Тревожные ожидания последних времен

Источник

Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1:7).

...времени уже не будет (Откр.10:6).

Последний день года напоминает последний день мира. Новый год – ту таинственную грань, которая отделит время от вечности, когда откроются новое небо и новая земля, когда обновится вся тварь, когда, словом, наступит вечность и, по слову Божественнаго Откровения, «времени уже не будет» (Откр.10:6). Сознательно или бессознательно в душе человека, в самой глубине этой души, таится тревожное ожидание этой неизбежной перемены с той разницей, что человек верующий со страхом и трепетом помышляет о Страшном суде Божием, предавая себя всецело в руки милосердия грядущего Судьи и приуготовляя себя покаянием. А человек грешный старается всячески себя уверить, что там, на границе времени и вечности, ничего не будет, что смертью все кончится, а потому – будем есть и пить, ибо завтра умрем. Будем наслаждаться земными благами, пока можем, пока живы, а там – будь что будет!

Во дни великих бедствий, когда, кажется, само небо гремит грозой Гнева Божия, когда колеблются царства, льются потоки крови на полях брани, земля орошается слезами вдов и сирот, когда повсюду слышатся стоны страдальцев-воинов и скорбныя жалобы обиженных, в такие дни, как это давно замечено, усиливается ожидание второго пришествия Гопода, Судии праведнаго, и самые бедствия считаются признаками близости скорого исполнения времен. Мысль о Страшном суде Божием есть одно из спасительных средств прогонять от себя греховные помыслы и желания. И дай Господи, чтобы каждый верующий постоянно носил ее в сердце своем вместе с молитвой к Господу о помиловании. «Всякаго бо ответа на сем страшном судищи недоумеющи, сию молитву яко Владыце грешнии будем в сердце носить: помилуй нас!» Но врагу рода человеческого ненавистно, что верующие люди останавливаются на сей спасительной для них мысли, он старается отвлечь от нее человека. А поскольку верующая душа не хочет с ней расстаться, сознавая, как она охраняет ее от греха, то враг незаметно пытается подменить ее другой, якобы подобной ей: «Когда будет пришествие Христово?» И вот люди начинают, присматриваясь к событиям, видеть в них признаки не только близости пришествия Господня, но и начинают точнее высчитывать год, месяц, готовы даже угадать и самый день сего всемирнаго события. А враг застилает в их сознании преступность таких вычислений, выкрадывает из их памяти непреложныя словеса Самого Господа Иисуса Христа: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1:7). «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф.24:36). По Евангелию от Марка Господь сказал еще сильнее: Он добавил слово: «ни Сын», то есть дня и часа пришествия Своего не знает, по человечеству Своему, конечно, даже и Он Сам, Сын Человеческий (Мк.13:32). «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк.13:33). «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк.13:37). Вот почему апостол Павел не находил нужным даже писать об этом Солунянам: «сами вы», говорит, «достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» (1Сол.5:2). После таких ясных, не подлежащих никаким перетолкованиям слов Самого Господа, кто же смеет делать попытку с точностью определять время пришествия Его? Нам указаны Господом признаки близости сего события, и довольно с нас. Мы видим, что слова Господа исполняются: Его Евангелие проповедуется всем народам земли. О Нем, Христе Спасителе всего человечества, знают уже почти все племена и народы. Но исполнилось ли число тех, кто из сих народов должен войти в Царствие Божие – кто это знает? Един Он, Всеведущий... Подумать только: ужели старый Китай с его полумиллиардом жителей-идолопоклонников даст Богу только ту ничтожную горсточку верующих и спасаемых во Христе, какая теперь есть там?... Не говорю о других племенах и народах. С другой стороны, иудеи на наших глазах порабощают себе мир. Мы видим, что они уже и поработили его в финансовом, торговом отношении, захватили печать, даже науки. Они уже учредили себе особое международное правительство, собирают своего рода парламент в Америке, мечтают о своем царе, по нашему – антихристе. И опять: кто знает, не близится ли царство этого величайшаго и последняго врага Божия на земле? Опять ведает един Всеведущий. Мы должны быть готовы и его (врага) встретить, чтобы отстаивать Церковь Божию от его козней. Читаем мы в трипеснце Святителя Андрея Критского на Повечерии в Великий Понедельник Страстной седмицы: «О безмернаго Твоего человеколюбия, Иисусе! Сказал бо еси нам скончания свыше время, скрыв час, уяснив же светло образы его». «Сокрыл Господь день и час пришествия Своего», и мы, если хотим быть послушными чадами Его, должны смиренно подчиниться слову Его, а не приподнимать опущенную Им же завесу, без сомнения, для нашей же пользы. Вот почему все подобныя попытки и безполезны, ибо что́ Бог сокрыл от человека, то и не будет открыто, как бы человек ни старался это сделать. И преступны, как преступно было Евино вкушение от запрещенного древа, и, наконец, очевидно вредны, если так решительно запрещены Господом. Вот почему сочинения в роде некого полковника Бенигсена и других адвентистов следует считать богопротивными и не давать им никакого значения. Должно всегда носить в сердце своем притчу Господню о двух рабах: благоразумном, который и в отсутствии своего господина исполняет усердно волю его, и злом, который говорит в сердце своем: «не скоро придет господин мой», и предается пирушкам с пьяницами. Горька будет участь этого нерадивца, когда совсем для него неожиданно «придет господин его, и разсечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» (Лк.12:43–46). Должно помнить слова апостола Петра: «У Господа один день как тысяча лет и тысяча лет как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень как тать ночью» (2Пет. 3:8–10). Поучительно рассуждает о сем преподобный Иосиф Волоколамский: «Надобно знать меру во всем, нужно знать, о чем позволено рассуждать в делах веры, и о чем не позволено. Неполезно нам знать время ни своей собственной кончины, ни кончины всего мира, надобно всегда быть готовыми к тому и другому. Если уж теперь, не зная ни того, ни другого, мы снедаем друг друга и утопаем во грехах, то что́ было бы, если бы о том знали? Тогда, конечно, мы всю жизнь проводили бы в беспечности и во грехах, и разве один день отделили бы на покаяние. Если Господь даже апостолам, которых называл друзьями Своими, которым Сам сказал: «вы есте свет миру» (Мф.5:14), запретил о том спрашивать, то тем более не подобает нам, страстями преисполненными, рассуждать о том, о чем Господь не позволил, что Сам Бог сокрыл от нас. Да и напрасно мы стали бы рассуждать о том, сколько бы мы ни усиливались узнать, никогда не узнаем, а только гнев Божий на себя чрез то навлечем. Кто пытается познать непостижимые судьбы Божии, тот по выражению апостола Петра, есть «наглый ругатель, поступающий по собственным своим похотям» (2Пет.3:3)… И кто же смеет допрашивать Бога, единого, безначального, неизменного, присносущного, бесконечного?... Да умолкнет всякое праздное разглагольствие в Церкви Божией! Да не испытывает никто сокровенных тайн Божиих! Ты не знаешь часа твоего собственного скончания, как же ты смеешь рассуждать о времени кончины мира? Вспомни, страстный и жалкий человек, кто ты? Ведь ты и тени не сто́ишь великих и святых мужей, как же дерзаешь утверждать, будто постиг непостижимую тайну Божию, узнал время пришествия Его?... Нет, верен Господь во всех словесех Своих, верен во всем, что́ повелевает или запрещает, открывает или утаивает от нас», – так говорит святой отец нашей Русской Церкви, так учат и все отцы Церкви Вселенской.

Страшные события в мире, совершающиеся в наши дни, усиленно напоминают нам пророческия слова Господа нашего Иисуса Христа: «услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство и будут глады, моры и землетрясения по местам. Все же это – начало болезней» (Мф.24:6–7). Господь говорил ближайшим образом о времени разрушения Иерусалима, но Его слова святые отцы применяют и к последним дням мира. Подобныя же события совершались и сто лет назад. И тогда мысль верующих обращалась к последним дням мира, но Господь судил иначе. Посему не будем испытывать непостижимых судеб Божиих. Будем непрестанно готовиться к Страшному суду Христову, но в то же время помнить, что для каждаго из нас в отдельности суд Божий ближе, чем Страшный Суд для всего мира. «Единою подобает умрети, – говорит апостол, – потом же суд» (Евр.9:27). А смерть у каждого за плечами. Не знаем мы своего часа смертного, и слава Богу, что не знаем, а потому и должны всегда быть готовы к переходу в вечность. Можем умереть и сегодня, и завтра, вот об этом и должны помышлять со страхом и заботой, как явиться на суд Божий? Ведь после смерти нет покаяния, нет возможности изменить свою жизнь. Для нас, для каждаго из нас, кто умрет, настанет уже та вечность, когда и времени не будет уже, по слову Божественнаго Откровения. Правда, до последняго Страшнаго суда Христова Церковь не перестанет еще молиться о всех, в вере почивших. Но чтобы заслужить ее молитвы, чтобы Дух Божий, живущий в Церкви, возбуждал Церковь к молитвам за нас, чтобы эти молитвы были действенны, надо быть «живым» членом Церкви, веровать в силу ее таинств, ее молитв, и привлекать к себе вспомоществующую благодать Божию исполнением заповедей Божиих. Вера без дел мертва, а потому и не спасительна. Тем, кто только призывает Имя Господа, кто только устами говорит: «Господи, Господи», а не творит воли Отца Небесного, Господь скажет: «Я никогда не знал вас, отойдите от Меня делающие беззаконие» (Мф.7:21–23). Не знает Господь того, кто не есть живой член Церкви Его, кто мертвый ее член, а следовательно отсеченный от нее. Молитва, по выражению одного благочестивого писателя, есть Кровь Церкви, а кровь для мертваго члена безполезна...

Вот о чем благовременно озаботиться нам в наши скорбные дни, когда слышим мы громы небесные, напоминающие нелицеприятный суд Божий над народами земли. Может быть, близок и день всемирнго, Страшнаго суда Божия, но – кто знает? – еще ближе час смертный к каждому из нас, а за ним и суд Божий...

Господи! С наступлением Нового года мы еще на год приблизились каждый к своему часу смертному и к суду Твоему праведному. Даруй же нам благодать постоянно носить в своем сердце память смертную и сокрушение сердечное. Даруй нам хоть ныне положить начало благое, начало покаяния во грехах своих и исправления жизни своей. Да не застанет нас час смертный в нерадении, яко рабов ленивых и непотребных, но да встретим его яко рабы добрые, всегда готовые сретить Господа своего и услышать от Него: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Аминь.


Источник: Архиепископ Никон. Тревожныя ожидания последних времен. // Прибавления к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание. № 1. - 7 января 1917 года. - Пг.: Синодальная типография, 1917. - С. 1-4. Электронный источник: Слово Пастыря

Комментарии для сайта Cackle