митрополит Николай (Ярушевич)

Святые ангелы

В Символе веры, в первых его словах, мы говорим так: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым». Мы исповедуем, что Бог наш, в Которого мы веруем, сотворил мир видимый и невидимый. Мир невидимый – это святые ангелы, верные слуги Божии, охранители и воспеватели славы Божией, наши руководители, заступники и молитвенники о нас.

Для наших телесных очей это – мир невидимый. Но из слова Божия, из истории нашей Церкви мы знаем не только о пребывании святых ангелов в надземном мире, но и о соприсутствии их с нами на земле.

Мы знаем, что за шесть месяцев до Рождества Христова родился Предтеча Господень Иоанн. Кто был вестником рождения Иоанна Предтечи? Ангел. Ангел явился отцу его Захарии в те минуты когда Захария совершал каждение в храме, и сказал ему о том, что у него родится сын, которого он назовет Иоанном и который будет велик перед Богом (Лк. 1:13–15).

Пришло время родиться на земле Сыну Божию, Который принимал на Себя плоть и душу человеческие для спасения погибающего в грехах человечества. В бедную хижину в Назарете, где проживала Дева Мария, «вошел» архангел Гавриил и, исполняя повеление Божие, возвестил Ей о рождении от Нее Спасителя мира, назвав Ее «благословенной между женами» (Лк. 1:28).

Когда обручник Девы Марии Иосиф смутился, увидев, что Дева готовится быть матерью, и не знал, как это понять, – ангел во сне сказал ему: «Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф. 1:20).

Наступила благословенная ночь рождения на земле Спасителя. Перед изумленными пастухами, пасшими свои стада невдалеке от Вифлеемской пещеры, где лежал Новорожденный Богомладенец, предстал ангел и сообщил им о священном событии: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10–11). И, как говорит святой евангелист, тотчас после этих слов ангела пастухи услышали пение на небе множества «явившихся» ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14).

Приближались последние часы земной жизни Господа Иисуса Христа. Накануне Своей крестной смерти Он молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, и, по словам евангелиста, Ему явился ангел и подкрепляя Его в минуты этой молитвы, этих страданий (Лк. 22:43).

Спустилась на землю вторая благословенная и светозарная ночь, когда Господь, как Бог Всемогущий, как Победитель смерти, воскрес из мертвых. Под утро этой ночи к священной гробнице поспешно шли мироносицы, чтобы исполнить долг своей любви к Умершему – помазать тело благовонным миром – и не нашли этого тела в гробу. Они увидели ангела, вестника воли Божией, который сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал» (Мф. 28:5–6).

Через сорок дней приблизилось и последнее прощание Воскресшего Господа со Своими учениками. На вершине Елеонской горы апостолы поклонялись Возносящемуся Господу и с благоговением и изумлением смотрели на небо, куда возносился, скрываясь от их телесных глаз, Воскресший Христос. И им явились в эти минуты два ангела, ободряя их в разлуке с Учителем и Господом словами: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

С тех пор прошло много веков. Мы собираемся на молитву в своих православных храмах. Мы слышим молитвенные слова: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», – «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми». О чем нам проповедуют слова этих церковных молитв? Они содержат веру Святой Церкви в то, что ангелы незримо соприсутствуют в наших храмах. Окружая, по учению слова Божия, день и ночь небесный Престол Господень и вопевая славу Божию, они незримо и неслышимо для нас шелестят своими крыльями и около земных престолов наших храмов. Они присутствуют во время нашего Богослужения не только для прославления Господа: они помогают нам в наших слабых молитвах, и, укрепляя в нас самый дух молитвы, относят наши просьбы и вздохи к Престолу Божию.

Мы слишком грешны и грязны своим сердцем, чтобы видеть это пребывание ангелов в храме, но тем, кто чист сердцем, дано было это видеть. Когда преп. Сергий совершал Литургию, некоторые из его братий видели стоящего около него и вместе с ним соучаствующего в богослужении ангела.

За каждым богослужением нашим мы слышим такое прошение: «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим». В этом прошении мы просим у Господа, чтобы не отлучался от нас наш ангел-хранитель. Все мы знаем слова 90-го псалма: «Ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя во всех путех твоих». Этот псалом знают наизусть многие православные люди и повторяют про себя эти святые слова во время опасности. В приведенных словах мы исповедуем веру в то, что нас охраняют святые ангелы.

Учение нашей веры о том, что каждому из нас от дня крещения во время Богослужения, о том, что каждому из нас от дня крещения дан ангел-хранитель, всегда напоминают нам о том, что мы не одиноки в своих трудах в деле спасения своей бессмертной души. С нами наши незримые руководители и помощники в этом святом деле, – ангелы Божии.

Будем молить наших небесных покровителей и хранителей жизни нашей – святых ангелов о том, чтобы они укрепляли нас на этом жизненном пути. Ведь нет ничего страшнее, чем вечная гибель души, и нет ничего блаженнее для человека, как «войти в вечную радость Господа своего».

* * *



Источник: Радость и утешение христианина. Проповеди / Митр. Николай (Ярушевич), Издательство: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с.

Вам может быть интересно:

1. Охридский пролог – 1. Святитель Лев, епископ Катанский святитель Николай Сербский

2. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

3. Слова и речи. Том II – Слово в день Святителя и Чудотворца Николая митрополит Никанор (Клементьевский)

4. Sermons – Sunday Of Orthodoxy Антоний, митрополит Су́рожский

5. Прощание Московской Духовной Семинарии с преподавателем ее, священником Михаилом Соболевым Дмитрий Иванович Скворцов

6. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

7. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Мангазеи и Енисея Михаил Владимирович Толстой

8. Краткие известия о существующих в расколе сектах, об их происхождении, учении и обрядах, с краткими о каждой замечаниями архимандрит Павел Прусский

9. Четырехсотлетие российского государственного герба – Четырехсотлетие Российского государственного герба Евстафий Николаевич Воронец

10. В стране священных воспоминаний – 18-е Июня. Воскресение. В Архипелаге. митрополит Арсений (Стадницкий)

Комментарии для сайта Cackle