С.В. Шумило

6. Гонения и клеветы на прп. Паисия

В письмах к П. Калнышевскому прп. Паисий неоднократно упоминает о распускавшихся клеветах на него и на всё его братство Драгомирнской обители. Судя по тому, что прп. Паисий уделяет немало внимания случившемуся, можно предположить, что этот факт доставил много неприятностей старцу и его братии. В частности, в письме за июнь 1768 г. он пишет Калнышевскому:

Удивляемся же великимъ удивлениемъ, откуду на убогое общежитие наше таковая клевета и таковая ложь происходитъ, яко ниже во умъ приходило намъ когда тое что услышали отъ прибывшаго брата нашего монаха Пахомия и кто суть сий, ложния клевети сшивающий. Разве, которий за некоторое усмотренное въ ныхъ непостоянство не прияти въ общество наше, или завистию снедаеми тайно80.

В другом письме за этот же год прп. Паисий вновь обращает внимание на эту проблему:

Ниже во умъ когда намъ приходило, ниже снилось когда, яковая ложь отъ завистниковъ произносится, зело чудимся откуду имъ сие приходитъ, еже бы таковия ложния клевети сшивати? И кто суть сии? Разве котории за некоторые усмотренное въ нихъ непостоянство не приняти въ общество наше, или завистию снедаеми тайно поучающеся отъ всегда ненавидящаго добра врага рода християнскаго81.

В другом месте он благодарит Калнышевского, что тот не поддался «злобным наветам» и выступил в качестве «особливейшаго заступника и крепкаго защитника»:

Неизреченнимъ Своимъ милосердиемъ Преблагий Господь вдохнулъ Духомъ Своимъ Пресвятимъ в сердце велможности вашея, еже бы не приймати техъ ложныхъ клеветъ на бедное общежителство наше наносимыхъ, и даровалъ намъ велможность вашу особливейшаго заступника и крепкаго защитника во всехъ приключающихся злобныхъ наветахъ. Благодаримъ убо Премилостивнаго Бога, яко таковую чрезъ велможность вашу показуетъ намъ, убогимъ, милость; купно же всеусердно молимъ неизследимую Его Благость, да якоже велможность ваша бедныхъ и убогихъ насъ защищаете, защититъ и сохранитъ на многая лета велможность вашу особливешаго нашего премилостиваго благодетеля отъ всякихъ злобнихъ и враждебныхъ наветовъ душевнихъ и телеснихъ82.

Аналогично и через три года в письме за 1771 г. прп. Паисий пишет Кошевому атаману Запорожской Сечи:

Якоже прежде двоихъ сихъ летъ многия неправедныя произыйшли, были поговоры и клеветы на убогую обитель нашу, такъ, можетъ быть, и теперь разныя речи суетныя и ложныя, ово по неведению, ово по зависти отъ некоторыхъ разгласилися. Но Ваша вельможность о Богом дарованному своему здравому разсуждению, нимало преждебывшимъ онымъ поговорамъ не внимали, и о насъ не усомнилися, тако уповаю, что и ныне, аще бы случилась съ стороны кая клевета, не поверуете83.

Ил. 14. Конверт от письма прп. Паисия Величковского к П. Калнышевскому

К сожалению, в письмах к Калнышевскому прп. Паисий не уточняет, что это были за клеветы и поношения, столь беспокоившие старца, и из-за чего он так много уделял им внимания в своих письмах. Однако в посланиях прп. Паисия к архимандриту Феодосию и иеросхимонаху Агафону сообщается, что в это время старцу пришлось выступить на защиту святоотеческо-исихастского учения об Иисусовой молитве. По его словам, в Украине, в Мошенских горах, где издавна располагался казачий Мошногорский монастырь и один из центров казачье-гайдамацких восстаний, появился некоторый монах – «суетный умом философ», отрицавший умную молитву как ересь и прелесть. Этого монаха и значение его учения и действий прп. Паисий сравнивает «с проклятым калабрийским еретиком Варлаамом, первым хулителем этой священной Иисусовой молитвы»84.

По словам прп. Паисия, этот монах из Мошенских гор «так ополчился хулой на эту святую молитву (на что подвиг его диавол), что несравненно превзошёл хулой и древних, и трижды проклятых, хуливших эту молитву еретиков Варлаама и Акиндина… Он воздвиг настолько страшные, и срамные, и скверные хулы на эту святую молитву и на ревнителей и делателей её, что целомудренному человеческому слуху они нестерпимы. Ещё же и на ревнителей этой молитвы он устроил такое великое гонение, что некоторые монахи, оставив всё, прибежали в эту страну (Молдовалахию – прим. С. Ш.)»85. Кроме того, как пишет прп. Паисий, «не довольствуясь произносить хуления одним лишь всескверным своим языком, вознамерился он и рукой письменно хулить и опровергать это божественное делание молитвы и учащие об этом отеческие книги»86.

Судя по всему, полемика и споры богословского характера переросли в серьёзную смуту, вылившуюся в гонения против сторонников внутреннего делания и грозившую целиком искоренить дело всей жизни прп. Паисия по возрождению утраченных традиций древнего исихазма. Как сообщает сам Величковский, помимо клевет и гонений, противники исихазма «дошли до такого безумия», что собрали святоотеческие книги, учившие об умной молитве, и, привязав к ним камни, потопили в реке Тясмин87. Кроме того, «некие духовники под угрозой неблагословения запретили читать отеческие книги»88. Разразившаяся смута докатилась как до Драгомирны, так и до Запорожья. Узнав об этом, старец Паисий написал в 6 главах пространное сочинение «Главы о умней молитве»89, которое и послал заблуждающимся инокам. Это произведение, признанное свт. Игнатием (Брянчаниновым) одной из самых авторитетных апологий святоотеческого учения «об Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой»90, стало со временем одним из основополагающих пособий по умной молитве и обрело широкую популярность в Восточной Европе.

По всей видимости, именно с этими событиями и были связаны упоминаемые прп. Паисием «ложния клевети и вражди», которые ранее старцу довелось пережить и на Афоне, при отстаивании святоотеческо-исихастского учения об Иисусовой молитве.

* * *

80

ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166. Л. 35

81

ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166. Л. 47.

82

ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166. Л. 53.

83

ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166. Л. 93.

84

Преподобный Паисий Величковский. Житие и избранные творения. Серпухов: «Наследие Православного Востока», 2014. С. 381.

85

Там же. С. 373.

86

Там же. С. 381.

87

Там же. С. 373.

88

Там же. С. 373.

89

Преподобный Паисий Величковский. Житие и избранные творения. Серпухов: «Наследие Православного Востока», 2014. С. 489–543.

90

Четвериков С., прот. Указ. соч. С. 159–207.



Источник: Киев; Серпухов: Международный институт афонского наследия в Украине; «Наследие Православного Востока»,2015. – 128 с.

Комментарии для сайта Cackle