Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


преподобный Паисий Святогорец

Слова. Том III
Духовная борьба

Часть 1

   

См. также АУДИО: Том III. Духовная борьба

Том I II III IV V VI

    Предисловие
Часть первая. О брани помыслов Глава первая. О помыслах добрых и злых Сила доброго помысла Помыслы «слева» — величайшая болезнь Добрые помыслы приносят человеку духовное здравие Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым Помыслы освятившегося человека и помыслы человека лукавого Помыслы человека — показатель его духовного состояния. Глава вторая. О хульных помыслах Какие помыслы являются хульными Откуда происходят хульные помыслы Презрение к хульным помыслам В каких случаях мы виновны в хульных помыслах сами Глава третья. О доверии помыслу Доверие помыслу — начало прелести Доверие помыслу приводит к душевным болезням Причуды начинаются с помысла Больные собственным воображением Послушанием преодолевается все Глава четвертая. О борьбе против помыслов Возделывание добрых помыслов Очищение ума и сердца Ставьте вопросительные знаки после помыслов подозрительности Собеседование с помыслами Сосложение с помыслом Часть вторая. О справедливости и несправедливости Глава первая. О том, как принимать несправедливость Надо правильно расположить себя по отношению к несправедливости Радость от принятия несправедливости Принятие несправедливости — прибыльное дело Вклад в небесную сокровищницу Святое притворство. Глава вторая. О том, что самооправдание отгоняет от нас Благодать Божию Самооправдание препятствует духовному преуспеянию Причиной того, что человек оправдывает себя, является его эгоизм Тот, кто оправдывается, не может получить духовной помощи Если ты не оправдываешь себя, тебя Бог оправдает Кто исследует себя правильно, тот себя не оправдывает Самооправдание не приносит покоя душе Будем брать на себя тяжесть [чужих грехов] Глава третья. О справедливости Божественной и человеческой Правосудие Божие То, на что монах имеет право, Христос сберегает для жизни иной Люди создали себе другое «евангелие» Часть третья. О грехе и покаянии Глава первая. О том, что грех мучает человека Очищение сердца Избавление от греховной тьмы Грехи по произволению Будем делать добро от любви ко Христу Искушения в нашей жизни У грешников есть много исходного материала для смирения Глава вторая. О том, что необходимо попечение о совести Будем испытывать свою совесть Заглушенная совесть Искаженная совесть Ложное не приносит человеку покоя Неиспорченная совесть дает неложное извещение Глава третья. О необходимости наблюдения за собой и познания себя Исследование себя Опыт от наших падений Надо приковывать врага к одному месту и наносить ему удар Надо смотреться в других, как в зеркало Тот, кто познает себя по-настоящему, имеет смирение Нам надо узнать, чем мы больны Глава четвертая. О том, что осознание нами своей греховности приводит Бога в умиление Признание своей ошибки Осознание греховности и преуспеяние в борьбе Надо смиренно просить милости Божией для нашего исправления Печаль за наши согрешения Нам следует самоукорение, а не отчаяние Духовное делание с увеличительным стеклом Глава пятая. О том, что покаяние обладает великой силой «В себе́ же прише́д...» Слезы покаяния Бесконечное рукоделие покаяния Изменение жизни «...гре́х мо́й пре́до мно́ю е́сть вы́ну» Вынужденное покаяние Покаяние приносит человеку божественное утешение Часть четвертая. Черные силы тьмы Глава первая. О колдовстве Колдуны используют и различные бесовские «святыни» Те, кто занимаются колдовством, придумывают и много лжи Бесовские колдовские действия Диавол никогда не может сделать добра В каком случае колдовство имеет силу Каким образом может быть разрушено колдовство Сотрудничество колдунов и бесов Глава вторая. Об одержимых нечистым духом Имея диаволъскую гордость, человек может стать одержимым Бесноватый реагирует на любую святыню Не придавайте значения словам бесноватого человека Помощь бесноватым Об отчитке У бесноватых мученическая жизнь Глава третья. Страшные прелести Подвижничество и прелесть Внимание к воображению Диавол является в виде ангела света Сны лживы Внимание к видениям Отличительные черты прельщенного человека Прелесть и сумасшествие Надо быть внимательным с прельщенными Дешевые дарования прельщенных Исправление прельщенного Глава четвертая. «Прельща́юще и прельща́еми» О прелести пятидесятников Об огнеходцах Перевоплощение Об аскетических упражнениях в индуизме Индуизм причинил много зла Как обольщаются люди Возвращение в Православие    
Часть пятая. О силе исповеди Глава первая. О необходимости духовного руководителя С помощью исповеди человек освобождается Бог хочет, чтобы человек исправлялся посредством человека В духовной жизни необходим духовный руководитель Посылайте людей к духовнику «Лечащий духовник» Духовник в семье Смена духовника Глава вторая. О том, как правильно исповедоваться Надо перебинтовывать свою рану Необходимость исповеди Правильная исповедь Оправдывая себя во время исповеди, мы отяжеляем свою совесть После исповеди Доверие духовнику Правильная связь с духовником Глава третья. О том, что духовник — это врач души Необходимость в хороших духовниках Рассуждение и опыт духовника То, как часто верующий причащается, определяет его духовник Разрешительная молитва Глава четвертая. О работе духовника над душами людей Умение обращаться с душой — дело тонкое Не будем давать человеку успокаиваться в своих страстях Как относиться к людям, впавшим в отчаяние К бесстыдным нужно относиться строго, к любочестным — снисходительно Доброта вредит нераскаянному человеку Уважение к чужой свободе Любовь духовника к исповедующемуся

Предисловие

   Видя, что грех «вошел в наши дни в моду», Блаженной памяти Старец Паисий особенно подчеркивал необходимость покаяния и исповеди. То, какое огромное значение Старец придавал покаянию, видно из последней главы П тома его «Слов». «Покаяние и исповедь, — говорил нам Старец, — необходимы сегодня больше всего. Они нужны для того, чтобы диавол был лишен тех прав, которые дали ему люди. Люди дают диаволу права, и в результате этого он терзает мир».
   С помощью Старца Паисия многие впервые приступили к Таинству Исповеди и изменили свою жизнь. Сейчас эти люди подвизаются как любочестные чада Божии и уже в сей жизни переживают райскую радость. «Ведь люди-то очень хорошие! — радостно делился с нами отец Паисий. — Ни разу не было такого, чтобы я посоветовал человеку поисповедоватъся и он этого не сделал». Конечно, этому способствовала и великая любовь Старца, изменявшая душу человека, с которым он соприкасался, и из бесплодного суглинка превращавшая ее в пригодную к возделыванию землю.
   Настоящий Ш том «Слов» Старца Паисия издается по благословению нового правящего архиерея нашей епархии Высокопреосвященнейшего митрополита Кассандрийского Никодима. В томе собраны наставления Старца, способные помочь измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу, чтобы освободиться от связавших его греховных пут. Живя в покаянии, христианин сможет совлечься своего ветхого человека, этого, по словам Старца, «живущего в нас злого квартиросъемщика». Отец Паисий говорил, что для изгнания злого постояльца мы должны «разрушить [его] дом и начать возводить новое здание — строить нового человека».
   По Святоотеческому учению, начало греха — это злой помысл. Поэтому выбранные из духовного наследия Старца поучения о помыслах мы поместили в первой части настоящего тома. «Помыслы, — говорил Старец, — это показатель нашего духовного состояния». Добрый помысл обладает великой силой — он духовно изменяет человека. И напротив — помысл злой человека мучает. Когда человек изгоняет злые и возделывает добрые помыслы, его ум и сердце очищаются и в нем живет Божественная Благодать.
   Вторая часть книги говорит о том, что, терпя несправедливости и относясь к этому духовно, человек приемлет от Бога великое благословение. Часто эта истина неведома даже духовным людям, которые, оправдывая себя, доходят до того, что «сочиняют свое собственное евангелие» и таким образом изолируют себя от Бога, потому что человеческая правда не имеет с духовной жизнью ничего общего. Если мы хотим сродниться со Христом, то нам подобает стать причастниками Божественной правды, «которая содержит в себе любочестие, благородство, жертвенность».
   В третьей части тома речь идет о грехе. Земная жизнь человека от греха превращается в адскую муку, однако посредством духовной борьбы наша жизнь может стать Раем. Если человек хочет «выйти из греховной тьмы», он должен внимательно испытывать свою совесть — этот данный ему от Бога «первый божественный закон» — и смиренно признавать свои ошибки и погрешности. Это делание приводит к «бесконечному рукоделию покаяния» и дает душе божественное утешение.
   В четвертой части отец Паисий обличает сатанинские силы, которые действуют в мире через свои послушные орудия — колдунов, экстрасенсов, «ясновидящих» и других прельщенных. Старец подчеркивает, что сами по себе темные силы бессильны, однако они становятся разрушительными для человека, если он совершил какой-то тяжкий грех и тем самым наделил их правами над собой, а потому подвергается бесовскому воздействию. Чтобы освободиться от этого воздействия, человеку необходимо найти причину греха, то есть осознать его, покаяться, поисповедоватъся и стать сознательным членом Церкви.
   Последняя, пятая часть тома посвящена Таинству Исповеди. Старец заостряет наше внимание на том, что для прощения грехов христианину необходима исповедь, а для безопасного духовного роста ему нужно иметь духовного наставника. Отец Паисий проводит четкую грань между деятельностью психиатра и служением духовника (в наши дни это подчас смешивается) и делится собственным опытом работы над душами людей.
   Как и в предыдущих томах, отец Паисий кратко отвечает на вопросы, которые ему предлагаются. Ответы Старца не являются систематическим изложением той или иной темы и не претендуют на то, чтобы быть исчерпывающими. Цель поучений в другом — в том, чтобы помочь человеку спастись. «Спасение души человека, — говорил Старец, — это мое утешение и радость».
   Видя то, что способно помочь собеседнику в его духовной борьбе в каждом конкретном случае, Старец говорит с человеком в соответствии с духовной необходимостью, подкрепляя его необходимым «духовным витамином». Нередко отец Паисий раскрывает смысл своих слов с помощью подходящего примера. Старец был убежден в том, что положительные примеры приносят огромную пользу. «Если бы у меня было время, то я написал бы о некоторых людях, честно проживших свою жизнь, о тех девушках и юношах, о тех отцах и матерях, чья жизнь отличалась святостью, — делился он с нами. — Такими добрыми примерами обличаются те, кто ввел грех в моду. От обличения зла часто не бывает никакой пользы. Однако, когда мы показываем доброе, зло обличается само по себе».
   Как известно, вопросы, на которые отвечал Старец, задавали монахини. Но, несмотря на это, ответы отца Паисия касаются любого человека, который подвизается «подвигом добрым» или хочет приступить к этому подвигу. «И монахам и мирянам, — говорит Старец в одном из своих писем, — даны одни и те же заповеди. И Рай тоже один [для всех]». Кроме этого отец Паисий часто отмечал, что есть миряне, живущие высокой духовной жизнью и совершающие над собой тонкое духовное делание.
   Благодарим всех тех, кто благосклонно согласился прочесть рукопись настоящего тома и своими советами помог нам завершить подготовку к его изданию.
   «Пусть Благий Бог просвещает нас и дает нам доброе покаяние, чтобы всем нам сподобиться Доброго Рая, который Он уготовал нам, как нежно любящий нас Отец», — говорил Старец.
   Молитвенно желаем, чтобы его слова исполнились на деле. Аминь.
    11 февраля 2001 Неделя о блудном сыне Игуменья обители Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова монахиня Филофея с сестрами во Христе.


Часть 1