Источник

Неделя 5-я по Пятидесятнице

57. Слово в неделю пятую по Пятидесятнице

Сегодня в Евангелии повествуется об изгнании бесов из двух бесноватых, вышедших из гробовых пещер страны Гергесинской, столь свирепых, что никто не смел проходить тем путем, где они находились.

В Евангелии говорится о бесноватых, об изгнании бесов, о вселении их, с дозволения Иисуса Христа, в свиное стадо и погублении стада в море, – о просьбе граждан города Гадары, чтобы Господь удалился от них, и о обратной переправе Его на другой берег – и прибытии в Капернаум (Мф.8:28–34; 9, 1). История ясна сама по себе. Она повествует о двух несчастных человеках, одержимых злыми духами. Значит, вопреки упорному неверию и ложному убеждению некоторых переучившихся и заблудившихся людей, злые духи существуют на свете и делают свои пагубные дела, которые главным образом состоят в погублении людей и в причинении им разных подлых пакостей. Сам Иисус Христос, Единородный Сын Божий, пришел в мир для того, чтобы разрушить дела диавола и победить его со всем его воинством. Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя (1Ин.3:8), говорит апостол Иоанн Богослов. Не уверят нас недоученые умники, что нет будто бы злых духов: ибо отвергать их бытие значит отвергать все священное Писание, отвергать христианство, считать как бы ненужною веру Христову и пришествие на землю Христа Бога и все Его божественное домостроительство; наконец, значит отвергать очевидные факты; ибо злые духи и прежде пакостили и губили людей и теперь различным образом пакостят в людях и губят неосторожных, по допущению Божию, или как прежде изгонялись из людей Господом или по благодати Его людьми святыми, – так и теперь изгоняются. Итак, бесы и бесноватые были прежде, они есть и ныне; только ныне, – в новой благодати, – бесы действуют скрытнее и хитрее, чем в то старое время, когда сила и власть их над людьми не была еще торжественно сокрушена, и им было гораздо более простора в мире. И теперь, впрочем, бешеных людей очень, очень много. Кому из нас неизвестен нынешний род бесноватых, или бешеных пьяниц? Не удивляйтесь, что я называю пьяниц бесноватыми: они, действительно, таковы. Кто не слыхал и кто не знает, как они, – если они мужчины и женаты, – терзают и мучат – уж не говорю – сами себя, – своих жен и, если есть на беду дети, то и детей своих; как, по действию бесовскому, они нередко или сами в петлю бросаются или доводят до смерти жен своих и детей своими побоями и терзаниями; и чего, чего не терпит иная жалкая женщина от пьяного мужа, или дети – от пьяного отца!

Но я видел и настоящих бесноватых, в которых вселились бесы по неисповедимым судьбам Божиим и производили в них умственное помешательство, произносили чрез них страшные хулы и сквернословие; видел, как ужасно бросали они одного несчастного из угла в угол или нудили его лезть на стену и пр. Таковых, думаю – вместе с апостолом, – Бог предал сатане на измождение плоти, да дух спасется (1Кор.5:5). Но такие бесноватые были, конечно, в состоянии невменяемости: они не сознавали, что делали. А пьяницам вменяются их действия: ибо они ума и свободы действия не лишаются, и с них взыщется за их пьянство и за их безобразия. Пьяницы царствия Божия не наследят.

Есть еще мания картежная, когда люди спокойно проводят за картами вечера и ночи, убивая дорогое время, а на дела Божии не взирают, на душу свою, на спасение ея не обращают внимания, о покаянии и добродетели нимало не радеют.

Есть мания, или страсть к зрелищам. Есть люди, которые наяву и во сне бредят театром, рукоплещут до усталости театральным знаменитостям, тогда как в церковь заходят только раз или два в год, и то для того, чтобы позевать. – Есть мания боязни, страха суетного, когда человек боится подобных себе, или всего окружающего боится, всех подозревает в злых умыслах, или вообще предполагает во всех недобрые мысли, намерения; – мания брезгливости, когда считают нечистыми всех и все, – и десять или двадцать раз перемывают вещь, к которой прикоснулся сторонний человек.

Есть еще у людей мания, или беснование, которое боится или отвращается церкви, богослужения, псалмопения и чтения слова Божия, вообще, святыни: ни за что их не убедишь придти в церковь: поведешь, – вырвутся и убегут или уклонятся под разными благовидными предлогами: – такое бывает отчуждение от Бога и храма Его святого! – Сюда же принадлежит беснование нигилизма и (коммунизма), отвергающи все святое, все истины откровения, все, что дорого для разумного существа, особенно для христиан, что утешает, укрепляет, украшает и возвышает человека. Есть беснование срамословия, сквернящее сердце и душу и уста сквернословов.

Бесноватые все те, которые хулят святых Божиих, Церковь Божию и сильно отвращаются от ней и от Божиего слова; которые хулят святые иконы, святые мощи, сан священный и лиц, посвященных в этот сан, те, которые почитают ненужными святые посты, говение по уставу святой Церкви.

Бесноватыми в некоторой степени могут быть названы и те, которые вопреки Евангелию, опыту и здравому смыслу утверждают, что злых духов нет: это упорное неверие в злых духов есть настоящее беснование, потому что идет наперекор истине, наперекор откровению Божию. Господь пришел на землю именно для того, чтобы разрушить дела диавола и спасти от насилия его человека. Если нет диавола, то нет христианства, тогда пришествие в мир Сына Божия было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каждого из нас и здравый смысл, история жизни святых и история всех народов удостоверяют нас в бытии злых духов.

Далее, бесноватыми можно, по справедливости, называть людей злых, гневливых, буйных, пьяных, сквернословов, ругателей, завистливых, недоброжелательных, имеющих тайную или явную вражду и ненависть к ближним, злорадников; скупых, сребролюбивых, живущих в блудной нечистоте; лукавых, лживых, обидчиков, жестокосердых и немилосердых; наконец, людей, имеющих сильную плотскую страсть, и всех нераскаянных грешников. Ибо, скажите, откуда может произойти столько и таких зол в человеке, который сотворен по образу и подобию Божию? Очевидно, от диавола, который есть начинатель в человеке, по воле человека, всякого зла. Творяй грех, от диавола есть, яко исперва диавол согрешает (1Ин.3:8).

Итак, будем искоренять из своего сердца все страсти, всякий грех, всякое зло, чтобы никоим образом не дать в себе места диаволу; не дадите места дгаволу (Еф.4:27), говорит апостол, – противьтесь ему, и он убежит от вас. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. соч.» прот. Иоанна Кронш., т. 2-й).

58. О бытии злых духов

В чтенном ныне Евангелии говорилось об изгнании однажды Христом Спасителем из одного человека злого духа. В св. Писании много раз упоминается о злых духах. В настоящее время некоторым образованным людям хотелось бы не верить в существование их. Не говоря о безбожниках, есть люди, искренно верующие в Бога и добрых ангелов, но которым не хочется верить в существование злых духов, и весьма понятно почему: Бог и ангелы – существа добрые и прекрасные, потому верить в существование их весьма приятно и утешительно; между тем диавол и бесы – существа злые, отвратительные и вредоносные, потому верить в бытие их – весьма печально и неприятно для нас; потому-то нам хотелось бы, чтобы они не существовали.

Мы имели бы некоторое право не верить в существование злых духов, если бы мы вокруг себя видели одно только добро и добрых людей. Но мы видим среди себя очень много зла и злых людей. Если мы, видя в себе добро, верим в благого Бога и благих ангелов, то почему, видя в себе зло, не станем верить в злых духов? Почему не верить в существо, всецело и бесповоротно ожесточенное во зле, если мы видим, что и между людьми встречаются иногда такие упорные лица, что никакие наказания, даже угрозы смертною казнию не в состоянии заставить их бросить злые намерения и оставить путь преступлений?

Когда мы предаемся какому-нибудь пороку, когда развиваем в себе какую-нибудь страсть (напр. страсть к пьянству, к распутству, к деньгам, к гордости), то начинаем замечать, что по мере того, как мы предаемся страсти, она настолько овладевает нами, что мы оказываемся как бы невольниками ее, как бы в плену у нее, – что мы уже не сами распоряжаемся собою, а что-то другое распоряжается нами. Хотя, конечно, много значит привычка ко греху; но если хорошенько вдумаемся и присмотримся к тому, что происходит в нас во время неудержимого стремления нашего к удовлетворению греховной страсти, то не можем не согласиться, что в страсти есть нечто демонское, что в ней действует и влечет нас на погибель какая-то невидимая духовная сила, что мы не можем воспротивиться этой власти, так как она очень сильна, много сильнее нашей воли, и так как чрез грех мы вступили в рабство этой власти.

Существование злых духов подтверждается словом Христа Спасителя, апостолов и прочих священных писателей. В священных книгах весьма ясно говорится о диаволе от первой до последней книги: в первой книге говорится об искушении диаволом Адама и Евы, а в последней – об окончательной победе нашего Искупителя над диаволом. Или вот слова Христа Спасителя: «вы дети отца вашего диавола», сказал он людям «похотствующим», «враг человеков», т. е. диавол, сказал Он в другое время «сеет плевелы между пшеницею и похищает из сердца человеческого посеянное там семя Слова Божия», говорил также о «князе мира сего», под которым разумел диавола, о «сатане», угрожавшем ученикам Его, о «нечистом духе», выходящем из человека и снова возвращающемся в него, если он не бодрствует и не воюет с этим врагом своим.

Апостол Павел внушает для борьбы с диаволом облечься в чрезвычайное оружие: облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф.6:11–17). Лучшее орудие для борьбы с диаволом есть пост и молитва. Сей род, сказал Господь о бесах, ничимже исходит, токмо молитвою и постом (Мк.9:29).

Вслушавшись в этот Евангельский рассказ, кто из нас может сомневаться в том, что злые духи подлинно существуют и могут, по попущению Божию, причинять вред и людям и неразумным животным, подвергать их разного рода мучениям и даже совершенной погибели.

В бытии злых духов мы убеждаемся из книг св. Писания ветхого и нового завета, из свидетельств св. отцов Церкви и из жизнеописания угодников Божиих. В книге Бытия повествуется, как диавол, явясь в образе змия праматери нашей Еве, находившейся близ запрещенного древа познания добра и зла, соблазнил ее вкусить плода с этого древа, а Ева склонила к тому мужа своего, а нашего праотца Адама; чрез что оба они оказались преступниками заповеди Господней и подверглись наказанию от Бога – изгнаны из рая сладости и осуждены на временные бедствия и вечные мучения. Оттого-то диавол и называется человекоубийцею искони – от начала (Ин.8:44).

А в книге Иова пишется, что диавол, по попущению Божию, у праведного Иова сперва отнял имущество и погубил детей, а потом поразил его самою лютой проказою с ног до головы. Апостол Иоанн прямо учит: «кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для того-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1Ин.3:8). Сам Спаситель во время сорокадневного пребывания Своего в пустыне не раз искушаем был сатаною: то возбуждаем был им к нетерпеливости, то к тщеславию, то к властолюбию (Мф.4:2–10). Из бесноватых изгонял бесов и Сам Иисус Христос и апостолам дал власть изгонять их (Мф.10:8). Ап. Петр пишет: трезвитесь, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1Петр.5:8). Из всех приведенных указаний св. Писания кто не поймет, что диавол есть существо действительное, а не воображаемое, существо личное, имеющее разум и волю?

Христианская Церковь всегда и несомненно признавала бытие злых духов. Отцы и учители Церкви единогласно свидетельствуют о том, что «есть царство сатаны, есть падшие ангелы, которые не только люты сами по себе, но и исполнены ненависти к Богу и людям, которые стараются вредить душе и телу человека, но истинный христианин может им противиться».

О том же свидетельствуют и жизнеописания святых. Почитайте жития св. Божиих человеков и вы там увидите, каких козней ни строил им диавол, в каких видах ни являлся им, как неустанно боролся с ними, как открыто признавался пред ними, чем он побеждается от них. Очевидно, что вера в бытие злых духов всегда была всеобща в роде человеческом, точно так же, как вера в бытие ангелов добрых, как вера в бытие Самого Бога. Кто верует в Бога и в Божественное Откровение, тот верует также в существование и влияние злых духов на человека. Только люди, отвергающие личного Бога, отвергают и бытие диавола.

Действия диавола, которыми он старается склонить человека на грех, весьма разнообразны. Диавол являлся св. Божиим человекам и в богоподобном образе, как преп. Пахомию, и в виде ангела светла, как Симеону Столпнику, и в виде человеческом, как преп. Макарию Египетскому, и в виде змия, как прародительнице Еве, и в иных чувственных образах. Одних подвижников благочестия диавол устрашал ужасными привидениями, чтобы отвлечь их от богомыслия и повергнуть в уныние, а в других возбуждал смех, и разные неблагообразные порывы, чтобы мало-помалу довести их до рассеянности и самозабвения; в одних производил расслабление сил и дремоту, чтобы помешать их доброделанию и подвигам молитвенным, а в других воспламенял кровь и пробуждал восстания плоти, чтобы повредить чистоте их души и тела; пред одними рассыпался в похвалах, чтобы расположить их к самомнению, гордости и тщеславию, а других преследовал оскорблениями и поношениями, чтобы поколебать их терпение и довести до раздражительности, злобы и мести; одних лишал всего стяжания и ввергал в нищету, чтобы вызвать их на ропот и хулу против Бога, на обман, воровство, грабительство, божбу напрасную, клятвопреступление, покушение на жизнь других или самих себя, а другим пособлял разбогатеть, чтобы они вдались либо в роскошь, щегольство, мотовство, высокомерие, либо в скупость, скряжничество и жестокосердие, либо выставляли из себя идола для других, либо сами преклонялись пред мамоною, как пред Богом; одним внушал излишнее упование на милосердие Божие, чтобы подвигнуть их к разленению, беспечности и самодовольству, а в других посевал отчаяние в милости Божией, чтобы удержать их от раскаяния и самоисправления, привести в состояние ожесточения и погибели. Кратко сказать, диавол всегда сообразовал свои искушения с расположениями души каждого.

Вот и примеры, подтверждающие это. Преп. Даниил рассказывал: одного пустынника пригласили к себе в дом родители бесноватой для того, чтобы он изгнал из нее беса; лишь только монах взошел в дом, как бесноватая дала ему пощечину: пустынник, по заповеди Господа, обратил ей и другую ланиту. Демон, мучимый этим, вскричал: какая сила! заповедь Иисуса Христа изгоняет меня, – девица тотчас исцелилась. А преп. Макарию Египетскому и Феодоре диавол прямо сознался, что ничто так не побеждает его, как смирение.

Священномуч. Киприану бесы не обинуясь заявили: мы не можем зреть на крестное знамение, но бежим от него, ибо оно, как огонь, опаляет нас и далеко прогоняет. «Именем Иисусовым всегда бий ратника», т. е. бесов, учит преп. Иоанн Лествичник. Имя Иисусово крепче стали, тверже гранита. Нет крепче щита, нет сильнее оружия в духовной брани, как Иисусова молитва, свидетельствует авва Иов. «Как никто не смеет приближаться к тому, кто беседует с царем земным, и пресечь беседу, которую он ведет: так и демоны не дерзают приблизиться к тому, кто беседует с Богом», вещает св. Симеон новый Богослов. Сам Спаситель говорит: «род бесовский изгоняется только молитвою и постом».

Думай постоянно что-нибудь доброе, чтобы диавол всегда находил тебя занятым; доколе человек пребывает в духовном делании, враг не может поразить его, уверяют блаж. Иероним и преп. Пимен.

Чтение св. Писания есть великая защита от греха, учит авва Епифаний.

Итак, братия, несомненно веруя в бытие злых духов и пагубное влияние их на нас, воспользуемся в борьбе с ними тем оружием, каким сражались с ними св. Божии человеки, и на какое и нам указали. Следуя примеру и указанию доблестных воинов Христовых, и мы можем выйти победителями из борьбы с врагами нашего спасения – духами злобы поднебесными. Аминь. («Поуч. рук. для сельск. паст.», 1889 г.).

59. Чему учит евангельское повествование о злых духах

В чтенном ныне Евангелии говорилось об исцелении Иисусом Христом двух бесноватых в стране Гергесинской. Благовестие это научает нас тому, что злые духи имеют власть над людьми и могут вредить нам. С тех пор, как злой дух соблазнил Адама ко греху, сколько произведено им бедствий в мире! Каких не выдумано человеком грехов, каких не совершено срамных дел, каких не допущено ужасных преступлений по внушению и при содействии этого, по выражению Спасителя, «человекоубийцы искони», т. е., изначала, издавна, – этого «льва рыкающего кого поглотить!» И злые духи не только вредили человеку и соблазняли его на грех, но даже и поселялись в человеке, основывали в душе его свое царство: тогда человек мучился и делался как сумасшедший, и такие-то люди назывались бесноватыми. О тех бесноватых, о которых говорилось в чтенном ныне Евангелии, замечается, что они жили не в домах, а «в пещерах, где погребали умерших», что они были «настолько свирепы, что никто не смел проходить около того места, где они находились». Весьма печально и неприятно то, что такое злобное, скверное и отвратительное существо, как диавол, имеет некоторую власть над нами, может отчасти распоряжаться человеком, этим прекрасным Божиим созданием.

Но мы, как христиане, верующие во Христа, можем утешиться и успокоиться тем, что для нас может быть не страшен диавол. Прислушайтесь к евангельскому повествованию. Лишь только бесноватые завидели Иисуса, находившиеся в них злые духи, зная, что Иисус может изгнать их, закричали: «что Тебе до нас Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Итак, Иисус Христос – мучение для злых духов; они хорошо знают, что после страшного суда будут на веки заключены во ад. Но им хотелось бы по крайней мере до страшного суда иметь полную волю в мире, полное господство над людьми; потому-то они и говорят – «пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Иисус Христос дал им знать и чувствовать, что и в настоящее время, и до страшного суда, они не имеют полной власти над людьми, что они всегда находятся в полном подчинении у Бога; и это показал Он тем, что изгнал их из бесноватых людей. И посмотрите, как ограничена власть их на земле, как они ни в чем не могут распоряжаться без воли Божией: когда злые духи увидели, что Христос хочет изгнать их из бесноватых людей, то стали просить у Него позволения войти в пасшееся вблизи стадо свиней. Значит – даже и такому животному, как свинья, злые духи не могут повредить без попущения Божия; тем более значит – человеку. Надобно только удостоиться того, чтобы Бог не допустил злым духам вредить нам. А как мы можем достигнуть этого?

Если Иисус Христос страшен для злых духов, если злые духи трепещут пред Богом, то значит, – они не могут быть там, где находится Бог они бегут оттуда. Следовательно, если в душе нашей будет жить Бог, если в душе нашей будет обитать Дух Святой, если на устах наших постоянная молитва к Искупителю, если мы будем приобщаться Тела и Крови Христовой, то злые духи будут бежать от нас, как от огня. Кто же срамными и богопротивными делами изгнал из себя Духа Божия, в чьем сердце нет крепкой веры и теплой любви к победившему диавола Искупителю, – так кому же в том и царствовать, если не злу и представителю его – диаволу? Что с пришествием на землю Спасителя и с искуплением рода человеческого злой дух потерял власть над людьми, это можем видеть уже из того, что в настоящее время, не встречается таких бесноватых людей, о каких рассказывается в чтенном ныне Евангелии. А настанет время, именно после страшного суда, когда злой дух и злое царство окончательно будут побеждены и навсегда совсем отделены от царства Божия, и от нас, если удостоимся быть в Божием царстве. (Проп. лист., 1882 г.).

60. О спасительной вере

Если устами своими будешь исповедывать Иисуса, Господом, и сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасаешься. Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим.10:9–10).

Так св. апостол Павел показывает удобный путь ко спасению чрез веру в Иисуса Христа, свидетельствуемую исповеданием Его имени.

«Сердцем бо веруется в правду». «Сердцем веруют к праведности», или к оправданию. Вера в душе, расположение души, соответстующее вере, в мыслях, в чувствах, в желаниях необходимо для достижения оправдания. Без веры невозможно угодити Богу (Евр.11:6). Или: для нашего оправдания необходимо, чтобы мы веровали в Иисуса Христа, и чтобы этой вере соответствовали наши мысли, чувства и желания.

«А устами исповедуют ко спасению». Истинная вера необходимо обнаруживается в делах, и без дел вера не может быть истинною. Вера, аще дел не имать, мертва есть о себе, говорит ап. Иаков. Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть (Иак.2:17,26).

«Усты же исповедуется во спасение». Ап. Павел указывает на самое близкое и естественное обнаружение веры на деле, посредством исповедания имени Христова. Это дело особенное значение имело в первые времена христианства, когда за исповедание имени Христова подвергались гонениям, мучениям и смерти. Иисус Христос говорит: всяк, иже аще исповесть Мя пред человеки: и Сын человеческий исповесть его пред ангелы Божиими; а отвергийся Мене пред человеки, отвержен будет пред ангелы Божиими (Лк.12:8,9).

Слова апостола: «сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение», расматриваемые вместе, изображают истинную, спасительную веру в Иисуса Христа, которая, начинаясь и утверждаясь в уме и сердце человека, необходимо обнаруживается в словах и поступках его. Истинная православная вера требует, чтобы мы с несомненным убеждением принимали учение Господа Иисуса Христа и последовали этому учению, и таким образом свою веру свидетельствовали добрыми делами. Кто говорит: я истинно верую в Иисуса Христа, и не исполняет заповедей Христовых, тот заблуждается, не понимая того, что его вера не истинная, не живая, а мертвая. Ап. Иаков пишет: кая польза, братия моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? Еда может вера спасти его? Аще же брат или сестра наги будут и лишени будут дневныя пищи, речет же им кто от вас: идите с миром, грейтеся и насыщайтеся, не даст же им требования, кая польза? Такожде и вера, аще дел не имать, мертва есть о себе (Иак.2:14–17).

Говорят иногда: мы надеемся на веру, а не на дела свои; апостол говорит: праведный от веры жив будет (Рим.1:17). Мыслим убо верою оправдатися человеку, без дел закона (Рим.3:28).

Слова апостола несомненно возвещают нам спасительную истину, но надобно понимать апостольское учение разумно, согласно с духом апостольского учения, а не как нам кажется. Ап. Павел пророческим словам: праведный от веры жив будет (Аввак.2:4), дает такое значение: праведный получает оправдание и жизнь только чрез веру в Иисуса Христа. Ибо только эта вера в Иисуса Христа – сила Божия есть во спасение всякому верующему, иудеови же прежде и еллину (Рим.1:16). Это несомненная истина, что без веры в Иисуса Христа, за наши грехи пострадавшего и умершего на кресте, невозможно спасение; но эта вера необходимо должна соединяться с любовию, как учит тот же апостол: о Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезапие, но вера любовию поспешествуема (Гал.5:6), или «вера, действующая любовию». А что значит – вера, действующая любовию? То же, что вера, оправдываемая делами; или то же, что говорит ап. Иаков: вера чиста и нескверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, и нескверна себе блюсти от мира (Иак.1:27). Сам Иисус Христос говорит: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин.14:21). Так вера, поспешествуемая или действующая любовию, есть истинная вера, питающая в человеке верующем любовь к Богу и ближним, или вера свидетельствуемая добрыми делами. О такой вере говорит апостол в словах: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение.

Братия! Помните апостольское учение: сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение. Помните, что без веры невозможно угодить Богу, и что наша вера должна быть искренняя, от всего сердца; что наша вера должна соединяться с любовию к Богу и ближним; что наша вера должна выражаться в наших словах и делах, или мы должны пред другими исповедовать свою веру словами и делами, соблюдая заповеди Христовы. Аминь. (Сост. по «Провед.» Евсевия, архиеп. могилев., т. 1-й, изд. 1870 г.).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle