В 1833 г., тогдашний обер-прокурор Святейшего Синода С. Д. Нечаев прислал преосвященному Аркадию сведение о древней плащанице Астраханского собора, представляющей свидетельство о именословном перстосложении. И вот, ревностный архипастырь спешить сообщить одному из наиболее близких сотрудников своих в борьбе с расколом, нижнетагильскому протоиерею (а вероятно и другим), копию этого нового и сильного свидетельства в защиту древности порицаемого раскольниками именословия, сопровождая ее собственноручным письмом, в котором именно раскрывает значение этого свидетельства в ряду прочих свидетельств о перстосложении для крестного знамения. Вот что именно писал он:

О. протоиерей и благочинный!

Его превосходительство, Святейшего Правительствующего Синода обер-прокурор, г. действительный статский советник и кавалер Степан Дмитриевич Нечаев от 15-го числа минувшего Сентября прислал ко мне копию с выписки о древней плащанице, хранящейся в ризнице Астраханского собора, для полезного в нужном случае соображения.

Копия сия списана на сем же листе3. Имея в виду сию копию, мы имеем на истинность наших двух перстосложений неоспоримые доказательства из каждого минувшего столетия. Так, что сначала в новокрещенную Русь введено наше сугубое перстосложение4, о том свидетельствуют св. иконы мозаического искусства в Киево-Софийском соборе, от XI века неизменно уцелевшие. Что и в XII и ХШ и XIV веках было то же – тому подтверждение печати при государственных грамотах, хранящихся в архиве коллегии иностранных дел, из коих грамот одна 1295 года великого князя тверского Михаила Ярославича, коего нетленный мощи, обретенные в 1655 году, почивают в тверском Преображенском соборе; другие 1328 года великого князя Ивана Даниловича Калиты, основателя большого московского Успенского собора, при св. митрополите всероссийском Петре. Далее на XV веке разливает свет помянутая плащаница. А что-то же сугубое перстосложение было в употреблении и в XVI веке, о том неоспоримо свидетельствует стоглавый в 1551 году собор 31-ю главою своего Стоглавника. В оной главе предписывается одинаково креститься и благословлять: следовательно неодинаково крестились и благословляли. В оной главе стращают проклятием за неодинаковое перстосложение: следовательно, сугубое перстосложение было в большом употреблении. В оной главе ссылки подложные: следовательно, истинных нет, и она сочинена не свв. отцами просвещенными. В XVII веке уже собор торжественно утвердил непрерывность, важность, повсемственность наших двух перстосложений в православной церкви. Такова истина! Да познают ее и не ведающие ее, и гнушающиеся ею, и гонящие ее!

* * *

1

Христ. Чт. 1887 г. ч. II, стр. 678–679.

2

В Христ. Чтении. Их собирает и печатает лично знавший преосвященного и с глубоким уважением вспоминающей о нем, достопочтенный профессор И. Е. Троицкий».

3

Печатается ниже.

4

Т.е. двоякое перстосложение: одно для святительского и священнического благословения, другое для изображения на себе крестного знамения.


Источник: Москва. Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, Воздвиженка, Крестовоздвиженский пер., д. Лисснера. 1890. Отдельный оттиск из №№ 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 20 за 1889 год и из №№ 1, 2, 3, 4 и 5 журнала «Братское Слово» за 1890 год.

Комментарии для сайта Cackle