Источник

Пятидесятница

36. Сошествие Св. Духа на апостолов

Семь недель прошло со времени той Пасхи, которая ознаменовалась страшным смятением по случаю распятия Иисуса Христа. Враги Его ликовали, полагая, что это неприятное для них дело потушено навсегда, и с усыпленною совестью готовились к новому великому празднику – Пятидесятнице, совершавшейся в воспоминание о даровании Синайского закона. Иудеи проводили ночь на этот праздник в священных песнопениях и в чтении священных книг, повествовавших о даровании Синайского закона. Для апостолов и учеников Христовых эта ночь была временем перехода от закона к благодати, и они, пребывая в молитве, просили вознесшегося Учителя о ниспослании Св. Духа, Который дал бы им новый закон благодати для возвещения его всему миру.

В такой молитве прошла вся ночь и наступило утро. Было около трех часов – по теперешнему около девяти часов утра, и когда они молились, внезапно сделался необыкновенный шум с неба, как бы от несущегося бурного ветра; дом, где они находились, потрясся до основ, как бы от землетрясения. Не успели они оправиться, как последовало новое явление: как бы пламя огненное осветило дом, и разделяющиеся языки его почили по одному на каждом из них. При первых вопросах удивления, с которыми они обращались друг к другу, они увидели, что говорят на разных, дотоле неведомых им языках, и внутри себя чувствовали приток новых могучих сил. Они почувствовали себя как бы вновь рожденными. Мысли возвышенные и глубокие зароились в их умах, и вера, горячая, как пламя запылала в их сердцах. Мгновенно воспомянулось им все учение, которое они некогда слышали от Учителя, и каждое слово этого учения требовало открытого всенародного исповедания. Они поняли, что «исполнились Духа Святаго, и Дух давал им провещавать», – исповедать Христа и проповедовать Его слово.

Между тем и народ, пораженный происшедшими необычайными явлениями, пришел в смятение и устремился к дому, в котором находились богопросвещенные апостолы. Они вышли к народу и начали свою вдохновенную речь. Безмолвно внимали несметные толпы народа дивным речам, они чувствовали только, что эти речи жгут сердца их и к большему своему изумлению заметили, что все они теперь слышат каждый свой язык и от кого же? – от этих невежественных галилеян, одно имя которых звучало презрением! Все обращались друг к другу за разъяснением непонятного явления. «Сии говорящии не все ли галилеяне?» – удивленно спрашивали в народе друг друга. «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?»

Учение Христово должно было проповедаться всем народам земли, а между тем их разделяла преграда в виде разности языков и наречий. Дар языков устранял эту преграду, и слово Христово могло свободно распространяться по всему миру. Среди народа нашлись и такие безумцы, которые насмехаясь, говорили об апостолах, что они напились сладкого вина. Так кощунственное легкомыслие всегда посмеивается над святым вдохновением! Великому делу Божию грозило общее посмеяние.

Тогда из среды апостолов выступил ап. Петр и с такими словами обратился к волновавшейся толпе: «Мужи иудейские и все обитающие в Иерусалиме! да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Господь, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать. Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа засвидетельствованного вам от Бога знамениями и чудесами, которые Бог сотворил чрез Него среди вас, как и сами знаете, Сего вы сами, пригвоздив руками беззаконных, убили... Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти... Сему мы все свидетели. И так Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Св. Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите... Итак, твердо знай весь дом Израилев, что Бог сделал Господом Христом того Иисуса, Которого вы распяли».

Выслушав такую речь ап. Петра, многие бросились к нему и другим апостолам восклицая: «Что нам делать, мужи и братия? Петр же сказал им: покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Св. Духа». В тот день крестилось около трех тысяч человек. И это горчичное зерно Евангелия, малейшее из всех зерен, возросло в великое древо – Христианскую Церковь, которая обнимает собою все лучшее человечество, призывая к себе и тех, которые еще по неведению или злобному упорству уклоняются от ее материнских объятий и не находятся в единоспасающем лоне.

Она есть тот всемирный храм, в котором пребывает всеживотворящий и всенаполняющий Св. Дух, – это Сокровище всякого блага, это – Источник жизни, вне которого царствует смерть или прозябает лишь призрачная жизнь. Насколько же велико ослепление тех, которые в наше время, уже будучи приняты св. Церковию в свое спасающее лоно, с дерзкою самонадеянностию оставляют ее и думают найти жизнь в темных трущобах различных ересей и раскола. («Церк. Вестник», 1893 г.).

37. Праздник Святой Троицы

Пред Своими страданиями Господь наш Иисус Христос, утешая скорбевших о предстоящей с Учителем разлуке апостолов, обещал им ниспослать Утешителя Святого Духа, Который пребудет с ними во веки. На десятый день по вознесении на небо Господь исполнил это Свое обещание.

Когда все апостолы и ученики Христовы были вместе, в этот день утром внезапно поднялся шум, как бы от несущегося ветра, и наполнил весь дом. Тогда сошел на апостолов Святой Дух в виде огненных языков; апостолы тотчас же заговорили на разных языках, которых прежде не знали. День, в который случилось это чудесное событие, по церковному называется Пятидесятницею, потому что сошествие Святого Духа совершилось на пятидесятый день по воскресении Спасителя, в тот самый день, в который евреи праздновали тогда ветхозаветную пятидесятницу. В народе же этот праздник называется Троицыным днем; это потому, что чрез сошествие Святого Духа людям ясно открылись все три лица Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Бог Отец послал Сына Своего на землю для спасения человеческого рода; Сын Божий, Иисус Христос, Своими страданиями искупил людей от греха, проклятия и смерти; Дух Святой снизошел на землю, чтобы Своею всесильною и животворящею благодатию помогать человеку в достижении вечного блаженства чрез исполнение евангельских заповедей.

Апостолы и другие ученики Христовы, собравшиеся вместе и восприявшие на себя дары Святого Духа, образовали собою первую общину верующих во Христа, первую Церковь. Своим сошествием Святой Дух освятил и утвердил ее, излил на нее благодатные дары и торжественно посвятил апостолов на служение Церкви Божией. Так установилась Церковь Христова на земле для спасения всех людей, для усвоения ими искупительных заслуг Спасителя. Огненные языки, которые почили на каждом из апостолов, изображали силу апостольской проповеди. Разделение языков означало то, что апостолы должны были разойтись по всему миру для проповеди Евангелия всем народам. С этого времени апостолы соделались сосудами благодати Святого Духа. Все, что они делали, говорили, писали для просвещения, освящения и спасения людей, во всем поступали по внушению Святого Духа. С того времени Дух Святой не оставлял апостолов и установленную ими Церковь Христову на земле. Апостолы передали свою власть служения Церкви Христовой своим преемникам пастырям, а вместе с властию передали им и благодатные дары Святого Духа для научения и освящения людей. Таким образом Дух Святой всегда пребывал и будет пребывать до скончания века в Церкви Христовой, Своими благодатными дарами освящая ее, сохраняя от козней диавола, содействуя ее преуспеянию и распространению.

Истинной Церкви Христовой принадлежит непреложное обетование Спасителя: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ю. Сколько было дерзких нападений, жестоких гонений на Церковь Христову со стороны ее врагов, и однако же всякий раз нападавшие на нее враги погибали, а она возвышалась и с каждою победою становилась все сильнее, неодолимее. Когда гонения от язычников прекратились, сатана придумал новое, хитрое средство вредить христианству поселением внутри его раздоров, или так называемых ересей. Восстали лжехристы и лжепророки, появились дерзкие богохульники и лжеучители, которые к высочайшему учению Христову стали примешивать свои злые мнения. Своими нелепыми прибавками они старались искажать святую веру Христову. Сколько и доныне среди самого православного христианства существует волков в овечьих одеждах, которые всяким ветром ложного, бесовского учения колеблют православную веру и Церковь, как корабль на бурном море. Кто, как не враги Церкви, эти закоренелые раскольники, которые слишком двести лет терзают нашу Церковь православную своими злейшими хулами. Но и помимо их, сколько ныне расплодилось новых самозванных благовестников, лжепророков и лжеапостолов, которые в иных местах успешно совращают простых людей с пути святого Православия. Сколько разных сумасбродов, которые выдают себя за посланников свыше и сообщают какие-то новые откровения!

Все такие лжеучители работают врагу нашего спасения, желающему так или иначе уничтожить на земле святую веру и святую Церковь православную. Но нам, истинным чадам Христовой Церкви, при всяком соблазне нужно помнить, что вне Церкви не может быть благодатного освящения и спасения. «Не нужно у других искать истину», говорит святой Ириней Лионский, «ее легко можно заимствовать от Церкви; ибо в нее, как в богатую сокровищницу, апостолы положили все, что принадлежит истине. Кто чуждается Христовой Церкви, тот чуждается Самого Христа, не может получить спасения, хотя бы он проводил жизнь добродетельную. Да и как может приносить плоды ветка, отрезанная от лозы виноградной? Аз есмь лоза, сказал Спаситель, вы же рождие.

Господь поручил Церкви дело нашего спасения, и потому всякое самочиние в сем деле ведет прямо к погибели. «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец», говорил знаменитый святитель, святой Киприан. («Воскр. день», 1888 г.).

38. О Троице Лиц во едином Боге

Ныне празднуем мы в честь и славу Пресвятой, Единосущной, Живоначальной и Нераздельной Троицы: о чем же приличней потому и беседовать ныне, как не о тех же Лицах, в честь Которых совершается празднество?

Слово Божие открывает, что Бог есть Един во всей силе сего слова, что однако же Сей Единый, по существу Своему Бог состоит из Трех Лиц. Ибо Тот же Самый, Который в Синае являлся Единым и вещал чрез Моисея: Слыши, Израилю, Господь Бог твой, Господь Един есть! (Втор.6:4), Тот же Самый на Иордане открылся в трех видах и потом чрез Евангелиста Своего провозгласил: три суть свидетельствующии на небеси: Отец, Слово и Святый Дух и сии три едино суть (1Ин.5:7). И Сам Сын Божий, посылая апостолов для обращения всего мира из тьмы к свету, повелел им крестить все народы во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Посему, в Едином Боге мы исповедуем Трех – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Бог Отец именуется так потому, что Он, будучи источным началом всего Божества, предвечно родил Сына и предвечно же произвел из Себя Пресвятого Духа. Бог Сын именуется так потому, что Он рожден от вечности Отцом из собственного Его Существа, а во времени Он же, как человек, благоволил родиться от Пресвятой Девы Марии. Бог Дух Святой именуется так потому, что Он предвечно исходит от Отца и Сам одушевлял все сущее, особенно духи и души разумные. Чем отличаются между Собою Лица Божества, явствует уже из самого названия их. Бог Отец, по учению Св. Писания, служит началом Сына и Духа, Сам Сый безначален и безвиновен; Бог Сын рождается, но не рождает и не производит Духа; Бог Дух Святой исходит от Отца, но не рождается, и Сам не рождает и не производит. Отчество, сыновство и происхождение, вот три отличительные свойства Лиц Божественных! Отличаясь таким образом друг от друга, сии три Лица составляют единого и того же Бога: Отец есть Бог, Сын есть Бог и Дух Святой есть Бог: но не три Бога, а едино Божество.

Учение о Св. Троице составляет сущность всей нашей веры, основание всех добродетелей, источник нашей радости.

Веруя в Отца, Сына и Святого Духа, мы, как христиане, отличаемся от язычников, иудеев и магометан.

Учение о Св. Троице составляет краткое содержание всей нашей веры.

Словами: верую во имя Отца, и Сына, и Святого Духа – выражается в краткой форме вся христианская вера. И мы должны веровать во Св. Троицу, потому что Иисус Христос сказал: «шедше научите все языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Св. Духа» (Мф.28:19). Следовательно, Сын и Дух Святой есть так же Бог, как и Бог Отец и эта вера проникает и запечатлевает всю нашу религиозную жизнь.

Единственное основание истинно-христианских добродетелей. Христианин избегает зла и делает добро из любви к небесному Отцу, из благодарности к Сыну и из благоговения к Святому Духу. Он стремится к добродетели, потому что Отец хочет добра, Сын умер за грехи, и Святой Дух обитает с Своею благодатию только в добрых душах.

Величайшая для нас радость и утешение, что любящий Бог печется о нас, и этот Бог – наш Отец.

Наша радость и утешение, что Иисус Христос принес нам с неба полную истину, что Он приобрел нам право на усыновление Божие.

Наше утешение и радость, что Дух Святой управляет Церковию Божиею, охраняет ее от заблуждений, просвещает всякого человека, согревает, укрепляет и живит.

Братия! Велико счастье наше, что мы, христиане, веруем в Триединого Бога. Но нашу веру мы должны свидетельствовать делами, дабы Святое Имя Божие не хулилось нашею жизнью среди иноверных.

39. Слово в неделю Пятидесятницы о Пресвятой Троице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Спаситель наш, Господь Иисус Христос, разлучаясь с Учениками Своими пред вольным Своим страданием, обещал послать им, вместо Себя, другого Утешителя, Святого Духа. Аз умолю Отца, говорит Он им, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами вовек, Дух истины (Ин.14:16–17). И после воскресения Своего, явившись апостолам, повелел им не отлучаться от Иерусалима, но ждать обетованного Утешителя. Се, говорил Он, Аз послю обетование Отца Моего на вы; вы же седите во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетися силою свыше (Лк.24:49). И вот ныне исполняет Господь Свое божественное обещание. В пятидесятый день по воскресении Своем, и в десятый по вознесении на небо, Он посылает от Безначального Своего Отца Божественного Духа, Который, снисшед на апостолов в виде огненных языков, излил на них Свои божественные дары и исполнил премудрости и силы сих богоизбранных свидетелей воскресения Христова и всемирных проповедников Евангелия. Утешитель, Святой и Животворящий Дух, Своим дивным явлением и раздаянием божественных даров, ясно открыл Свое божество и показал тайну Святыя Единосущныя и Нераздельныя Троицы. Ибо Бог Отец послал в мир Сына Своего, а Сын Божий, Иисус Христос, послал от Отца Божественнаго Духа. И вот почему св. Церковь призывает ныне нас, братия, на поклонение Святой Троице. Приидите, людие, Триипостасному божеству поклонимся (слав. стих. на Госп. воззв.), поет она. Вот почему имеем мы священный обычай именовать настоящий праздник Пятидесятницы днем Святой Троицы.

Совершая убо ныне светлое торжество во славу Святыя Жиначальныя Троицы, послушаем, братия, как св. Церковь учит нас исповедовать Пресвятую Троицу.

Единаго Тя в триех Лицах Бога всех пою, Отца и Сына и Духа Святаго (велик. кан. троич.). Так св. Церковь богомудрствует о таинстве Пресвятой Троицы и излагает нам величайший и непостижимый догмат святой нашей веры, последуя божественному изречению Спасителя, сказанному по воскресении Его апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19), и богодухновенным словам апостола и евангелиста Иоанна Богослова: трие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Святый Дух; и сии три едино суть (1Ин.5:7).

Единаго Тя Бога пою. Итак Бог наш есть един. Как един? Существом. Ибо един есть Бог, по существу Своему безначальный, вечный, вездесущий, всеведущий, всеблагий, всесовершенный, Творец Вседержитель, Господь и Владыка всех тварей. И мы, как христиане, последующие божественному откровению и руководствуемые учением св. Церкви, веруем во единаго Бога, и никакого иного бога, кроме единого истинного Бога, не знаем.

Единаго Тя в триех Лицах Бога пою, Отца и Сына и Духа Святаго. Итак, Бог наш есть троичен. Как троичен? В Лицах или ипостасях. Ибо во едином Божестве три божественные Лица, Отец, Сын и Святой Дух, Святая Троица. Так мы веруем, по учению св. Церкви, в Бога Отца, в Сына Божия и в Духа Святого. Первое Лицо Святыя Троицы есть Бог Отец, Который ни от кого не раждается и не исходит; второе Лицо Святыя Троицы есть Сын Божий, Который превечно раждается от Отца; третие Лицо Святыя Троицы есть Святый Дух, Который превечно исходит также от Отца. О Боге Отце Сам Иисус Христос засвидетельствовал, что Он есть начало и Владыка всяческих. Исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли (Мф.11:25). О превечном рождении Сына Божия от Отца говорит Сам Сын Божий в псалме Давидовом: Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя (Пс.2:7). Вечное исхождение Святого Духа от Отца открыл нам Спаситель в Своей последней беседе с учениками Своими. Егда, говорит, приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца. Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин.15:26). Святая Православная Церковь так изъясняет нам троичность Лиц во едином Божестве и непостижимое их одного к другому отношение. «Святым Духом, богословие, Единица Трисвятая, Отец бо безначален, от Него же родися Сын безлетно, и Дух сопрестолен, сообразен, от Отца спросиявший» (3 антиф. 8 гл.). Итак «единоначальствующее Божество трисияет» (2 антиф. 8 гл.), единый Бог есть триипостасный, Отец, Сын и Св. Дух.

Посему все три Лица Пресвятой Троицы имеют одно божественное существо. «Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе, едино Божество» (молит. 3 часа), молится Церковь. Таким образом, Отец есть Бог, Сын есть Бог и Дух Святый есть Бог; однако не три Бога, а един Бог, триипостасное Божество, Святая Троица. Посему мы взываем к Святой Троице, как к единому Богу. «Пресвятая Троице, помилуй нас». «Троице Святая, спаси души наша». «Троице Святая, слава Тебе».

Все три Лица Пресвятыя Троицы по существу Своему едины и нераздельны, хотя ипостасно раздельны. Отец не есть Сын, ни Св. Дух; Сын не есть Отец, ни Св. Дух; Дух Святой не есть Отец, ни Сын; однакоже, по существу, Отец есть едино с Сыном и Св. Духом. Сын – едино с Отцом и Св. Духом, Дух Святой – едино с Отцем и Сыном, «Троица есмь проста, нераздельна, раздельна личне, и единица есмь естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух» (слав. 5 песн. велик. кан.), говорит Сам Триипостасный Бог во гласе Церкви. «Единица есть Троица, естеством, но не Лицы» (3 антиф. 1 гл.). Посему Святая Церковь именует Троицу «единосущною и нераздельною».

Все три Лица Пресвятой Троицы по бытию Своему одинаково вечны. Отец не прежде Сына и Св. Духа, и Сын и Св. Дух не после Отца, но как вечен Отец, так вечен Сын, так вечен и Св. Дух. Посему св. Церковь именует Отца «безначальным», Сына – «собезначальным», и Духа Святого – «соприсносущным».

Все три Лица Пресвятой Троицы равны по силе, власти и господству. Нет между Ними ни большего, ни меньшего, но каков Отец, таков Сын, таков и Св. Дух. Посему св. Церковь величает Троицу «равносильною и равночестною».

Всем трем Лицам Пресвятой Троицы подобает одинаковая слава, честь и поклонение. Так св. Церковь поет «Святому Духу честь и слава, якоже Отцу достоин, и Сынови подобает приносити» (3 антиф. 1 гл.). «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу» (песн. на лит.).

Что касается действий Божественных, то хотя все оные совершает Святая Троица, однако главнейшие действия преимущественно принадлежат каждому Лицу особо, не без соучастия также и других Лиц. Так Богу Отцу приписывается творение и промышление, Сыну Божию – искупление, а Духу Святому оживотворение тварей. Отец сотворил мир силою Сына и содействием Святого Духа; Сын Божий искупил мир по воле Отца благодатию Св. Духа; Дух Святой обновляет и освящает мир, будучи послан от Отца по ходатайству Сына.

Таков есть великий, чудный и непостижимый Бог Христианский. Воистину кто Бог, разве Господа; или кто Бог, разве Бога нашего (Пс.17:32).

Братия! Веруйте во единого Бога, Отца и Сына и Святаго Духа! Превозносите трисвятое, трисиятельное и триипостасное Божество! Поклоняйтесь Живоначальной, Всемогущей и Пребожественной Троице! «Та бо нас спасла есть». Аминь. (Из кн. «Сеятель благочестия» прот. В. Нордова, т. 1-й, стр. 416).

40. О таинстве Св. Троицы

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! – Этими великими и святыми словами пастыри церкви начинают обыкновенно все свои собеседования с вами, братия мои. Но в другие дни эти святые слова служат только святым заглавием слов и бесед церковных; а в нынешний день они могут составить самый предмет для поучения. Ибо ныне празднуем мы в честь и славу Пресвятой, Единосущной, Живоначальной и Нераздельной Троицы: о чем же приличнее потому и беседовать ныне, как не о тех Лицах, в честь Коих совершается празднество?

Трудно, правда, смотреть на солнце; и еще труднее взирать на Пресвятую и Премирную Троицу: там теряется зрение; здесь слепнет ум! Так ослепли еретики: Арий, Македоний, Савеллий, Несторий! Так слепнут и ныне те, кои собственными очами дерзают прямо взирать на Пресвятой Лик Существа Божеского. Но мы поступим не таким образом, а будем во всем держаться слова Божия и богомудрого учения св. вселенских учителей Церкви, по руководству которых и попытаемся изложить учение о таинстве Св. Троицы.

Бог есть един во всей силе этого слова, но однакоже Сей Единый, по существу Своему, в трех Лицах. Ибо Тот же Самый, Который на Синае явился Единым и вещал чрез Моисея: слыши, Израилю, Господь Бог твой, Господь Един есть! (Втор.6:4), – Тот же Самый на Иордане открылся в трех видах, и потом чрез евангелиста Своего провозгласил: трие суть свидетельствующии на небеси: Отец, Слово и Святый Дух, и сии три едино суть! (1Ин.5:7). И Сам Сын Божий, Который исповедал Того, Его же никтоже виде нигдеже (Ин.1:18), посылая апостолов для обращения всего мира из тьмы к свету, повелел им крестить все народы во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. После этого признавать, почитать и проповедовать Пресвятую Троицу – это наша непреложная обязанность, потому что это – основание нашей веры, предмет нашей любви и залог нашего упования. Се есть живот вечный! Ибо кто искупил нас кровию Своею, если не Бог – Сын? Кто освятил нас благодатию Своею, если не Бог – Дух Святой?

Хотя в Боге три Лица, но Они нераздельны. Св. Григорий Богослов учит об этой истине так: «как душа наша, принадлежа к роду существ духовных, рождает из себя бесчисленное множество мыслей, и однако же чрез действие мышления не делится в существе своем, и не только не терпит оскудения от множества произведенных мыслей, но еще более обогащается ими; и как произносимое и свойственное всем нам слово, не отделяясь от производящей его души, в то же время всецело сообщается однако ж душам слушающих, так что, будучи присуще и произведшей его душе и приемлющим его слушателям, способствует более к взаимному их соединению, нежели разделению: подобным же образом представляй себе, что и Сын неразделен от Отца, и Дух Святой от Сына, равно как нераздельна мысль от ума. Как невозможно какое-либо делание и разъединение между умом, мыслию и душою: так никакого же нельзя представить себе делания и разъединения между Святым Духом, и Спасителем, и Отцом».

Бог Отец именуется так потому, что Он, будучи источным началом всего Божества, предвечно родил Сына и предвечно же произвел из Себя Пресвятого Духа.

Бог Сын именуется так потому, что Он рожден от вечности Отцом из собственного Его Существа, а во времени Он же, яко человек, благоволил родиться от Пресвятой Девы Марии.

Бог Дух Святой именуется так потому, что Он предвечно исходит от Отца, издхновен Отцом, и Сам одушевляет все сущее, особенно духи и души разумные.

Чем отличаются между Собою Лица Божества, явствует уже из самого названия их. Бог Отец, по учению св. Писания, служит началом Сына и Духа, Сам Сый безначален и безвиновен; Бог Сын рождается, но не рождает и не производит Духа; Бог Дух Святой исходит от Отца, но не рождается, и Сам паки не рождает и не производит. Отчество, сыновство и происхождение, три отличительные свойства Лиц Божественных! Отличаясь таким образом друг от друга, эти три Лица составляют единого и того же Бога: Отец есть Бог, Сын есть Бог и Дух Святой есть Бог; но не три Бога, а едино Божество, едино по силе, едино по воле, едино по могуществу едино по славе и державе.

Так, последуя слову Божию, учит о Боге св. Церковь, учит, не предполагая, чтобы этим сказано было о Боге все возможное, и чтобы сказанное вполне и совершенно выражало образ бытия Божественного.

Св. Церковь именует учение о Св. Троице таинством, т. е., таким предметом веры, который превышает наш ум; а что превышает ум, то не может быть изглаголано: изглаголанное уже не таинство.

Чтобы хотя несколько приблизить к нашему пониманию тайну Пресвятой Троицы, Единосущныя и Нераздельныя, некоторые св. отцы употребляли разные сравнения. Так однажды сарацинские мудрецы спросили у св. Константина философа, брата св. Мефодия равноапостольного: «как вы, христиане, единого Бога разделяете на три Бога? у вас есть Отец, Сын и Дух Святый». – «Не злословьте Пресвятыя Троицы», отвечал богодухновенный мудрец, «Отец, и Сын, и Дух Святый суть три Лица, существо же едино. Воззрите на солнце, от Бога в образ Св. Троицы на небеси поставленное: в нем три вещи: круг, сияние и теплота; также и в Пресвятой Троице: Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг есть подобие Бога Отца: ибо, как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен: и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так от Бога Отца рождается Сын и происходит Дух Святой. Сияние, от солнца происходящее и всю поднебесную просвещающее, есть подобие Бога Сына, от Отца рожденного и весь мир Евангелием просветившего; а теплота солнечная, от того же круга вместе с сиянием происходящая, есть подобие Бога Духа Святого, Который от Того же Отца исходит предвечно. И так рассмотрите солнце и познайте Пресвятую Троицу. Солнце состоит из трех веществ: из круга, сияния и теплоты, но не разделяется на три солнца, хотя каждая вещь особливое имеет свойство. Одно есть круг, другое – сияние, третие – теплота; но кто скажет, что не одно, а три солнца? Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три Лица: Отца, и Сына, и Св. Духа, однако Божеством не разделяется на три Бога, но один есть Бог». – Сарацинские мудрецы не знали, что сказать против доказательства Константина, и обратили разговор свой на другие предметы (Уч. бл., т. 2).

Что есть самого общепонятного в рассматриваемом нами таинстве веры, так это благодеяния, коими каждое Лицо Пресвятой Троицы ознаменовало Себя в отношении к человекам. С этой стороны нет ничего неясного, никакого недоумения.

Бог Отец есть величайший Благодетель наш, так как Он воззвал нас из небытия, почтил образом Своим, не оставил и падших, а послал Единородного Сына Своего искупить и Пресвятого Духа освятить нас.

Бог Сын есть величайший Благодетель наш, так как, во время злополучного преступления нами заповеди эдемской, Он принял на Себя всю ответственность за наш грех и всю тяжесть нашего падения, и для восстановления нас в первобытное совершенство облекся потом естеством нашим, жил посреди нас, умер за нас и воскрес для нас.

Бог Дух Святой есть величайший Благодетель наш, так как, не смотря на бесприкладную святость Свою, Он не возгнушался нас грешных и нечистых, осеняет благодатию Своею Церковь и все, что в ней, ограждает, укрепляет и врачует нас, мертвых грехами, в таинствах, просвещает нас чрез вдохновенных Им пророков и апостолов, благоволит даже обитать таинственно в каждой душе верующей, для приуготовления ее в вечное жилище всей Пресвятой Троице. Кратко сказать, все учение слова Божия о действиях Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого состоит из повествования о Их благодеяниях, в разных видах, грешному роду человеческому.

Приблизимся же к престолу Триипостасного, яко получившие на то дерзновение заслугами Божественного Искупителя нашего, падем в благоговении пред величием неисповедимых совершенств и, во свидетельство нашей любви и благодарности за бесчисленные благодеяния к нам Пресвятой Троицы, принесем Ей в дар все существо наше.

Богу Отцу принесем наше тело, да будет оно орудием к исполнению пресвятой воли Его; Богу Сыну принесем нашу душу, да воодушевляется она силою креста Его; Богу Духу Святому принесем наш дух, да, пламенея от росоносного дыхания Его, парит он горе над всем дольным. Благо тому, кто еще в сей жизни начал, как воспевает в научении наше св. Церковь, светлеться «Троическим единством священнотайне!» Аминь. (Сост. по проп. Иннокентия, архиеп. херсонск. и таврич., т. 1-й, изд. 1873 г. и кн. «Уроки и примеры хр. веры», прот. Гр. Дьяченко).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle