Источник

№ 19. 1660 г., март. Выписки из сказок об оставлении Никоном патриаршего престола для доклада царю и собору, митрополита Питирима, митрополита Сербского Михаила, архиепископа Тверского Иоасафа, боярина князя А.И. Трубецкого и прочих лиц и передопроса некоторых из них

В сказке Питирима, митрополита Сарского и Подонскаго, написано:

В прошлом 166 году, Июля в 10 день, праздновали многоцелебной Ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И в соборной церкви пречистой Богородицы бывший Никон патриарх служил литургию, а он Питирим митрополит служил с ним вместе. И по заамвонной молитве патриарх Никон вышел из алтаря на амвон и чёл поучение, а в поучении своём речью говорил: ленив де я учить вас был, и не стало де меня столько, и лености де моей ради окрастовел, я и вы де, видя моё к вам неучение, от меня окрастовели; и говорил патриарх с клятвою: от сего времени не буду вам патриарх, аще и помыслю быть патриархом, и я де анафема буду; и сак с себя святительский сложил, а говорил: уже де я вам не пастырь. И собором его стали молить со слезами: кому ты нас сирых оставляешь? И патриарх им стал говорить: кого де вам Бог даст и пречистая Богородица изволит. И хотел на себя патриарх надеть чёрное платье, и собором ему чёрного платья надеть не дали, и он надел на себя мантию с источниками, а клобук чёрный, а посох пастырский Петра чудотворца поставил на месте святительском, а взял клюку простую и пошёл из церкви вон. И собором патриарха молили и из церкви не пустили. И великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, прислал в соборную церковь боярина князя Алексея Никитича Трубецкого. И боярин князь Алексей Никитич, придя в церковь, просил у патриарха благословения, и патриарх его боярина не благословил, а сказал: прошло де моё благословение, недостоин де я быть в патриархах. И боярин князь Алексей Никитич говорил патриарху: чего де ты ради, бежав, престол свой святительский оставляешь, живи де, не оставляй престола своего. И патриарх, не отпустив обедни, пошёл из соборной церкви вон.

В сказке Михаила, митрополита Сербского, написано подобно той же митрополита Питирима сказке.

А клятвы в его митрополита Михаила сказке не написано. Да в его ж сказке написано: патриарх пошёл после обедни.

И преосвященный собор его митрополита Михаила допрашивал; клятва у патриарха была ли, и отпустив ли патриарх литургию пошёл из соборной церкви, или не отпустив?

И Михайло митрополит пред преосвященным собором сказал: клятвы де он у патриарха не слышал; а по отпусту ль литургии или не отпустив литургию патриарх из церкви пошёл, того де он доподлинно не упомнит.

В сказке тверского архиепископа Иоасафа написано во всём подобно митрополичьим Крутицкого, Сербского сказкам, только клятва написана глухо.

И преосвященный собор его архиепископа Иоасафа допрашивали; какою патриарх Никон клятвою клялся.

Иоасаф архиепископ перед преосвященным собором сказал: подлинно де он не помнит, какою клятвою патриарх Никон клялся.

Да он же архиепископ Иоасаф перед собором, сверх своей письменной сказки, сказал: говорил де патриарх Никон: аще де возвращуся, и я де аки пёс на своя блевотину.

В сказке боярина князя Алексея Никитича Трубецкого написано:

По указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, говорил он патриарху Никону; для чего он патриаршество оставляет не по совету с великим государем? и чтоб он патриаршество не оставлял. И патриарх ему говорил; оставил де я патриаршество собою, а ни от чьего и ни от какого гонения, и государева де гнева на него не бывало. А о том де он и прежде сего великому государю бил челом и извещал, что ему больше трёх лет на патриаршестве не быть. И просил у него себе благословения, и он его не благословил, а говорил; какое де тебе от меня благословение? он де недостоин патриархом быть. И по указу де великого государя, говорил он патриарху в другой ряд; чтоб он патриаршества не оставлял. Патриарх сказал: уже де он слова своего не переменит, давно де у него о том обещание, что патриархом не быть. И пошёл из соборной церкви вон.

В сказке Чудова монастыря бывшего архимандрита Иосифа, какова прислана с Костромы за его архимандричьей рукой, написано: слышал он от патриарха: оставляет он патриаршество своей волей.

Спаса Нового монастыря архимандрита Иосифа в сказке написано подобно митрополичьим и архиепископским сказкам, только клятвы не написано.

И преосвященный собор архимандрита Иосифа допрашивал: клятву он у патриарха Никона слышал ли, и патриарх Никон отпустив ли обедню пошёл, или не отпустив?

И архимандрит Иосиф в допросе сказал по священству: клялся ль де патриарх или не клялся, того он не слышал; а по отпусту ль или не по отпусту из церкви пошёл, того он не упомнит.

В сказке Спаса Андроникова монастыря архимандрита Дионисия написано: патриарх Никон пошёл из церкви по отпусту; а клятвы не написано.

И преосвященный собор его архимандрита Дионисия допрашивал: клятвы он от Никона патриарха слышал ли, и по отпусту ль пошёл патриарх, или не по отпусту?

И архимандрит Дионисий в допросе сказал по священству: клятвы де он от патриарха никакой не слышал, затёрли де его народом у столпа, что у Ризы Господни; а по отпусту ль он патриарх пошёл из церкви или не по отпусту, того подлинно не помнит.

В сказке Богоявленского монастыря архимандрита Киприана написано подобно митрополичьим сказкам, только клятвы не написано.

И преосвященный собор его архимандрита Киприана допрашивали: от патриарха Никона он клятву слышал ли?

И архимандрит Киприан сказал по священству: клятвы де он от патриарха Никона не слышал, потому что стоял далече.

В сказке Знаменского монастыря игумена Иосифа написано подобно митрополичьим же сказкам, а клятвы не написано.

И преосвященный собор его игумена Иосифа допрашивали: от патриарха Никона он клятвенные слова слышал ли, и отпустив ли литургию пошёл патриарх, или не отпустив?

И игумен Иосиф перед освященным собором сказал по священству: клятвы де он от Никона патриарха не слышал; а пошёл де патриарх Никон из соборной церкви, не отпустив литургии.

В сказке Новинского игумена Боголепа написано: не ведает он про патриархово оставление; а в службе с ним был.

А в допросе пред преосвященным собором сказал по священству то ж.

В сказке Златоустовского игумена Мисаила написано: мантию и клобук патриарх сложил с себя.

А в допросе перед освященным собором он игумен Мисайло прощался; написать де было ему: сак и митру.

В сказке соборного протопопа Михайла написано подобно митрополичьим сказкам, о клятве в его сказке не написано.

И преосвященный собор его протопопа Михайла допрашивали; клятвенные слова он от патриарха Никона слышал ли, и по отпусту ль или до отпуста патриарх пошёл из соборной церкви?

И протопоп Михайло в допросе сказал по священству: клятвы де он от патриарха Никона не слышал; а отпуста де того дня обедне не было.

В сказке Архангельского протопопа Кондрата да Сретенского протопопа Андрея да соборного ключаря Ивана писано во всём подобно, как писано в сказке Михайла протопопа.

И в допросе на соборе сказал по священству те ж речи, что и Михаил протопоп.

В сказках Спасского собора протопопа Силы, большого собора дьякона Афанасия написано: как патриарх патриаршество оставил, и они де в то время не были.

В сказке патриаршего ризничего Иева написаны многие речи, чего ни в чьих сказках не написано. Да в его ж сказке написано: говорил патриарх: от сего времени не будет он патриархом, а предаю вас в руки Богу живому, тот вас да упасёт; да с себя патриарх снял митру и прочее облачение, да надел на себя мантию чёрную с источниками и клобук чёрный, и, взяв клюку, из соборной церкви пошёл вон, а посох Петра чудотворца поставил на месте.

Да в другой его ж сказке написано: после поучения патриарх перед народом сказал, что он вперёд не будет патриарх.

И преосвященный собор митрополитов Питирима и Михайла и архиепископа Иоасафа и всего священного чина, которые сказки подали, допрашивали, слышали ль они от патриарха те речи, что ризничий в своей сказке написал лишние слова.

И преосвященные митрополиты Питирим и Михайло и архиепископ Иоасаф, архимандриты и игумены и весь освященный чин, которые сказки подавали, все единогласно сказали по священству, что отнюдь таковых речей никто из них от патриарха не слыхали.

И преосвященный собор ризничего Иева допрашивали: почему он многие слова в сказке своей написал, а таких слов ни в чьей сказке нет, и для чего он в другой сказке порознился?

И ризничий Иев перед преосвященными собором в допросе сказал по священнодьяконству: в первой де он сказке сказал, как помнит; а другую де сказку дал он потому: приходил де к нему дьяк Александр Дуров и говорил: сказку де твою не правят, потому что ни в чьей сказке того нет: скажи де ты вновь сказку, что в соборе делалось; и он де дал сказку другую, а никто де его о той другой сказке не понуждал, сказал он Иев сам ту сказку; а что многие речи в первой сказке перед другой сказкой написаны лишние, и то патриарх, чаю, в иных местах он говорил; а в поучении де говорил ли или нет, того де он подлинно не упомнит, потому что вскоре заскорбел и по ся мест болит.

В сказке патриаршего казначея Тихона Обанина написано: говорил де патриарх Никон в соборе, как оставил свой престол: у кого де я село отнял – возьми его назад; или полу-ценою или малою ценою купил, возврати малую цену ему, а село своё возьми; или у кого вещь какую насиловал и изнурил её, отдать нечего, прощения прошу; и после того рек: отселе я вам не буду зваться патриархом и разоблачился, не отпустив литургии, и хотел в чёрную мантию облачиться, и не дали ему архиереи, кои с ним в службе были; и надел на себя клобук чёрный, а панагии не вздел, и посох Петра чудотворца на место своё святительское сам положил при всех людях.

В сказке большого собора попа Фёдора Терентьева написано во всём подобно митрополита Питирима сказке.

В допросе перед преосвященным собором он же сказал по священству: сказку де он писал вправду.

В сказке большого собора попа Василия да попа Киприана да попа Маркиана да дьяконов Михайла и Петра написано подобно митрополичьим сказкам: об отшествии патриаршем свидетельствуют, а клятвы в их сказках не написано.

В допросе пред преосвященным собором сказали по священству, что они попы Василий и Киприан и Маркиан и дьяконы Михайло и Пётр сказки свои писали вправду.

В сказках патриарших боярина Бориса Нелединского и дьяков Ивана Калитина, Иосифа Еремеева, Парфения Иванова, Ивана Щепоткина про патриаршеское оставление, что он оставил свой престол и к тому патриарх не будет – написано подобно архимандричьим и поповским сказкам.

А в допросе они ж перед освященным собором по Христовой евангельской заповеди сказали: сказки де они писали вправду.

В сказках патриарших дьяков Ивана Кокошилова, Дениса Дятловского написано: как патриарх патриаршество оставлял, и они де в то время не были.

В сказках подьякона Феодора, подьякона Никиты, подьякона Ивана Васильева, певчих дьяков: Нестера Иванова, Ивана Фёдорова, Григория Кирилова написано: как патриарх патриаршество оставлял, и они де в то время не были.

В сказке подьякона Петра Новгородца написано: как патриаршества отрёкся, того он не слыхал, потому что уходил к ризнице; а говорил патриарх поучение: взял на себя корабль великий и правил и править не возмог, у корабля кормило сгнило и корабль опровержеся.

А в допросе пред освященным собором сказал по евангельской заповеди: сказал де он ту сказку вправду.

В сказке подьякона Матвея Козмина написано: как патриарх оставил свой престол, речей от патриарха никаких не слышал.

А в допросе пред освященным собором сказал: сказывал де ему подьякон Иван Тверитинов, что патриарх патриаршество оставляет, в соборной церкви в обедню, а он де Иван слышал о том от патриарха у правила, посылал де его Ивана патриарх купить ключку.

И преосвященный собор подьякона Ивана допрашивали; и подьякон Иван в допросе сказал: по отшествии де Никона патриарха, он подьякону Матвею сказывал, и ключку де патриарху купил он Иван Тверитин.

В сказках певчих патриарших дьяков и подьяков Фёдора Константинова, Ивана Тверитина, Дениса Фёдорова, Исака Андроникова, Фёдора Кузмина, Гаврила, Игнатия, Симона Фёдорова, Дмитрия Ярославца, Василия Новгородца, Савы Семёнова, Ивана Логинова, Фёдора Трофимова, Павла Иванова, Семёна Иванова, Алексея Сергеева, Филимона Максимова, Матвея Степанова, Дмитрия Левонтьева, Василия Никонова, Павла Терентьева написано во всех одинаково, что патриарх Никон патриаршество оставил, и потом де патриархом Московским зваться не будет.

А в допросе пред освященным собором они ж певчие и подьяки каждый по единому, по Христовой евангельской заповеди, сказали: сказки де они, написав, давали вправду.

В сказке подьяка Григория Иванова написано: как Никон патриарх престол оставил, и он в те поры с ним в службе был, и ничего не слыхал, потому что был в алтаре.

В допросе пред освященным собором он Григорий по евангельской заповеди сказал: слышал де он про патриарха Никона от своей братии, что к тому он патриархом не будет; а сказку де он свою писал поспешением, исторопился.

Подьяки Сергей Петров, Кирил Сергеев, Иван Ярославец в сказках их написано: как патриарх патриаршество оставил, и они де в то время при поучении не были, ничего от патриарха не слыхали.

В другой сказке боярина князя Алексея Никитича Трубецкого, да думного дьяка Лариона Лопухина написано:

По указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, посыланы они были к Никону патриарху в Воскресенской монастырь говорить; для чего он, не доложив великому государю и не подав ему, великому государю, благословения, поехал с Москвы скорым обычаем?

И патриарх Никон говорил: чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, и государыня царица и великая княгиня Марья Ильинична, и государь царевич и великий князь Алексей Алексеевич, и государыни царевны пожаловали его, простили; а им великим государям он патриарх благословение своё и прощение посылает; а кого Бог изволит и пресвятая Богородица и великий государь укажет быть на его место патриархом, и он патриарх благословляет, и великому государю бьёт челом, чтоб церковь Божия не вдовствовала и безпастырна не была, а впредь де я в патриархах быть не хочу; а только де я похочу быть патриархом, проклят буду и анафема.

Да патриарх же приказывал благословение своё и прощение боярам, думным людям и всем православным христианам.

В сказке думного дворянина Прокопия Кузьмича Елизарова написано:

По указу великого государя, как он да думный дьяк Алмаз Иванов посыланы к Никону патриарху говорить о действе Ваий, и в то время Никон патриарх говорил: престол де он святительский оставил своей волей, никем не гоним, и к великому государю с боярином с князем Алексеем Никитичем Трубецким и с окольничим с Родионом Матвеевичем Стрешневым он патриарх приказывал, и те слова он и ныне держит непреткновенно, и то, что к возвращению на прежний святительский престол и в мысли у него нет; как тогда, оставляя престол, благословил и его великого государя и весь освященный собор выбирать патриарха, кого Бог благоволит, так и ныне то благословение подтверждает же, и связанным всем, которым во отшествии своём подал разрешение, так и ныне тех прощает и благословляет.

Столбец скреплён по склейкам дьяком Александром Дуровым.


Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с.

Комментарии для сайта Cackle