Источник

Неделя 20-я по Пятидесятнице

117. Живой мертвец и его воскресение

Читано было ныне Евангелие о воскресении Господом единственного сына вдовы из города Наина, которая от великой скорби сильно плакала об утрате его. Человеколюбец «сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И подошед, прикоснулся к одру и сказал: юноша! тебе говорю, встань. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить. Всех объял страх, и все славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ свой» (Лк.7:11–16).

Это поразительное чудо воскресения юноши совершено Господом во образ будущего воскресения всех умерших, и для утверждения нашей веры и нашего чаяния общего воскресения. Будем же помнить, братия, и радоваться, что Иисусом Христом, нашим Искупителем, побеждена смерть, переменена на сон и нам всем даровано воскресение. Будем стараться, чтобы воскреснуть нам всем на радость и жизнь вечную, а не на стыдение и укоризну вечную, чтобы по воскресении удостоиться стать одесную Господа, а не ошуюю, и услышать не глас грозный, отсылающий в муку вечную, а – призывающий к наследию царства небесного. Познаем, что всякий из нас имеет своего мертвеца, именно, мертвую по причине грехов бесчисленных душу свою в живом теле, как и Господь назвал некоторых людей мертвыми, хотя и были живы по телу, сказав некоторому человеку, желавшему следовать за Христом, но прежде хотел похоронить отца: предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф.2:22), а ты иди и возвещай царствие Божие.

Да, у каждого грешника мертвая душа, которая может погибнуть на веки, не прекращая своего существования, но пребывая без конца в страшном мучении. Эту мертвую душу грешника в этой жизни может воскресить один Иисус Христос чрез веру и сердечное покаяние; и как мы постоянно согрешаем, то нужно постоянное покаяние тайное, пред очами Божиими, а в известное время открытое пред священником. Чрез покаяние умирающая душа воскресает столько раз, сколько грешник, согрешая, кается сердечно, так что если человек несколько раз в день умрет грехом и несколько раз покается искренно, столько же раз и воскреснет. Елижды аще падеши, востани, и спасешися, говорит Писание.

Какой же бесценный, величайший дар дарован нам от Бога – вера наша и покаяние пред Богом! Чрез веру и покаяние мы ежедневно обновляемся, оживляемся, примиряемся с Богом. Нет числа нашим грехам: нет числа и щедротам Божиим в помиловании нас грешных, искренно кающихся. Душевное воскресение несравненно выше, и благотворнее, чем воскресение по телу: здесь воскресает от смерти к жизни вечной безсмертная душа, а не тело тленное.

Востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф.5:14). Воскреснувши, старайся не умирать вновь; цени великий дар Божий, – дар очищения, освящения, оживления, воскресения твоей умершей грехом души, не попирай сокровища благодати и милости Божией, чтобы тебе не умереть во веки. Молитвою и покаянием поддерживай непрестанно общение с благодатию. Одолевай влечения ко греху; грех влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним! (Быт.4:7). Видя вдовицу, зельне плачущу, Господи, якоже тогда умилосердився, сына ея на погребение несома воскресил еси: сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехами умерщвленную мою душу воскреси (АкаФ. Иис., Конд. 2). (Из проп. прот. Иоанна Кронш., часть 2-я, стр. 540).

118. Христианская скорбь об умерших

В чтенном ныне Евангелии мы слышали, братия, весьма трогательную и поучительную повесть. Господь Иисус Христос входил в город Наин. Во вратах города встретило Его самое печальное зрелище: выносили на погребение умершего юношу, единственного сына бедной вдовы. Жестокая, безутешная скорбь бедной матери не могла не привлечь к себе сострадательного взора премилосерного Господа: и видев ю, Господь, милосердова о ней, и рече ей: не плачи (Лк.7:13). Вслед за сим он остановил несших погребальный одр и воззвал всемогущим, божественным гласом: юноше, тебе глаголю, возстани. И седе мертвый, и начать глаголати.

Кому и из нас, братия, не доводилось терпеть самые дорогие утраты и проливать над могилами самые горькие слезы? Кто не провожал ко гробу отца и матерь, сына или дочь, мужа или жену, брата или сестру, друга или благодетеля? В подобных случаях мы не в праве ни ожидать, ни желать, чтобы Господь воскрешал наших умерших, ибо это противоречило бы закону правды Божией, по которому не изъят был от смерти никто из святых, даже сама Матерь Божия. Но для всех подобных случаев нам осталось утешительное слово Спасителя: не плачи.

Почему же не должно скорбеть об умерших? Потому что мы, христиане, аще живем, Господеви живем, аще ли умираем, Господеви умираем; аще живем, аще ли умираем, Господни есмы (Рим.14:8). Ибо почему мы живем? повелением Бога, Который восхотел, чтобы разумные твари наслаждались причастием Его жизни и радости, Его славы и блаженства. Почему умираем? повелением Бога, – Бога правосудного, Который не мог оставить без наказания своевольного преступления вечного закона правды Своей, и наказует его смертию; Который, и наказуя, милует, и поражая, щадит, в самом наказании подавая надежды избавления и спасения смертию Единородного Сына Своего; Который самую смерть обращает в средство избавления от тягостной и прискорбной жизни на земле, проклятой в делах рук человеческих, и от бренной многоболезненной плоти; Который посредством смерти претворяет смертное и бренное естество наше в бессмертное и нетленное, приводит нас к новой, лучшей и вечной жизни. Тут ли скорбеть, когда, таким образом, совершается над умирающим великое таинство правды и милости, когда смерть человека, претворенная крестною смертию за нас Богочеловека, есть уже не казнь, а прехождение от худшего к лучшему, от скорбей и печалей земных к радости и блаженству на небе?

Правда, тягостна разлука с милыми и дорогими нам существами; но мы давно предупреждены на сей случай. Нам давно известно, что всем нам необходимо умереть; что день смерти нашей приходит, когда менее всего ожидаешь его; что умирают не одни престарелые, а и юноши и дети; что время сожительства земного, будь оно велико или мало, равно ничтожно пред ожидающею нас вечностию. Была бы нестерпима для нас сия разлука, если бы нам было вовсе неизвестно, куда отходят от нас умирающие братия наши. Мы знаем, что умирая, они не погибают и не исчезают, но когда тело их возвращается в землю, дух их возвращается к Богу; что в предуставленный Богом день и самые телеса их восстанут, и тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в безсмертие. Нам известно, что умирающие отходят в дом Отца нашего, Иже на небесех, в сообщество ангелов и св. Божиих человеков, где торжествуют со Христом лики всех от века благоугодивших Богу. В этом сопребывании с Господом и состоит истинная жизнь души, любящей Господа.

Справедливо скорбеть о тех грешниках, которые до смерти не успели сотворить плодов достойных покаяния, загладить и искупить, по возможности, согрешений своих делами благочестия. Но несправедливо скорбеть, как не имеющим упования. Для сего то и дано св. Церкви право и власть творить моления за усопших, которые приносят душам их отраду и утешение. Хотя бы и грешен был умерший брат твой, не отчаявайся, возлюбленный, но молись о нем с упованием. Молись о нем вместе с Церковию. Сладчайшим именем Спасителя нашего Иисуса Христа умоляй Отца небесного о прощении его согрешений; ради святейшей жертвы Тела и Крови Сына Божия, приносимой за грехи наши в храме Божием, проси ему милости Божией, оставления грехов и царства небесного.

Молитвы наши будут спасительны душам усопших братий наших, если будем молиться о них с живым упованием на милосердие Божие и на силу крестной смерти Сына Божия, Спасителя мира; с истинною, сердечною, христианскою к ним любовию, с горячим желанием мира, покоя и блаженства душам их. Растворенная братскою любовию молитва особенно приятна пред Спасителем нашим Богом. Пусть душа твоя сольется, так сказать, любовию в один дух с душою умершего брата твоего и будет просить Господа о помиловании. Такое нежное, дружественное, братское расположение душ наших к умершим братиям нашим может ли не быть благоприятно всемилостивому Создателю? (Из проп. Димитрия, архиеп. Херсонск., т. 3-й, стр. 297).

119. Библия – книга Божия

Сpodpisказую вам, братие, благовествование, благовещенное от Мене, яко несть по человеку: ни бо аз от человека приях е, ниже научихся, но явлением Иисус Христовым podpis(Гал.1:11–12).

Что говорит здесь св. ап. Павел о своей проповеди и своих писаниях, то самое должно сказать как об устной проповеди, так и о писаниях всех богодухновенных мужей – св. пророков, евангелистов и апостолов. Не свое, человеческое слово или учение преподают они нам, а живое и действенное слово Господа Вседержителя.

Все книги свящ. Писания, или вся Библия – есть книга Божия.

Книга эта – единственная в мире, по распространению ея между всеми народами, несмотря на преследования ее в некоторых местах, – единственная, по ея увлекающей всех жизненности во вся времена и по ее чудной могущественной силе.

Говорить ли о том, что Библия – единственная не умирающая книга? – Все другие книги кратковременны, – являются и исчезают. Эта – для всех времен. Другие обращаются к ограниченному кругу общества, с известными особенностями, – или к некоторым сословиям, или к занимающимся в известной области науки; эта – говорит всему человечеству. Другие в продолжении веков истощаются, и все, что в них ценно, поглощается веками; эта книга – неистощима. Источник ее так глубок, что чем более мы черпаем из него, тем более находим сокровищ в ее скрытой глубине. Другие книги содержат заблуждения, которые должны быть опровергнуты, и недостатки, которые должны быть дополнены; эта книга – как золото, испытанное огнем. И не только нет в ней никакого заблуждения, но в ней заключается чудная исправляющая сила, могущая бороться со всяким заблуждением, возникающим в истории человечества. И все это потому, что она – книга Божия!

Именно о том, что открыто нам Духом Божиим и что заключается в Писании, от книги Бытия до Апокалипсиса, я хочу говорить теперь, выделяя шесть великих истин, которые, открытые только Библией, сами свидетельствуют о ней как Божией книге.

Первая истина – Бог. Мир в своем невежестве и безумии, в своей греховности, в своей фарисейской добродетели не знает Бога. Природа, когда Богу угодно говорить чрез нее сердцу, открывает бытие, могущество, благость и мудрость Бога, но природа не открывает Бога Самого. Божественное только Писание открывает Бога. Понятие о Боге, какое писание дает нам, так величественно и между тем так пленяет сердце, так возвышенно и вместе с тем так просто, так полно разнообразия и вместе с тем так цельно и согласно, что все те, которые, по милости Божией, учились по Писанию, чувствуют и убеждены, что Бог открыл Себя им.

Бесконечный и непостижимый, пребывающий в свете неприступном, Он между тем снисходит извещать о Себе всех сынов человеческих, не исключая и детей. Вечный и вездесущий, Он всегда живет с нами – во всех родах, поколениях и семьях и с каждою личностию; Единый Святой, так что и самое небо нечисто пред Ним (Иов.15:15), Он вместе с тем Искупитель и Спаситель грешников; Единый Праведный – Оправдатель виновных; страшный в Своем величии и судах Своих, – в то же время нежный и сострадательный, милостивый, снисходительный и долготерпеливый; бесконечно блаженный в Самом Себе и не нуждающийся ни в чем внешнем для Своей жизни и для Своей радости, – и между тем плачущий о Иерусалиме и вздыхающий о Своем грешном народе, протягивающий Свои руки к отвергающему Его народу, а также призывающий небо и землю сочувствовать Ему, все поля и все деревья радоваться с Ним, потому что Он нашел погибшего и оживотворил того, кто был мертв духовно.

Открывая себя и извещая о тайных путях промышления Своего и об особенной близости Своей к каждому верующему, Он заповедует Израилю, чтобы они не делали себе, подобно язычникам, изображений Бога, потому что никогда не видели они никакого образа и подобия Его; но в то же время Он говорит Израилю, что Он имеет глаза, Он видит; Он имеет уши и слышит голоса наших молений – «Жертва Ноя восходит к Нему, и Он обоняет благоухание ее». Он имеет руки, и они протягиваются для спасения погибающего народа, Он сравнивает Себя с отцом, который сожалеет о своих детях; Он сравнивает Себя с матерью, которая не может забыть своего дитяти; Он сравнивает Себя с женихом, который радуется о своей невесте. О, когда Библия дает нам Бога, открывающего Себя, это – не отвлеченность, это – полно жизни, полно любви, это – сила небесная, входящая в самую глубину человеческого сердца. Нет ничего более величественного, и нет ничего более трогательного!..

Никто не может знать Бога, но Бог открывает Себя, как Он желает открывать Себя, – не уму только, но всему человеку. Где ум и воля соединяются, в их средоточии – в сердце, там Господь извещает о Себе чрез писание. Безумец сказал в своем сердце: нет Бога (Пс.13:1), и – только безумный способен думать, что он может познать Бога. Чада Божии «сердцем веруют» (Рим.10:10), что открывает им Господь.

Перейдем к человеку, по Библии. – Мы только из писания знаем, что мир был создан Богом. Мудрейшие греки и римляне не знали этого. Самые лучшие философы древности думали, что материя существует от вечности. Только Библия провозгласила: «в начале Бог сотворил небо и землю!» Это изречение отделяет писание от всей человеческой мудрости и от всех человеческих произведений. Затем, только писание открывает тайну величия премудрости и любви Божией в учении о происхождении человека – о «сотворении его по образу Божию». Только Писание открывает тайну явления зла в жизни человека; при этом, говоря о падении человека, оно не унижает его, и, раскрывая пред ним бедствия жизни, не в мрак отчаяния приводит его, а к свету надежды на возвращение блаженства.

Ученые, много рассуждающие о первобытных людях, ничего не говорят нам о том, каков должен быть будущий человек. А писание открывает нам, каковы будут «вторые Адамы» или новое человечество, когда, именно, «явится Христос и когда с Ним явлены будут во славе те, которые Христовы, – когда они носившие здесь образ земного Адама, будут носить образ Адама небесного» (1Кор.15:20). И совершится это не чрез какое-нибудь развитие, но чрез обновление Духа Святого и чрез воскресение Сыном Божиим, победившим смерть и воскресшим из мертвых. – Только Писание открывает нам человека и величие его.

Третье, что открывает только Библия, это – милость Божия. Мир не знает этой милости. Это – не жалость или сожаление, и не снисхождение или облегчение вины, равно и не долготерпение. Милость Божия есть такое же бесконечное свойство Бога, как Его сила и как Его мудрость. Она открывается в Библии как «оправдание» искупительною жертвою Сына Божия – Спасителя. И чрез все писание проходит златая нить этой милости, сплетенная с багряною нитью искупления, открывая падшему человеку оправдание, сходящее с неба. Великое различие Библии от священных книг всех религий мира состоит в том, что, по указанию последних, человек только сам делает себя достойным Божества, а Библия объявляет нам, что мы и начинаем совершенствоваться только с верою в «оправдание», и что одежда, в которой мы достойно можем явиться пред Богом, посылается нам любовию Бога Отца, по заслугам искупительной смерти Сына Его, Спасителя нашего Иисуса Христа.

Перехожу к четвертой истине – воплощению. Некоторые говорили, будто индусы и буддисты имеют то же понятие о воплощении. Весьма немного слов требуется, чтобы окончательно уничтожить это предположение. В индусских религиозных книгах мы читаем о богах, принимающих разнообразные и притом уродливые внешние виды для частной цели, наградить например, любимца своего или наказать противника и даже отмстить. Эти грубые вымыслы не имеют ни малейшего сходства с библейским воплощением. Притом буддизм и не может учить воплощению, потому что он есть собственно безбожие, как не признающее личного Бога; а те будды, которые появляются время от времени, просто люди своей мудрости и своей добродетели, которые, проучив несколько лет, по их же выражению, обращаются в небытие, что почитают они высшим блаженством. Но что открывается нам в писании? Слово стало плотию и пребывало среди нас, Бог явился во плоти, Сын Божий взял на Себя нашу природу, был рожден от Пресвятой Девы, – Вечный явился во времени, Бесконечный облек Себя человеческим естеством, Сын Божий стал истинным человеком – Эммануилом, соединившим два естества – Божеское и человеческое в одном лице, и – Он будет таким во веки веков!.. И как непреложно истинно, что Сын Божий жил на земле и умер на кресте, так несомненно и то, что Сын человеческий сидит теперь одесную Отца, – прославленный Спаситель стал Ходатаем, Посредником между Богом и человечеством.

О, какое это поразительное откровение! И в Писании все это утверждается не только в Евангелиях и посланиях, но с самого начала книги Бытия, и чрез весь ветхий завет проходит возвещение о сем и указывается приготовление к сему великому делу Божия домостроительства спасения людей. Для указания единства откровения о сем ветхого и нового заветов довольно напомнить чудное видение Исаии, когда, по толкованию Иоанна Богослова, в таинственном образе Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, показана была ему слава Христа (Ис.6:1–10; Ин.12:37–41).

Перехожу к следующей истине. – В настоящее время многие постоянно говорят о нравственности. Они не нуждаются в догматах, им нужна «нравственность». Нравственность есть то, что сделалось привычкою, или, другими словами, высшее понятие, которое человек имеет о честности, характере и поведении. Это очень хорошо, это очень благородно, это очень велико; но все-таки это не возвышается над уровнем человечества, как плод естественного языческого философского мышления. Не так в Библии. Один древний еврейский учитель высказал следующее замечание: «есть несколько сотен предписаний, есть несколько сотен запрещений в писании, но все эти сотни могут быть сведены к десяти, – к десяти словам, высказанным Богом; и эти десять слов могут быть сведены к двум – любовь к Богу, и, в Боге, любовь к вашему ближнему; и эти два могут быть сведены к одному, «праведные будут жить верою» (Аввак.2:4). Этот учитель был «не далек от царствия Божия».

Библия не говорит о нравственности, но Библия говорит: «Енох ходил пред Богом»; Бог явился Аврааму и сказал: «Я твой Бог, ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.5:24; 17, 1). И что такое десять заповедей? Они не основаны на отвлеченной истине, – на том, что греки называют добром, истиной, красотой. – «Изрек Бог слова сии, говоря: Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». И в каждой из первых пяти заповедей сказано «Господь Бог твой».

Библия входит во все подробности человеческой жизни. Библия входит в малейшие частности нашего поведения и наших обстоятельств, но на каждой из библейских заповедей написано: «Я Господь!» И все обобщается заповедию: «освящайте себя и будьте святы, ибо свят Я, Господь Бог ваш!» (Лев.20:7,19). И Иисус Христос в нагорной беседе, учение о жизни последователей Своих являет несравненно высшим всякого человеческого нравственного учения, объявляя праведность (Мф.5:20) как исполнение заповеди о постоянном совершенствовании: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный!» (Мф.5:48).

В прощальной же беседе Своей Спаситель изрек еще более высокое: «пребудете во Мне и Я в вас, ибо без Меня не можете делать ничего; кто не пребудет во Мне, извергнется вон; если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут; пребудьте в любви Моей! Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна» (Ин.15:4–11). И – верные Христу ученики открыто свидетельствуют о себе словами: «для меня жизнь – Христос» (Флп.1:21). – Христос – источник моей жизни, – цель моей жизни, – радость моей жизни, – более того, – сама жизнь, как общение мое с Богом!.. Мудрость наша возглашает: «я человек», и – все человеческое возбуждает мое участие! Библия же открывает нам, что мы должны быть чадами Божиими (1Ин. 3 гл).

Наконец, Библия дарует нам откровение о царстве Божием. Под этим царством не разумейте отвлеченные какие-либо начала. Царство Божие есть царство воплотившегося Сына Божия, Иисуса Христа, – благодатное или церковь, и царство славы, когда «положит Он всех врагов под ноги Свои, – сокрушит главу древнего змия и сотворит новое небо и новую землю» для вечного блаженства спасенного человечества. И это откровение о Спасителе и царстве Его проходит чрез всю Библию, начиная с первых глав книги Бытия и кончая последними главами Апокалипсиса.

Все это, что дает нам Библия, никогда не мог открыть или придумать ни один человеческий ум. Только Сам Дух Святой мог даровать нам такое откровение.

В заключение всего я должен сказать, братия, что Библия, от начала до конца, на каждой странице возвещает славу Бога. – «Он Первый и Он – Последний, Он – Начало и Он – Конец! – Слава в вышних Богу! – Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь!» (Сост. по проп. Димитрия, архиеп. херсонск. и др. источ.).

120. Слово в неделю 20-ю по Пятидесятнице, Евсевия, Архиеп. Могилевского

Сpodpisказую вам, братия, благовествование благовещенное от Мене, яко несть по человеку; ни бо аз от человека приях е, ниже научихся, но явлением Иисус Христовым podpis(Гал.1:11. 12).

«Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа».

Это написал апостол Павел в послании к галатам, защищая свое апостольское достоинство от нареканий, возбужденных его противниками, лжеучителями, которые, чтобы уронить Павла во мнении галатов, обращенных Павлом к вере в Иисуса Христа, распускали молву, будто он не истинный апостол, потому что он не слушал Иисуса Христа вместе с другими избранными учениками Его, а узнал учение Иисуса Христа от других учеников или апостолов Христовых, и будто потому его учение не заслуживает доверия, как и сам он не заслуживает доверия, как и сам он не заслуживает названия истинного апостола. Опровергая эту клевету, св. Павел утверждает, что он научен истинам Евангельским не от людей, а от Самого Иисуса Христа.

В самых первых словах послания к галатам св. Павел доказывает ту же истину, говоря: «Павел апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых» (Гал.1:1). Чудесное явление Господа Иисуса Павлу и призвание его к апостольскому служению подробно описал апостол Лука в книге Деяний Апостольских (Деян.9:3–18).

О неизменной истине своего апостольского учения апостол Павел пред галатами свидетельствует так: аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал.1:8). Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема».

Так апостол доказывал важность своего апостольского учения, показывая, что оно есть учение Самого Иисуса Христа, или, что оно есть учение Божественное, и потому истинное и неизменное. Писал это Павел для того, чтобы предохранить галатов от вредного влияния на них помянутых лжеучителей, и утвердить их в преданности истинному евангельскому учению, которое галаты приняли от него, апостола языков.

А мы, братия, внимая апостольскому учению, помыслим о том, как нам должно читать или слушать священное Писание, чтобы чрез чтение или слушание слова Божия получать истинный плод, ко спасению душ своих.

Как апостол Павел, охраняя галатов от вредного влияния лжеучителей, внушал им, что евангельское учение не есть человеческое, а учение, полученное чрез откровение Иисуса Христа, и есть учение Божественное, неизменное и незаменимое: так и мы, приступая к чтению или слушанию священного Писания, должны помышлять, что это не человеческое учение, что это слово Божие, которое постоянно и неизменно. Господь говорит: дондеже прейдет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дóндеже вся будут (Мф.5:18). Еще говорит Господь: глаголы, яже Аз глаголах вам Дух суть и живот суть (Ин.6:63). Апостол учит: всяко писание Богодухновенно есть (2Тим.3:16); другой апостол пишет: Сие прежде ведуще, яко всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает (зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самим собою). Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы (2Петр.1:20,21). И еще апостол Павел пишет: мы же не духа мира сего прияхом, но Духа Иже от Бога, да вемы, якоже от Бога дарованная нам; яже и глаголем не в наученых человеческия премудрости словесех, но в наученых Духа Святаго, духовная духовными сразсуждающе (1Кор.2:12. 13).

Так и Сам Иисус Христос и апостолы свидетельствуют о Божественном достоинстве священного Писания, о том, что оно написано Духом Божиим; что предлагаемое в нем учение неизменно, и есть слово Божие живое и действенное (Евр.4:12), и спасительное для всех верующих и соблюдающих его. Поэтому, каждый раз, как хотим читать или слушать священное Писание, мы должны собираться в себя и питать в себе благоговение и молитву к Богу, и просить Бога, чтобы Он даровал нам Духа Своего, к уразумению того, чему научает Дух Божий в священном Писании. Душевен же человек, учит апостол, не приемлет, яже Духа Божия; юродство бо ему есть, и не может разумети, зане духовне востязуется (1Кор.2:14). «Душевный человек», то есть такой человек, который не имеет в себе Духа Христова; который и мыслит и действует по понятиям своего естественного разума, непросвещенного верою в Иисуса Христа. Такой человек «не принимает того, что от Духа Божия (не понимает и не верует), потому что он почитает сие безумием; и не может разуметь (своим естественным смыслом), потому что о сем надобно судить духовно» (при помощи Духа Божия, просвещающего нас к уразумению таин спасения).

При этом надобно удаляться от грехов, явных и тайных; надобно питать в душе чистые мысли, благочестивые чувствования и желания, чтобы таким образом приготовлять себя к принятию Святого Духа. Необходимо питать в душе чувство смирения и преданности Господу, чтобы с детскою верою принимать учение слова Божия, а не умничать и не пытаться постигнуть те глубины таин Божиих, которые от нас сокрыты. Премудрый дает такие наставления: Мудрствуйте о Господе в благостыню, и в простоте сердца взыщите Его; яко обретается не искушающим Его, является же не неверущим Ему. Строптивая бо помышления отлучают от Бога; искушаемая сила обличает безумных. Яко в злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху (Прем.1:1–4). Премудрый сын Сирахов учит: «Елико велик еси, толико смиряйся, и пред Господем обрящеши благодать. Мнози суть высоцы и славни; но кротким открываются тайны. Вышших себе не ищи, и креплших себе не испытуй. Яже ти повелена, сия разумевай, несть бо ти потреба тайных. Многи прельсти мнение их, и мнение лукавно погуби мысль их» (Сир.3:18–25). Иисус Христос, прославляя Бога Отца, говорит: исповедаютися (славлю Тебя), Отче Господи небесе и земли яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем (Мф.11:25). Так, братия, и мы должны всегда хранить чистыми от грехов души и тела, чтобы Дух Святой осенял нас и даровал нам благодать разумения; должны слушать и читать слово Божие с глубоким смирением, с детскою простотою и несомненною верою, внимая священному Писанию, как истинному слову Божию, или глаголам Господа Иисуса Христа и Святого Духа.

Читая или слушая священное Писание, старайся понимать его так, как понимает и изъясняет его святая православная Церковь, или как разумели и раскрыли его святые отцы и учители вселенской Церкви. Читая священное Писание, при свете веры, многое для тебя будет понятно; а чего не понимаешь, того не берись изъяснять, если к этому не приготовлен, но ищи разрешения своих недоумений у пастыря или учителя Церкви. Иисус Христос избранных Своих, которых наименовал апостолами (Лк.6:13), преимущественно пред другими научал тайнам царствия, объяснял им Писания, сообщил им дар разумети Писания (Лк.24:25), и послал их возвещать Евангелие по всей вселенной: так и ныне предназначаемые к прохождению пастырского служения особенно приготовляются к уразумению св. Писания и таин спасения, и, по установлению Самого Господа, принимают особую благодать, в таинстве священства, сообщающую им право и силы к прохождению сего высокого и многотрудного служения. Так, читая или слушая слово Божие, принимайте учение с благоговейною верою; а встречая недоумения, будьте осторожны: не решайте недоумений сами собою, как вам кажется, чтобы не согрешить против истины, и тем не оскорбить Святого Духа, действующего чрез слово Божие; а просите разрешения у своих пастырей, и принимайте их слова с доверием, как слова Церкви, потому что они будут говорить вам не по своему мнению, а так, как учит вселенская Церковь, как учили святые отцы и учители православной Церкви, или как определили святые православные соборы.

При этом надобно, братия, наблюдать и следующее правило, – чтобы, читая или слушая священное Писание, не питать в душе желания все понять, что читаешь или что слышишь, и также не питать стремления разрешать все недоумения, какие возникают в вашей душе, при чтении или слушании слова Божия. Надобно прежде всего заботиться о том, что необходимо для нашего спасения, по заповеди Господней: ищите прежде царствия Божия и правды Его (Мф.6:33). Затем познавайте и все, что доступно нашему разумению, при руководстве святой Церкви, и служит к усовершенствованию нас в вере, надежде и любви к Богу, и к прославлению Его всесвятого имени. Всегда помните, что в священном Писании предложено учение, открытое Духом Божиим, а Дух вся испытует, и глубины Божия, – и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1Кор.2:10,11). Поэтому в св. Писании много таких истин, которых разум человеческий сам собою не может постигнуть, и может понять только в той мере, как будет ему открывать Дух Божий, испытующий и глубины Божия. Помня это, поступай по наставлению Премудраго: «вышших себе не ищи, и креплших себе не испытуй; яже ти повелена, сия разумевай, несть бо ти потреба тайных» (Сир.3:21,22). И познавая доступное для твоего разумения, а более для твоей смиренной веры, познавая необходимое для твоего спасения, принимай это с благоговением, и благодари Господа Бога, открывшего тебе путь спасения и призывающаго ко спасению.

И каждый раз, как читаем или слушаем священное Писание, всегда надобно нам питать в своей душе искреннее желание и твердую решимость, усовершаясь в познании спасительного учения, вместе усовершаться и в христианских добродетелях, стараясь всеми силами исполнять заповеди Божии. Слышишь или читаешь о величии Бога Вседержителя, о Его всемогуществе, премудрости, благости и других беспредельных Его совершенствах, также о Его великих и неизобразимых делах, о творении мира, о управлении миром, о Его особенном промышлении о человеке, – благоговей и прославляй великого и беспредельного в Своем величии Бога, Творца, Промыслителя всего мира и Спасителя рода человеческого. Слышишь глас Господа Иисуса, призывающий на путь спасения, или заповедующий соблюдать ту или другую заповедь: возгревай твою ревность к исполнению заповедей Христовых. С таким расположением и с такою ревностию к усовершению себя в познании Бога и совершенств Его, в любви к Нему и в исполнении заповедей Его должно всегда слушать и читать священное Писание, и, соблюдая это правило, вы каждый раз будете получать плод назидания ко спасению.

Братия! Слушайте и, кто может, читайте священное Писание усердно и с благоговением, и смиренно повинуйтесь наставлениям Духа Божия, в нем говорящего. Просвещайтесь им, как духовным светом; питайте им сердца ваши, как небесною манною; последуйте ему, как светильнику, сияющему в этом темном месте нашего земного странствования. Господь сказал: блажени слышащии слово Божие, и хранящии е (Лк.11:28). Так слушая слово Божие и повинуясь ему, и вы блаженны; потому что, последуя учению слова Божия, идете путем спасения и, по окончании земной жизни, надеетесь, по обетованию Господа, наследовать жизнь вечную. Господь говорит: Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего, и веруяй Пославшему Мя, имать живот вечный; и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот (Ин.5:24). Аще кто Мне служит, Мне да последует; и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет; и аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой (Ин.12:26). Аминь. («Пропов.», часть 1-я, стр. 438).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Комментарии для сайта Cackle