Азбука верыПравославная библиотека святитель Николай Сербский Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви


святитель Николай Сербский

Вера святых.
Катехизис Восточной Православной Церкви

Введение. О христианской вере
Глава 1. Происхождение и источники православной веры 1.1. Священное Писание 1.1.1. Книги Ветхого Завета 1.1.2. Книги Нового Завета 1.2. Священное Предание Глава 2. Христианское православное исповедание веры 2.1. Толкование Символа Веры 2.1.1. Первый член Символа Веры 2.1.2. Второй член Символа Веры 2.1.3. Третий член Символа Веры 2.1.4. Четвертый член Символа Веры 2.1.5. Пятый Член Символа Веры 2.1.6. Шестой член Символа Веры 2.1.7. Седьмой член Символа Веры 2.1.8. Восьмой член Символа Веры 2.1.9. Девятый член Символа Веры 2.1.10. Десятый член Символа Веры 2.1.11. Одиннадцатый член Символа Веры 2.1.12. Двенадцатый член Символа Веры Глава 3. Семь святых таинств 3.1. Святое таинство Крещения 3.2. Святое таинство Миропомазания 3.3. Святое таинство Причащения 3.4. Святое таинство Покаяния 3.5. Святое таинство Священства 3.6. Таинство Брака 3.7. Таинство Елеосвящения 3.8. Учение Православной Церкви о Святых Таинствах Глава 4. Ветхозаветные заповеди 4.1. Первая заповедь 4.2. Вторая заповедь 4.3. Третья заповедь 4.4. Четвертая заповедь 4.5. Пятая заповедь 4.6. Шестая заповедь 4.7. Седьмая заповедь 4.8. Восьмая заповедь 4.9. Девятая заповедь 4.10. Десятая заповедь Глава 5. Новый завет 5.1. Две величайшие заповеди Нового Завета 5.2. О молитве 5.3. Молитва Господня 5.4. Характер христианина по Новому Завету 5.4.1. Пестование христианского характера 5.4.2. Заповеди блаженств 5.5. Христианские добродетели 5.5.1. Совершенствование характера 5.5.2. Совершенствование отношений с людьми  

 
Введение. О христианской вере

В чем суть христианской веры?

Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него.

Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание?

Самые важные тайны бытия и жизни таковы:
Тайна невидимых реалий: Бога, Ангелов, души человека;
Тайна сотворения мира и конца света;
Тайна промысла Божьего, ведущего человека и человечество к определенной цели по Его премудрости и всемогуществу;
Тайна грехопадения человека и его спасения через боговоплощение;
Тайна Царствия Божия как конечной цели земной жизни человека и верного пути, ведущего к этой цели.
Тайна воскресения из мертвых, Страшного Суда и вечной жизни.

А не пытались ли какие-либо другие учителя веры, мыслители и философы объяснить эти тайны?

Да, многие пытались найти объяснение этим тайнам. Однако они опирались лишь на ограниченные силы человеческого разума и свои размышления о мире и природе человека. Все их упорные попытки проникнуть в эти тайны заканчивались лишь различными предположениями и целыми теориями, противоречившими одна другой.

В чем же тогда состоит преимущество знания Иисуса Христа?

Преимущество Христа в том, что Он – очевидец. Он свидетельствует:« Я говорю то, что видел у Отца Моего» (Ин.8:38); и в другом месте: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин.3:13). Учителям веры своего времени Он говорил: «вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин.8:23). Одному из начальников иудейских Он сказал: «истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (Ин.3:11). Затем Он еще раз повторил: «Я есмь хлеб, сошедший с небес» (Ин.6:41). И многое другое на эту тему Он сказал с авторитетом свидетеля, видевшего все тайны неба и земли, поэтому люди изумлялись Его науке, ибо «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин.7:46).
Действительно, и в повседневной жизни мы больше верим очевидцу, чем какому-то теоретику или философу. Однако были и другие учителя веры, которые утверждали, что учение свое приняли от неких ангелов, но ангелы тоже – очевидцы великих тайн. Как это понимать?
Верно, иногда Господь Бог посылал Своих ангелов к отдельным людям, чтобы научить их и направить на путь истинный. Но гораздо чаще люди испытывали ложные видения, то есть им являлись духи зла в облике ангелов. Однако в случае Иисуса Христа дело обстоит по-другому. Ангелы Его и не учили, и не указывали Ему путь. Напротив, Он сам приказывал ангельскому воинству и изгонял злых духов из людей. Ангелы служили Ему, а бесы в ужасе трепетали перед ним.

Должны ли мы, в таком случае, думать, что христианство выше всех остальных религий мира?

Христианскую веру не следовало бы сравнивать с другими религиями и, строго говоря, не следовало бы называть «религией» в языческом понимании этого слова. Ибо она – не какая-то одна из разнообразных религий, но она есть ВЕРА ВО ХРИСТА И ОТКРОВЕНИЕ ХРИСТОВО. Христианская вера – это личное, единственное в своем роде и полное раскрытие Бога перед людьми ради их просвещения и спасения. Другого Откровения Господь Бог больше не даст до самого конца света, и не следует ожидать пришествия другого мессии, кроме Иисуса Христа.
Как тогда следует относиться к некоторым попыткам наших современников приравнять христианскую веру ко всем остальным религиям?
Эти попытки ошибочны, ибо кровь Сына Божьего не может быть приравнена к чернилам литератора. Это – опасный эксперимент, ибо «Бог поругаем не бывает» (Гал.6:7). И хотя мы, как члены древней Восточной Церкви, снисходительны ко всякому человеческому существу, нам строжайше запрещено приравнивать истину Откровения, переданную нам Богом, к религиям и философиям, созданным людьми.

Какими средствами следует бороться против попыток уравнивания христианской веры с другими религиями?

В первую очередь – углублением нашего знания о нашей православной вере, использованием веры в повседневной жизни, погружением в веру до самозабвения, как ученый всего себя отдает своему открытию. Во-вторых, мудрыми и благородными усилиями (ни в коем случае не силой), помогая людям подниматься с самых нижних ступеней к высотам нашей современной веры, а не опускаться до несовершенных верований и смешиваться с ними ради какой-то договоренности.

Почему нашу веру мы называем животворящей?

Потому, что ВЕРА и ЖИЗНЬ связаны неразрывно, как причина и следствие. Господь Иисус Христос сказал: «верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36). Кроме того, было сказано: «праведник верой жив будет» (Евр.10:38).