Вопрос апостолов о пришествии Илии... (Мф. 17:10–13)
Когда апостолы услышали от Господа заповедь, – никому не рассказывать о преображении до Его воскресения, они в недоумении говорили друг другу: «Что это значит, воскреснуть из мертвых?» Книжники учили, что перед пришествием Мессии будет всеобщее воскресение мертвых и придет пророк Илия, а Господь говорит только о Своем воскресении... Не притча ли слова Его о воскресении? Однако же, апостолы не решились спрашивать об этом Господа, опасаясь, может быть, показаться невнимательными. Но, размышляя о скором открытии Царства Мессии, они остановились мыслью на явлении пророка Илии, которого только что видели на Фаворе. И СПРОСИЛИ ЕГО УЧЕНИКИ ЕГО: КАК ЖЕ КНИЖНИКИ ГОВОРЯТ, ЧТО ИЛИИ НАДЛЕЖИТ ПРИДТИ ПРЕЖДЕ Твоего пришествия и прежде воскресения мертвых? Вот, мы теперь совершенно веруем, что Ты – Христос, истинный Мессия; но как же нам думать о пришествии Илии? Сейчас мы видели Илию на Фаворе: считать ли это его явление за обещанное пророками, или ждать еще другого его явления? Господь и раньше говорил, что Его Предтеча Иоанн и есть возвещенный пророками Илия, но ученики еще неясно различали два пришествия Христова: Первое – во уничижении и Второе – во славе. Предтечей Второго будет действительно Илия, а Предтечей первого был Иоанн, которого Господь называет Илией не потому, что он был Илия, а потому, что он совершал служение в духе и силе Илии. Книжники смешивали пророческие изречения о двух пришествиях Христовых, и потому говорили, что если Иисус есть Христос, то прежде Его должен был прийти Илия. Вот почему фарисеи посылали и к Иоанну с вопросом: «ты Илия?» (Ин. 1:21).
В ответе ученикам Господь раскрывает учение о двух Своих пришествиях: ИИСУС СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: вы справедливо говорите, что Илия должен прийти предо Мною, Мессией. ИЛИЯ древний, первый, ДОЛЖЕН ПРИДТИ ПРЕЖДЕ Моего Второго пришествия, как предсказано пророком Малахией: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5–6). Илия действительно придет тогда, И должен УСТРОИТЬ ВСЕ. Он исправит неверие Иудеев тогдашних времен, расположит иудейский народ к учению Моему. Он устроит все это не славой только имени своего, но тем, что слава Моя до того времени распространится по всей земле и будет для всех яснее солнца. Но то будет перед Вторым Моим пришествием на Страшный Суд, на что и в пророчестве Малахии указывается: «чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». А теперь Я пришел не поразить землю, а спасти людей: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). НО об этом Первом Моем пришествии ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО ИЛИЯвторой, новозаветный, УЖЕ ПРИШЕЛ, действительно приходил, только не Фесвитянин, а Предтеча Мой, в духе и силе проповедовавший покаяние, – он приходил и исполнил свое служение, И НЕ УЗНАЛИ ЕГО, не признали его Моим Предтечей, А ПОСТУПИЛИ С НИМ, КАК ХОТЕЛИ; ТАК И СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОСТРАДАЕТ ОТ НИХ. И Его они не узнают, но поступят с Ним по своей злой воле. Слова Господа были так ясны, что ученики не могли не понять их: ТОГДА УЧЕНИКИ ПОНЯЛИ,ЧТО ОН ГОВОРИТ ИМ ОБ ИОАННЕ КРЕСТИТЕЛЕ, причем им вспомнились и прежние слова Господа о том же. А называть одно лицо именем другого по сходству их служения и образа жизни было обычным у Иудеев: ибо пророки каждого благочестивого царя называли Давидом, а Иудеев – князьями содомскими и сынами ефиопов, именно из-за образа жизни их. Ибо «как Илия будет предтечей Второго пришествия, так Иоанн был предтечей Первого» (свт. Иоанн Златоуст).