Вера, молитва и жизнь православного христианина
Содержание
Отдел первый. Предварительные православно-христианские беседы 1. О Боге 2. Первые люди на земле и их грех. Обетование Спасителя 3. От Адама до пришествия Спасителя 4. Рождество Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа 5. Земная жизнь и учение Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа 6. Тайная вечеря 7. Суд над Иисусом Христом 8. Распятие и крестная смерть Иисуса Христа. 9. Воскресение Христово 10. Явления воскресшего Христа 11. Вознесение Христа на небо 12. Сошествие Святого Духа на апостолов 13. О Четвероевангелии 14. Об ангелах 15. О Пресвятой Богородице Деве Марии 16. Святые угодники Божии 17. О молитве 18. Когда и где надо молиться 19. Внешние знаки молитвы 20. О святых иконах 21. 0 грехах 22. 0 таинстве покаяния 23. О святом причащении 24. Символ веры Отдел второй. Краткие сведения из Священной истории Ветхий Завет 1. Сотворение мира и человека 2. Первые люди в раю; их грех 3. Наказание людей за грех и обещание Божие о пришествии Спасителя 5. Потоп 6. Дети Ноя 7. Столпотворение. Начало идолопоклонства 8. Авраам 9. Жертвоприношение Исаака 10. Иаков-Израиль 11. Иосиф 12. Пророк Моисей и его призвание 13. Пасха и исход евреев из Египта 14. Евреи в пустыне 15. Господь дает народу еврейскому закон на горе Синае 16. Священство, скиния, Ковчег завета 17. Сорокалетнее странствование евреев и смерть Моисея 18. Иисус Навин. Евреи в земле обетованной 19. Судьи 20. Царь Саул 21. Царь Давид 22. Царь Соломон и разделение царства 23. Царство Израильское и его падение 24. Судьба царства Иудейского 25. Пророки 26. Пророки царства Израильского 27. Пророки царства Иудейского 28. Иудеи в Вавилоне. Пророк Даниил 29. Возвращение народа иудейского из плена. Построение нового храма 30. Дальнейшая судьба народа еврейского до пришествия Христа 31. Ожидание пришествия Спасителя Новый Завет 1. Рождество Пресвятой Девы Марии; Ее введение во храм 2. Архангел Гавриил является священнику Захарии и Деве Марии (Лк. 1:5–25, 1:26–38, 1:39–56) 3. Рождество Христово (Мф. 1:18–25; Лк. 2:1–20) 4. Сретение Иисуса Христа во храме (Лк. 2:22–32) 5. Поклонение волхвов. Бегство Иосифа и Марии с Младенцем в Египет и возвращение в Назарет (Мф. 2:1–28; Лк. 2:21–40) 6. Отрок Иисус во храме Иерусалимском (Лк. 2:41–49) 7. Проповедь Иоанна Предтечи (Лк. 1:57–80; Мф. 3:1–12; Мк. 1:1–8; Ин. 1:5–28) 8. Крещение Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11, 12–15; Лк. 3:21–22) 9. Первые ученики Иисуса Христа и первое Его чудо (Ин. 1:19–51, 2:1–11; Мф. 4:13–25) 10. Изгнание торгующих из храма (Ин. 2:13–20) 11. Усекновение главы Иоанна Предтечи (Мф. 14:1–12; Mк. 6:14–29; Лк. 9:7–9) 12. Исцеление расслабленного в Овчей купели (Ин. 5:1–47) 13. Воскрешение сына Наинской вдовы и дочери Иаира; исцеление больной женщины (Лк. 7:11–17; Мф. 9:17–26; Мк. 5:22–43; Лк. 8:41–56) 14. Насыщение пятью хлебами и двумя рыбками более пяти тысяч человек (Мф.14:13–23; Лк. 9:11–17; Ин. 6:5–14; Мф. 15:29–39; Мк. 8:1–10) 15. Укрощение Христом бури на озере и Его хождение по воде (Лк. 8:22–25; Мф. 14:22–33; Мк. 6:45–51; Ин. 6:16–21) 16. Исцеление бесноватой дочери хананеянки (Мф. 15:21–28; Mк. 7:24–30) 17. Исцеление десяти прокаженных (Лк. 17:11–19) 18. Другие чудеса Христовы (Лк. 7:1–10; Мф. 8:5–18; Mк. 2:1–12; Mф. 12:22–28; Ин. 9:1–38) 19. Притча о сеятеле (Мф. 18:1–23; Мк. 4:1–20; Лк. 8:1–15) 20. Причта о милосердом самарянине (Лк. 10:25–37) 21. Учение Христа о путях к блаженству (Мф. 5:1–19). Нагорная проповедь 22. Учение Христа о любви к ближним (Мф. 5:23–24, 42–48) 23. Учение Христа о неосуждении ближнего (Мф. 7:1–5) 24. Учение Христа о промысле Божием (Мф. 6:25–34) 25. Учение Христа о молитве (Мф. 6:6–15, 15:8–9; Лк. 11:1–13) 26. Притча о милосердом царе и безжалостном заимодавце (Мф. 18:23–35) 27. Притчи о найденной овце и о блудном сыне (Лк. 15:3–7, 11–32) 28. Притча о талантах (Мф. 25:14–30) 29. Учение Христа о милостыне и посте. Притча о мытаре и фарисее (Мф. 6, 8:7–18; Лк. 18:10–14) 30. Учение Христа о богатстве и бедности (Мк. 10:17–25; Мф. 6:19–20, 11:28) 31. Притча о богатом и Лазаре (Лк. 16:19–31) 32. Учение Христа о воскресении мертвых, втором Его пришествии и страшном суде (Ин. 5:26–29; Мф. 25:31–46, 12:36) 33. Преображение Господне (Мф. 17:1–9; Мк. 9:2–9; Лк. 9:28–36) 34. Благословение Христом детей (Мф. 19:13–15; Mк. 10:13–16; Лк. 18:15–17) 35. Воскрешение Лазаря (Ин. 11:1–53) 36. Торжественный вход Христов в Иерусалим (Мф. 21:1–17; Лк. 19:29–46; Ин. 12:12–18) 37. Предательство Иуды (Мф. 26:14–22; Лк. 22:1–6) 38. Тайная вечеря (Мф. 26:17–30; Лк. 22:7–38; Ин. 13:1–38) 39. Прощальная беседа Христа с учениками. Молитва Его в Гефсиманском саду (Ин. 13:33–38, 14, 15, 16, 17, 18:1–12; Мф. 26:30–56; Мк. 14:26–42; Лк. 22:39–54) 40. Христос на суде у первосвященников (Мф. 26:57–75; Мк. 14:53–72; Лк. 22:54–71; Ин. 18:13–27) 41. Христос перед Понтием Пилатом (Мф. 27:1–31; Мк. 15:1–20; Лк. 23:1–25; Ин. 18:28–40, 19:1–16) 42. Шествие на Голгофу и распятие Христа (Мф. 27:31–41; Мк. 15:20–32; Лк. 23:26–48; Ин. 19:16–27) 43. Смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 27:45–66; Мк. 15:33–47; Лк. 23:44–56; Ин. 19:28–42) 44. Воскресение Христово (Мф. 28:1–8; Mк. 16:1–11; Лк. 24:1–12; Ин. 20:1–18) 45. Явления воскресшего Христа ученикам (Мк. 16:12–18; Лк. 24:18–49; Ин. 20:19–31, 21:1–23) 46. Вознесение Христово (Мк. 16:19; Лк. 24:50–53; Деян. 1:4–12) 47. Сошествие Святого Духа на апостолов (Деян. 2:1–4) 48. Успение Пресвятой Богородицы 49. Распространение церкви Христовой 50. Христианство на Руси Отдел третий 1. Символ веры 2. Заповеди Господни 2.1. Десять заповедей Закона Божия 2.2. Евангельские заповеди блаженства 3. Краткие сведения о богослужении 3.1. Общее понятие о церковном богослужении 3.2. Храм, его внешний вид и внутреннее устройство 4. О постах 5. О таинствах 6. Смерть и погребение православного христианина, его поминовение Приложения
Краткая учебная книга православной веры Христовой
для семьи, церковно-приходских и сельских народных училищ ведомства Мин. Нар. Προсв., городских училищ, детских приютов и приготовительных классов средних, мужских и женских, учебных заведений различных ведомств.
Составил применительно к программам, утвержденным Св. Синодом, Николай Нахимов.
Издание пятое.
В честную память святых молитвенников за землю Русскую: святителя Алексия, митрополита Московского, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, чудотворцев.
От составителя
Результаты начального наставления детей в православной вере Христовой и в семье, и в школе оставляют нередко желать весьма многого. По нашему мнению, это происходит, между прочим, и в значительной степени, от недостаточности как методической обработки в соответствующих учебниках сообщаемых детям сведений, так и надлежащего их расположения. Существующие учебники продолжают держаться строго установившейся системы: молитвы, Ветхий Завет, Новый Завет, катихизис и богослужение. Между тем из начальных школ различных типов масса детей, даже зажиточных низших классов населения, особенно сельского, выбывает пo окончании второго, a то так и первого года обучения и выносит из этих школ лишь образчик религиозных сведений.
С какими, например, познаниями в Законе Божием отпускаются школой дети, проучившиеся в ней только один год? С новозаветными молитвами, заученными без понимания их смысла, а потому и с искажениями текста, к тому же пройденными иногда «параллельно» и «в связи» с рассказами из Священной истории Ветхого Завета; до Нового весьма значительная часть христианских детей в школе так и не доходит. Нормально ли это? Правда, многие оо. законоучители уже в первом году обучения ознакомляют детей с двунадесятыми праздниками. Это очень хорошо, но слишком отрывочно и вообще недостаточно. Некоторые (к сожалению, по нашим наблюдениям, не многие) следуют указаниям «Объяснительной записки» к программе элементарного курса по Закону Божьему для начальных училищ, утвержденной Св. Синодом, и сообщают детям в том же году «общие понятия о Боге, Творце мира, о Боге Сыне, Спасителе нашем, и о Боге Духе Святом» и т. д., но школьная практика свидетельствует, что одного такого общего указания недостаточно, тем более, что уроки Закона Божьего уже и теперь поручаются часто в школе не священникам, а другим, светским, лицам, не имеющим богословского образования (число таких лиц с умножением числа школ должно по необходимости расти из года в год). Да и священник не всегда педагог и методист; при этом он сравнительно редко располагает достаточным временем, чтобы приготовляться к ведению самостоятельных бесед с детьми.
Ввиду этого назрела потребность в начальной учебной книге по Закону Божьему, где сведения для первого года обучения составили бы особый концентр, хотя и в минимальном объеме, но все же столь законченном, что усвоивший их ребенок мог бы считаться «оглашенным» истинами православно-христианского вероучения, т.е. приобрел бы возможность сознательно молиться Богу, во Святой Троице славимому, Пречистой Матери Божией, святым ангелам и угодникам Господним, равно как сознательно же приступать к таинствам покаяния и св. причащения. Удовлетворить указанной потребности и имеет целью составленная нами учебная книжка.
Первый отдел ее распадается на две части: 1) Предварительные беседы и 2) Молитвы и Символ веры. «Предварительные беседы» и должны быть именно устными беседами лица обучающего с обучаемыми: в них это лицо получит достаточный материал, который может подлежать его собственной дальнейшей обработке применительно к данному составу учащихся. Эти «беседы» отнюдь не должны быть учиваемы детьми по книге. Желательно и весьма важно, чтобы молитвы разучивались параллельно с теми беседами, с которыми они имеют органическую связь. При самом заучивании молитв с детьми, еще неграмотными или недостаточно бегло и толково читающими, мы настоятельно рекомендовали бы употребление хорового повторения их за обучающим, при том отнюдь не отдельными словами, а целыми предложениями; там же, где это невозможно, – по знакам препинания, с соответствующими, ярко подчеркиваемыми паузами. Молитвы, заученные дома неправильно, с искажениями, с неверным соединением или разделением слов, или же проглатыванием их при чтении (напр., Богородице, Дево радуйся; Бога Отца Вседержителя Творца, небу и земли; паки грядущего, со славою судити; достойно и с яку воистину; прииди и веселися в ны, и т.п.), должны быть тщательно переучены в школе. Само собой разумеется, что допущение выучиванья новых молитв с подобными неправильностями в самой школе есть явление ужасное.
Когда же дети научатся читать бегло, надо повторить с ними и «Предварительные беседы» и молитвы, с их объяснением и переводом, уже по книге. Молитвы приведены в нашей книжке: 1) в таком порядке (утренние и вечерние), в каком они читаются, а потому самая книжка может, при помощи указаний преподающего, заменить детям молитвослов; 2) по указаниям опыта – не только с объяснениями, но и с переводом на русский язык. Во втором, a по дидактическим соображениям относительно отдельных учеников, и в третьем году обучения весьма полезно заставлять детей писать молитвы наизусть на классной доске, со знаками препинания, и привлекать весь класс к участию в исправлении написанного.
Тех гг. обучающих Закону Божьему, которые будут пользоваться нашей книжкой, мы убедительно просим не переходить ко второму ее отделу, Ветхому Завету, пока дети не усвоят вполне основательно первого: 1) с тем, что в последнем дано, отпустить христианского ребенка из школы можно, а с Ветхим Заветом и плохо выученными молитвами невозможно; 2) время, употребленное на изучение первого отдела, хотя бы (по местным условиям и составу учащихся) и выходящее за пределы первого года, щедро вознаградит более легким, сознательным и быстрым усвоением двух последних отделов, особенно Нового Завета, к которому дети будут прочно подготовлены.
Некоторое число повседневных молитв, в случае надобности, может быть без ущерба для дела отнесено и на второй год обучения. Во всяком случае надо иметь твердо в виду, что важно не число выученных детьми молитв, но и то, как они выучены, и, наконец, что главнее всего, выучены ли они только для школы и ревизии начальства или же для жизни; цену имеет только последнее, первое же – никак. Надо всеми силами стремиться к тому, чтобы дети действительно пользовались в жизни выученными молитвами, хотя бы немногими; молились, к чему школа и обязана их приучать. Средства для этого, кроме живого церковно-христианского духа, которым должен быть проникнут каждый курс Закона Божьего, могут быть следующие: 1) совершение полной утренней молитвы в школе до начала уроков и вечерней после их окончания, что в хороших школах и делается; 2) настойчивые советы священника своим прихожанам, чтобы каждая семья утром и вечером молилась вместе, при чем грамотный член ее читал бы истово и внятно молитвы по молитвослову или, за неимением его, по нашей книжке. Стоит привить такой обычай в одном-двух домах моления, чтобы он получил быстрое и широкое распространение. Оба указанные способа в то же время сведут к минимуму школьную работу по заучиванью текста молитв.
Объяснение Символа веры дано краткое в первом же отделе книжки; более подробные приведены во втором. Символ веры должны понимать дети, выходящие из школы даже по окончании первого года. В третьем отделе, для тех детей, которые остаются в начальной школе до окончания полного курса, объяснение Символа веры изложено отдельно с особой полнотой.
Тропари двунадесятых праздников приведены, с объяснением и переводом на русский язык, вслед за рассказами о соответствующих новозаветных событиях, и должны быть объясняемы детям вместе с последними; заучивание тропарей наизусть лучше приурочивать к каждому празднику в конце второго и отчасти третьего года обучения. Это будет, во-первых, легче для учащихся, во-вторых, даст естественный повод к повторению истории праздников.
В изложении истории Нового Завета мы избегали чрезмерной краткости, которая, кстати сказать, часто затрудняет учащихся; такая краткость была бы выгоднее для нашего издателя, но вредна для дела. Поэтому в нашей книжке есть рассказы, не встречающиеся в других подобных учебных книгах1. Есть в ней немало и повторений; они сделаны не по недосмотру, а с дидактическими целями.
Устройство храма, священные сосуды, а также богослужебные книги лучше всего показать детям, с соответствующими объяснениями, в самом храме, что, несомненно, сделает с должной любовью каждый священник, если он даже и не состоит законоучителем в той или другой школе своего прихода; времени на это требуется мало, а польза детям будет большая. Весьма важно объяснить им тут же и держание имеющихся в храме икон.
Мы позволяем себе надеяться, что наша скромная книга значительно облегчит труд действенного преподавания Закона Божьего в начальной школе, равно как и учащимся – усвоение истин православной веры.
Примечание. Говоря о распределении учебного материала по годам обучения, мы имели в виду трехлетнюю начальную школу Министерства Народного Просвещения. Само собой разумеется, что в школе иного типа, например, церковно-приходской, или в приготовительном классе среднего учебного заведения оно будет значительно иным, и по отношению к этой школе сказанное нами сохраняет силу лишь применительно в смысле общего порядка прохождения курса.
По поводу третьего издания
Не истекло еще и двух полных лет со дня выхода первого издания этой книжки, а уже приходится готовить третье. Встреченная весьма благосклонно печатью духовной и светской, она получила быстрое распространение в школах нескольких ведомств. Отсюда заключаем, что книжка yдовлетворила усмотренной нами потребности. Многочисленные отзывы оо. священнослужителей и гг. народных учителей, ведущих по ней преподавание, свидетельствуют, что мы облегчили им это многотрудное и святое дело. Следовательно, цель наша достигнута.
Третье издание печатается с некоторыми, немногими, изменениями и поправками, сделанными по замечаниям опытных оо. законоучителей и знатоков начальной школы. Всем им приносим за эти замечания глубокую благодарность, особенно же члену Учил. Совета при Св. Синоде ο. прот. Κ.В. Ивановскому, епархиальному наблюдателю церковно-приходских школ Пермской губ. о. прот. Рыжкову, директору нар. учил. той же губернии А.П. Раменскому, директору Коростышевской семинарии А.И. Тарнавскому, причисленному к Мин. Нар. Пр. д. с. с. А. П. Пятницкому и гг. инспекторам нар. учил. Шлиссельбургского района М.И. Успенскому и Бирского, Уфимск. губ., К.М. Копинскому.
Составитель.
* * *
Быть может, при благоприятных обстоятельствах их кажется возможным сделать предметом классных уроков или классного чтения; если же нет, то многие из учащихся прочтут их дома самостоятельно. Вообще настоящий учебник, предназначенный для школ различных типов, дает каждой из них то, что для нее нужно; остальное может быть пропускаемо.