митрополит Николай (Ярушевич)

Заветы св. ап. Павла

Св. ап. Павел завещает каждому из нас: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, будьте тверды» (1Кор. 16:13). Это не простой призыв доброго и любящего сердца, которое знает, сколько страданий приходится переживать людям на земле. Это голос того, кто сам перенес тяжкие испытания и кто умел препобедить их силою своего духа, не упав этим духом ни на одно мгновение в самые тяжкие минуты жизни.

Жизнь каждого из нас омывается слезами и наполнена многими и разнообразными бедствиями. Нет возможности исчислить все виды тех страданий, какими Господу Промыслителю нашему угодно посещать каждого из нас на его земном пути. Болезни, обиды, оскорбления, голод, нищета, потеря близких – все это только начало бесконечного списка видов скорбей человеческих.

«Стойте в вере», – говорит св. ап. Павел. Вера – это неиссякаемый источник ободрения, укрепления и успокоения плачущих и страждущих человеческих сердец. Вера говорит каждому страдающему сердцу, что нет ни одной слезы, проливаемой нами, нет ни одного страдания, переносимого нами, о котором не знал бы Всевидящий наш Небесный Отец. Вспомним Иова, жившего на земле задолго до Рождества Христова. Этот богатый и славный, счастливый в земном смысле человек, попущением Божиим лишился и богатства и славы. Вот он обнаженный смиренно сидит на окраине селения и очищает раны своего тела, пораженного проказой. В сердце и на устах его нет ни одного слова ропота на Господа Бога. Его жена ходит из дома в дом, чтобы тяжелой работой снискать себе пропитание и накормить больного мужа. Она теряет покой духа, и ропот наполняет ее сердце. Однажды она приходит к своему мужу и говорит: «Что ты долго и сильно страдаешь? Лучше умереть, чем жить и мучиться так, как ты. Итак: похули Бога и умри». Иов кротко сказал ей в ответ: «Ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать» (Иов. 2:9–10). Вот какую веру обнаружил этот страдалец и вот в чем источник утешения и силы духа у праведного и многострадального Иова! Он остался верен Господу до конца. И Господь наградил за его веру, за его терпение, за его праведность, послав ему опять здоровье и всякие земные блага. – Так умели принимать страдания истинные Божии рабы.

Вера помогает нам понять, что Господь посылает страдания для искупления грехов, и вера скажет, что лучше здесь претерпеть за грехи и оставить здесь на земле грехи, искупленные страданиями, чем взять их с собой туда, куда надо нам прийти чистыми, потому что там – Царство света и вечной радости. Вот только всегда, в утешение наше, помнить, что нет ни одного страдания, ни одной слезы, проливаемой страдальцем, о которой не знал бы наш Господь Спаситель. В Нем – наша радость, наше спасение и твердая, незыблемая опора во всех жизненных испытаниях.

Пусть сердце наше в минуты скорби и испытаний умеет горячо молиться. Молитва укрепит веру, молитва низведет на нас неиссякаемую Божественную любовь, молитва даст нам силы духа. Каждому, кто требует Божественной помощи и ищет ее у Господа, Господь простирает Свою руку, отирает ею слезы страдальца и говорит верующему сердцу то же, что Он сказал плачущему начальнику синагоги: «Не бойся, только веруй» (Мф. 5:36), или то, что Он сказал апостолам во время бури на Галилейском море: «Это Я, не бойтесь» (Мф. 14:27).

Бог Всемогущий и Любвеобильный не может не услышать крика Своего страдающего чада. Только стойте в вере, будьте мужественны и тверды, как завещает св. ап. Павел. Он сам перенес страдания за имя Христово и имеет дерзновение вместе с прочими святыми апостолами молиться и за нас, чтобы Господь ради них, Своих ревностных учеников и мучеников за имя Христово, подкреплял и нас грешных в наших жизненных испытаниях. Аминь.

* * *

Напомним слова св. ап. Павла, с которыми он обратился к ученику своему Тимофею в послании к нему. Он сказал ему: «Преподаю тебе такое завещание, чтобы ты воинствовал, как добрый воин» (1Тим. 1:18). И еще: «Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим. 2:3).

В лице Тимофея апостол Павел обращается и ко всем нам, всех нас называет добрыми воинами и говорит о том, что мы должны «воинствовать».

Кто же враги наши, с которыми мы должны «воинствовать», как добрые воины? Это, прежде всего, грех. Грех – это самый страшный из наших врагов. Страшен грех потому, что самыми разнообразными путями нападает на человека и подчиняет его себе. Борьба с этим врагом трудна потому, что он никогда не нападает на нас в одиночку: один грех всегда ведет за собой другой. Достаточно вступить человеку на путь лжи, как в его сердце рождаются и осуждение, и клевета, и злоба. Все эти грехи связаны между собой одной цепью.

Этот враг грозен для нас потому, что, подчиняя нас себе, он отнимает от человека то, что является самым дорогим для него: право на вечное спасение. Из кирпичей отдельных грехов и страстей быстро вырастает высокая стена, разделяющая душу человека от Бога. Грех сушит сердце, отнимает дар молитвы, умиления, благоговения – все то, что составляет духовное богатство человека и что верующий человек накапливает в себе годами. Грех лишает человека покоя совести, братского мира в отношениях с ближними: грех ссорит людей между собой, натравливает друг на друга, из друзей делает врагов. Долголетний и нераскаянный грех может довести человека до отчаяния – самого тяжкого из всех грехов. Неисчислимо тяжелы последствия греха и велика его власть над душою человека.

И мы, христиане, будучи добрыми воинами Иисуса Христа, в первую очередь должны вести духовную войну с этим врагом. Мы должны стоять на страже дверей своего сердца, чтобы не давать греху войти в него и возобладать над ним.

Завещая нам вести духовную войну, Господь в руки наши вложил сильное духовное оружие, «щит веры, которым возможем угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6:16).

Нашу веру слово Божие называет щитом. Какую веру? Веру в то, что Господь Спаситель совершил Свой земной подвиг во имя нашего спасения от греха: Он взял на Себя всю тяжесть наших грехов, чтобы выстрадать за них на Голгофском кресте и, во имя этих страданий и смерти, каждому кающемуся грешнику давать прощение. Наша вера – это щит и потому, что мы по вере знаем о бесчисленных победителях греха в лице святых людей, которые не только нам показывают пример этой духовной брани, не только вдохновляют нас своею жизнью на борьбу с грехом, но и имеют дерзновение оказывать нам в этой войне свою небесную помощь.

В руке каждого христианина есть «духовный меч», это – слово Божие. Слово Божие и устрашает грешника, и ободряет воина в борьбе с грехом, и дает силу и крепость нашему слабому духу. Устрашая, оно говорит нам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9–10). Ободряя же и утешая грешника в борьбе с грехом, слово Божие говорит нам: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12).

Кроме греха, у нас есть еще другой враг. Это – неизбежные для каждого из нас на земном пути страдания, скорби, болезни, испытания. Многих из них мы не в силах устранить с нашей жизненной дороги, и мы должны их переносить с верою в Промысел Божий. Наша борьба со страданиями и скорбями должна состоять в том, чтобы преодолевать их силу над собой, чтобы не пасть под тяжестью страдания, чтобы устоять духом в любую тяжелую минуту жизни, найти для этого в себе силы. И в этой духовной войне с силою страданий у нас есть то же духовное оружие, – тот же щит веры.

Вера скажет нам, что без воли Божией ничто не совершается в нашей жизни, что Промысел Божий никогда «не дремлет» над нами, что Отец наш Небесный всегда близок к душе человека и, особенно, того страдальца, который ищет у Него для себя подкрепления. Вера всегда будет напоминать нам о страданиях Господа Иисуса Христа, перенесенных Им ради нашего спасения, и научит нас тому, что перенесенные нами страдания с терпением – это лучшее проявление нашего сострадания Спасителю в Его кровавых муках.

Тебе тяжело? Вера поможет тебе понять, что Ты – грешник и что лучше тебе понести наказания за грехи твои здесь, в земной жизни, чем унести их с собою в вечную жизнь. Тебе тяжело? Вера научит тебя тому, что скорби и страдания – это неизбежный путь к Царству Небесному. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие», – говорит слово Божие (Деян. 14:22). Страдания закаляют нашу веру, твердость нашего духа, и в то же время делают наше сердце восприимчивее к страданиям других. Они помогают нам душу свою готовить для вечности. – Будем же добрыми воинами Иисуса Христа!

* * *



Источник: Радость и утешение христианина. Проповеди / Митр. Николай (Ярушевич), Издательство: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с.

Вам может быть интересно:

1. Пастырские наставления. Духовное наследие архипастыря храма Христа Спасителя во Франции епископ Мефодий (Кульман)

2. Слова и речи. Том I – Беседа во вторую неделю св. Великого поста митрополит Никанор (Клементьевский)

3. Охридский пролог – 1. Священномученик Игнатий Богоносец святитель Николай Сербский

4. Прощание Московской Духовной Семинарии с преподавателем ее, священником Михаилом Соболевым Дмитрий Иванович Скворцов

5. Письма – 212. Не унывать, на Бога уповать, и благо будет преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

6. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

7. Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений – О неверии и духовном ослеплении протоиерей Иоанн Смолин

8. Sermons – Sunday Of Orthodoxy Антоний, митрополит Су́рожский

9. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

10. Слова и речи – 167. Речь к преосвященному Иосифу, Епископу Дмитровскому, по рукоположении его, в кафедральной церкви Святителя Алексия святитель Филарет Московский (Дроздов)

Комментарии для сайта Cackle