епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

Псалом 121

Песнь степеней. Псалом сей есть песнь Евреев, получивших уже добрую весть о возвращении из Вавилона в отечество и вступивших в вожделенный путь; есть вместе воспоминание, или пророчество о славе храма и Иерусалима (Бл. Феод.).

1. 2. Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. С Евр.: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень». «Это, – говорит св. Афан., – слова старцев, переживших плен и поведающих, как ноги их, утруждаемые теперь путешествием, в прежнее время стояли в Иерусалиме; – ст. 2: стояще бяху ноги нашя во дворех твоих Иерусалиме». «Видишь чрезмерную радость? – говорит св. Златоуст. – Как бы уже получив желаемое, они радовались самому призванию и с великою любовию обнимали дом молитвы и город (Иерусалим)». «Нам представляется, говорят они, что мы стоим уже в оных святых дворах и совершаем бож. службы» (Бл. Феод.).

3. Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе630. С Евр.: «Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно». Cиммах перевел: «Иерусалим, созидаемый как город, имеющий единство». «Возвратившиеся Иудеи, видя запустение Иерусалима, – говорит св. Злат., – припоминают его прежнее благосостояние, превозносят его похвалами, и говорят, что город столь славный – доведен до такого жалкого состояния. А что это так, выслушай самые слова: Иерусалим зиждемый яко град; следовательно, тогда он еще не был градом. То же видно из след. слов: емуже причастие его вкупе. Здесь он говорит, что в городе здания были слитные, твердые и сплошные, что между ними не было ничего пустого, но во всех местах он был застроен часто, совершенно, слитно, так что был непрерывным и связным цельным до плена». Почти так же объясняют и другие – св. Афанасий и бл. Феодорит. «В прежнее время, – говорит св. Афан., – (Иерусалим) был городом не разбросанным там и здесь, но так застроенным, что казался одним домом, потому что здания были часты и расположены в порядке». «Теперь Иерусалим пуст, имеет рассеянные домы, но снова процветет, будет снова застроен, и восприимет прежние ограды» (Бл. Феод.).

4. Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню. С Евр.: «Куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне». Пророк воспоминает о прежнем величии и славе Иерусалима, когда туда собирались все колена три раза в год на великие праздники: Пасху, Пятидесятницу и праздник Еущей (Исх. 23:17). Исповедатися имени Господню, т.е. «собирались благодарить, совершать богослужение, молитвы, приносить дары и жертвы» (Злат.). «Свидением Израилевым пророк назвал, – говорит бл. Феод., – закон, ясно повелевающий собираться на месте, которое изберет Господь Бог (Втор. 12:5)»; по св. Златоусту, свидетельство промышления Божия о Еврейском народе – закон, собрания, богослужение.

5. Яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове. С Евр.: «Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова». «И по истории, – говорит св. Афан., – там (в Иерусалиме) жилища царей и престолы иереев, что украшало город как бы двойным венцем и двойною диадимою. Престоли в дому Давидове. В сем городе (т.е. в Иерусалиме) поставлены были царские престолы, чтобы совершать праведный суд».

6. Вопросите же яже о мире Иерусалима, и обилие любящым тя. С Евр.: «Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя»! «Узнав, каков был некогда Иерусалим, молитесь о мире его, не домогаясь ничего иного, кроме споспешествующего к миру его» (Афан.). Молитесь, чтобы он возвратился к прежнему благосостоянию, чтобы избавился от частых войн, чтобы получил, наконец, спокойствие. И обилие любящым тя. «Здесь представляется величайшее благоденствие, когда оно не ограничивается самим городом, но и любящие его наслаждаются (или будут наслаждаться) благами... Здесь разумеет или тех, которые будут содействовать им (жителям Иерусалима), или самых граждан» (Злат.).

7. Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих. С Евр.: «Да будет мир в стенах твоих, благоденствие в чертогах твоих»! В силе твоей, т.е. «в недрах твоих, в жителях твоих, в благосостоянии твоем» (Злат.). В столпостенах631 твоих. Симмах: «в царских чертогах твоих».

8. С Евр.: «Ради братьев моих и ближних моих говорю я: мир тебе»!

9. Дому ради Господа Бога нашего, взысках благая тебе. С Евр.: «Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе», т.е. «желаю мира для славы Божией, для восстановления Его богослужения, для большего распространения Его учения» (Злат.).

* * *

630

Емуже причастие его вкупе ης η μετοχη (участіе) αυτης επο το αυτο.

631

В столпостенах εν πυργοβαρεσι (от πυργος – башня, стена и βαρις – дворец) іn turribus или іn palatiis – в крепостях, чертогах. Еврейское слово: армон тоже – раlatium, аrх.



Источник:

Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle