Неделя 3-я по Пятидесятнице
49. Слово в неделю третью по Пятидесятнице
Говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Мф.6:25).
В нынешнем Евангелии Господь наш Иисус Христос предлагает всем нам весьма полезные и необходимые наставления и отеческое утешение, внушая нам, что небесный Промысл непрестанно и особенно печется о всех нас. Господь говорит в начале Евангелия о простоте существа души нашей, созданной по образу и подобию Божию: аще око твое будет просто, говорит Господь, все тело твое светло будет, и о невозможности работать вместе Богу и мамоне, добру и злу. Ибо как Бог есть простое, нераздельное, в Трех Лицах Существо: Отец, Сын и Святой Дух, так и душа человеческая есть тоже простое существо, хотя в трех силах: ум, слово и дух, или: разум, сердце и воля; – ибо эти три силы есть одна душа; и эти три силы должны быть в человеках нераздельны, т. е. например: мы должны любить Бога всем умом или помышлением, всем сердцем, всею силою воли, всею крепостию своею, а не одним умом или помышлением. Ум или сердце наше то же, что глаз для тела, говорит далее Господь; если глаз чист, ясен, то всему телу светло, – мы ходим непреткновенно; если сердце у человека просто, чисто, то и все помышления, желания, слова, поступки его бывают также просты, чисты, благонамеренны, святы, запечатлены духом любви, кротости, правды и истины.
Если глаз худ, нечист, темен, то бывает и всему телу темно. Если сердце у человека нечисто, лукаво, зло, то и все помышления его, желания, слова и вся жизнь его, все поступки бывают лукавы, нечисты, часто злонамеренны. Потому что уже если ум твой, сердце твое, совесть твоя – эти светочи твои, которые Господь дал тебе, чтобы они были светом для тебя, при свете Евангелия, – если уже они сделаются у тебя тьмою, то какова же будет тьма, – каковы будут твои помыслы, желания, предприятия, все дела твои? Это будет страшная тьма, предвестница адской тьмы, тьмы кромешней. И действительно, люди с испорченным умом и сердцем, с сожженною совестию, с развращенной волей, готовы на все худое.
Итак, христианин, береги светильник твой – душу и сердце, да горит всегда ярко светильник твой; смотри постоянно, чтобы он не омрачился лукавством или завистью, самолюбием и плотоугодием, гневом и яростию, гордостию и тщеславием, леностию и нерадением или унынием и малодушием, объядением и пьянством и прочими делами тьмы. Тьма, адская тьма постоянно усиливается затмить светильники наших душ; нужно непрестанное внимание к себе, бодрствование над собою; нужна любовь к правде Божией, к заповедям Божиим, в исполнении которых состоит вечный живот наш, спокойствие наше, честь и слава наша, даже здесь – на земле, и исполнение коих являет любовь нашу к Богу. Никто не может, говорит далее Господь, служить двум господам, т. е. Богу и диаволу, – плоти своей грешной, многострастной, миру прелюбодейному и грешному. Если будешь любить свою грешную плоть и исполнять ее прихоти и страсти, то возненавидишь Бога, требующего от нас правды и святыни, жизни по духу, умерщвления плоти со страстями и похотями. Худой господин – наша плоть, ибо не живет в ней доброе, говорит апостол, а злое прилежит; надо ее возненавидеть и похоти ее ради угождения Богу, ищущему нашей святыни и дарующему нам воскресение и живот вечный: неради о угождении плоти своей в похоти, христианин, – да угодишь Господу, ибо сущии во плоти, Богу угодити не могут, говорит апостол.
Посему говорю вам, говорит Господь, не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Господь запрещает нам чрезмерную заботу о пище, питье, одежде, пристрастие к ним, но не запрещает обыкновенное, благоразумное попечение о заготовлении пищи и одежды; не запрещает благоразумную заботу о благоприличии в одежде и домашнем убранстве. Но мы, по грехам нашим, по пристрастию к земной жизни и к телу своему, извратили и извращаем порядок жизни, установленный Богом: Бог повелевает прежде всего заботиться о душе, о том, чтобы исполнять заповеди Божии, творить правду Божию, стяжать кротость, незлобие, взаимную любовь, святыню, иметь всегдашнее покаяние и, вообще, стремиться к будущей жизни; а мы, напротив, прежде всего заботимся о теле, о пище и питье, различных изысканных и нарядных одеяниях, нерадя о душе, и даже когда в храм Божий приходим, – и тут во время Богослужения не оставляем своих суетных попечений о пище и одежде; и тут житейская суета вторгается в сердца наши, охлаждает их, не допускает искренно и усердно помолиться Богу, покаяться в грехах своих, коим нет числа, или возблагодарить Господа горячею душою за Его бесчисленные благодеяния.
Так вредно действуют на нашу душу излишние попечения о плоти: они не дают нам и в храме искренно помолиться о своей душе, о ее спасении; не допускают вознестись к Нему всем сердцем, возлюбить Его всею душою. Пристрастие к плоти нашей грешной всю жизнь христианина поставило, так сказать, вверх дном. Из-за пристрастия к плоти все грехи наши: самолюбие, зависть, недоброжелательство, скупость, корыстолюбие, жестокосердие, человекоугодие, подобострастие, невоздержание, лицеприятие, лицемерие, алчность, пьянство, расточительность, азартные игры, зрелища, леность и нерадение о спасении души, леность к молитве, к покаянию, нечистота, распутство, все полчище грехов из-за пристрастия к плоти, – все извратила наша многострастная плоть, весь круг жизни.
Итак, христиане, кто из вас хочет быть Христовым, тот распни плоть свою со страстями и похотями. Не будем заботиться чрезмерно о плоти и думать только о том, что есть и пить и чем одеваться: этого ищут только язычники, которые не имеют понятия о царствии Божием и не ищут его; а мы с вами отрождены в крещении для царствия Божия; мы чада Божии и наследники Божии, сонаследники Христу; нам уготовано на небесах наследие нетленное, неувядаемое; его и будем искать, а остальное все приложится нам от Господа: и пища, и питие, и одежда и, если нужно, слава и честь даже на земле, ибо слава и мир и честь всякому делающему благое. Аминь. (Из кн. «Полн. Собрн. Соч.», прот. Иоанна Сергиева).
50. Духовный светильник
Светильник тела есть око (Мф.6:22). Слова из слышанного нами Евангелия. Светильник тела – это ум; от тела зависит состояние души. Ум для души то же, что глаз для тела. Каков ум, таковы все силы и действия души. Ум светел, здрав, благонастроен, имеет обо всем здравые понятия и убеждения, – доброе влияние его на духовную жизнь, и вообще на нравственное поведение, отражается на сердце, на воле, на воображении, на совести, на всех внешних чувствах. В противном случае все будет не в порядке.
Светлый ум истинного христианина смотрит на земные стяжания, как на блага скоротечные, непрочные, к ним не лежит его сердце. Он знает, что не только не унесет их на тот свет, но и в земной жизни может лишиться всего от разных случайностей. В приобретении земных благ он строго руководствуется совестию, опасаясь разбогатеть с обидою ближнему. Если течет к нему богатство, он благословляет Бога и старается употребить его в славу Божию, на дела богоугодные, взирает на себя, как на распорядителя собственности Божией, порученной ему для распределения между ближними. Если же ему не удается обеспечить себя земными благами, или если нажитое богатство он теряет, то и за сие благословляет Бога, благодушно переносит земные лишения и нужды. Главная цель его есть достижение теснейшего общения с Богом, в одном Боге полагает первое свое благо, знает, что нельзя в одно и то же время служить Богу и мамоне. Чувства его не рассеиваются впечатлениями при виде земных благ, он совершенно равнодушен к ним.
Не так относится к земным стяжаниям тот, у кого светильник души – ум – помрачен пристрастием к земным стяжаниям, кто имеет превратное понятие о том, в чем состоит истинное благо. Почитая таковым благом обилие земных сокровищ, он все силы души направляет к стяжанию и умножению их. О Боге он забывает, рассуждая: были бы деньги, все будет. Обязанностей богопочтения не исполняет, в богомыслии, в молитве, в чтении слова Божия не упражняется. Ни к чему подобному у него не лежит сердце: его вкус к духовным занятиям притуплен. Где его сокровище, там и его сердце. Он не почитает праздников, не соблюдает постов, не очищает душу покаянием и говением. Забыв Бога, он предается или скряжничеству, или сластолюбию и расточительности. К голосу совести и закону Божию он равнодушен. Обидеть ближнего с целию поживиться на его счет он не стеснится, совесть не упрекнет его... Таково жалкое положение человека, у которого светильник ума погашен пристрастием к земным стяжаниям. Самый ум его одобряет все то, что требуется чувственностию; все силы его употребляет на изобретение средств к ее удовлетворению, предпочитает внушениям совести голос самолюбия и самоугодия. Вместо того, чтобы быть светильником для всех сил и действий души, ум его сам погружен во тьму.
Но если свет, то есть ум, иже в тебе, тма есть, то тма кольми; то есть, по отсутствию света в самом источнике света – уме твоем, можно судить, сколько тьмы в тебе, – во всем твоем существе. Находящийся в этой тьме находится в опасности из области временной тьмы перейти в область тьмы вечной. Тогда духовные очи его откроются, он ясно узрит то, чего в духовном ослеплении своем не замечал в здешней жизни. Наступит для него время раскаяния позднего и бесполезного. Береги, душа христианская, твой светильник, то есть – ум, просвещай его светом истины Христовой, не помрачай пристрастием к земным благам, изощряй его силою духовного рассуждения и этою силою побеждай самоугодие и чувственные влечения. Если око твое духовное будет светло, то и все поведение твое, вся жизнь твоя будут светлы, правильны, богоугодны и спасительны. Аминь. («Душеп. Чт.», 1896 г.).
51. Назидания из евангельского чтения
Никто не может служить двум господам... Не можете служить Богу и маммоне (Мф.6:22–33), – так учит нас Господь в слышанном нами Евангелии. Какие здесь разумеются два господина, которым невозможно служить в одно и то же время? Один – это Господь и Бог, другой – богатство или любогреховная плоть наша. Очевидно, невозможно работать вместе Богу и любогреховной плоти: именно потому, что Бог требует от нас святости, неуклонного и точного исполнения воли Своей, а плоть непрестанно подстрекает ко греху, – к чревоугодию, пьянству, блуду, зависти, вражде, лихоимству, сребролюбию, лености и проч.
Слово Божие прямо говорит, что те, кои Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал.5:24), и отнюдь не служат многогрешной плоти, не угождают ей. И всегда бывает так, что кто угождает своей плоти, тот не радит о угождении Богу, о спасении души своей, о исправлении своем, о добродетельной жизни, не исправляет сердца своего, не стремится духом к горнему отечеству, но весь бывает как бы прикован к земле, к земным наслаждениям. Кто любит свою многогрешную плоть, тот не любит Бога, тому тяжкими кажутся заповеди Его, тот не любит ближнего: он не попечется о его спасении, потому, что и о своем не заботится, не поможет ему в нужде, потому что слишком много любит сам себя и лучше исполнит свои прихоти, чем даст что-нибудь на нужду ближнего.
По сему говорю вам, продолжает Господь, не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Забота неуместная, неразумная, слишком усиленная забота о пище, питье, одежде, весьма вредит христианскому житию: она то и ставит, так сказать, вверх дном всю жизнь нашу; вместо того, чтобы заботиться главным образом о душе, об очищении, исправлении, освящении ея, вообще, о спасении, мы печемся ежедневно о угождении своему алчному чреву, да о том, во что одеться, а душу – это бессмертное существо, сотворенное по образу и подобию Божию, погибающую заживо во грехах, оставляем в пренебрежении, без исправления, или даже ежедневно прилагаем грехи к грехам; тело насыщаем и пресыщаем, а душу оставляем голодать, тело украшаем, а душу безобразим, тело оживляем, а душу убиваем.
Взгляните на птиц небесных: оне ни сеют, ни жнут, не собирают в житницу, и Отец ваш небесный питает их. Вы же не гораздо ли лучше их? На птиц небесных Господь указал нам, маловерам, чтобы показать недремлющий, непрестанный промысл Отца небесного о всех тварях земных, особенно о человеке – венце всех тварей, – и чтобы примером птиц, всегда сытых, хотя не сеющих не жнущих хлеб, мы убедились полагаться с несомненностию на промысл Божий. Конечно, эти слова Господа не учат нас сидеть сложа руки и только надеяться на Бога, а учат упражняться в благословенных трудах и при трудах надеяться на благословение Божие, на успех в делах, на дарование всего потребного. Словами: об одежде что заботитесь – Господь учит нас не иметь пристрастия к одежде.
Совсем не заботиться нельзя: мы должны заботиться, чтобы одежда наша была приличная, чистая. Но непрестанная забота о нарядах, кружащая наши головы, совершенно противна духу евангельскому; она делает нас суетными, мелочными, порождает во многих нецеломудрие и гордость. Если бы красивая одежда была необходима для нас, то Отец небесный не оставил бы нарядить нас несравненно лучше роз и лилий или павлинов; но известно, что одежда наша есть временное покрывало, или временная повязка на ране потому, что одежда появилась вследствие греха, когда люди узнали свою наготу; а стоит ли украшать повязки на ране? Не о том ли надо заботиться, как бы рану поскорее вылечить, т. е. как бы скорее от грехов очиститься? Разумно ли сшивать дорогие повязки на эти греховные раны и этими повязками еще тщеславиться, как чем то похвальным? Не больше ли оттого зловония греховного? Припомним, что в крещении все мы получили одежду нетления, одежду правды Христовой. Вот об этой то одежде оправдания будем заботиться; эту одежду будем хранить; она пусть будет нашим украшением. Если ее сохраним, то в будущем веке Господь оденет нас одеждою славы, вечным светом, как Сам одевается светом, яко ризою.
Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть, или что пить, или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники; и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Слышите по слову Господнему – все те язычники, а не христиане, которые о том только и заботятся, что есть да пить, или во что одеваться; а о делах Божиих, о исполнении заповедей Его не помышляют. Ищите же прежде всего царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Такое повеление Господа слышали мы в чтенном Евангелии. Что это такое царствие Божие, – и как должно искать его? Царствие Божие есть весь сей видимый мир, царствие Божие есть на небесах, где ангелы святые и праведные души, предстоя пред престолом Господа Бога, славословят Его непрестанно. Царствие свое Господь хощет устроить и утвердить и между нами – в обществах наших и душах наших. Для сего Он дал нам закон Свой, предписал заповеди Свои и повелел творить Его св. волю, откровенную нам в Евангелии. И вот – там Его царствие, где люди творят волю Его, исполняют заповеди Его.
Ищите, братия возлюбленные, прежде и паче всего царствия Божия тщательным хранением себя от всего того, что неугодно Богу, что запрещено Им, что противно Его воле и Его заповедям. Не творите тех дел темных, за которые Господь отъемлет Свое царствие, за которые гнев Божий грядет на сына противления. Эти дела плотские и темные, по исчислению апостола, следующие: прелюбодеяние, блуд, нечистота, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство, ложь, хищение чужого, любостяжание, сквернословие, пустословие и смехотворство. Всяк творяй таковая не имать достояния в царствии Христа Бога, прибавляет апостол (Еф.5:5).
Ищите царствия Божия, всеми силами стараясь творить все то, что угодно Богу, что заповедано Им, творить те дела, которые именуются делами света, плодами Духа Божия в нас, яже суть по апостолу: любовь, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, умерщвление в себе страстей и похотей плотских, уподобление Богу, якоже подобает чадам Его возлюбленным, бывши друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть нам, и ходя в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу, и друг друга тяготы нося, да тако исполните закон Христов. Елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика достохвальна, сия помышляйте – и Бог мира будет с вами, царствие Божие внутри нас будет.
Ищите царствия Божия, пребывая во всецелом послушании св. Церкви и в неразрывном союзе с нею. Церковь Сам Господь устроил и утвердил, как истинное Свое царствие на земле; – в нее положил Он все сокровище благодатных даров Своих, потребных для вечного спасения душ наших; она истинная мать наша, в ней мы и рождаемся и воспитываемся к жизни вечной – к царствию небесному; она единственная руководительница к нему, без ней и мимо ее никому не быть там. Тому и Бог – не отец, кому Церковь не мать. Держитесь же, возлюбленные, крепко всею душою спасительных недр св. Церкви. Исполняйте свято ее уставы, неопустительно ходите в храм во дни праздников и исполняйте строго долг христианский – очищения грехов покаянием, очищения душ ваших причащением св. Таин. Таким образом вы будете истинными сынами царствия Божия и найдете его и здесь на земле, – ибо Господь будет по истине царствовать между вами и в вас, и в домах и в душах ваших, – и соделаетесь несомненными наследниками и царствия Божия будущего на небесах, уготованного праведным и верным чадам св. Его Церкви. Аминь. (Из поучен. Антония, архиеп. казанск.).
52. О искании Царства Небесного
Ищите прежде царстия Божия и правды Его: и сия вся приложатся вам (Мф.6:33).
Спаситель, зная нашу излишнюю привязанность к земным благам и удовольствиям, внушает нам, чтобы мы прежде всего заботились о снискании себе истинного блага – Царствия Божия.
Ищите прежде царствия Божия. Где искать нам сего царствия? На небесех! Вездесущий Бог преимущественно царствует там – на небе, в неизреченной славе и во свете непреступном. Там-то – на небе и нас ожидает царствие Божие. Заслугами Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, для нас уготованы на небе обители многи (Ин.14:2), в которых и мы, подобно ангелам, просветимся яко солнце (Мф.13:14), и будем вечно наслаждаться такими благами, ихже в настоящее время и око наше не виде и ухо не слыша, и на сердце человека не взыдоша (1Кор.2:9). Эти то блага царствия Божия мы должны предпочитать всем мирским удовольствиям, и к ним стремиться всею своею душою, чтобы за пределами гроба вечно блаженствовать.
Не только в жизни будущей на небе, но и здесь, – на земле, еще в настоящей жизни, если захотим, можем мы предвкушать царствие Божие, и здесь Господь благодатно вселяется в избранных Своих. Он – существо всесовершенное и всеблаженное. Он весь – любовь, весь радость, источник всякие утехи и только в приближении к Нему человек может почерпнуть истинную отраду, успокоение, блаженство. Удостоившиеся быть жилищем Божиим всегда чувствуют в душе своей безмятежный мир, всецелое довольство собою и духовную радость. Спаситель говорит: царствие Божие, а следовательно и блаженство, внутрь вас есть (Лк.17:21).
Как нам приобресть царство небесное? Какие употребить к тому средства? Ответ на это находится в том же выше приведенном изречении Спасителя: ищите, сказал Он, не только царствия Божия, но и правды Его. То есть, кто хочет удостоиться царствия Божия, тот должен искать правды Его: оправдания пред Богом, какое, по заслугам Спасителя, даруется всякому члену сего царства. Эту правду – оправдание мы приобретаем тогда, когда во всех своих действиях будем соображаться с волею Божиею, – будем жить праведно и благочестно. Всеправедный Бог вселяется Своею благодатию только в тех, которые и сами стремятся уподобиться Ему своею праведностию. Таким только людям Он сообщает Свои духовные блага: мир и радость о Дусе Святе. Мир мног бывает только любящим закон Божий и только праведнии возрадуются (Пс.118:165). Царь Саул, когда прогневал Господа Бога своими беззакониями, не находил себе покоя даже на высоте своего престола и тяготился своим состоянием. Также и Давид, когда впал в преступление, не ощущал в себе мира духовнаго, но обличаемый своею совестию, восклицал: несть мира в костех моих от лица грех моих (Пс.37:3). А апостол Павел, находясь и в узах темничных, радовался в страданиях своих (Кол.1:24). Видите, братия, что одно благочестие – одна праведность может стяжать нам царствие Божие или духовные дары благодати Божией: мир и радость. Потому всячески постараемся жить праведно и богоугодно.
Если так будем вести жизнь свою, то Господь ниспошлет нам, кроме благ духовных, и земные – житейские. Ищите прежде царствия Божия и правды Его, говорит Спаситель, и сия вся, т. е. все блага земные, приложатся вам. Наше дело – преимущественно заботиться о благочестии, а благ земных должно ожидать более от милости Божией, чем от собственных трудов и попечений.
Итак, желаешь ли, христианин, и не расставаясь с миром и его благами, жить евангельски? Как видишь, то дело возможное и не трудное. Одно надо наблюдать: нужное для земной жизни – творите, но только, что безвредно и безгрешно, а в чем грех, того всячески избегайте, как и всего того, что мешает вам жить благочестно. Всякое дело начинайте с благословения Божия, в урочные часы, хотя бы работа не была кончена, прерывайте ее и становитесь на молитву, от трудов своих праведных уделяйте на дело милосердия, в счастии не гордитесь, а в несчастии не унывайте. И Бог будет с вами, Отец небесный наградит вас тогда и земным довольством. Да и много ли нужно праведнику, чтобы быть довольным своим состоянием? Он привык всю надежду возлагать на Бога; если у него и нет изобилия в средствах, он и малым бывает доволен; он уверен, что если Бог не оставлял его самого никогда, то и детей его не оставит без помощи. Недовольство состоянием – удел миролюбцев, на которых действительно, при их роскоши и множестве прихотей – кто же может напастись богатства? Они не на Бога, а на свое богатство уповают, и гонятся за ним из всех сил. Хотя и много они имеют, а все думают: – мало. Сколько кто богат ни будь, а богаче Бога не будешь. Праведник же знает, что у Бога на всех станет всего нужного и полезного, сколько бы ни понадобилось.
Видите отсюда, братия, как жизнь то христианская проста сама по себе и блаженна и как легко в существе дела делаться и быть истинным христианином. Решись раз навсегда во всем поступать, жить по евангельски и потом распредели свои думы, занятия, удовольствия таким образом: земные дела своим чередом, а дело Божие первым долгом. Мирские занятия для дела Божьего всегда и непременно оставляй, а Божьего дела ради мирских дел – никогда и ни за что, как бы эти дела важны ни были. И будешь ты блажен и в сем веке и много паче в будущем, где даже можешь достигнуть равной награды с великими подвижниками пустынь. Ибо, скажем словами преподобного Макария Египетского: – «Бог не смотрит, дева ли кто или супруга, инок или мирянин, но ищет только сердечного произволения на добрые дела. Окажи таковое произволение, и спасение близ тебя, кто бы ты ни был и где бы ты ни жил». (Из поучений прот. Белоцветова, стр. 47).
