Источник

№ 47. 1666 г., в конце октября. Сказка Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря архимандрита Павла, о встрече, не доезжая Арзамаса, на основании указа 23 Сентября 1666 г., восточных патриархов, едущих в Москву

175 года, Сентября в 23 день. По указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, и по благословению преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, встречал святейших патриархов из Суздаля Спасово-Евфимиева монастыря архимандрит Павел со священно-иеромонахами той же обители, с монахом Иовом да с Игнатием, а от Москвы, по указу великого государя, велено мне архимандриту ехать Москвой Рекой до Коломны, а от Коломны Окой до Рязани, а от Рязани до Мурома, а от Мурома до Нижнего, а от Нижнего до тех мест, где встречу вселенских патриархов; аз же, по воле Божьей доехали водой до Мурома в струге. Октября в 9 день, а в Муроме уведал, что святейшие патриархи едут сухим путём от Симбирска; и аз, Павел архимандрит, со священно-монахами Иовом и с Игнатием поехали сухим путём от Мурома к Арзамасу, и Октября в 11 день на арзамасском лесу, не доезжая Арзамаса за четыредесять поприщ, встретил святейших патриархов, и о приезде своём велел им возвестить что, по указу великого государя, приехал их, святейших патриархов, встретить, а от всего священного собора привёз грамоты. И святейшие патриархи, выйдя из карет своих, со всеми своими властями, с Феогностом, митрополитом Трапезундским да с архиепископом Анастасием Синайской Горы и со иными властями; аз же, по указу великого государя и по благословению освященного собора, какову мне титлу дали, говорил: великий господин, всесвятейший и всеблаженнейший кир Паисие, милостью Божьей папа и патриарх великого Божьего града Александрии, Ливии, Пентаполия, Эфиопии и всея земли Египетской и судия вселенным, благоверного и благородного и христолюбивого великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, богомольцы, преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы и весь освященный собор от тебя, великого господина, кир блажайшего пастыря, отца отцов, благословения просят и челом бьют (поклон), желают о твоём, великого господина, о благоздравии ведать, как тебя, государя, Господь сохраняет в путном шествии (поклон). Грамоту подал. Потом другому титлу говорил: великий господин, всепресвятейший и всеблаженнейший кир Макарий, Божьей милостью патриарх великого Божьего града Великой Антиохии, Месопотамии, обоих Кесарий, Иверии, Сирии и всего Востока, благоверного и благородного и христолюбивого великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, богомольцы, преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы и весь освященный собор от тебя, великого господина, кир блажайшего пастыря, отца отцов, благословения просят и челом бьют (поклон), желают о твоём, великого господина, о благоздравии ведать, как тебе, государя, Господь сохраняет в путном шествии (поклон). Подав грамоту (поклон). Потом благословение мне подали и монахам и слугам, кои со мной были. Они же, святейшие патриархи, грамоты приняли любезно с великой радостью. И прочтя грамоты, спрашивали о здравии великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, и о благоверной государыне царице и великой княгине Марьи Ильиничне, и о их благородных чадах, о благородном государе нашем царевиче и великом князе Алексее Алексеевиче, о благородном государе царевиче и великом князе Феодоре Алексеевиче, о благородном государе нашем царевиче и великом князе Симеоне Алексеевиче, о благородном государе нашем царевиче и великом князе Иоанне Алексеевиче, и о благородных царевнах. И яз им, святейшим патриархам, сказывал: милостью Божьей, и молитвами пречистой Богородицы и московских чудотворцев, великий государь наш и великая государыня наша царица и их благородные чада и благородные царевны во благоздравии пребывают. Они же спрашивали о преосвященных митрополитах и архиепископах и епископах и о всём священном соборе и о всех православных христианах, и меж их о союзе любви. И яз сказывал: милостью Божьей, и молитвами пречистой Богородицы, власти в любви пребывают, а православные христиане во здравии. И они пожаловали того дня на лесу звали меня к столу и от своей трапезы кормили меня с собой за одним столом, в другом блюде. Встав из-за трапезы, спрашивали меня о крестном знамении, как-де у вас православные крестьяне крест воображают на лице своём? И яз им показал три перста, сложа в образ пресвятой Троицы, а два пригнув; и они, воззрев на небо, воздохнув со слезами, истинно де так достоит крест воображать на лице своём православным христианам. Потом спрашивали: как архиереи благословение преподают? И яз им такожде, сложа крест, показал, и они благодарствуют Бога, что де с нами в соединение православной веры. Потом спрашивали о клобуках, какие де клобуки митрополиты носят, и архиепископы и епископы. И яз сказывал: митрополиты носят белые клобуки, архиепископы и епископы чёрные. А вы де монахи все ли носите клобуки и камилавки и рясы греческие? И яз сказывал: что не все носят греческие. И указали мне ехать с собой до Мурома. И в Муром приехали Октября в 13 день; и тут меня, накормив от своей трапезы, подав мир и благословение великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу, и государыне нашей царице и великой княгине Марье Ильиничне и их благородным чадам и благородным царевнам и преосвященным митрополитам, архиепископам и епископам и всему освященному собору и всем православным христианам, и запечатав грамоты свои, отдав мне, и благословив, отпустили в путь.


Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с.

Комментарии для сайта Cackle