Азбука веры Православная библиотека митрополит Палладий (Раев) Андреевский кавалер – Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Палладий (Раев)
Распечатать
Александр Рожинцев

Андреевский кавалер – Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Палладий (Раев)

108-летию со дня кончины посвящается. Андреевский кавалер – Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Палладий (Раев).

Содержание

Приходской священник Принятие пострига Прибытие в Санкт-Петербург и начало служение Епископ Ладожский Епископ Вологодский Епископ Тамбовский Епископ Рязанский Архиепископ Рязанский Архиепископ Казанский и Свияжский Экзарх Грузии, Архиепископ Карталинский и Кахетинский Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Высочайшая награда Кончина владыки Палладия Деяния Митрополита и кавалера Покровитель молодежи Палладиевское богослужение Образ владыки Труды владыки Палладия следующие:  

 

Митрополит Палладий, в миру Павел Иванович Раев, появился на свет в День иконы Божией Матери «Моденская» («Коссинская») 20 июня (3 июля) 1827 года в семье священника Нижегородской епархии и назван был в честь Святого первоверховного Апостола Павла. Магистр богословия. По окончании курса наук сначала в Нижегородском духовном училище и Семинарии, а потом в Казанской Духовной Академии, в 1852 году со степенью магистра богословия будущий владыка вернулся на родину, и определен был преподавателем логики и психологии в Нижегородскую семинарию. Некоторое время спустя, сверх того, Павел Раев занял должность помощника инспектора, а затем и библиотекаря Семинарии.

Приходской священник

Оставаясь преподавателем в Семинарии, в День Успения Божией Матери, 15 (28) августа 1856 года, магистр богословия Павел Раев рукоположен был во священники, с определением служить в Нижнем Новгороде в церкви во имя Покрова Божией Матери.

Через семь лет семинарской службы священник Павел назначен был на кафедру богословских наук помощником ректора и преподавателем миссионерского отделения. Однако скоро в семейной скорби открылось ему указание Божие, призывавшее приходского пастыря на путь иноческий. В конце 1860 года скончалась любимая супруга отца Павла, и в том он увидел указание Божие оставить мир для иноческой жизни.

Принятие пострига

28 января (10 февраля) 1861 года в День памяти в числе других Святых подвижников Божиих преподобного Палладия, пустынника Антиохийского (IV) будущий владыка принял постриг и наречен был именем Палладий. В марте того же года иеромонах Палладий назначен был инспектором Семинарии, а через год, 18 февраля (3 марта) 1862 года, возведен был в чин Архимандрита.

Прибытие в Санкт-Петербург и начало служение

В 1863 году, 28 августа (10 сентября) Архимандрит Палладий вызван был в Санкт-Петербург для служения инспектором семинарии, в которую через 30 лет вошел он правящим Архиереем. В 1864 году, второго (15) декабря Архимандрит Палладий назначен был ректором Санкт-Петербургской семинарии, в 1865 году – членом Консистории, помощником главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях и членом конференции Духовной Академии.

Епископ Ладожский

В следующем году Архимандрит Палладий призван был к Святительскому служению. В воскресенье пред Рождеством Христовым 18 (31) декабря 1866 года будущий владыка на 40-м году жизни хиротонисан был в Свято-Троицком соборе Сергиевой Лавры Митрополитом и Андреевским кавалером Исидором (Никольским) в сослужении других Епископов, во Епископа Ладожского. Два с половиной года после своей хиротонии владыка оставался в Санкт-Петербурге викарием, Епископом Ладожским. За время это имя Преосвященного Палладия тесно связано было с работами Комитета по улучшению быта епархиального духовенства, а также с деятельностью Комиссии, рассматривавшей проект об учреждении епархиальных общин сестер милосердия. И в Комитете, и в Комиссии Преосвященный Палладий был председателем. В 1867 году Преосвященный ревизовал Духовную Академию.

Епископ Вологодский

В июне 1869 года, по Высочайшему повелению, владыка послан был в Олонецкую епархию для умиротворения взволновавшихся граждан города Вытегры. Высочайшим Указом 15 (28) июля 1869 года в День памяти Святого равноапостольного Великого Князя Владимира, во Святом Крещении Василия, Епископ Палладий возведен был в чин Епископа Вологодского. Недолгое управление Преосвященного Палладия Вологодской паствой совпало со временем переустройства России в бурное Царствование Государя Императора Александра II Николаевича (1818–1881). Третьего (16) марта 1870 года Преосвященный Палладий приветствовал открытие земских учреждений. В следующем 1871 году благословил он закладку Вологодско-Ярославской железной дороги. Рядом с гражданским развитием Вологодского края твердо шла вперед по пути развития и церковная жизнь. Преосвященный зорко следил за благосостоянием епархии по всем частям, учреждал школы-приюты при монастырях, заботился о благоустройстве духовных училищ, о призрении сирот и бедных духовного звания.

Епископ Тамбовский

В 1873 году, 13 (26) июня в День памяти Святых преподобных Андронника и Саввы Московских (1395) Преосвященный Палладий перемещен был в Тамбов на Епископскую кафедру. Середина 1870 годов была временем всеобщего воодушевления и желания прийти на помощь страдавшим под турецким игом братьям-славянам, завершившегося победоносной войной 1877–1878 гг. Преосвященный Палладий шел впереди этого народного движения: собирал пожертвования для славян, на Красный Крест, на Добровольный флот, сам жертвовал крупные суммы и своей выдающейся деятельностью в этом отношении обратил на себя внимание Государя Императора Александра II Николаевича (1818–1881) и Государыни Императрицы Марии Александровны (1824–1880), от которых три раза получал изъявления Высочайшей благодарности. Дорого в этом случае то, что рядом со всем этим не забывались и внутренние нужды епархии: заботами Преосвященного строились новые церкви, учрежден был в Козлове женский монастырь, при Архиерейской кафедре открыто Богородично-Казанское братство, имеющее целью обращение к вере и сектантов, и раскольников. А когда один из городов епархии, Моршанск, постигнутый страшным несчастием, почти весь превратился в груду пепла и развалин, Преосвященный немедленно явился со словом утешения к погорельцам и обрадовал их такой крупной жертвой, которая обратила на себя внимание Государя Императора и снискала Преосвященному Высочайшую благодарность.

Епископ Рязанский

Призванный девятого (22) сентября 1876 года Высочайшею волею Императора на Рязанскую кафедру Преосвященный 10 (23) октября простился с Тамбовом, и через десять дней был уже на месте своего нового служения. С весны 1879 до осени 1882 года Преосвященный Палладий пробыл в Санкт-Петербурге, присутствуя в Святейшем Синоде, и, несмотря на сравнительно краткое непосредственное управление Рязанской паствой, сделал для нее много: учреждено было миссионерское духовно-просветительное Братство Святого Василия Рязанского с особым училищем для магометан, заведены приюты для сирот при монастырях, устроено общежитие в семинарии, преобразовано епархиальное женское училище, учрежден свечной завод, основано попечительство о бедных воспитанниках семинарии, установлены внебогослужебные собеседования в церквах. Все делалось с любовью и вызывало любовь. Рязанское дворянство в День Ангела Преосвященного Палладия, 28 января (10 февраля) 1879 года, через особую депутацию во главе с губернским предводителем дворянства поднесло Преосвященному золотую панагию, украшенную драгоценными камнями.

Архиепископ Рязанский

Преосвященный Палладий 13 (26) апреля 1881 года возведен был в чин Архиепископа и в мае, вернулся к своей Рязанской пастве на летние месяцы. В начале июня положил он первый камень в основание нового семинарского корпуса, обязанного своей постройкой заботам Преосвященного.

Архиепископ Казанский и Свияжский

21 августа (3 сентября) 1882 года последовало Высочайшее утверждение доклада Святейшего Синода о назначении Высокопреосвященного Палладия в Казань Архиепископом Казанским и Свияжским. Годом ранее владыка избран был почетным членом Казанской Духовной Академии. С этих пор владыка часто приезжал в столицу для присутствия в Святейшем Синоде. При нем с 15 (28) января 1883 года в инородческих приходах епархии разрешено было совершать богослужение на инородческих языках. Под его председательством проведен был в июле 1885 года в Казани Собор поволжских Архипастырей, созванный по его инициативе для решения вопросов пастырской практики по отношению к раскольникам и инородцам. В 1886 году Преосвященный основал Царевококшайский Богородично-Сергиевский женский черемисский монастырь. При нем была приписана к Архиерейскому дому Седмиозерская пустынь и управляющие Казанской епархией стали именоваться ее настоятелями.

Экзарх Грузии, Архиепископ Карталинский и Кахетинский

В 1887 году Архиепископ Палладий переведен был в Грузию для умиротворения нестроений, возникших среди местного духовенства и народа. Служение Высокопреосвященного в чине Экзарха Грузии, Архиепископа Карталинского и Кахетинского, таким же благотворным и умиротворяющим было, как и Архипастырское его служение на прежних кафедрах. Высочайший Рескрипт Государя Императора Александра III Миротворца (1845–1894), при котором Высокопреосвященному препровожден был бриллиантовый Крест на клобук, также отмечал, что, будучи призван на кафедру Грузии при обстоятельствах, требовавших особливой попечительности, Высокопреосвященный своим Архипастырским действием, проникнутым духом мира и любви, приобрел себе искреннюю сыновнюю преданность паствы. В Грузии владыка Палладий много заботился о реставрации памятников церковной старины. Он привел в образцовый порядок грузинскую Духовную семинарию, основал «Грузинский Вестник» – местный церковный орган и проч.

В тяжелый год холерной эпидемии Высокопреосвященный не уехал на лето, как делал обыкновенно, на дачу, а все время провел в душном Тифлисе, успокаивая и утешая мятущуюся свою паству. Его популярность после этого еще более выросла среди народа. За пастырские труды свои в 1888 году Высочайшим пожалованием владыка награжден был бриллиантовым крестом на клобук.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

В День памяти Святого Апостола и Евангелиста Луки (I) 18 (31) октября 1892 года Высочайшим Рескриптом владыка Палладий возведен был в чин Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского и Священноархимандрита Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры с титулом первенствующего члена Священного Синода. Митрополит Палладий прибыл в Санкт-Петербург 19 ноября (2 декабря) 1892 года. Святительское служение владыки Палладия в Санкт-Петербурге памятно его заботами о церковном благолепии. Владыка любил торжественность в церковном богослужении, богатую ризницу, множество служащих, хорошие голоса, стройное пение. Улучшил владыка также и свой Митрополичий хор и вызвал для него из Тамбова регента Ивана Яковлевича Тернова, поставившего церковное пение в Лавре на желанную высоту. И в домашнем обиходе владыка любил великолепие: при нем обновлен был несколько потускневший при его предшественнике Митрополичий выезд в парадной карете на четверке белых лошадей.

Высочайшая награда

Четырнадцатого (27) мая 1896 года в день Святого Таинства Миропомазания и Коронования на Царство Русское Святого Государя Мученика Николая II Многострадального (1868–1918) и Государыни Императрицы Александры II Феодоровны (1872–1918) Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий Высочайше пожалован был Императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного и бриллиантовым Крестом на клобук.

Кончина владыки Палладия

В субботу, пятого (18) декабря 1898 года в День памяти Святителя Гурия, Архиепископа Казанского (1593) на 72-м году жизни после шестилетнего пребывания на Санкт-Петербургской кафедре владыка Палладий тихо отошел ко Господу. Высокопреосвященный Палладий погребен был в Исидоровской церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, позднее снесенной богоборцами. В 1932 году прах владыки перенесен был на Братское кладбище Лавры, где и пребывает доныне под простым деревянным крестом.

Деяния Митрополита и кавалера

Беспредельная доброта, всегдашнее благорасположение и готовность на услугу, горячая деятельная любовь ко всем и всему, в его глазах хорошему, честному и справедливому, чарующая ласка и приветливость – вот те, очевидно, самые выразительные, незабываемые качества души владыки Палладия, отмеченные всеми его современниками. То был Архиерей редкой доброты и благодушия, душа – открытая, общительная, личность в высшей степени благородная, гуманная. Всегда и для всех владыка бесценно был дорог по своей редкостной, изумительной в его положении простоте, сердечности и общедоступности. Всякий шел к нему смело с нуждой, с горем, с просьбой, за благословением и даже с повинной головой, и всякий знал, что услышит не угрозу, а ласку, встретит не казнь, а милость, получит только добрый совет, святительское мудрое наставление, отеческий урок. Милостивый и благосердный, всюду приносил он с собой, как справедливо сказало ему на прощание грузинское духовенство, «мир и тишину», водворял своим нравственным авторитетом вокруг себя благодушие и благоволение. Величие чина и высота служебного положения владыки не охладили в нем теплоты душевной, не затушили в сердце его искру человечности и высокой гуманности. Начальническая суровость ему была чужда и не свойственна. Правосудие и справедливость, сопровождавшие все его дела и решения, всегда проникнуты были христианской любовью. Можно смело сказать, что за всю свою жизнь владыка никого не заставил плакать без причины, не стеснил, не покарал напрасно; за то, с другой стороны, он тысячи людей осчастливил, облагодетельствовал, он оставил много людей, только благословляющих его имя.

Во владыке Палладии поражало это удивительное сочетание высокого достоинства, священного величия с необыкновенной мягкостью обращения, с нежностью сердца, неизменно сострадательного и жадно сочувствующего благу ближних. Высокопреосвященный умел соединить безупречную справедливость с милостью, соблюсти высокую свою авторитетность с полнейшей общедоступностью, умел внушить подчиненным и необходимый, сдерживающий человека страх, и самое полное, открытое к себе доверие. На высоте самой высшей Церковной иерархии владыка остался лучшим из людей! Среди многих дел и забот, без конца всеми беспокоимый и отрываемый, разбираясь в бесконечных просьбах, дрязгах, жалобах и кляузах, что естественно могло бы и утомлять и, так сказать, притуплять человека, владыка не потерял Святых качеств своей души, сохранил всю чуткость и отзывчивость своего глубокого сердца. По слову Апостола. До конца дней своих владыка по слову Апостола, был «всем вся»; уже угнетенный болезнью, старец, так горячо, так молодо отзывался он на чужие радости и скорби, был так приветлив, ласков и мил, что, казалось, это не высокопоставленное и могущественное лицо, держащее в руках своих бразды правления всей Русской Церковью, а человек близкий, родной, наш – простых людей – брат, наш друг. «Ну что ему я, – рассказывал один бывший студент Петербургской Духовной Академии, – а ведь, бывало, придешь к нему по возвращении с каникул из Рязани, – и усадит, и обласкает, и расспросит, и даже без угощения, без чая ни за что не отпустит!» Полный высокого благородства в обращении со всеми, владыка с особенной отеческой любовью относился к ближним своим сподвижникам, деятелям духовной школы. Зорко следил за их работой и душевно утешался, искренно радовался всякому и частному, личному их успеху.

Владыка Палладий не давил своей властью и авторитетом; высоко ценил в них всякую и крупицу таланта, всякое проявление ученой или нравственной в них силы, он был их первым покровителем и, можно сказать, увлеченным их защитником.

Покровитель молодежи

Любил владыка всей душой и молодежь духовную, горячо ей сочувствовал, – очевидно, никогда не забывая, что и сам был молод, и до старости Свято храня молодость высоких чувств в душе своей. Недаром, например, он так болел душой за пострадавших в известной истории питомцев Казанской Академии; недаром после этого, постоянно слал он свои наставления кому нужно, чтобы жалели студентов, чтобы снисходительно относились к ним, чтобы не столько карали, а сколько миловали бы их. В высшей степени деликатный и обаятельный, он особенно дорого ценил всякую незначительную услугу, ему лично оказанную. Потому-то так любил он своих подручных, непосредственных помощников, начиная с секретаря и кончая своим викарием Епископом. Первых, т. е. секретарей, у него был один, любимый им и бессменный из Тамбова, симпатичный общеизвестный для всех «Петр Иванович» (Тихомиров), а вторых – викариев, было у него много, всем им он первый желал всякого успеха, и не давал им засиживаться, а способствовал движению их вперед. А какое множество, не родных или близких, а просто известных ему с хорошей стороны людей возвел он и поставил на высшее иерархическое служение Церкви Божией! Владыка Палладий любил награждать милостиво и за малые заслуги малых людей. Какую массу духовенства в своих епархиях украсил он разными знаками отличий!

Палладиевское богослужение

А можно ли, вспоминая характерные черты Архипастыря, забыть про его полное неподражаемой красоты священнослужение? Поистине, как своеобразно выразился в простоте сердечной волжанин, «это был служака». Человек глубокой религиозной веры, доступный высокому религиозному одушевлению и вдохновению, он любил служить и как умел служить! Богослужение его носило печать умилительного благоговения и высокого, Священного благолепия. Совершаемое по чину, благообразно, сопровождаемое всегда прекрасным пением любимого им хора. Палладиевское богослужение являло во всей полноте дивную красоту и невыразимую прелесть нашего православного богослужения. Тут соблюдена была и земная эстетика, потому что все, начиная с сослужащих и кончая ризницей, сосудами, все было безукоризненно, изящно и образцово подобрано. Но тут еще больше была и религиозная осмысленность, высокое христианское одушевление. Благоговейная настроенность Архипастыря выражалась в каждом слове его, светилась в лице его, сияла во взоре, обнаруживалась в каждом молитвенном его движении! Вдохновляясь Священнодействием, он поднимал высокое одушевление и во всех окружающих, и, замечая, например, холодность или монотонность в пении, нередко заявлял клиросу свое требование: «Поторжественнее! Поторжественнее!» Кто бывал за Палладиевским богослужением, тот воспринимал целый запас Святых впечатлений, выносил из храма надолго сладостное чувство молитвы, тот научался молиться и не замечать времени, не чувствовать усталости, как бы долго ни тянулась служба. Справедливо выразился о Митрополите Палладии один из почитателей его, что во священослужении это был «Князь Епископов!» Учитель и проповедник.

Нельзя не упомянуть и об учительной деятельности владыки. Особенно в молодые его годы в Тамбове, владыка часто проповедовал. В этом отношении он принадлежал к типу еще старых наших церковных ораторов, представителем которых был незабвенный вития-философ православия, Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский. Проповеди владыки Палладия – не беседы, а большей частью именно целостные, законченные и округленные слова, с глубокой сосредоточенностью мысли, со строгой последовательностью в развитии темы. В них ясно видно слово здравое, зрелое, исходящее из полноты религиозного убеждения и глубоко проникнутое библейским духом, богато украшенное Священными изречениями из Священного Писания. Благотворитель и благодетель. Как не упомянуть, далее, о благотворительности и нестяжательности владыки Палладия! Несомненно, руки его, как и сердце, были всегда открыты для благодеяний. И при этом очевидно было для всех, что благотворения и жертвы его всегда сопровождались живым, личным участием и заботливостью, без которых простая раздача денег, по слову Апостола, не приносит пользы дающему и не имеет нравственной ценности.

Образ владыки

Нельзя не сделать замечания и о внешности Митрополита Палладия. Истово-великорусский тип его благообразного лица, светлый ласкающий взор, благодушная улыбка, – все это лицо, зеркало души ясной, чистой и благостной, со всей его высокой, величественной фигурой, способный были произвести именно, как говорят, импонирующее впечатление на всякого. Легкая печать грусти, еще более придала симпатичности и красоты его лицу. В белом клобуке, высокий, стройный, с вытянувшимися чертами худого и дышащего добротой его уже грустного лица, – он был положительно прекрасен! Таков был незабвенный, возлюбленный Архипастырь! Любовь к Богу и к людям была основной силой его великой души: а любовь, по слову Апостола, не проходит и не знает смерти, она и в вечности сохраняется, когда все другие совершенства человеческие упраздняются (I Кор. 13:8).

Труды владыки Палладия следующие:

1 «Признаки истинности православного христианства и лживости мухамеданства». «Миссионерский сборник», Казань, 1876.

2. «Слова и речи». Рязань, 1880.

3. «Речь при вступлении в управление Казанской паствою». «Православный Собеседник». 1882, ноябрь, С. 191–195, С. 196–204.

4. «Речь новопоставленному иноку Александру Вадковскому, постриженному с именем Антония». «Православный Собеседник». 1883, март, С. 304–306.

5. «Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы». «Православный Собеседник». 1883, С. 1–8.

6. «Слово в день святителей и чудотворцев Казанских Гурия, Варсонофия и Германа». «Православный Собеседник». 1883, октябрь, С. 1–8.

7. «Слово в неделю Святых праотец». «Православный Собеседник». 1883, декабрь, С. 1–6.

8. «Речь перед дворянскими выборами 16 января 1884 года». «Православный Собеседник». 1884, январь, С. 1–4.

9. «Слово в день Сретения Господня». «Православный Собеседник». 1884, февраль, С. 1–8.

10 «Слово в день тысячелетия со дня блаженной кончины Святого Равноапостольного Мефодия». «Православный Собеседник». 1885, апрель, С. 337–343.

11. «Слово по случаю столетнего юбилея со дня пожалования дворянской грамоты». «Православный Собеседник». 1885, май, С. 1–3.

12. «Слово в день явления Казанской иконы Божией Матери». «Православный Собеседник». 1885, июль, С. 1.

13. «Речь, произнесенная в Казанском соборе 23 июня 1887 г.». «Православный Собеседник». 1887, июль, С. 251–252.

14. «Речь по возвращении после присутствования в Священном Синоде, произнесенная 14 июня 1887 г.». «Православный Собеседник». 1887, июль, С. 249–250.

15. «Из поучений Высокопреосвященного Палладия, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского». «Народная Академия», кн. 1. изд. С. Г. Рункевича, Санкт-Петербург, 1895. 16. «Доброе слово». «Церковный Вестник». 1895, № 47, С. 1503. 17. «Приветственная речь в Тифлисе». «Прибавление к «Церковному Вестнику». 1888, № 41, С. 1123. Подготовил Александр Рожинцев. 13 декабря 2007год. Святой град Тихвин.

Комментарии для сайта Cackle