С.В. Шумило

5. «Якоже пришедшии з Святия Афонския Гори»

В письмах к П. Калнышевскому прп. Паисий частично описывает быт Драгомирнской обители, сообщая некоторые подробности о ней:

Я, аще и при слабомъ, обаче при здравии обретаюсь, и управляю Богу вразумляющу мя по Преданию святыхъ отецъ монастиръ общежителный нашъ, елико сила моя есть, которий монастиръ, зовемый Драгомирну, пришедшимъ намъ съ пяти десятми братиями отъ Святия Афонския Гори виделенъ отъ Благочестиваго Господаря Молдовлахийскаго и Преосвященнаго митрополита, яко в пристойномъ месте къ обществу сущий въ совершенное владение с принадлежащими к тому монастиру добрами, братия же наши якоже пришедшии зъ Святия Афонския Гори, такожде и зде къ намъ приобщившиеся, коихъ всехъ нине являетъ число сто и пять десять быти, живутъ мирно, безмятежно, повинующеся заповедемъ Христовымъ73.

Всемъ общежителнимъ нашимъ уставомъ и обрядомъ, яковии ми отъ Святия Афонския Гори принесши въ виделенномъ намъ монастире по Преданию святихъ отецъ уставили74.

Все же сии братия наши сто и пятьдесятъ живут мирно, немятежно, безъ всякой крамоли и смущения, другъ другу смиряющися75.

Се недавно начали созидати намъ некотории Христолюбивии Господии Молдовлахейскии каменную болницу съ Церквою теплою вне огради монастирской ради пространнейшаго строения и лутшаго спокойства болныхъ братий случающихся76.

И другъ друга почитающе связанни любовию Христовою, я такожде, едино вразумляетъ мя Богъ по силе Своей, имею тщание правити всемъ обществомъ нашимъ и откривати Путь спасения братиямъ по Преданию святихъ отецъ, и я який благочестивий чинъ отъ святихъ отецъ преданий принесши от Святия Горы вь общежителной обытели нашей уставили, то и доднесь цело сохраняется, якоже и се еже бы. Не входити женамъ въ монастиръ нашъ ни подъ какимъ образомъ, ниже темъ самимъ благороднеишимъ, тое непреступно и крепко блюдется, аки знамение или печать Святия Афонския Горы, идеже общее житие наше началося; всемъ же общежителнимъ нашемъ уставамъ и обрядом77.

Ил. 13. Подпись прп. Паисия Величковского на письме к П. Калнышевскому

О том, как нередко происходило пополнение драгомирнского братства прп. Паисия монашествующими из Украины, мы находим интересные свидетельства в материалах Черниговской духовной консистории. Так, в 1776 г. насельник Пустынно-Рыхловского Никольского монастыря Черниговской епархии иеродиакон Епифаний без благословения игумена и священноначалия ушёл в Драгомирну к старцу Паисию, а затем в его монастырь Секу. Здесь он пробыл до апреля 1778 г., но из-за военных действий в Молдовалахии возвратился обратно в Чернигов, где был арестован и подвергнут допросу и наказанию за самовольный уход из Рыхловского монастыря78. Подобные случаи бегства монашествующих из обителей Левобережной и Правобережной Украины в монастыри на территории Молдовалахии были довольно частыми, что способствовало пополнению братства прп. Паисия его земляками. Так, уроженцем Черниговщины был другой сподвижник старца Паисия – схимонах Онуфрий, ушедший в Молдавию к прп. Паисию, а затем подвизавшийся в пустыни близ Драгомирнского монастыря (причислен к лику местночтимых молдавских святых). Сохранившееся послание старца Паисия к прп. Онуфрию свидетельствует о имевшейся глубокой духовной близости двух подвижников79. Судя по всему, начинавший свой монашеский путь на Черниговщине Паисий Величковский сохранял довольно тесные отношения с представителями здешних обителей, а слава о нём как о старце уже тогда имела распространение в этих краях.

* * *

73

ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166. Л. 35.

74

ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166. Л. 35.

75

ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166. Л. 47.

76

ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166. Л. 53.

77

ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166. Л. 53.

78

ГАЧО. Ф. 679. Оп. 1. Д. 1147.

79

Преподобный Паисий Величковский. Житие и избранные творения. Серпухов: Наследие Православного Востока, 2014. С. 451–455.



Источник: Киев; Серпухов: Международный институт афонского наследия в Украине; «Наследие Православного Востока»,2015. – 128 с.

Комментарии для сайта Cackle