Источник

262. Тайна страдании

У святой плащаницы

Боже Мой, Боже Мой, векую Мя еси оставил?..

Так возопил среди тяжких крестных мук Господь наш, распятый на кресте. На языке человеческом нет слов, чтобы изобразить всю тяжесть этих мук, всю горечь той чаши страданий, какую благоволил Он испить по воле Отца Своего Небесного ради спасения нашего. Сегодня, возлюбленные, матерь наша святая Церковь возводит нас на священную Голгофу, раскрывает пред нами страшную картину этих страданий, ведет нас вслед за Иосифом Аримафейским в его уединенный сад, к погребальной пещере Христовой, и все сие совершает для того, чтобы созерцанием как бы воочию пред нами совершающихся евангельских событий дать нам возможность сердцем пережить, хотя в некоей малой мере то, что пережили тогда ученики Христовы, а чрез сие живее пробудить в нашем сердце, в нашем уме сознание и ощущение, что мы – не чужие Христу, что мы живые члены Его тела – Церкви, что посему мы, естественно, должны спострадать Ему, если хотим и совосстать, совоскреснуть с Ним в обновлении жизни духовной, вечной. Христос пострада по нас, нам оставил образ, да последуем стопам Его, – так учит св. Апостол Петр (1Петр. 2:21). Скорби и страдания необходимы для немощной, грехолюбивой природы нашей. Христу, пострадавшу о нас плотию, говорит тот же ученик Христов, и вы в туже мысль вооружитеся, зане пострадавый плотию преста от греха (4:1), – скорби, страдания нужны, чтобы помочь нам перестать грешить. Господь наш Иисус Христос безгрешен, Ему не нужны были страдания: они нужны нам, и Он пострадал за нас, пострадал как Глава тела Своего – Церкви, нашей матери благодатной. А если страдала Глава, то естественно, что и члены должны спострадать ей. И если Безгрешный страдал за грешных, тем паче подобает грешным спострадать Ему, дабы, восприяв в святейшем Таинстве причащения тело и кровь Его, приискренне соединившись с Ним в сем Таинстве, свободною волею быть причастниками животворящей и спасительной силы и Его крестных страданий. Вот почему скорби, страдания, по воле Самого Господа, Главы Церкви, являются естественным уделом и тела Его – Церкви, воинствующей в сей юдоли земной. Яко крин в тернии, как лилия среди терновника, тако ближняя Моя, говорит таинственный Жених в Песни песней, изображающей, по изъяснению св. отцов, таинственный союз Христа с Церковью. И она, непорочная невеста Христова, уже омытая, очищенная Его страданиями, непрестанно состраждет Ему, Жениху своему, в чадах своих, сопричащающихся в скорбях своих страданиям Христовым. Таков закон природы нашей, аще страждет един уд, с ним страждут и еси уди; аще славится един уд, с ним радуются и еси уди – говорит св. Апостол Павел (1Кор. 12:26). Зато – аще с Ним страждем, с Ним и прославимся – утешает он же.

Итак, сегодня, в день всемирных крестных скорбей Христовых, пред нами раскрывается великая тайна не только Христовых, но и наших страданий, наших скорбей, поскольку мы члены тела Христова – Его Церкви. Сегодня матерь наша, святая Церковь, укрепляет нас в подвиге наших скорбей созерцанием великих страданий Христовых. Сегодня у креста и гроба Христова открывается для нас неисчерпаемый источник благодатных утешений, наипаче в переживаемые нами многоскорбные дни. О, как велики, как тяжки скорби наших дней! Как необходимо нам искать не просто человеческого, а именно Христова утешения в этих скорбях! Там, у наших границ, льются потоки крови наших воинов христолюбивых, а здесь, по всему лицу родной земли, раздаются стоны раненых, слышатся вопли вдов и сирот, лишившихся своих кормильцев, на поле брани убиенных, всюду слезы, – целое море слез!.. Кто утешит плачущих? Кто подаст силы переносить горе всем этим страдальцам? Бессильны тут человеческие утешения, если только не согреты они теплою верою в благодатную помощь Того, Кто скорби наши восприял в Свое вселюбящее сердце, Кто душу Свою положил за всех верующих в Него, Кто кровь Свою бесценную пролил и дух Свой испустил на кресте! И вот первое утешение, какое матерь наша Церковь с дерзновением веры и любви предлагает нам сегодня у креста и гроба Христова, это – мысль, что мы не одиноки в своих страданиях, что с нами состраждующий нам Христос, наш Спаситель, что и самые наши страдания суть, в сущности, сострадание Христу, сораспятие Ему. В самом деле: за что проливают кровь свою наши братья на поле брани? За что несет свой тяжкий крест наша Русь Православная? Воистину за веру Христову, за святое Православие прежде всего! Святое учение, принесенное Господом на землю, во всей своей чистоте сохранилось только в нашей Церкви Православной; только она – неизменный столп и утверждение истины; только она – истинная и верная преемница апостольского служения в мире. Страдать за нее – значит страдать за Христа, и наши христолюбивые воины, умирая на полях брани за веру Православную, подобны святым мученикам, и за то Церковь испрашивает им у Христа Бога венцы мученические. Не великое ли это утешение, как для самих воинов-страдальцев, так и для нас, болеющих сердцем за них? Но Апостол Павел дает еще большее утешение, называя страдания за Христа, за правую веру в Него, страданиями Самого Христа: якоже избыточествуют страдания Христова в нас, говорит он, тако Христом избыточествует и утешение наше (2Кор. 1:5). Наше христолюбивое воинство приносит жертву любви и к ближним, такую жертву, выше которой нет никаких жертв. Больше сея любви, говорит Сам Господь, никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ии. 15:13). Да, наши воины полагают свою жизнь за веру Православную, за Царя-Помазанника Божия и за ближних своих – за гонимых врагами нашими братьев наших славян, за всех нас, за всю нашу матушку-Русь Православную. Они исполняют величайшую Христову заповедь любви, и притом в самом высшем ее смысле, а мы, сострадая им, облегчая их подвиг, кто чем может, мы становимся причастниками их подвига: разве это не утешение для нашего сердца, скорбями угнетаемого? О как счастливы мы, православные, что в своей вере можем почерпать столько утешений в скорбях наших! Счастливы мы, что можем иметь благодатное общение и с теми, кто отошел от нас в вечную жизнь, общение в молитве и в святейшем Таинстве Причащения Тела и Крови Христа Спасителя нашего! Ведь чуждые вере Православной враги наши не имеют, не могут иметь таких утешений; они и понятия о них не имеют!

И вот сегодня, при воспоминании страстей Христовых, при виде сей священной плащаницы, святая Церковь говорит нам: чада мои возлюбленные – все вы, кто сердцем страдает, кто великие скорби несет в лишении близких своих, душу свою на поле брани положивших, – кто еще подвизается там, на поле смерти, – кто израненный лежит на одре болезни, – все вы ведайте, глубже в сердце своем запечатлейте, что чрез сии скорби вы являетесь причастниками страданий Христовых, что Христос зрит сии скорби ваши, Своею Божественною любовью переживает их с вами, состраждет вам яко глава своим членам, и – можно ли сомневаться, что Он в свое время и утешит вас, да всеконечно и ныне утешает сокровенно утешением неизреченным, как только один Он может утешать? Смотрите: вот Он, весь изъязвленный, весь умученный, предлежит пред очами вашими в сем священном изображении, в сей святой плащанице: веруйте, что и вам попустил Он скорби великие, страдания невыразимые, да будете причастниками Его крестных скорбей. По любви Своей Он страдал за нас, по любви к Нему и мы спостраждем Ему, и паки по любви своей бесконечной Он примет ваши страдания яко Свои собственные, и уже в самые минуты ваших болей сердечных коснется сердца вашего Своим благодатным утешением. Ваши скорби, ваши страдания за веру Православную, за братий ваших суть страдания Его Церкви, Его таинственного тела, если только вы не отпадаете от сего тела маловерием, роптанием и малодушием, – в вас и Он страдает, ваша Глава таинственная. Так всегда было, со дня основания Христом Церкви Его на земле: врата адовы не преставали воевать на Церковь Его, преогорчевая чад ее, но – верно слово Его: врата адовы никогда не одолеют ее! И мы веруем, что Господь, попустивший нам великие испытания, ниспошлет нам и избавление, и паки воссияет Его солнце над головами нашими, солнце любви Его и общения с Ним в мире и радовании о Нем!

Вот, возлюбленные, утешение вам от гроба Христова. Припадайте же к сему живоносному гробу Жизнодавца; с верою лобызайте язвы Христовы и почерпайте в них укрепление и утешение в скорбях ваших. Общение с Господом в святейшем Таинстве Причащения да запечатлевает в вас и сие общение с Ним в страданиях Его. Веруйте, что тако подобает быти по Его судьбам неизреченным, и в сей вере приемлите дерзновение в молитвах ваших во дни скорби многие, обышедшие нас в сию годину Божия испытания. Слышите, что вещает Он Апостолам Своим, а в лице их и всем верующим в Него: в мире скорбны будете, но дерзайте: Аз победих мир. Да не смущается сердце ваше, не оставлю вас сиры, прииду к вам, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас. Ему ли не верить?..

Веруем, Господи, и исповедуем, что Ты – наша радость, наша жизнь и избавление! Аминь.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 6. 1915 г. - 1915. - 188 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 251-300).

Комментарии для сайта Cackle