Азбука веры Православная библиотека архиепископ Нил Кава́сила

архиепископ Нил Кава́сила

Догматико-полемические труды

архиепископ Нил Кава́сила (XIII в. – март 1363 г)

Нил Кава́сила архиепископ Фессалоникийский (греч. Νεῖλος Καβάσιλας), был замечательным представителем византийского полемического богословия. И о нем сохранились скудные биографические сведения. Известно лишь, что он отличался выдающимся образованием, принимал участие в исихастских спорах, при чем примыкал к церковной партии Григория Паламы и написал обличительный против Варлаама и Георгия Акиндина, трактат, находящийся в соd. Ваlliсеll. [в Риме].

По смерти фессалоникского архиепископа св. Григория Паламы (1360 г.), Нил был назначен его преемником по кафедре, но скончался прежде, чем прибыл в Фессалонику, как говорит Симеон, архиепископ фессалоникский (1410 – 1429 г.), Франдзий же пишет что „мать мудрейшего Николая Кавасилы прибыла в Фессалонику в то время, когда брат его Нил Кавасила был там архиереем“. Его племянник Николай написал такую эпитафию блаженному Нилу:

„Гроб этот скрывает Нила знаменитого тело, чистейшее жилище девственной души. Нил блаженнейший! Ты, сияя, достиг неба, а нам ослепил взор после того, как закрыл свои прекрасные очи“...

Нил принимал большое участие в полемике против латинян и написал несколько очень важных сочинений, на которые потом ссылались, как на церковный авторитет, противники флорентийской унии.

Из его сочинений известны следующие:

1) „Слово, доказывающее, что причиною отделения латинской церкви было ни что иное, как нежелание папы предоставить вселенскому собору расследование разногласия, но они желали только одни пользоваться правами учительства, а все остальные должны оставаться на положении послушных учеников, – и что такое отношение чуждо апостольских и отеческих законов и деяний“.

2) „О власти папы“. Протестанты, извлекши эти два слова из сочинении Нила, издали их в 1555, 1608, 1612 и 1645 годах. Было и иное их издание, без указания года и места, но оно было исполнено (надо полагать) в Константинополе в 1624 г. Никодимом Метакса, как свидетельствует иерусалимский патриарх Досифей в своей „Истории иерусалимских патриархов“.

3) „Ясный и краткий ответ латинянам, заменяющий руководство для желающих состязаться с ними“.

4) „Пять слов об исхождении Святого Духа“.

5) О Святом Духе слова латинян, которыми они думают доказать, что Дух Святой исходит от Сына, потом ответы латинян, из которых, по их мнению, вытекает, что Дух Святой исходит от Сына“.

6) „О том, что, пользуясь латинскими силлогизмами, нельзя доказать, что Дух Святой исходит от Сына, потом опровержение латинских силлогизмов“.

Последние сочинения Нила Кавасилы (3–6) хранятся еще в рукописях Вены, Мюнхена, Москвы, в Ватикане и др. В московском кодексе полемических трактатов Нила помещено и предисловие, написанное племянником богослова Николаем Кавасилой. В предисловии говорится, что творения Нила К. направлены против латинских нововведений, сущность которых сводится к прибавке в символе веры. Сначала писатель, на основании Свящ. Писания и творений св. отцов, авторитет которых обязателен и для греков, и для латинян, доказывает, что Дух Святой исходит только от Отца. Доказав это в пяти словах, писатель, по церковному обычаю опровержения еретиков, переходит к положениям латинян. А так как эти доводы латинян или основываются на Свящ. Писании и богословских положениях, или же оправдываются логическими соображениями, то и речь Нила К. имеет двоякий характер: он, во-первых, доказывает, что латиняне извращают смысл Свящ. Писания, а отцы церкви не оказывают им никакой помощи, и во-вторых, изобличает неразумие их логических доводов. Далее, с целию доказать истину православного учения, писатель, – продолжает предисловие, – приводит свидетельства из деяний „восьмого“ „вселенского“ собора (879 – 880 г.), из которых видно, что учение об исхождении Святого Духа только от Отца было общим для всей церкви. Ведь известно, что на соборе, состоявшемся в Константинополе в царствование Василия Македонянина, при патриархе Фотии и римском папе Иоанне, латинское учение об исхождении Св. Духа и от Сына было признано нелепым, достойным анафемы, и греки убедили латинян изъять прибавку из символа веры. И писатель в своей книге привел акт этого собора, как ясное доказательство истины. Единение между греками и латинянами составлено на этом соборе именно под условием соглашения относительно учения об исхождении Св. Духа, а впоследствии, – говорит автор предисловия, – произошло разделение. Таково содержание предисловия к полемическим трактатам Нила, написанное его племянником Николаем. Архимандрит Андроник Димитракопул, опубликовавший это предисловие, добавляет: „сочинения Нила Кавасилы были переведены и на славянский язык; их славянский список имеет один русский в Москве (фамилии его не помню), как он сам сообщил мне (о. архимандриту) в 1863 году“ (Ὀρθόδοξος Ἑλλάς, σ. 80).

Против сочинения Нила К. об исихастах Ионн Кипариссиот написал пять книг, защищая воззрения Варлаама и Акиндина.

Равным образом, полемические трактаты Нила К. против латинян вызвали защиту последних со стороны Димитрия Кидони, которому опять возражал Димитрий Хрисолорас, пользовавшийся для своего труда сочинениями Нила К.

В ХVІІ в. трактат Нила К. о власти папы подвергся критике со стороны латинствующего писателя Иоанна Матфея Кариофилла († 1633 г.), родом грека, потом верного слуги папизма. Названные сочинения также следует иметь в виду для более полного освещения научно-богословской полемической деятельности Нила Кавасилы.

Открыта запись на православный интернет-курс