архиепископ Никон (Рождественский)

320. Есть ли ныне чудеса?

Легкомысленные люди обычно говорят: “Ныне чудес нет. Может быть, и было время чудес когда-то, но не теперь: ныне все совершается естественным порядком, все объяснимо, нет нужды объяснять сверхъестественной силой явления, кажущиеся чудесными для про­стецов”.

А вот когда заговоришь с людьми верующими, хотя бы с теми же простецами, то слышишь совсем другое. “Да не потому ли наши так называемые “ученые” люди говорят, что нет ныне чудес, что этих чудес очень много? И во времена Христа Спасителя тоже ведь “уче­ные” книжники и фарисеи старались всех убедить, что, в сущности, никаких чудес Иисус не совершает: что если бесов Он изгоняет, так ведь это делает силою князя бесовского; что сле­пым дает прозрение – это еще не доказано; что мертвых воскрешает, да кто же этому может поверить: мало ли что говорит фанатически настроенная толпа” и т. д. По поводу исцеления слепорожденного они производят целое судебное следствие, которому позавидовал бы даже нынешний следователь, и родителей бывшего слепца допрашивают, и его не раз вызывают, и личность его удостоверяют, и с Моисеевым законом справляются: можно ли признать дело, совершенное в субботу, за чудо, а обличенные в лицемерии тем же слепцом, выгоняют его вон. Может быть, этот опыт следствия по делу исцеления слепорожденного, показавший им невозможность подорвать веру в чудо исцеления, и предостерег их от нового дознания и следствия по делу нового, величайшего из чудес Христовых – воскрешения Лазаря: поди тут начни расследование, окажется – непреложный факт, тогда еще больше все уверуют в Чудотворца, и мы будем посрамлены. Лучше уж не пускаться в расследования, а просто – не обращать внимания на факт воскрешения мертвеца, а если можно, то и с Лазарем как непреложным свидетелем чуда, покончить: совещаша, да и Лазаря убиют... Даже к чудесам Христовым эти люди, холодные сердцем, погруженные в суету житейскую, всецело отдав­шиеся служению своей “самости”, эгоизму, как будто присмотрелись, и эти чудеса стали бессильны обратить их к вере. Не то же ли творится и в наше время? Чудеса творятся посто­янно, но их видят только верующие, у коих и очи духовные для сего открыты, а для неверов это – все естественные явления, о коих они с гордым сознанием своей образованности заяв­ляют: “Да что тут чудесного? Все имеет свои понятные причины, никакого тут и чуда нет”. И эти люди пребывают в той духовной слепоте, о которой Господь сказал: “На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепыми”. И нынешним слепцам, все объясняющим естественными причинами, Он сказал бы: “Как вы говорите, что видите, то грех остается на вас” (Ин. 9:39–41).

Не все достаточно понимают, что такое чудо. Обычно думают, что это – сверхъестественное явление только в смысле явления физического, причем, на сторону нравственную или совсем не обращается внимания, или слишком мало. Между тем как именно эта сто­рона и является главным условием и главным, так сказать, элементом всякого истинного чуда. Последняя цель всякого чуда, совершаемого силою Божией, есть содействие людям в деле спасения, достижения ими своего конечного назначения, только тогда, когда в сем великом деле естественные средства бывают недостаточны. Творец законов природы как бы приостанавливает действие этих законов, лучше сказать, действует выше их, не нарушая их действия, но только там, где видит веру людей: о Самом Господе Иисусе Христе гово­рит Евангелие: и не сотвори ту силы многи за неверствие их. А где есть вера, там нередко чудо проявляется только в том, что Господь располагает самые, по-видимому, естественные обстоятельства так, как нужно для использования Его святой воли, – так, что верующий ясно видит в таком стечении обстоятельств руку Божию, их располагающую по его молитве или же по неизреченным путям благости Божией. И для верующего тут чудо ясно, а невер ничего чудесного тут не видит. Такие чудеса Божия промышления в среде верующих совершаются постоянно. Стоит заговорить о чудесах в присутствии внимательных к путям Божиим людей, как тотчас же услышишь рассказы о подобных чудесах. Мне в один день, можно сказать, в один час привелось слышать несколько рассказов, с поименованием лиц, их местожительства, всех обстоятельств того, что рассказывавшие называли чудом, а иное и сами лично на себе испытали. В назидание моих добрых читателей кратко передам эти рассказы.

Богатый молодой человек заболел странною болезнью: у него на лбу появилась шишка, на которую он сначала не обратил внимания. Но она стала расти. Вначале он прикрывал ее головным убором, потом этот убор уже не вмещал ее. Лицо стало безобразно. Врачи предла­гали сделать операцию, но он не согласился, а пошел в часовню великомученика Пантелей­мона (в Москве, на Никольской улице) и там горячо, со слезами помолился угоднику Божию об исцелении. Приложившись, он вышел из часовни, с чувством полученного духовного уте­шения, и машинально надел головной убор. Пройдя некоторое расстояние, он вздумал оте­реть пот со лба и – о чудо: тут только заметил, что шишки на лбу уже нет. Это явное чудо внезапного исцеления от великомученика, которого самое имя значит “всемилостивый”.

Вот другой рассказ, в котором также упоминается имя св. Пантелеймона, хотя, на первый взгляд, прямого чуда тут не видно.

Богатый купец купил своей жене золотое кольцо с бриллиантом. Она не расставалась с этим подарком. Раз, во время купанья, она повесила его на гвоздь в купальне вместе с полотенцем. Когда потом сняла с гвоздя полотенце, то кольца там не оказалось: очевидно, полотенцем она сорвала его с гвоздя, и оно упало в воду. Купальня стояла на таком месте реки, где образовался обрыв в воде: в двух шагах уже начиналось глубокое место. Немедленно купец позвал рабочих, принялись искать кольцо на дне реки, самую купальню снесли, все дно перерыли – ничего не нашли. Но купец не мирился с потерей даже и в следующем году. Купальня была перенесена на другое место, а на прежнем он стал удить рыбу. Раз он, отправляясь на рыбную ловлю, зашел в часовню великомученика Пантелеймона, и там у него как-то неожиданно для самого себя сорвалась молитва: “Вот, угодник Божий: если есть на свете чудеса, то верни мне мое кольцо”. Пришел к реке, стал удить. Сидит и думает: вот бы хорошо, если бы в воде вдруг увидать свое кольцо. И что же? Кольцо блестит на дне реки. Не веря своим глазам и полагая, что это плод его воображения, купец сначала не хотел доставать кольцо, но потом опустил руку, и, действительно, это было то самое кольцо которое год назад было обронено его женою в реку. Примите во внимание, что на дне реки в этом месте обрыв, следовательно, кольцо могло быть унесено в глубину, что все дно было взрыто искавшими кольцо, после его потери, что весною, в половодье, самое дно, обык­новенно, изменяет свой вид от наноса песку, и вы поймете, что тут несомненное чудо, по молитвам великомученика Пантелеймона, к которому обратился купец и который показал ему, что чудеса, действительно, бывают на свете5.

А вот чудеса другого порядка, это сонные видения и вразумления. И я опять беру то, о чем только что слышал от своего духовного друга.

У купца С-на похищена была его старинная родовая святыня, благословение дедов и прадедов, Владимирская икона Богоматери. Немало скорбел он о лишении такой святыни и молился Царице Небесной, чтоб вернула ему эту икону. И вот однажды он слышит во сне: “Отправляйся в город... найди такую-то улицу, дом такого-то, войди во двор, как увидишь небольшой старый флигель, иди прямо туда, по ветхой, скрипучей лестнице подни­мись вверх в чердачное помещение, войди там в комнатку, взгляни налево в угол и увидишь свою икону. Возьми ее и неси домой”. Проснувшись, С-н тотчас же записал сон и отправился в названный город. С вокзала берет извозчика, называет ему улицу: оказалось, такая есть. Называет дом: извозчик знает и дом. Входит во двор, видит старый флигель, идет прямо туда, поднимается по скрипучей лестнице, входит в комнатку, там сидит человек уже преклон­ных лет. Взглянул налево в угол – видит свою икону, берет ее и уносит с собой, и человек тот не остановил его, ни слова не сказал. Не правда ли: это чудесно до невероятности? А между тем икона эта находится в знакомой и мне семье, о ней с благоговением рассказывают ее владельцы, благодаря Царицу Небесную за Ея милость в возвращении Ея иконы, столь дорогой для этой семьи.

А вот явление из другого мира с просьбой о “прощении”, то есть о молитве за того, кто оттуда явился. В 1892 году умер фабрикант миллионер И. И. С-в, а лет чрез пять скончалась и его супруга. Спустя год по смерти купца, является к сельскому священнику, духов­нику покойного, крестьянка и говорит: “Батюшка, я пришла к тебе с горем. Сегодня ночью во сне явился ко мне покойный И. И. С-в и стал просить прощения. Я испугалась покой­ника и вот пришла к тебе: что это значит?” Священник успокоил женщину, сказав, что не следует придавать значения снам. Но на другой день она снова пришла к нему еще более взволнованная и с плачем сказала: “Что мне делать? Он опять являлся ко мне и говорит: прости меня, ради Бога”. – “Но ты не имела ли с ним какого дела?” – спросил священник. – “Нет, – ответила она, – он был человек богатый и малодоступный. Раз только я осмелилась в его конторе попросить поберечь мое сбережение. Но оно было мне возвращено в целости”. Батюшка посоветовал ей отслужить на могилке покойника панихидку, и явления не повто­рялись. Можно думать, что покойник, пустив в оборот ее сбережения, не дал ей никакого за это процента и тем согрешил пред небогатой женщиной.

Другой сон видела оставшаяся полной наследницей всего состояния того же купца И. С-ва. Дочь его М. И., изнеженная, избалованная, она проводила время с гостями в праздных разговорах и развлечениях и почти вовсе забыла о церкви Божией. Раз утром она вскакивает как ужаленная с постели, приказывает тотчас подать лошадь и едет в соседнюю, верстах в двух от ее имения, церковь. В это время священник шел в храм к утрене и был очень удивлен прибытием ее: так давно он ее не видел в своем храме. Она обратилась к нему с просьбою: “Батюшка, пожалуйста, отслужите панихиду по моей матери. Она сейчас приснилась мне – такая расстроенная, грозная, и чуть было не выцарапала мне глаза. Все кричала: почему ты не молишься Богу”.

Конечно, просьба ее была исполнена с подобающим вразумлением.

Вот то, что привелось мне слышать в один день. А сколько таких знамений приходится слышать, когда встречаешься с людьми верующими, у которых очи открыты, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать дела Божии в наши дни. Да, чудеса продолжаются и ныне, как было от века, ибо и Господь наш Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки.

* * *

5

      Несколько подобных событий описано в моей книжке: “Чем жива наша русская православная душа?


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 7. 1916 г. - 1916. - 188 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 301-350).

Комментарии для сайта Cackle