блаженный Феодорит Кирский

Глава 6

Ам.6:1. Люте уничижающим Cионa, и уповающим на гору самарийскую: объимаша начатки языков, и внидоша к себе.

Жалки, и весьма жалки те, говорит Пророк, которые презирают Сион, возлагают же упование на Самарию, но не видят, что в Cионе чтимый Бог ввел их в землю обетования, вконец истребив издревле населявших ее, а им даровав обширное место для жительства. Если же думаете, что сие не так:

Ам.6:2. Мимоидите Халану, и прейдите оттуду во Емаф великий, и снидите в Геф иноплеменников, крепчайшия от всех царства сих: аще больши суть пределы их предел ваших?

Идите в сказанные выше города, самые великие и принадлежащее поименованным царствам, – и в точности дознайте, что земля вами возделываемая не меньше той, которою владеют они.

Ам.6:3. Приходящии в день зол, приближающиися и прикасающиися субботам лживым,

«Приходящии в день зол», как сами себя соделавшие достойными наказания.

Ибо "днем злым" Пророк называет день наказания.

«Приближающиеся и прикасающиися субботам лживым», по-видимому, почитающие субботы, но делающие в них тысячи беззаконий.

Ам.6:4–5. спящии на одрех от костей слоновых и ласкосердствующии на постелех своих, ядущии козлища от паств и телцы млекомъ питаемы от среды стад: плещущии ко гласу пищалей,

Потом порицает их сверх сказанного за роскошь, за то, что делают у себя одры из слоновых костей, дозволяют себе всякое наслаждение, за то что приносят им козлов и тельцов из стад, звучат у них органы и звуки их сопровождаются рукоплесканиями, подают им благовонное и притом процеженное вино, а благоуханное миро довершает их расточительность. Такой преданы они неумеренности, говорит Пророк, любят жизнь изнеженную, думают, что все это постоянно и прочно, а не рассуждают, как оно скоротечно. Ибо сие означил Пророк, сказав:

Ам.6:5–6. Аки стояща мнеша, а не яко бежаща. Не страдаху ничесоже в сокрушении Иcифове.

Отваживаясь на такие беззакония, переносили это, нисколько о том не скорбя. Пророк назвал их Иосифом, потому что Ефрем был сын Иосифов, а десять колен именует он Ефремом.

Ам.6:7–8. Сего ради ныне пленницы будут от начала сильных, и oтымется ржание конского от Ефрема. Яко клятся Господь Собою, глаголет Господь Бог сил: понеже гнушаюся Аз всею укоризною Иакова, и села его возненавидех, и отвергу град со всеми живущими в нем.

Сильные князи, говорит Пророк, отведут их пленными, владычество Ефрема приимет конец; потому что нелжив и всемогущ Изрекший на него этот приговор; определил же так, возгнушавшись его гордынею и нечестием.

Ам.6:9–10. И будет аще останутся десять мужей во едином дому, умрут, и останутся остаточнии: и возмут свои их, и почудятся изнести кости их из дому, и речет настоятелем дому: еще ли есть у тебе? И речет: несть еще, и речет: молчи, не именования ради имене Господня.

Столько будет погибающих между жителями, говорит Пророк, что в иных домах все живущие окажутся мертвыми, и соседи или родные, пришедшие из других домов, станут предавать погребению тела умерших, а потом доведываться и спрашивать друг у друга: нет ли еще кого непогребенного? Когда же находящиеся в домах скажут: нет; пойдут, говорит Пророк, с удивлением, молча, советуя друг другу делать тоже; потому что приговор сей изречен Богом всяческих.

Ам.6:11. Понеже се Господь заповедает, и побиет, дом, великий толчением, и дом малый разседением

потому что одинаково будет низлагать, как живущих в нищете, так и сильных.

Ам.6:12–13. Аще поженут в камениях кони? аще умолкнут в женстем полу? Яко обратисте на гнев суд, и плоди правды на горесть. Веселящиеся ни о едином слове благом, глаголющии: не крепостию ли нашею имамы роги?

Кони, говорит Пророк, не могут бежать по камням; враги же наступят на вас, за то беззаконие, на какое вы отважились, презрев прежнюю вашу высоту. И как кони ржут, увидев кобылиц: так враги с полною охотою совершат нашествие свое на вас; потому что Судию подвигли вы на гнев против себя, и вынудили Его произнести строгий, и вместе правдивый, приговор. Так как не дела добрые вас радуют, но, гордясь и надмеваясь, своей силе приписываете прежнее свое могущество, то Я, Господь всякого воинства и всякой силы, предам вас народу сильному.

Ам.6:14. Еже не внити во Емаф, и до водотечи западов.

То есть изгоню вас из той земли, которую возделывали вы прежде. Иеровоам, при котором было сие пророчество, как показывает история царств (4Цар. 14:25), постановил предел Израилев от Емафа до западного моря. Потому и говорит Бог у Пророка: все пределы ваши предам врагам.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Амоса. 345-384 с.

Комментарии для сайта Cackle