Источник

342. В чем нуждается народ для борьбы с расколо-сектантством

Всякие “свободы” не доведут до добра. Самый принцип таких свобод решительно неприемлем для русского православного человека. А современные умники стараются толко­вать такие свободы в самом широком смысле: что разрешено, то не грешно, что позволено, то может быть и распространяемо. Закон хочет, чтоб не была стесняема свобода сектантов и раскольников веровать по-своему, молиться, как хотят, а наши умники идут дальше: тол­куют, что разные лжеучители вправе и распространять свои лжеучения, а простецы толкуют еще дальше: можно проповедовать, значит – не грешно и веровать так, как проповедуют эти новые учители. И ереси и расколы ползут по родной земле, как чумная зараза, и право­славные простецы, чувствуя сердцем беду, соблазняемые уже самою тою свободою критики родного церковного учения, какую проявляют сектанты и раскольники, тем презорственным отношением к Церкви и ее пастырям, какое сквозит в каждом слове, в каждом жесте сек­танта или раскольника, теряются, не находят, что возразить, смущаются, просят помощи. Много таких писем получают пастыри-священники, получаю и я. Нет возможности отве­чать на все такие письма каждому отдельно. Но трудно дать и общий ответ: почти в каждом письме есть что-либо особенное, требующее внимания. Оказывается, что в окопах ведутся на досуге целые диспуты, причем начинают всегда сектанты или раскольники, вызывая пра­вославных на спор; зачинщики диспута, обыкновенно, люди подготовленные, из пропаган­дистов, а слушатели – простые солдаты; хорошо, если среди них найдется сколько-нибудь сведущий, чтобы возражать сектанту-раскольнику; большею частью, к глубокому сожале­нию, простые люди идут на закинутую удочку, вступают в спор, но не в силах вести его, и враги Церкви торжествуют. А у православных нет самого главного основания, чтобы удер­жать свою позицию: нет крепкой веры в авторитет своей Церкви. Они своими ничтожными знаниями пытаются опровергнуть противника, забывая, что у Церкви есть неистощимый запас оружия против таких врагов. И приходится им писать письма, вроде того, которое привожу ниже:

“Рабу Божию Терентию – Божие благословение.

Кто не умеет плавать, тому лучше не пускаться в море, волнующееся бурею. Кто не знает в должной степени учения своей матери православной Церкви, кто не изучал разных сектантских и раскольничьих лжеучений, тому не следует пускаться в словопрения с раскольниками и сектантами. Вот отчего и приходится иногда терпеть неудачи, вроде той, какую потерпел ты в споре с врагами Церкви. Когда они вызывают на спор, лучше отсылать их к пастырям Церкви – пусть с ними спорят, – ты в простоте своей одно помни и тверди себе и другим, таким же простецам: мы люди неученые, мы знаем одно, кто Церкви не слушает, тому Церковь не мать, тому и Бог не Отец, как сказал святитель Киприан Карфагенский. Да и Сам Господь сказал: “Аще кто Церковь преслушает, буди тебе яко язычник и мытарь”, то есть пусть такой преслушник Церкви-матери будет для тебя как совсем чужой человек. Гос­подь сказал Апостолам, а чрез них и преемникам их, пастырям Церкви: “Кто слушает вас, тот Меня слушает, а кто отметается вас, тот Меня отметается”. Если мы не будем исполнять сих слов Господних, а будем сами на свой ум полагаться, не станем слушать пастырей, кото­рые Богом поставлены, то и отвечать Богу сами будем за свое самоволие, за свою гордую самонадеянность, за непослушание Церкви. Уж лучше будем слушать своих, Богом данных и Церковью посвященных пастырей, чем каких-то раскольничьих учителей да сектантов. Вот как надо вам, простецам, уклоняться от споров с раскольниками и сектантами. Надо бегать их, как зачумленных, ибо их гордыня и есть настоящая духовная чума.

А о святых мощах еще в Ветхом Завете писано: что от мощей пророка Елисея мерт­вый воскрес. Да я и не понимаю, как это свои, православные, говорят против св. мощей: это уж зараженные сектантами люди, а не православные. – Удивляюсь, как это люди про­стые, неученые, решаются судить о таких делах и вещах, о коих есть учение Церкви, от веков древних, от Апостолов и св. отцов установленное и преданное, а в Церкви Божией тысячами пастырей принятое и утвержденное. Ведь миллионы православных и веровали, и теперь веруют, и веру свою видят оправданною в чудесах и знамениях, от мощей бываю­щих, – мы видим это часто и около мощей нашего Преподобного Сергия, – мы видели еще так недавно, – в ночь на 31 августа, как мощи его были в огне и остались невредимыми, хотя огонь в святой раке был в течение пяти часов и даже больше, – а там, где-то в Туркестане, у вас, не веруют. Для веры смирение нужно, а его-то и нет у тех, кто рассуждает по своему смышлению, а не по церковному учению. Ведь и в Писании сказано, что благодать пода­ется только смиренным.

Я не могу в малом письме сказать все, что хотелось; берегись духовной отравы самочинных учителей, коих Бог не поставил и Церковь не полномочила. Держись в простоте сердца того, чему учит она, наша мать. Вот тебе мой архиерейский завет. Кто хочет себе спа­сения, тем советуй то же. Где вам, простецам, пускаться в споры с хитрыми, гордыми, само­званными учителями-сектантами и раскольниками? Не верьте им. Они хотят быть умнее св. Церкви, и умнее всех св. отцов и Вселенских Соборов: какая гордыня!.. Открещивайтесь от них, как от вражеской силы, да воскреснет Бог и расточатся врази Его и врази Церкви Православной. Бог тебя храни. Твой доброхот”.

Как видите, в таких диспутах смешивается все в одну кучу, тут и раскольничьи заблуж­дения, тут и еретические, сектантские мудрования. Иногда раскольники сбивают с толку православных, указывая им, что у них есть “законная” иерархия, есть и архиереи, и попы, правительством дозволенные, “если бы они были незаконны, разве бы власти позволяли им служить”, есть и семь таинств, “только вот вы молитесь не так, как молился Христос: посмотрите на икону – у Христа только два перста сложены”. И православные уже поко­леблены, пишут: “как быть, что это значит” и пр. Хорошо еще, если смущаемый смиряется, укоряет себя, как пишет например один казак: “Теперь я понял, что мало знать св. Писание, нужно знать и постановления Вселенских и других Соборов св. и историю св. Церкви. Горе мне, окаянному! Святые отцы своей святой жизнью и примерами заграждали уста еретиков и тем прославили веру православную и утвердили на будущие поколения; а меня, окаянного, по моему невежеству, побеждают еретичествующие, и тем чрез меня хулится святая Церковь православная”. Совсем в другом тоне пишут уже совратившиеся в ересь или раскол: во-пер­вых, они трусливо скрывают свое имя и адрес, так что нельзя им ответить; во-вторых, пишут дерзко, поносительно, приписывая всему духовенству отдельные печальные явления в его жизни, попрекая нас, будто мы “дерем шкуру” с вдов и сирот по 25 р. за венец и по 10 р. за покойника, “мы-де не желаем ходить в церковь к таким обиралам, Богу-де не нужны деньги, Христос-де Сам нуждающихся кормил” и пр. в том же роде. “Теперь, пишет расходившийся какой-то баптист, теперь все деревенские ребята поняли вашу ложь; я много защищал вас, но я много ошибался; вы запутали нашего брата, еще немного и до вас доберутся” и т. д. В заключение отступник от Церкви с притворным смирением пишет: “Господь мне, немощ­ному, позволил написать вам – постучаться к вам в дверь вашего сердца: всякий, говорящий о Боге, не может быть врагом; если сектанты не по истине поступают, то будем молиться за них, а не гнать их. А может быть у нас ошибка, а правда у них; тогда постараемся испра­вить нашу ошибку. Кровь Иисуса сильна омыть ее”. Тут уже вливается яд сомнения в учение Церкви; тут уже новосовращенный сектант берется учить архиерея; оно и понятно: ведь для таких новичков-сектантов уже больше не существует ни пастырей, ни иерархии: они чув­ствуют себя освободившимися от бремени послушания Церкви и либеральничают вовсю.

Каждый день получаются такие письма. Народ отравляется незаметно, но верно. Нашей миссии есть много работы, но к этой работе надо привлечь и народ, верующих православных людей. Как это сделать? Приходит само собою на мысль, что ждать, пока будут устраиваться миссионерские курсы и приниматься подобные меры, конечно, необходимые, не следует. Надо дать народу в руки общедоступные руководства для борьбы с сектами и расколами. Нужда эта видна хотя бы и из того, что “Православный Противосектантский Катехизис” Д. И. Боголюбова выдержал за десять лет уже 15 изданий: значит, спрос на него большой. К сожалению, он написан не везде общедоступным народным языком и не исчер­пывает всех вопросов, какие ставятся сектантами. Его нужно автору, да и не одному, а вместе с другими еще пересмотреть. А противораскольнического такого катехизиса мы не знаем. Между тем, спрос на то и другое большой. Народная совесть под бичом войны проснулась и хочет сознательно ознакомиться не только со своим православным учением, но и с соблаз­няющими ее сектами и раскольничьими толками. Конечно, было бы желательно, чтобы православные начинали с изучения своего православного учения, но раз соблазн выходит к ним навстречу, надо помочь им разобраться в нем, обличить его неправду.

Чье это дело? Само собою понятно, что это – задача Миссионерского Совета при Святейшем Синоде. У него на виду все лучшие и способнейшие литературные миссионерские силы, у него и средства к изданию подобных руководств, и способы их распространения.

По адресу одного из многих

Некий Александр Николаев Прядильщиков, давший свой адрес со ст. Поповка Н. ж. д., из Подобедовки, но пустивший свое открытое письмо из Петрограда, пишет мне: “Я вижу в борьбе вашей с сектантством, что вы за это получаете деньги, чины и ордена, и мне обидно, что православие находится не в надежных руках, и конечно, сектанты его заклюют”. Откуда же знает г. Прядильщиков, что я защищаю Церковь Божию за деньги, за чины и ордена? Не стыдно ли, не грешно ли ему, если он считает себя православным, так клеветать на меня? А он сделал уже и вывод: “сектантство заклюет православие”, потому, что его защищают-де такие вот наемники, как я. “Там, говорит он, у сектантов, не менее находятся ученые руко­водители, которым известно, что за Библия, что за Псалтирь, что за Евангелие”. Мы знаем этих руководителей: это немцы и их безбожные профессора, а у нас, слава Богу, руководи­тели святые отцы и учители Православной Церкви. И уж никогда мы не променяем их на немцев-гордецов. А г. Прядильщикову советуем хоть немного поближе заглянуть в Библию: ведь, там он увидел бы и Псалтирь, и Евангелие – в той же самой книге – Библии, тогда он не стал бы говорить отдельно об этих книгах. Если г. Прядильщиков – христианин, то ему грешно смеяться над учением Христа Спасителя, грешно клеветать и на пастырей Церкви, которые будто бы не хотят “с голышами и разговаривать”, которые будто бы только прини­мают того верующего, который “представляет из себя дойную корову”, а я будто бы “за каж­дый пожертвованный гривенник трублю на весь свет”. Грешно лгать и на меня, архиерея, будто я борюсь с сектантством за деньги, чины и ордена. Все это сплошь клеветы, достойные сектантов, а не православного человека. Вот как ныне позволяют себе лгать и клеветать на нас, пастырей Церкви, совращенные в баптизмы и всякие измы немецкого происхождения! И находятся простецы, которые идут на эту удочку, верят им и покидают родную свою мать – Церковь Православную. И где совесть у таких изменников Православия? Полный невежда, не знающий, что Псалтирь и Евангелие заключаются в Библии, то же якобы печалится, что Православие “не в надежных руках”. Горе одно!


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 7. 1916 г. - 1916. - 188 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 301-350).

Комментарии для сайта Cackle