протоиерей Олег Стеняев

Беседа 33. Евангелие от Матфея, глава 9, 27–38. «Иисус Христос возвращает зрение слепым. Фарисеи говорят об Иисусе, что Он изгоняет бесов силою бесовского князя»

Тема сегодняшней беседы: «Иисус Христос возвращает зрение слепым», а следующая за ней тема – «Фарисеи говорят об Иисусе, что Он изгоняет бесов силою бесовского князя».

Эти две темы в некотором смысле связаны. Мы будем говорить о чудесах веры и о том, как на них реагируют люди неверующие и религиозные лицемеры.

И мы читаем:

Мф.9:27. «Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!»

Блаженный Иероним пишет: «Однако они получают исцеление не во время пути, не мимоходом, как они думали; но после того, как Он пришел в дом Свой, они подошли к Нему и вошли внутрь [дома]; и сначала испытывается их вера, чтобы таким образом они получили свет истинной веры». То есть эти люди проявили дух нетерпимости, они слишком торопили события, а Господь хотел возвысить их веру до согласия с чудом. Ибо чудо не совершается без согласия на него со стороны человека, так как чудо есть всегда ответ на веру человека. О маловерных людях сказано: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф.13:58). Подлинное чудо всегда оставляет место для сомнения, дабы не разрушить дар свободной воли человека. И оно может совершиться только в жизни человека, давшего согласие на него чрез свою веру. Поэтому Господу иногда требуется усилить в человеке, через то или иное действие, веру, дабы чудо не оказалось бы насилием над его (человека) свободной волей.

Блаженный Феофилакт видит и некую двойственность в поведении сих слепцов: «Как Богу слепцы говорили Ему: ″помилуй ны″, а как человеку взывали: ″Сыне Давидов″: ибо всем иудеям было известно, что Мессия произойдет от племени Давидова». То есть, испрашивая милости исцеления у Него, они исповедовали в Нем нечто Божественное, а называя Его «сыном Давидовым», продолжали видеть в Нем только человека. Их вера нуждалась в явном усилении, и Господь укрепляет ее, приглашая их последовать за Собою. Иными словами, их крик не свидетельствовал о наличии у них правильной веры, хотя они и кричали: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!»

Каждый из нас желает, чтобы благо от Бога немедленно обнаружилось в нашей жизни. Мы как бы торопим Бога, думая, что можем и опоздать. Наши молитвенные призывы к Богу иногда напоминают ультиматум. Мы как бы требуем и говорим: «Ты должен! Ты обязан нам помочь!» Но в действительности Бог никому ничего не должен, и, более того, все люди должны Ему! Сказано: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги» (Еккл.5:1). Вот это выражение: «Бог на небе, а ты на земле» – подсказывает нам, что Бог лучше нас знает и видит, в чем мы действительно нуждаемся, а что для нас будет и во вред. Мы видим только лишь свое настоящее и свое прошлое, но не видим, куда нас может привести цепь внешне случайных событий. Для Бога же наше прошлое и наше будущее ясно и прозрачно, как и само наше настоящее, ибо Он никак не ограничен: ни временем, ни пространством.

С другой стороны, иудеи ожидали Мессию более как военно-политического лидера, менее же – как целителя и врачевателя тел и душ. По их представлениям, Мессия должен был свергнуть власть язычников (римлян) и соделать их, евреев, царями и священниками над всеми народами, племенами и языками. Таким образом, их чаяние воцарения Мессии, «сына Давидова» (Бен Довид), было соединено с их сугубо эгоистическими устремлениями. Истинный Храм Божий они подменили «храмом» своих собственных политических амбиций и сугубо земных (материалистических) интересов. Таким образом, незаметно для них самих, их «богом» оказался золотой телец. «Мессия-плотник», конечно, не устраивал их и не подходил под их стандарты и представления о благе земном и человеческом счастье. «Мессия страдающий», разумеется, их также не устраивал, шокировал и даже оскорблял! Ведь в их понимании, Мессия Сам должен был стать источником страдания для язычников, неким царем-воином.

Точно так же и современные россияне сегодня ожидают перемен в своей жизни из секуляризированного мира, мира большой политики. Нам кажется, что только на поприще политической активной борьбы мы и сможем обеспечить счастье для себя и своей страны. Мы более уповаем и надеемся на «град земной», нежели на Град Небесный. И здесь мы терпим поражение за поражением, не понимая того, что наше Царство – не от мира сего; а «царство и град» этого мира – всего-навсего очередная «вавилонская башня», для которой наши души, тела и судьбы – всего лишь «кирпичики». Пророк Исаия восклицает: «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» (Ис.2:22) Эти слова могут быть отнесены ко всем формам управления, существующим на земле. И, более того, Писание учит и о несовершенстве и вреде человеческого управления, хотя в нем, конечно, своя польза существует. Сказано: «Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл.8:9).

Стимулом человеческих форм власти и управления является вожделение. Именно оно побуждает человека стремиться к власти над другими людьми. Желание обладать такой властью, властью над человеческими, телами и судьбами, есть вожделение плотское, не услышанное и не реализованное в естественных формах человеческого бытия. Поэтому политик – всегда извращенный эгоист, с целым рядом комплексов и расстройств. Нормальному человеку просто в голову не придет мысль куда-то избираться (баллотироваться)! Нормальный человек живет не извращенными стремлениями и переживаниями, направленными на возвышение собственного статуса, а естественными и насущными потребностями жизни своей семьи, рода и племени. Поэтому к власти, в результате так называемых «демократических процедур избрания», как правило, всегда, приходят отпетые негодяи и подлецы. Голосуя на выборах за тех или иных кандидатов, люди голосуют не за конкретных людей, но за искусственно созданные с помощью избирательных технологий фантомы, в действительности никогда не существовавшие и не существующие! При ближайшем рассмотрении мы всегда видим, что рекламный кандидат в народные избранники и реальный дорвавшийся до власти временщик ничего общего друг с другом ни имеют! Эти персонажи любят фотографироваться на фоне храмов, в которые на самом деле никогда не заходят. И как они могут рассуждать о духовности, патриотизме и ценностях христианской цивилизации, не имея в действительности никакого представления о том, что это на самом деле? Те же немногие, подлинно верующие люди, которые иногда все же прорываются во власть, скорее всего, своим исключительным примером подтверждают печальную закономерность, и не более того.

Претензии современных «избранников народа», их запросы и пожелания почти всегда находятся за пределами разумного, целесообразного и достаточного. Они часто ненасытны в своих фантазиях и вожделениях, ненасытны до неразумия. Сказано о таковых: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис.5:8). Дорвавшись до власти, подобные люди стремятся подменить общественные интересы своими собственными эгоистическими амбициями и переживаниями. Таким образом их власть оборачивается часто разорением для многих и многих людей. Подобным «политическим шалопаям» неведомы вершины теократической модели управления обществом, их «политический диапазон» расположен между демократической и республиканской моделями управления. Интересы Царства Христова и их интересы не только не совпадают, но и полярно противоположны друг другу. Святитель Филарет (Дроздов) учил: «Законы Небесной правды противоположны законом земной выгоды».

Толька та форма земного управления, которая своим источником мыслит надмирное и неземное, может ответственно отнестись к проблемам сугубо земным и материальным. Такой властью являлась власть православных царей и императоров. Не являясь совершенной во всех отношениях, она все же приближала земное отечество к надмирным принципам теократического управления. К тем самым принципам теократии Царства Небесного, которые проповедовал и отстаивал в Своем земном служении Сын Божий.

И мы читаем далее:

Мф.9:28. «Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!».

Здесь, в доме, Господь, увидев их желание следовать за Ним до конца в деле собственного исцеления, совершает чудо их исцеления: не мимоходом и не с поспешностью. Господь этим самым научает и нас проявлять терпение в деле и нашего собственного телесного и духовного исцеления. Святые Отцы учат, что мы не ценили бы милости Божией, если бы получали просимое от Бога сразу, при первом прошении. С другой стороны, прежде всякого нашего прошения Господь лучше нас знает, в чем мы имеем действительную нужду. Иногда исцеление нашего тела, и даже избавление от некоего соблазна, для нас и ненужно, и несвоевременно. Здесь достаточно вспомнить следующие слова апостола Павла: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: `довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи́. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:7–10).

В «Луге духовном» находим следующее повествование: «Авва Полихроний рассказывал… что в монастыре Пентукулы был один брат, весьма внимательный к себе и строгий подвижник. Но его обуревала страсть блуда. Не вынеся плотской брани, он вышел из монастыря и отправился в Иерусалим, чтобы удовлетворить свою страсть. Но лишь только он вошел в жилище блудницы, как вдруг весь покрылся проказой. Увидав это, он немедленно вернулся в монастырь, благодаря Бога и говоря: «Бог послал мне эту болезнь, да спасет мою душу».

И мы читаем Евангельский текст далее: «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал» (Мф.9:29–30).

Блаженный Феофилакт поясняет: «Исцеляет их в доме, наедине, чуждаясь славы. Он всюду дает нам уроки смиренномудрия». Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом же: «Для чего Христос заставляет идти слепых за Собою и просить о помиловании? Для того, чтобы и в этом случае научить нас убегать людской славы. Так как дом находился поблизости, то Он ведет их туда в намерении исцелить наедине. Это видно из того, что Христос не велел никому сказывать об исцелении». Итак, Сын Божий, научает нас убегать славы человеческой и совершенно не искать ее для себя. Но именно слава человеческая не дает сейчас многим людям покоя. Они завидуют тем, кто лучше их может выполнить то или другое дело, завидуют и плетут интриги... Соперничество одних людей с другими может проявляться и в сфере религиозной жизни, когда кто-то из зависти начинает нападать на собрата, гнать и преследовать его.

Когда я был еще молодым священнослужителем, один знакомый мне пожилой священник говорил: «Будь осторожнее! Даже в нашей среде есть много завистников, которые могут неприязненно относиться к человеку только за то, что у него есть дар Божий. Они могут вредить ему, оговаривать его и клеветать на него. И если таковой оступится, они попытаются его совсем втоптать в грязь и не дать ему подняться».

Сказано: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего… Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» (Мф.10:24–25). В этом смысле, на каждом гонимом христианине  – отблеск славы его Небесного Учителя. Неприязнь к христианам подчас обусловлена именно глубокой завистью к ним.

Действительно, разве не из зависти книжники и фарисеи преследовали Христа? Именно зависть застилала им глаза, и они так и не поняли и до сих пор не могут понять, Кого же они распяли?

Но каким искушением для ветхозаветных рядовых верующих (мирян) было поведение их (ветхозаветной) иерархии! Они, архиереи и старцы ветхозаветной Церкви, преследовали Христа, гнали Его и ненавидели Его, – и только из зависти! И не надо думать, что такое их поведение не имеет отношения к современным «вождям» христианской Церкви! О ветхозаветных верующих, в сравнении с верующими новозаветными, сказано: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:11–12). Состояние ветхозаветной Церкви во дни Первого Пришествия Сына Божия есть образ того состояния, каким оно может оказаться и у христиан перед Вторым Пришествием Сына Божия на землю. Сын Божий, Господь Иисус Христос, Сам свидетельствует о последних временах: «…Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8). Тогда Он нашел для Себя около 120 верующих, а во дни Второго Пришествия может найти и менее: все остальные «отломятся», отпадут. Сказано об иудеях и христианах: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим.11:17–21).

Итак, человеческая зависть толкала людей на непризнание Иисуса из Назарета как Христа, Истинного Мессии Израиля (именно в этом и заключается трагедия еврейского народа). Дело в том, что стандартные, житейские представления иудеев о Мессии по большей части лежали в плоскости материальных, а не духовных интересов. И сегодня, стремясь к славе мира сего, люди порой теряют ощущение духовной реальности и становятся противниками Бога.

«Троицкие цветки с луга духовного» повествуют: «…рассказывал бывший наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид, – в обители Преподобного Сергия жил в качестве послушника один молодой, с виду изящный, человек по имени Александр. Он обладал сильным и приятным голосом. Его чистый первый тенор выделялся своей мелодичностью среди голосов поющей братии и невольно располагал сердца молящихся в Лавре к Богу. Жил он в обители три года и своим пением поистине украшал всю обитель. К сожалению, нашлись в Лавре у Александра советники, которые внушили ему стать известным певцом, предварительно усовершенствовав свои певческие способности в консерватории. Послушник внял этому совету, ушел из обители и поступил в столичную консерваторию. Прошло лет пять или шесть. Однажды я вышел прогуляться от Троицкого собора ко святым вратам, вспоминает архимандрит Кронид. На пути встретился мне какой-то незнакомый человек с лицом, перевязанным платком на месте носа. Он, называя меня по имени, сиплым голосом просил себе милостыню как бывшему певцу этой обители. Спрашиваю его: «Кто ты такой и как твое имя?» Тогда он ответил: «Я тот знаменитый певец, тенор Александр, которого все начальство обители так уважало и любило. Но я не сумел сохранить Божьего дара, послушался недобрых советов и в компании недобрых товарищей распутством и вином погубил себя и голос. В настоящее время скитаюсь без крова и пристанища и обременен венерической болезнью». Смотря на этого человека, страждущего, но не венчаемого от Бога, я готов был и сам плакать, помня его погибшие великие дарования «на далекой стороне» (Лк.15:13)».

Но вернемся к нашему повествованию по Евангелию от Матфея. Итак, Господь исцеляет слепых одним прикосновением к их глазам и запрещает им рассказывать о том, Кто сотворил это с ними.

И далее мы читаем:

Мф.9:31. «А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той».

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Но они разгласили, впрочем, не по ослушанию, но по чувству благодарности. Ежели в иных случаях оказывается, что Христос говорил: «иди и поведай славу Божию» (Лк.8:39), то здесь нет нимало противоречия. Он хочет, чтоб о Нем не говорили ничего, но проповедовали славу Божию».

Итак, Сын Божий ищет славы не Себе, но только Отцу Своему Небесному. Он и нас самих научает в своих добрых делах прославлять не себя, но Бога. И мы прочли, как пострадал певчий из Лавры, отвергнув прославление Бога и начав искать славы для себя самого. Сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). То еесть мы даже в своих собственных добродетелях должны искать славы только для Бога, в противном случае Господь силен отнять у нас любые наши дарования.

С другой стороны, непослушание бывших слепых не надо считать тяжелым грехом. Они, получившие прозрение от Сына Божия, стремились прославить Его за дар прозрения, по сути, за дар новой, зрячей жизни. Блаженный Иероним пишет: «Как Господь повелел это по смирению Своему, во избежание тщеславия, так и они не могут умолчать о благодеянии, памятуя о милости к ним».

В одной книге я читал о том, что люди слепорожденные, получая прозрение, восторгались буквально всем: увидев впервые в жизни восход солнца, цветы на лужайке, звезды, лица близких, они падали на колени и начинали прославлять Бога за тот удивительный мир красок и света, в который они прежде не могли проникнуть! То, что для нас, людей зрячих, представляется обычным и будничным, они воспринимали как явные свидетельства величия, милосердия и красоты Божественного Промысла.

И мы читаем далее:

Мф.9:32. «Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого».

Блаженный Иероним обращает внимание на то, что «греческое слово κωφόν (кофон)», переведенное у нас как «немой», «является обычно употребляемым в речи и должно пониматься скорее в значении ″глухой″, чем ″немой″». Можно предположить, что этот человек был и нем, и глух, то есть глухонемой. Только что исцеление получили слепые, и уже приходит глухонемой. Сказано: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был, поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:4–5).

Блаженный Феофилакт, объясняя, почему глухонемого «привели к Нему», и почему он не пришел сам, пишет: «Эта немота была не естественная, но от демона: посему и приводят его другие: сам по себе не мог он просить, потому что демон связал ему язык». Как мы здесь видим, многие недуги и болезни проистекают, в том числе, и от лютости демонов.

Но Христос и пришел в этот мир, чтобы освободить нас от власти диавола и его ангелов (бесов). Сын Божий принес в этот мир освобождение от самой лютой тирании: тирании греха и диавола. Он, как новый Моисей, выводит народ Божий из плена бесовского, спасает от «фараона мысленного» – диавола.

О самом исцелении глухонемого и бесноватого сказано:

Мф.9:33. «И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле».

Здесь обращает на себя внимание то обстоятельство, что от глухонемого бесноватого Господь не требует веры. На это обстоятельство обращает внимание и блаженный Феофилакт, который пишет: «…Христос не требует у него веры, но тотчас врачует его, изгнав отнявшего у него язык демона». То есть Христос исцеляет не только его тело, но и его душу, освобождая его от власти диавола и тем самым сообщая ему здоровье телесное.

Итак, получается, что многие недуги тела связаны с недугами нашей души. Решая вопрос с нашим духовным здоровьем, мы решаем вопрос и с нашим здоровьем физическим. Если бы все люди это знали, то многие болезни, в том числе и самые жестокие, покинули бы этот мир раз и навсегда.

Впрочем, существуют болезни и недуги, которые нам посылает Сам Бог, для нашего блага, но об этом мы уже говорили выше.

Итак, мы видим радость народа по случаю исцеления глухонемого: «И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф.9:33). Действительно, за всю историю еврейского народа ни один из пророков или тех, в ком предполагали видеть Мессию, не сотворил такого количества чудес, какое сотворил Истинный Мессия Израиля, Господь Иисус Христос. И, несмотря на это, иудеи продолжают отвергать Иисуса из Назарета как Истинного Мессию.

За всю историю существования еврейского народа, после вознесения Сына Божия на Небо, кого только не называли иудеи Мессией! Это были и разные самозванцы, и шарлатаны, и обманщики, которые своими делами даже приблизиться не могли к тому, что сотворил Истинный Мессия Господь Иисус Христос! Но, что поразительно, всех этих самозванцев, типа Бар-Кохбы или Луцаты, иудеи продолжают почитать и чествовать, однако Того, Который действительно был из дома Давида, Который творил реальные чудеса (об этом записано и в Талмуде), в Котором исполнились все пророчества о Первом Пришествии Мессии, они с дикою последовательностью продолжают отвергать! Сказано об этом их духовном нечувствии: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» (2Кор.3:14–15).

Причем, в случае с лже-мессией Бар-Кохбой уместно вспомнить, что Мессией его провозгласил известный рабби Акиба-бен-Йосеф, живший в первую половину II века, наиболее известный иудейский талмудист. Но участь Бар-Кохбы и Акибы была более чем печальной: их казнили римляне, и все их фантазии о наступлении «мессианской эры» потерпели полное фиаско.

И мы читаем далее:

Мф.9:34. «А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского».

Блаженный Феофилакт дает такую оценку этим словам фарисеев: «Слова крайнего безумия, ибо никакой демон не изгоняет демона. Положим, впрочем, что Он изгонял демонов как слуга князя демонского, или посредством магии: как же Он исцелял болезни, отпускал грехи и проповедовал Царство Божие? Демон поступает напротив: он производит болезни и отвращает от Бога». Здесь надо заметить, что и в самом Талмуде не отрицается тот факт, что Иисус из Назарета творил чудеса. Но там эти чудеса рассматриваются именно как «колдовство», «волшебство». Здесь, в Евангелии от Матфея, в 9-й главе, 34-м стихе, показано, когда и кем впервые было высказано столь нечестивое предположение. Неистовые завистники Христа фарисеи так и не смогли простить Иисусу из Назарета любви простых людей. И сии «ревнители» еврейского племени отдали Иисуса из Дома Давидова (который даже в Талмуде называется «близким к царскому дому») в руки язычников, тем самым заклеймив себя в истории вероломными предателями и злодеями.

Баркли так оценивает и описывает религиозность фарисеев:

«Взгляды тогдашних книжников и фарисеев на религию еще не вымерли.  

1. Они больше заботились о сохранении своей святости, нежели о том, чтобы помочь другим, погрязшим во грехе. Это были врачи, которые отказывались посещать больных, чтобы самим не заразиться чем-нибудь. С чувством крайнего отвращения отворачивались они от грешника; они вообще не хотели иметь ничего общего с такими людьми. В сущности, их религия была эгоистической; они больше заботились о спасении своей души, чем о спасении душ других, и они забыли о том, что, таким образом, это был наивернейший путь потерять свою собственную душу.  

2. Они больше думали о том, как покритиковать кого-нибудь, чем о том, как ободрить его; они больше думали о том, чтобы указывать другим на их недостатки, нежели о том, чтобы помочь им преодолеть их. Когда врач видит у человека ужасную болезнь, от вида которой тошнит, то врач чувствует не отвращение, а желание помочь. Мы никогда не должны начинать с проклятий в адрес грешника; нашим первым желанием должно быть оказать ему помощь.  

3. Их добродетель скорее вызывала осуждение, чем прощение и сочувствие. Они предпочли бы оставить человека в грязи, нежели подать ему руку, чтобы вытащить его оттуда. Они были подобны врачам, которых интересует постановка диагноза и вовсе не интересует лечение болезни.  

4. Их религия сводилась к внешней, видимой ортодоксальности, а не к практической помощи. Иисус любил повторять фразу из пророка Осии о том, что Бог хочет милости, а не жертвы: ″Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений″ (Ос.6:6); Он приводил ее не один раз (ср. Мф.12:7). Человек может усердно выполнять все внешние нормы ортодоксальной набожности, но если он никогда не протянул руку, чтобы помочь нуждающемуся, он не религиозный человек».

Как такое могло произойти: люди, считавшие себя верующими, восстали на своего ближнего и предали Его в руки язычников?

Но подобное произошло и с русским народом! Только сравнительно недавно, в начале XX-го века, Россия торжественно отметил 300-летие Дома Романовых, и почти сразу вслед за этим провалилась в пропасть революционных переворотов, последствия которых мы пожинаем до сих пор.

Церковная собственность до настоящего времени не возвращена верующим в полном объеме, а многие храмы по-прежнему подвергаются поруганию.

В поругании от нечестивых находится и храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, в котором я служу. Люди, для которых бизнес стал их новой «религией», совершенно не замечают проблем дома Божия в Сокольниках. Им кажется, что наша религиозная община, которая, как они считают, находится на их территории, должна все делать с оглядкой на их собственные интересы. Слепые глупцы: они даже не осознают, что сами находятся на нашей территории! Их территория – это рынок, базар и казино. А наше пространство, наша территория – это мир Святой Руси, и, по-моему, тем, кто этого не понимает, пора подвинуться, отойти в сторону. Сказано в Книге пророка Аггея: «так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: ″не пришло еще время, не время строить дом Господень″. И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей (то есть дом Божий) в запустении?» (Агг.1:2–4).

Наглые богачи в современной России строят для себя роскошные дома, пиршествуют блистательно и при этом попирают святыни русского народа. Бывший работный дом в Сокольниках, принадлежащий православной общине по историческому праву, сдается в аренду ради гнусной наживы кучки так называемых «новых русских». И современные владельцы этого дома даже не думают возвращать его Церкви! Еще бы, деньги для них превыше любой святыни! Они, подобно древним иудеям, рассуждают: «не пришло еще время, не время строить дом Господень»; а на Небесах уже звучит и приговор: «а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей (то есть дом Божий) в запустении?» Храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках стоит как в осаде, среди других бывших церковных зданий, ловкими усилиями мошенников отторгнутых от Церкви. Ну, отняли, но пора и возвращать! Здесь уместно вспомнить участь царя Валтасара. Он использовал сосуды дома Господня не по назначению, и в одну ночь Бог умертвил его! Здесь же речь идет не о сосудах, а о храме, его землях и церковных домах благотворительного назначения. Благотворительного, а не арендного назначения! Те меценаты, которые строили на свои личные средства все эти здания, они же взирают с Небес на всех этих современных продолжателей дела Троцкого, Свердлова и Сталина! Присваивать себе то, что принадлежит Церкви, и при этом считать себя еще и правым, это более чем грех – это святотатство!

При этом современные богачи любят говорить, как они хорошо относятся к Православию, как они помогают приютам и строят храмы... Но разве можно одной рукой креститься, а другой – удерживать за собою, и только ради гнусной наживы, похищенное у Церкви?! Поистине, Бог поругаем не бывает! Сказано: «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят ее» (Ос.8:7). Поистине, Каинова печать на лицах тех, которые продолжают посягать на святыни русского православного народа!

Братия и сестры! Храм в Сокольниках по-прежнему нуждается в вашей помощи, ваша молитвенная или любая другая посильная помощь окажется своевременной. И если вы готовы откликнуться, то можете посетить наш храм и принять участие в наших нуждах. Сказано: «Давай Всевышнему по даянию Его, и с веселым оком – по мере приобретения рукою твоею, ибо Господь есть воздаятель и воздаст тебе всемеро» (Сир.35:9–10).

Адрес нашего подворья в Сокольниках:

Индекс: 107076, Москва, Колодезный пер., 2а, Храм Рождества Иоанна Предтечи.

Тел.: 269–14–14; 269–00–12.

И мы читаем далее:

Мф.9:35–38. «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».

Блаженный Феофилакт пишет: «Будучи человеколюбив, Господь не дожидается, когда придут к Нему, но Сам ходил всюду, чтобы никто не имел причины оправдываться и говорить, что никто не приходил учить нас. Он привлекает их и делом и словом, – уча и чудодействуя». Здесь Христос предстает пред нами как проповедник Царствия Божия. То есть, ходя по земле, Он проповедовал о грядущем Царствии Божием, когда все лукавые человеческие формы правления прекратятся и принципы Небесной теократии восторжествуют на всей Земле. Словами: «жатвы много, а делателей мало», – Сын Божий призывает в эту проповедь о Царствии Бога «как на Небе, так и на земле», то есть к возвещению принципов теократии, призывает Своих собственных апостолов и каждого проповедника Святого Евангелия. Блаженный Иероним пишет: «Ты видишь, что Он одинаково проповедовал Евангелие и в городах, и в деревнях, и в поселениях, то есть и в больших, и в малых, так что не обращал внимания на могущество знатных, а только на спасение верующих, исполняя то дело, которое повелел Ему Отец и имея неутолимое желание (esuriem) учением Своим спасать неверных. А научал Он Евангелию Царства…» То есть главный акцент во всем учении Сына Божия делался на необходимости осуществления воли Бога Небесного «как на Небе, так и на земле».


Вам может быть интересно:

1. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 31. Евангелие от Матфея, глава 9, 14–17. «О посте и о старом и новом» протоиерей Олег Стеняев

2. Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения – Беседа на Евангелие двадцать шестой недели по Пятидесятнице протоиерей Иоанн Бухарев

3. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Иоанн Васильевич Леванда митрополит Евгений (Болховитинов)

4. Искра Божия: книга для начальнаго чтения – Глава первая. Религия Иван Кузьмич Кондратьев

5. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 15 архиепископ Ириней (Клементьевский)

6. Византийский временник. Б.М. Мелиоранский священник Павел Верховской

7. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря: (очерк жизни и деятельности его, преимущественно до назначения в Троицкие архимандриты) Дмитрий Иванович Скворцов

8. Толкование на Псалмы – Псалом 123 епископ Палладий (Пьянков)

9. Богослужение Православной Христианской Церкви протоиерей Михаил Соколов

10. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

Комментарии для сайта Cackle