архиепископ Никон (Рождественский)

98. Подайте на «свечечку» Святителю Христову Николаю Чудотворцу!

Из всех святых угодников Божиих особенною любовью чтит Русский народ Святителя Христова и Чудотворца Николая. Нет, кажется, православного дома, где не было бы его священного лика, нет семьи, в которой не было бы родного человека, носящего его имя; нет храма, в коем не было бы особенно чтимого его образа. А сколько храмов посвящено его имени, сколько городов и селений, в названии коих звучит имя Николая! В одной Москве около 200 престолов посвящено Святителю Николаю. Известно, что самое наибольшее число чудотворных икон – икон Матери Божией, а после Нея, Заступницы усердной рода христианского – больше всех святых прославляются иконы Николая Угодника Божия.

И не в России только, а и во всем мире христианском чтится память Мирликийского чудотворца. Но что я говорю о христианском мире? Его знают и язычники, чтут и к его помощи прибегают и кочевники степей Азии, калмыки, киргизы и разные инородцы!..

Строг он, угодник Божий, к богохульникам, к тем, кто издевается над святынею, кто поносит Церковь Божию; но и милостивец он великий: в нашем народе его так и величают: «Никола Милостивый». Щедрою рукою рассыпает он свои милости всем, кто прибегает к нему; не отказывает и не-христианам, помогает и магометанам, и даже идолопоклонникам. Всех он слышит. Всем готов на помощь и заступление.

За то искренно любит его православный Русский народ. Не довольствуясь посещением храмов Божиих и обителей, на Руси ему посвященных, русские люди стремятся и туда, где в благоухании нетления почивают его святые косточки. Отправляясь на поклонение святым местам Востока и на Афоне, наши благочестивые паломники не забывают и Бара-града. Что им до того, что этот город давным-давно перестал быть православным, что там римского папу поминают, что у самого гроба Святителя и Чудотворца латинскую мессу служат; и чужой Бар-град считают они родным городом, потому что Святителя Христова Николая они чтут, как родного отца. Правда, не без грусти видят они здесь и обряды неправославные, и бритых монахов-латинян; сердцем тоскуют они о том, что вот тут, около святых мощей их любимца-чудотворца, не совершаются величественные службы Божии с дивным пением акафистов, со всею красотою православного архиерейского служения: что делать? Так, видно, угодно неисповедимым судьбам Божиим, так угодно Святителю; почему? – высших себе не ищи и крепльших не испытуй!.. Видно, недостойны мы, грешные, чтобы угодник Божий своими косточками почивал среди нас; или так нужно, чтобы среди неправославных сиял сей пресветлый светильник Православия для их же вразумления, или же вообще неисповедимым судьбам Божиим угодно, ради смирения нашего, чтобы величайшие святыни наши обретались в руках даже неверных. Ведь самый Гроб Господень, святая Голгофа, ясли Христовы, да и вся земля, исхоженная стопами Господа – Спасителя мира, обретается во власти последователей обманщика Магомета: что же дивного, если св. мощи Чудотворца предивного охраняются неправославными латинами? Все же они христиане, все же и они чтут память великого Святителя Христова Николая, да притом, как говорят путешественники, с радушием и доброжелательством встречают наших православных богомольцев: видно, священное имя Николая-милостивца всех христиан миротворит у святого гроба его. Буди же благословенно это имя во веки веков! Радуйся, Николае, великий и преславный Чудотворче!

Одно скорбно для русского сердца: в Бар-граде нет для русских поклонников приюта, где они могли бы голову приклонить, могли бы отдохнуть после дальнего пути, могли бы найти родных русских людей, которые поруководили бы их в исполнении святого желания их сердца, усладили бы слух их православным служением в православной церкви.

Но и тут есть верная надежда, что скоро будет устроен такой приют. Православное Палестинское Общество, в своих заботах о русских паломниках, уже решило и даже место в Бар-граде купило для постройки Русского подворья с церковью во имя Святителя и Чудотворца Николая. А Благочестивейший Государь соизволил разрешить и сбор произвести по всей России на храм в честь Его Ангела. Конечно, наша русская казна могла бы и без такого всероссийского сбора построить на славу собор в Бар-граде. Но гораздо будет трогательнее, да и Святителю Христову приятнее, если в этом святом деле примет участие вся Россия. Пусть на этот храм, на этот приют для поклонников будет принесена и лепта вдовицы, и грошик нищего и убогого, и копеечки, данные детям на гостинцы, и посильная жертва простеца-поселянина, и нескудный дар человека состоятельного: пусть все это сольется в одну всероссийскую свечечку в виде храма у святых мощей великого заступника нашего Святителя Христова Николая! Ведь если бы только одни носящие святое имя его сложились все на такое святое дело в честь своего ангела-покровителя хотя по гривеннику: вот и вырос бы в Бар-граде чудный храм во имя его! Русский народ придумал умную пословицу: «С миру по нитке – голому рубаха». К сожалению, не всегда помнит он мудрые изречения опытных стариков, не всегда достает у него твердости, единодушия, согласия и терпения довести дело до конца. Горячо мы беремся за дело, но скоро и остываем. Неохотно мы располагаем друг друга к доброму делу. Бывает так: иной охотно дает свою лепту, сколько ему совесть подскажет, а другого расположить к сему стесняется. Но и это еще не худо: по крайней мере, сам сделал доброе дело, в своем сердце свечечку духовную зажег, хотя зажечь ее в сердце соседа поленился, постеснялся, побоялся: ведь, иной скажет: «Много вас, сборщиков, всех не наделишь!» А вот горе, если человек сам не хочет дать, да и другого удерживает от подаяния – иногда шуткою, а иногда насмешкою, тут уж – сугубый грех!

Ах, если бы люди знали, как хорошо бывает на душе, когда человек сделает доброе дело! Например: вот ты подал свою лепту на построение храма Святителю Христову Николаю. Поверь: в эту минуту Милостивец-чудотворец уже благословил тебя с высоты небесной, и это благословение отозвалось в твоем сердце тихою радостью, будто благодатная лампадочка зажглась в твоей душе и тебе от нее стало тепло и так отрадно. Люди вечно ищут счастья; да вот оно: делайте больше добра и будете счастливы, и этого счастья никто, никогда не отнимет у вас!

Приходит на мысль сказать еще и вот что.

Много согрешила наша Русь Православная, много прогневала Господа Бога и святых угодников Его в эти последние годы. Пора покаяться, пора умилостивить Создателя исполнением святых Его заповедей. Говорит Он в Святом Писании Своем: милости хощу, а не жертвы. Но не отвергает Он и жертвы, если эти жертвы – дух сокрушен и сердце смиренно, если и вещественная жертва приносится от сердца сокрушенного и духа смиренного. Не отверг Он и ничтожной, говоря по-человечески, лепты вдовицы, не оттолкнул от Себя и богатого дара плачущей у ног Его блудницы, помазавшей Его ноги драгоценным миром. А жертва на храм, под сенью коего будет странноприимный дом для благочестивых русских людей, приходящих в Бар-град на поклонение великому Чудотворцу-милостивцу, будет для Господа и жертвою, и делом милости. Ведь Он Сам скажет во второе Свое пришествие праведникам: странен бех и введосте Мене... Елика сотвористе единому сих братий Моих меньших – Мне сотвористе. А что сказал Господь, то скажет нам и Его великий угодник, Святитель Николай. «Вы устроили близ гроба моего приют для моих поклонников – это сделали вы для меня. Я буду в долгу у вас за доброе дело для этих рабов Божиих. Мне сотворите! Я уплачу за них!»

О Угодниче Божий, милостивец ты наш великий! Не просим мы у тебя благ земных и тленных. Нуждаемся мы наипаче в помиловании от Господа. Много пред Ним согрешили мы, весь народ Русский. Вместо свечи ко гробу твоему, Заступниче наш усердный, мы строим во граде успокоения твоего храм имени твоему и странноприемницу – от имени всей Руси Православной! Приими же от нас сие малое приношение, как лампаду ко гробу твоему. Приими лепту сию за всю Русь многогрешную. Приими и вознеси свои пламенные молитвы ко Господу: да простит Он великое наше отступление от святых заповедей Его, да согреет сердца наши любовью к матери нашей Церкви Православной, да покроет Отечество наше от всех козней врагов внешних и внутренних, да хранит тезоименитого тебе Царя нашего во здравии и благоденствии на многие и многие лета!


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 2. 1911 г. - 1915. - 191 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 51-100).

Комментарии для сайта Cackle