Неделя 6-я по Пятидесятнице
61. Слово в неделю шестую по Пятидесятнице
За нынешней воскресной литургией читано было Евангелие от Матфея о исцелении Господом нашим Иисусом Христом расслабленного, лежавшего на постели. Видели вы двойственный дар Владыки Христа Бога человеку немощному – дар прощения грехов и дар исцеления тела? Но чтобы понять, как велик дар, особенно дар прощения грехов, – надобно обстоятельно знать, сколь велики несчастие и пагуба для человека – грех; ибо немощи телесные виднее и злополучность их более или менее очевидна для всякого, а бедствие и пагуба греха для многих по гордости и неверию, по слепоте и неведению неприметны или неизвестны или, по крайней мере, неочевидны.
Итак, чтобы понять величие дара расслабленному – прощение Господом грехов его, уясним себе, сколь великое несчастие и сколь великая пагуба для человека есть грех вообще. Грех прежде всего есть беззаконие (1Ин.3:4), по Писанию, – т. е. нарушение закона Божия, данного человеку, и прежде всего – закона любви к Богу и ближнему, – восстание против Бога, Его величия, святыни и правды, неповиновение Ему и согласие и сочетание с диаволом, первоначальником и зачинщиком всякого греха, – восстание человека грешника против себя самого, против души и тела своего, против своей совести, этого стража души и тела, их святыни и непорочности; есть искажение, извращение, осквернение в нас образа Божия, по которому мы созданы в начале; грех есть гнусная нечистота души, удаляющая ее от Бога, Источника жизни, – прелесть вражие, постыдный плен и добровольные узы души, скорбь и теснота; есть адская тьма, нравственный хаос, беспорядок, расслабление сил душевных и телесных, демонское смятение, душевная буря, бросающая туда и сюда бедную душу грешника, потеря душевного тихого пристанища, которое есть Бог; есть вольный недуг и болезнь души и, если грешник не раскаивается, – есть окаменение сердца и смерть временная и вечная.
Такова в общих чертах пагуба греха. И между тем многие, многие грешники делают всякий грех, часто любят грех, играют грехом, повторяют грехи, прилагая грехи ко грехам. И вот от такой-то душевной и телесной беды избавил Господь расслабленного, как и нас избавляет. За что же избавил Господь расслабленного? – За веру носильщиков и его самого: видя Иисус веру их, сказал разслабленному: дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои. Видите, как сильна вера. За одну веру избавление от скольких зол! Имейте же веру Божию; если же кто не имеет, то проси ее у Бога, дающаго всем просто и без упреков: и дастся ему (Иак.1:5).
С верою – блаженна жизнь, без веры – тяжела и безотрадна. Имея веру, можно всякий день семьдесят крат седмерицею избавляться от грехов и удостаиваться столько же раз мира Божия и правды Божией, а без веры легко погибнуть совсем во грехах, как и погибают многие. Так, братия и сестры, вера есть неоцененное, нетленное сокровище небесное; позаботимся все стяжать это сокровище. Кто верует, тот живет во свете; тот старается жить свято, – всячески бережется греха, если же и согрешает по немощи человеческой, то немедленно приносит Богу покаяние сердечное и удостаивается помилования. Но возвратимся к предмету, о котором идет наша речь, и продолжим речь о дурных последствиях греха для тела нашего и о благодеяниях Господа для самого тела раскаивающегося грешника и особенно для души. Так как последствия греха обыкновенно бывают гибельны и для тела нашего, по тесной связи души и тела, и грешник подвергается разным болезням, то Господь, милуя душу верующего и кающегося грешника, милует и исцеляет и тело его. Се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин.5:14).
Таковы щедроты Господа кающемуся грешнику! Все существо его врачуется и обновляется. Когда же грешнику прощены его грехи, – то он уже примиряется и с Богом, и с небожителями, и с самим собою, и с Церковию, этим святым обществом спасаемых во Христе, – и снова удостаивается от Бога сыноположения, или усыновления, которое дерзко отринул прежде, делая грех, и получает снова благодать и силу творить дела благие, к которым каждый из нас призван своим христианским званием, – и удостаивается надежды будущего наследия в царстве Христа Бога, коего лишает сам себя всякий пребывающий во грехе; к нему возвращается небесный мир и спокойствие совести, внутренний свет, свобода и простор душевный и телесный, дерзновение пред Богом и людьми, словом, человек грешник, помилованный Богом, обновляется, изменяется добрым изменением, делаясь новою тварью, и пребывает таковым, доколе блюдет себя от новых поползновений ко греху.
Все Евангелие, возлюбленные братия и сестры, наполнено повествованием о чудесных делах милосердия Господа Иисуса Христа к бедствующим и заблуждающимся человекам; и там же повсюду возвещается, что главною причиною почти всех болезней, бед и несчастий с людьми бывают грехи, – это величайшее зло, несчастие рода человеческого, этот ужасный корень всех зол и самаго великого зла – смерти временной и вечной. Потому-то Господь, врачуя расслабленного, врачует прежде болящую грехами душу, а потом уже тело. Чадо! говорит Он расслабленному, прощаются тебе грехи твои. А это значит то и научает нас тому, что в болезнях наших мы должны смиренно и глубоко сознавать грехи свои и искренно каяться в них и просить у Господа прощения их, с намерением впредь не согрешать. Ибо главная часть существа нашего есть душа, существо по образу Божию, разумное, с свободным произволением, бессмертное, но существо падшее, болящее грехом и тлением и искупленное от греха и смерти смертью Сына Божия; о ней-то, о спасении ее надобно всеми силами заботиться, – о благоугождении Богу, о исполнении святых и блаженных Его заповедей, о ее правоте и святости. Ибо страсти плотские порабощают, оскверняют, удаляют душу от Бога и в конце концов часто доводят до погибели временной и вечной.
Посмотрите на пьяницу: он вечно расслаблен по душе и по телу, в нем нет веры и страха Божия; он не молится; все основы нравственные в нем расшатаны; он готов на все худое: он сердится, бранится, дерется, сквернится, и ничто у него не спорится; всякая работа из рук валится. Посмотрите на человека, который любит много есть и пить: он тоже расслабленный и потому ленивый, неповоротливый; как умеренная пища и питье укрепляют тело, так излишество их обременяет и расслабляет. А человек сладострастный – как бы олицетворенная слабость – часто заживо умирает душой и телом. Так грехи расслабляют все существо человека и целые общества, государства! Так грехи и общественные страсти расслабили и Россию.
Какие грехи наводнили Россию? – Безверие, пьянство, плутовство, ложь и обман, страсть к наживе, страсть к игре, хищение, мздоимство, себялюбие, которое желает исключительно, чтобы только ему было хорошо, богато и весело, а другие хоть с голоду умирай.
Что же делать? Скажу с апостолом: укрепите опустившияся руки и ослабевшия колена; и ходите прямо ногами вашими, дабы храмлющее не совратилось, а лучше исправилось. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие (Евр.12:12, 13, 15).
Будем утверждать души свои молитвою искреннею – домашнею и общественною – и, вообще, непрестанной внутренней молитвой; чтением или слушанием слова Божия или писаний святых богомудрых отцов, усердным чтением или слушанием житий святых Божиих угодников, чтобы и нам подражать их вере и житию, их добрым делам; также – беседами духовными и в особенности чистосердечною исповедию и частым причащением Святых Таин.
Итак, будем укреплять себя благодатию Божиею, доколе есть время и доколе грехи не расслабили нас окончательно. Ибо придет скоро время, а может быть, уже наступает, когда все предадутся дремоте и сну, все расслабеют нравственно, когда и вера оскудеет и любовь иссякнет и беззаконие, как море, разольется по земле. Но тогда уже будет поздно исправляться. Ибо раздастся глас: се Жених грядет, исходите в сретение Его (Мф.25:6); возгремит труба архангельская, соберет всех людей живых и из мертвых воскресших в место общего страшного суда, на котором изречен будет окончательный праведный приговор или к жизни вечной или в муке вечной. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. соч.», прот. Иоанна Кронш., т. 2-й).
62. О том, что грех есть главная причина наших болезней и других бедствий
В ныне чтенном Евангелии говорится, что когда Иисус Христос пришел в Капернаум, то некоторые сострадательные люди принесли к Нему на постели расслабленнаго; а Спаситель, видя веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои; встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И этот недужный тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел в дом свой (Мк.2:1–12; Мф.9:1–7).
Почему расслабленный тотчас выздоровел, как скоро Иисус Христос простил ему грехи? Ужели наши болезни имеют тесную связь с грехами и происходят от них? Да, первая и главная причина всех наших болезней, как и других бедствий, есть грех. Этому многие не верят; но это истина несомненная. Объясним ее для нашего назидания.
В начале наши прародители, Адам и Ева, не имели никаких болезней и счастливо жили в земном раю. Но когда они, по наущению змия – искусителя, преступили заповедь Божию – вкусили запрещенного плода от древа познания добра и зла, и чрез то нарушили божественный закон, то от этого немедленно произошло большое и пагубное расстройство не только в них самих, но и в окружающей их природе. Правосудный Бог, оскорбленный грехом их и нераскаянностию в нем, осудил на болезни, изнурительные труды и смерть наших прародителей и изгнал их из Едемского сада. Т. об. грех прародителей наших был первою причиною всех болезней и зол в роде человеческом. Это подтверждает и апостол, говоря: одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, со всеми, сопровождающими ее, недугами (Рим.5:12).
Если же грех прародителей наших был так пагубен, то подобные вредные последствия должны иметь и грехи других людей, в том числе и наши, братия. Почему? Потому, что все грехи суть ветви одного корня – прародительского греха и проникнуты одним смертоносным ядом, а поэтому должны производить одинаковое действие, более или менее вредное, смотря по степени их греховности. Это не одно умозаключение наше, – это подтверждает и апостол, говоря, что каждый из нас искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть т. е. пагубные последствия (Иак.1:14–15). Так должно быть по самой сущности греха.
Каждый грех подвергает нас смертоносным болезням и другим бедствиям не только потому, что он есть нравственное зло, и, следовательно, естественно должен иметь вредные последствия; но и потому, что удаляет нас от Бога, источника нашей жизни и всякого добра, с удалением Коего, по словам пророка, все мятется, умирает и в персть свою возвращается (Пс.103:29); и вместе возбуждает в Нем праведный гнев на нас и побуждает Его, правосудного, наказать нас грешных; возмездием же за грех, по закону правосудия Божия, обыкновенно бывает смерть (Рим.6:23), болезнь или какое-нибудь другое бедствие, посылаемое Богом с тою целью, чтобы мы, почувствовав это наказание, раскаялись в своих грехах. Поэтому Премудрый сын Сирахов говорит: «огонь и град, голод и смерть, – все это создано для отмщения грешникам (Сир.39:31–36). Подобное говорит апостол, восклицая: горе и беда всякой душе человека, делающаго злое (Рим.2:9).
Теперь становится понятным, почему расслабленный, упоминаемый в ныне чтенном Евангелии, тотчас выздоровел, когда Спаситель простил ему грехи. Болезнь этого человека, от чего бы она, по-видимому, ни происходила, имела главным началом своим грех, с которым все мы рождаемся (Пс.50:7) и который потом увеличиваем разными беззакониями по растленной своей воле. Поэтому, когда Сын Божий уничтожил эту главную причину болезни разслабленного, – простил ему грехи; то, естественно, должна была прекратиться и болезнь этого человека, – он выздоровел. Тут невольно воскликнешь с псалмопевцем: блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты; блажен человек, которому Господь не вменит греха (Пс.31:1–2)!
Какое же назидание извлечем мы, братия, из того, о чем беседовали ныне? Будем твердо помнить, что грехи наши суть величайшее для нас зло. От них главнейше происходят и все наши бедствия, болезни и самая смерть; поэтому станем тщательно избегать их, чтобы не прогневать ими Господа и не навлечь на себя несчастий. Если же нам, по человеческой немощи и неосмотрительности, или по сильному искушению и соблазну, случится согрешить; то не будем оставаться во грехе и услаждаться им, но тотчас обратимся с покаянием к Спасителю-Богу и станем усердно молить Его о прощении грехов наших и избавлении нас от тех бедствий, каким они подвергают нас. – Будем молить Его об этом с верою и упованием на Его милосердие: ибо Он так же благ и милостив всегда, как был тогда, когда приходил на землю для спасения нашего. Видя веру нашу, Он речет каждому из нас, как сказал расслабленному: дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои, а вместе уврачует нас от всех недугов наших, по великой Своей милости. Аминь. (Сост. по соч. «Слова и беседы» Платона, митр. киевского).
63. Общие правила поведения для всех христиан
В предложенном ныне чтении из Апостола, св. Павел сперва преподал наставления о том, что каждый христианин должен быть верен своему званию, в котором он устроением промысла Божия поставлен, то есть должен верно и усердно исполнять те обязанности, какие на него возложены, как на члена общества.
Далее предлагает общие правила для христиан, кто бы какие ни исполнял обязанности в обществе. Эти правила и для нас всех так же обязательны, как были обязательны для римских христиан, к которым св. Павел писал свое послание. Раскрою вам некоторые из них, слышанные ныне в чтении из Апостола. Будьте внимательны к апостольским наставлениям, и сохраните их в памяти, чтобы всегда поступать по апостольскому учению.
Любы нелицемерна. «Любовь да будет непритворная». По заповеди Господней, ближних мы должны любить, как себя. Мы любим себя непритворно и искренно; так должны мы любить и всех, с кем бы ни случилось нам иметь дело, исполняя свои общественные или частные обязанности. Не любим словом, ниже языком, но делом и истиною, пишет другой апостол, св. Иоанн Богослов.
Ненавидяще зло, прилепляйтеся благому. «Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». Если будете питать в сердцах ваших заповеданную Господом непритворную любовь ко всем; то эта любовь будет питать в вас отвращение или ненависть ко всякому злу. Любы не мыслит зла (1Кор.13:5); она искренно желает всем добра. Питающий в своей душе истинную любовь к Богу, – это начало или корень всех христианских добродетелей, – не любит допускать в свою душу ни намерений, ни помыслов о том, чтобы кому-нибудь повредить словом или делом; а, напротив, его душа, водимая Духом Христовым, искренно любит, по заповеди Господней, делать добро и врагам своим, благословляет проклинающих, благотворит ненавидящим и молится за обижающих и гонящих его (Мф.5:44).
Братолюбием друг ко другу любезни. «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностию». Прежде сказал апостол о любви ко всем ближним, будут ли они христиане, или и нехристиане; а теперь говорит о любви к братиям во Христе, т. е. к верующим в Иисусе Христе. Хотя всех ближних должны мы искренно любить и всем желать добра и делать возможное добро; но к христианам должны питать особенную любовь, как близким или братиям по духу Христову, всех верующих во Христа одушевляющему и соединяющему между собою благодатным союзом в одно таинственное тело, которого глава Христос. У всех верующих в Иисуса Христа един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, Иже над всеми, и чрез всех, и во всех нас (Еф.4:5–6). Потому христиане, как члены одного тела, должны особенно любить друг друга, стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
Честию друг друга больша творяще. «В почтительности друг друга предупреждайте». Это – свойство христианской братской любви, которая, как говорит тот же апостол в другом послании, не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего (1Кор.13:4), а ищет делать добро ближнему. Она в такой предупредительной почтительности и готовности к услугам находит истинное утешение, помышляя всегда о вечной любви, о Христе Спасителе, Который пришел в мир не для того, да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою избавление за многих (Мф.20:28).
Тщанием не лениви. «В усердии не ослабевайте». Кто бы какое служение ни проходил в обществе, обязанности своего служения все члены общества должны исполнять неослабно и с постоянным усердием. Леность, нерадение, безпечность о своих обязанностях противны духу христианской деятельности. Невнимание к своим обязаннностям и опущение их бывает только при ослаблении сего духа. Потому апостол далее говорит:
Духом горяще, или «Духом пламенейте». О каком духе говорит апостол? О том же Духе Святом, о Котором говорит он в других посланиях: исполняйтеся Духом (Еф.5:18); Духа не угашайте (1Солун.5:19); елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии (Рим.8:14). Кто искренно любит Бога и ближних, по заповеди Господней; кто с постоянным усердием старается исполнять заповеди Христовы: тот привлекает Духа Божия; тот исполняется Духом, пламенеет Духом, всегда помышляя о Боге, всегда стремясь к Нему чувствами и желаниями, горя любовию к Богу Отцу и Господу Иисусу Христу.
Господеви работающе. «Господу служите». Повинуясь водительству Св. Духа, старайтесь все ваши обязанности исполнять согласно с заповедями Божиими. Все делайте пред Богом во славу Божию. Так св. Павел в другом послании говорит: или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Св. Духа суть, Его же имате от Бога, и несте свои? Куплени бо есте ценою: прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших яже суть Божия (1Кор.6:19–20). Аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите.
Упованием радующеся. «Утешайтесь надеждою». Среди всяких трудностей, среди скорбей и болезней на пути спасения, или служа Господу Иисусу Христу, утешайтесь тою надеждою, которою подкреплял Своих учеников Сам Он, Спаситель и Бог наш, говоря: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф.5:11–12). Об этой великой и вожделенной надежде в том же послании кь римлянам св. Павел пишет: Самый Дух свидетельствует духу нашему что мы дети Божии. А если дети то и наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешния, временныя страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим.8:16–18).
Скорби терпяще. Переносите всякие скорби и несчастия терпеливо, без смущения, не предаваясь малодушию. Помышляя о благах небесных, будьте мужественны и великодушны среди всяких скорбных и тяжких обстоятельств. Господь учит: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:19). И будете ненавидими всеми имене Моего ради; претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф.10:22). Мы отвсюду притесняемы, говорит ап. Павел, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаеваемся; мы гонимы, но не оставлени; низлагаеми, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, подобно Ему претерпевая гонения и скорби, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (2Кор.4:8–10), в то время, когда праведники возсияют, как солнце, в царствии Отца их (Мф.13:43).
В молитве пребывающе. «В молитве будьте постоянны». Всегда помышляйте о Боге, о Его величии, о Его благодеяниях, о своей зависимости во всем от Бога. Всегда благоговейте пред Богом, прославляйте Его величие, благодарите за все благодеяния, которыми каждый день, каждый час и каждое мгновение мы пользуемся: о Нем бо живем и движимся и есмы (Деян.17:28). В нуждах и среди трудных обстоятельств о всем просите Господа Бога: ибо всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак.1:17). В другом послании ап. Павел пишет: непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1Сол.5:17–18). Молитва есть духовная жизнь нашей души: ибо молитва есть благоговейное стремление души к Богу. А душа духовно живет только тогда, когда пребывает в единении с Богом, посредством веры, надежды и любви. Потому и должны мы непрестанно молиться, как учит апостол. Когда перестаем внутренно молиться, тогда как бы перестаем дышать во внутренней жизни, и находимся в опасности умереть духовно.
Братия! Глубоко положите в душах ваших апостольские наставления, и старайтесь повседневно следовать им, как необходимым правилам христианской жизни; тогда несомненно скоро познаете из собственного опыта, какое великое счастие – жить по заповедям Христовым, под руководством Духа Христова. Аминь. (Сост. по «Пропов.» Евсевия, архиеп. могилевск., т. 1-й, изд. 1870 г.).
64. Грех
В порядке евангельских чтений св. Церковь в нынешнее воскресенье предложила нам повествование об исцелении Спасителем нашим расслабленного в Капернауме, спущенного сквозь кровлю. Верные сыны Церкви, внимательные к ее богослужению, знают и помнят, что это евангельское чтение предлагается верующим дважды в году. Уже это одно обстоятельство показывает нам, как полна назидания предлагаемая священная повесть и как важно для христианина остановиться на ней вниманием. И действительно, что-то особенно властно, особенно глубоко и поучительно говорит нашему духу при чтении и слышании предложенного нам сегодня евангелия.
Не ошибемся, если скажем, что главное внимание наше в нем привлекают кроткие и милостивые слова Господа, сказанные Им в ответ на молчаливую, но трепетную и горячую мольбу расслабленного об исцелении: «чадо, отпущаются тебе греси твои». И дети, и взрослые, слушая в первый раз эту священную повесть, всегда и неизменно останавливаются здесь с вопросом: разве этого искал больной? разве за этим спустили его к ногам Иисуса?
Но Спаситель знал и видел, чего искал и хотел больной: и намеренно, в поучение присутствующим, в поучение нам, Его последователям, изрек это слово прощения греха прежде слов исцеления болезни.
Здесь подходим мы к самому существу христианской веры, христианского учения, христианского миропонимания. Нам указывается здесь, как тяжел грех и какия опустошения сделал он в жизни всего человечества. Грех отравил чашу блаженства, приуготовленную Богом первозданному человеку; грех лишил его рая сладости, отторг от Бога, сделал странником и скитальцем на земле, принес голод, болезни, несчастья, поставил человека пред страшным лицом смерти; грех перешел, как печальное наследие грехопадения Адамова, во всех людей – его потомков, обратился для человека как бы во вторую его природу, сделал человека как бы по естеству чадом гнева и потребовал для своего исцеления величайшей и всемирной жертвы – смерти Сына Божия. Грех и ныне отравляет нам всякую радость, лежит смертельною горечью на дне всякого удовольствия и, как тяжкие гири на крыльях нашего духа, влечет нас долу, от неба к земле, от Бога к миру и диаволу. Это – именуемый в христианском учении грех первородный.
С детства известна эта истина каждому христианину, хоть сколько-нибудь вкусившему от христианского учения. И все-таки, к сожалению, она забывается людьми совершенно и до конца, и ее часто-часто нужно напоминать людям на всех поприщах жизни.
Присмотритесь к окружающему нас миру, прислушайтесь к тому, что говорят и пишут. Какая всегда и везде слышится у всех глубокая вера в силы человека и в его нравственные достоинства! Послушаешь иногда – как легко всех обратить в святых, а людскую жизнь сделать раем! Послушаешь Толстого, нового лжеименного учителя жизни, нашумевшего на всю Россию: не суди, не сажай в тюрьмы, не наказывай, никого и ни к чему не принуждай; по мнению этого учителя, стоит только человека предоставить себе, стоит только обратиться к нему с добрым словом, и в нем непременно восторжествуют добрые начала, и только они одни. Послушаешь какого-либо новомодного воспитателя: зачем, говорят, стеснения для юных, зачем правила, предписания, наказания? Предоставьте, мол, юным полную свободу, и в них заговорят сами собою добрые стремления, добрые порывы.
Послушаешь политика или общественного деятеля, говорящего или пишущего в газете: опять те же речи о свободе, о врожденных добрых свойствах человека, которые непременно в нем воздействуют и дадут ему рай на земле, лишь бы его не стесняли. Какая односторонность, какое заблуждение, какое упорное нежелание видеть самые очевидные истины! Точно какая-то слепота обуяла современных деятелей и мыслителей, точно не видят они, как рядом с добром живет и зло, как идем мы в жизни среди заблуждений, ошибок и падений вольных и невольных; точно не чувствуют они в себе самих, как что-то тянет нас на зло при полном сознании и признании, что зло – противно, греховно, отвратительно. Это знали и чувствовали даже древние язычники, наиболее вдумчивые, но особенно хорошо познали это и показали людям истинные и искренние христиане, наблюдавшие за своею духовною жизнью. Павел ли апостол не был велик? Но как он горько и пагубно заблуждался, когда гнал Церковь Божию! Он ли не обладал силою воли, он ли не мог подавить в себе все дурные влечения? Но он то именно и говорит: «Знаю, что не живет во мне доброе; желание добра есть во мне, но чтобы сделать его, того не нахожу. Доброе, которое люблю, не делаю, а злое, которое ненавижу, делаю... По внутреннему человеку соуслаждаюсь закону Божию, но в членах моих вижу иной закон, противоречащий закону ума моего и связующий меня законом греховным, сущим в членах моих. Окаянен есмь человек!» (Рим.7 гл.). Этот вопль апостола есть вопль всего грешного человечества. И пока человек будет пить грех, как воду, дотоле он будет в отчуждении у Бога, от истинной жизни, от истинного счастья, и все эти преувеличенные надежды, и эта вера в добрые силы человека, – все, что так льстит нашему самолюбию, все разлетится в прах и останется бесплодным. Тому свидетельство и доказательство – опыт веков.
Спаситель наш в ныне читанном евангелии и дает всем векам знаменательный урок: грех есть начало и корень всех болезней и несчастий.
Кто хочет добра себе и другим, кто хочет истинно служить благу общества, государства, – тот паче всего должен бороться с грехом. Поставим мы себе это за правило: будем бегать греха, будем вдумчиво и зорко стоять на страже своего нравственного восхождения, будем работать Богу и правде: ибо «скорбь и теснота на всякую душу человека, делающего злое!» (Рим.2:9).
И напротив: блажен, кому отпущено беззаконие и прикрыт грех. Блажен муж, которому не вменит Господь греха его! Какова была бы жизнь человека, если бы Господь не обещал этого помилования? Что было бы с человеком, если бы каждый грех, содеянный им от времен детства, тяготел над ним справедливым Божиим гневом? Мы бы утонули в этих беззакониях, и они превзошли бы главу нашу. Тогда преимуществом доброго было бы только сплошное и бесконечное страдание. Ибо чем утонченнее совесть, чем глубже вдумчивость и самонаблюдение, тем тяжелее было бы человеку вспоминать все свои грехи и падения.
Но вот за покаяние и веру в искупительные страдания нашего Спасителя нам даруется прощение грехов. Какое забвение прошлого, какое облегчение совести, какая бодрость, одушевление, подъем духа для большого и большого нравственного восхождения! Тогда-то вырывается слово великого и глубокого, но не горделивого, а смиренного сознания человеком своей нравственной силы, – силы, невиданной в мире. Вся могу, говорит апостол, все могу, но, прибавляет, – о укрепляющем меня Иисусе!
Будем же больше всего на свете бояться греха и будем в покаянии о содеянном грехе искать бодрости и силы: и тогда мы, грехами расслабленные, уподобимся евангельскому верующему расслабленному: милосердый Спаситель и нам скажет, видя веру нашу: прощаются тебе грехи твои. И укрепятся расслабленные колена, чудо свершится: расслабленный встанет и жизнь его, свободная от греха, будет полна и благословенна. Аминь. (Из поуч. прот. И. Восторгова, т. 2-й, стр. 121).
