митрополит Николай (Ярушевич)

Храм

В 26-м псалме пророк Давид говорит: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26:4).

Если храм ветхозаветный вызывал в человеческом сердце такую любовь к себе, то что сказать о нашем святом православном храме? Ведь здесь, в православном храме, среди нас, грешных, присутствует Сам Господь Своим Божественным Телом и Своей Животворящей Кровью. Какой же должна быть наша любовь к святому храму! Здесь – в нашем храме – пристанище и упокоение для каждого из нас от дней младенчества до последнего человеческого издыхания.

И когда вы чувствуете в своем сердце духовный голод и жажду, которых не может утолить ничто на земле, или ощущаете в себе душевную сухость и мертвенность, идите в храм Божий. Со страхом, верою и любовию причащайтесь Тела и Крови Христовых, и Господь, вселяясь в вас, укрепит ваши душевные и телесные силы, вдохновит на путь жизни со Христом, и это соединение нашей души и тела с Господом будет залогом и нашего вечного с Ним общения.

Идите в храм Божий лечить все свои сердечные раны и муки. Здесь Святая Церковь сама умоляет о нас Небесного Владыку и призывает на молитву с собою святых Божиих людей, ангелов и архангелов и Саму Пречистую Матерь Божию. Такая молитва проливает отраду и утешение в сердце, уязвленное скорбями и печалями.

Без молитвы не может быть духовной жизни. Молитва – это показатель живой души: если христианин любит молиться и утром и вечером своего трудового дня и на молитве раскрывает свое сердце перед лицом Господа, если он тоскует без молитвы в храме Божием и ищет ее, – значит, он живет внутренней духовной жизнью, стремиться к общению с Богом, заботится о своей душе. Если же он разлюбил молитву и перестал ощущать в ней потребность, значит, он засыхает или уже засох своей душой.

Приходя в храм, мы дышим здесь молитвой, в молитве почерпаем силы для своей духовной жизни. Здесь мы входим своей душой в общение со всей Небесной Церковью, торжествующей на небесах, какую составляют святые ангелы, святые угодники, и возглавляет Господь – Глава Церкви. Здесь мы видим Божественный Лик Господа нашего Иисуса Христа, престол Божий, на котором невидимо почивает Господь. За каждой Божественной Литургией на престоле совершается величайшее священнодействие – приносится Бескровная Всемирная Жертва. Здесь перед нами образ нашей Небесной Матери. Здесь мы молим Господа обо всем, о чем томится, тоскует, в чем ищет подкрепления и успокоения наша грешная душа. А Господь, как человеколюбивый Отец, здесь внимает нуждам наших сердец. Здесь мы просим угодников Божиих как наших сродников и братий, облеченных силою и славою у Всевышнего и Всемилостивого Господа, об их ходатайстве и заступлении перед Богом в наших нуждах, трудах и тяготах.

Пусть же будет наш святой православный храм для каждого из нас пристанищем и источником, подкрепляющим наши слабые духовные силы для борьбы с грехом, для приготовления себя в жизни будущего века, какой всех нас Господь и Милосердный Отец да сподобит Своею Благодатию.

* * *


Источник: Радость и утешение христианина. Проповеди / Митр. Николай (Ярушевич), Издательство: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с.

Комментарии для сайта Cackle