архиепископ Никон (Рождественский)

263. Христос Воскресе!

Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе!

Какою светлою радостью исполняются сегодня сердца наши, возлюбленные о Господе братия! Поистине ныне вся исполнишася света, и небо, и земля, и даже преисподняя, куда никогда не проникал луч радости, – ныне вся тварь ликует, ибо воскресе Христос и смерть умерщвлена, ад низложен, рай отверст, и Воскресший зовет туда всех нас земнородных, зовет и ждет в Свои отеческие объятия!

Тысяча восемьсот восемьдесят лет протекло с того благословенного дня, как впервые раздалась всерадостная, животворящая весть воскресения, но и ныне сердце верующее радостью трепещет, как будто это совершилось сегодня, как будто Воскресший только что посетил нас, только что мы слышали Его приветно-сладостные слова: радуйтеся! Мир вам!.. Что же переживали святые Апостолы, святые жены-мироносицы, какою неизреченною, небесною радостью трепетало сердце Матери Воскресшего Господа при первой вести о Его воскресении? Впрочем, священное предание говорит, что Воскресший Господь тотчас по Своем восстании из гроба ускорил утешить Свою возлюбленную пренепорочную Матерь, – Ей прежде всех явился, Ее прежде всех восприветствовал Своим всерадостным – радуйся! Только по несказанному смирению Своему Пресвятая Дева не благоволила, чтобы это событие – явление Ей Сына Ея по воскресении, как событие, касавшееся Ея лично, было занесено в благовествование святых Евангелистов.

Итак, лишь только восстал Господь из гроба, как радость Его воскресения обильною, неудержимою струею полилась из Его Живоносного гроба, и первыми вестниками этой радости являются Ангелы Божии и Сам Воскресший. Он является Марии Магдалине, является мучимому горьким чувством раскаяния, отрекшемуся было от Него Симону Петру, является Своему брату, сыну Иосифа, Обручника Пресвятой Девы, от его первого брака – Иакову, который, по церковному преданию, удручаемый великою скорбью после смерти Господа на кресте, удалился в уединенную пещеру в окрестностях Иерусалима и дал обет: не вкушать хлеба, дóндеже узрит Воскресшего Господа. И ему является Господь с радостным словом утешения: прими хлеб, Иакове, Сын бо Человеческий воскресе из мертвых!.. Является Господь святым женам-мироносицам, спутешествует и открывается Луке и Клеопе на пути в Эммаус, а вечером – о радость, о счастье неизреченное! – Он является и единонадесяти Апостолам при заключенных дверех, является, беседует с ними, разделяет с ними скромную трапезу, вкушая от печеной рыбы и от сот пчел.

День воскресения Христова воистину есть день райской радости для земнородных! Как солнце в видимой природе является источником жизни для всего живущего, так и воскресение Христово своими лучами на пространстве многих веков все согревает, все освещает, все животворит в мире духовном. Отсюда – радость жизни во Христе, отсюда наше счастье, наше блаженство. Апостол Павел выразил эту истину так: аще Христос не воста, пишет он, тще убо, напрасно проповедание наше, тща же, тщетна и вера ваша (1Кор. 15:14). И вот, чрез девятнадцать веков и нас достигает радость воскресения, и мы радуемся, и после нас до скончания века не перестанут радоваться грядущие роды родов сею радостью воскресения Христова, доколе не оскудеет вера в Воскресшего, доколе Его Церковь будет собирать спасаемых яко кокош под криле свои, приосеняя их благодатью вечной Главы своей – Господа Иисуса Христа.

Что же благопотребно, чтобы радость сия не оскудевала в наших сердцах? Что делать, чтобы никакая печаль, никакая скорбь не могли затуманить светлой радости о Воскресшем Господе нашем?

Будем непрестанно носить в уме и сердце нашем Его же святое слово, Его обетование: се Аз с вами есмь, до скончания века. А если Он с нами, то никакие скорби нам не страшны, никакие опасности не опасны. С Господом везде хорошо! С Ним и умирать сладостно! И Он-то уж всеконечно нас не покинет, не удалится от нас: лишь бы мы сами не удалялись от Него! Но если мы будем постоянно помнить, что Он – с нами, что Он неразлучно пребывает посреде верующих, что Он все видит, все наши мысли читает, все намерения наши предвидит, то и от греха нам легко будет оберечь себя: память о Его, Господа нашего, пребывании с нами, среди нас, верующих в Него, будет сдерживать нас и в деле, и в слове, и в помышлении нашем. Она же будет привлекать к нам и благодатную помощь Его, поддерживать нас в минуту борьбы и искушения, в час скорби и испытания. Какое бы горе ни обрушилось на тебя, помни, что Господь с тобою: скорее к Нему прибегай, скорее скорбь свою Ему поведай. Прибегай, как обиженное дитя прибегает к защите своей матери, Ему жалуйся на свою беду, а паче всего и первее всего – на немощи свои. И верь: Он утешит, Он приласкает тебя, и тебе станет отрадно, легко, радостно, что Господь с тобою! Слышишь, Господь с тобою; береги же себя, из любви к Нему бойся, чтоб не оскорбить Его грехом каким, не подпускай к себе, по любви к своему Господу, и мысли грешной. А если враг будет тебе наносить такие мысли, опять спеши обратить свой мысленный взор, свое сердце к Тому же Господу, благодатному Посетителю душ наших, и Он отгонит искусителя от твоего сердца, Он оценит твою верность, твою любовь к Нему и не оставит тебя, ибо Сам сказал: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века! Только будь верен до смерти Ему, Ему единому, и Он даст тебе венец живота!

О Божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе, егоже вернии утверждение надежди имуще – радуемся! Аминь.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 6. 1915 г. - 1915. - 188 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 251-300).

Комментарии для сайта Cackle