Азбука веры Православная библиотека архиепископ Парфений (Чертков) Слово на погребение в Боге почившего высокопреосвящейнешего Августина, архиепископа Московского и Коломенского

Слово на погребение в Боге почившего высокопреосвящейнешего Августина, архиепископа Московского и Коломенского

Источник

Синода Члена, Правительствующаго Высокопреосвященнейшаго Августина, Архиепископа Московскаго и Коломенскаго, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандрита и орденов: Св. Александра Невскаго и Св. Анны первой степени Кавалера, говоренное в Кафедральном Чудове монастыре, Московской Духовной Семинарии Ректором, Богословских наук профессором, Ставропигиальнаго Заиконоспаскаго Монастыря Архимандритом и Кавалером Парфением. Марта 8 дня, 1819 года.

Таков, сетующие слушатели, таков жребий человечества; таков предел жизни человеческой: всяка плоть яко риза обетшает; завет бо от века: смерию умерши1. Един входе вселие есть ве житие, подобен же и исходе 2: мне вчера, а тебе днесь 3 Давно ли сии хладные, сии крепко к персям прилегшие руки, давно ли подписывали суд и милость? давно ли воздевались о нас ко Всевышнему, и низводили благодать и благословение? Давно ли сии померкшие очи бодрственно зрели на страже стада Христова? давно ли, устремляясь горе, препровождали сердечные моления далее, далее – в пренебесный жертвенник? Давно ли немотствующий язык изрекал судьбу вверенным пастырской власти? Давно ли в сем самом святилище провозглашая священные истины, сладостно ободрял подвизающуюся доблеешь благочестия, грозно обличал неистовство душ законопреступных? Давно ли? ... Увы! не стало нашего Пастыря! Се – во гробе!. . во гробе – и сия мертвенность его к нам оставльшимся как бы взывает в последний раз: зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща восплачите о мне, и целуйте мя последним целованием. О! плачи, дщи Сионя, яко отъя Господ вся крепкая твоя от среды тебе4! Да изнесут горестные наши сердца, да изнесут из недр своих воздыхания, яко уже последнюю жертву; да излиют желания свои в напутствие невозвратно отошедшему от страны сея! Мир праху твоему, мир души твоей, Дражайший Пастырь! Почий от трудов своих! – Но утешимся, Слушатели! добродетель, преселяясь в страну вечности, красными стонами печатлеет любезнейшие следы на месте бытия своего. Премудрость добльственных подвижников поведят людие, я похвалу их исповесть церковь5. Святителю ! ты ниспосылал святительское благословение на проповедников Слова; – приникни духом твоим на нас, и приими беседу сию, растворенную слезами любви в воню мира. – Ты безмолвствуешь: но тем паче да отверзутся уста мои к твоему хвалению.

Блажени ей, мертвии, умирающий о Господе: ей глаголет дух: да почиют от трудов своих6. Да почиет и наш Подвижник, по совершении многотрудного поприща, на лоне блаженной вечности! Ах! вся жизнь его была жертвою, принесенною на алтарь Церкви и Отечества; вся жизнь его, от первых шагов юного питомца наук до степени Иерарха, – была ознаменована многоразличными, тягостными, беспрерывными подвигами.

Едва юность начала раскрываться в силах и способностях; уже пламенная ревность чрез колючие терны нужд и бедности повела его от трудов к трудам, от усилий к усилиям. Быстрые успехи и зрелые понятия, превышавшие незрелость лет, ознаменовали ревность сию. Достоинства, обратившие внимание продержавших властей, облекли его в достоинство Наставника. Новые подвиги, новые усилия, и – новое многоплодное преспеяние в совершенствах! Здесь-то проницательное око приснопамятного Пастыря, мудрого Платона прозрело в нем великие надежды, – зарю славы, имевшей сопровождать его в дальнейшем шествии,– Дабы светильник паче и паче разливал свет познаний, опытный Прозорливец поставил его на свещнице. Святилище наук, его лучами осияваемое и согреваемое, преходило от силы в силу, от славы в славу. Ах! сколько тогда образовалось достойных служителей Алтаря и самых Пастырей, возращенных по благотворным его влиянием! Таковая неутомимость, таковое рвение к общему благу, сопровождаемые счастливыми успехами, как веселили дух, как радовали сердце Мужа совета и разума, стяжавшего столь благопотребный сосуд! Достоинства и заслуги приобрели полное право на его доверенность, и соделали как бы присным. В сей-то школе опыта, в школе Платона, который, надеясь в нем видеть достойного сотрудника, в мудрых внушениях, в сладостной беседе переливал в него, так сказать, свои мысли, свои чувства, свой дух, каких не мог почерпнуть уроков для высокой науки жизни и достойного правления?

Наконец волею Вседержавного Владыки воззван на чреду Первосвященства7 – пасти церковь Господа нашего Иисуса Христа и сподвизаться в делании винограда Божия с великим делателем и Пастырем. Кому на сем новом и многотрудном поприще, кому неизвестны его доблести, его ревность к благоуспешному устроению паствы, ко славе всесвятого имени Божия? Кому не известно его неутомимое трудолюбие? Не раз Помазанник Божий, АВГУСТЕЙШИЙ МОНАРХ с высоты Престола обращал высокое внимание на достославное его служение; не раз удостоивал ревность и отличные подвиги знаками отличной Своей милости8

Но, слушатели! это только рассвет славы, ознаменовавший, наконец, блистательное его поприще. Великий дух более виден в великих предприятиях и среди великих опасностей. Пренесемся мысленно в ту грозную годину искушения, когда по праведным судьбам Божиим неистовый враг, враг веры и святыни, с ужасными полчищами двигнулся против дражайшего Отечества; когда мечем и огнем низлагая противопоставленныя забрала, с быстротою опустошительной бури приближался к самому сердцу России, к царствующему граду сему. Великий Платон! сколь тогда нужно было твое величие, твоя мудрость, твой твердый и неколебимый дух! – Но – уже ты преклонялся к западу; твой свет погасал; твои мышцы ослабели, и твой Сподвижник в сии роковые минуты один нес бремя правления; один оставался на стражи при пастве твоей; один на стражи! сам МОНАРХ свидетель, как он бодрствовал9 – Где только нужно было его присутствие, его советы, его бдительность; везде с духом Пастырской ревности неослабно подвизался; воодушевлял унылых утешением веры, внушал верность и любовь к Отечеству поучительным словом, ободрял своим примером; сохранил от святотатственных рук драгоценные залоги Святыня своею прозорливостию, и тогда только оставил стражу свою, когда враг был почти при врате Столицы. –

Наконец разразились перуны раздраженного Правосудия Божия. О! кто без трепета представит те, ужасы, когда первопрестольный Граду подобно добычи, наперерыв терзаем был мечем и огнем, злодейством и святотатством? Святыня поругана, алтари раскопаны, домы молитвенные превращены в вертепы разбойников, мерзость запустения стала на месте святе. Боже праведный! казалось, Ты покрылся облаком, да не дойдет к Тебе молитва10; казалось и жертва и фимиам были ненавистны Тебе. Но неиспытанны судове Божии, неисследованни пути Его11. Кто мог подумать, что град, сооруженный веками, веками украпленный, в два или три лета из пепла и развалин паки вознесет главу свою и воссияет в своей лепоте? кто мог подумать, что обнаженная, поруганная и попранная Святыня паки облечется в великолепие и славу свою? Благословим, слушатели! благословившего нас многомилостивого Господа; благословим и сие священное орудие, которое избрал Он для совершения святых судеб Своих! Какие потребны были силы, чтобы вековые труды, вековые памятники, вековое украшение, все – низложенное до праха,– восставить, возвысить, обновить и облечь в подобающую лепоту? – Еще не потух курящийся пепел; еще не остыли следы ног вражеских, и – уже добльственный Подвижник, яко Ангел утешитель, явился на высоте освященного места12, и сынам скорби благовестил мир с Богом, праведно раздраженным. Храмы, освященные древностию, освященные досточтимыми залогами Святыни! вы свидетели Пастырских его под, вигов, его неусыпной бдительности! – Не его ли трудами падшее восставлено, обезображенное украшено, оскверненное освящено? Благодатные стражи града сего! Святителие Божии! Вы – провозвестники его ревности, снедавшей сердце о поруганной славе Божией! не он ли священные Ваши останки, источник наших исцелений, паки явил притекающим к Вам с верою, паки восставил в первое достояние? Служителя алтарей! вы поведайте, где и что не осквернено было врагами веры? но где и что ныне не освящено Святительским его благословением? Слава и честь вашей ревности подвизавшейся по Бозе; но вящшая слава Святителю, тако о вас благоволившему! Слава и честь непреоборимому вашему терпению! вы решались испить всю чашу бедности, и – не оставлять алтарей: но вящшая слава Пастырю – утешителю! все ваши вздохи совокуплялись в одной груди его, все ваши слезы падали на сердце его. Кто вас утешил? Кто вас ободрил? Кто предстательствам своим облегчил горестную вашу участь? Ах! не тяжкая ли многозаботливость о вашем жребии, не чрезмерное ли рвение о благоустройстве паствы, о благе церкви – не они ли возрастили зародыш тления в груди его, и истощив силы, соделали жертвою?– Конечно, Отечество признательное к отличным подвигам13 украсило его священнейшим титлом, сопричислило к великоименитым мужам Святейшего сословия, вручило пастырский жезл, наследие незабвенного Платона, Пастыря – отца его: но что понес он с собою во гроб? По крайней мере да благословят его сердца признательные, и излиют слезы любви на гроб его? –

Да благословят! – Ах! кто измерит тягость Пастырских обязанностей ... тягость бесчисленных попечений, беспрерывных подвигов? Сердтцеведче! Тебе единому известна она! мы только видим одну поверхность, одну наружность. Сколько сирых, сколько беспомощных прибегало к нему, дабы успокоиться на. отеческом лоне: и коликократно сердце его должно было терзаться сострадательностию? Сколько гонимых искали себе защиты под Пастырским жезлом его: и коликократно должен был отражать насилие силою власти своей?

Сколько представлялось ему изнемогших и сокрушенных14 под тягостию греховной совести: и какая величайшая для Пастыря обязанность, подъять их, восставить живым и действенным словом Божиим, обязать раны сердечныя вся покрывающею Благодатию Христа Спасителя? Сколько болящих, с трепетным духом ожидавших праведного гнева Божия! и – уврачевать их елеем всецелебнаго Его милосердия? Сколько заблуждающих: и обратить их на путь спасения, проповедуй Слово благовременне и безвременне, обличая, и умоляя со всяким долготерпением? Сколько погибших, которые, расточив имение великодаровитого Господа, гибли гладом на стране разврата и нечестия: и взыскать их, и вселить на месте злачнее – при источнике воды живыя, в царстве любви Сына Божия? Но не сим еще ограничиваются Пастырские обязанности. Сколько домогательства, случаи и предстательства сильных противоборствовали беспристрастию и правосудию: и какая потребна твердость духа, чтобы счастливо выдержать борьбу с лицеприятием? Сколько подлое ласкательство, клевета, ложь и беззаконие святотатственно подкрадывались под священные права: и всевидяще ли око сына персти? всеобъемлющ ли слух? всеведущ ли ум? Но – лукаво и непроницаемо сердце человека15: и кто познает его? Един дух премудрости, создавый дыхание; всем, сей весть всяческая16. Един Он, сквозе вся проходяй духи разумныя ради своея чистоты17; един Он внутренних человека свидетель есть, и сердце его испытыватель истинен, и языка слышанель18. Един Господь кроме греха, и правда Его правда во веки: но человек, яко человек, аще и праведник, седмижды на день падает, и токмо Любовь покрывает множество грехов!

Благословим, сетующие Слушатели! признательными сердцами, сим последним целованием, благословим память, в Боге почившего Пастыря за неусыпные о нашем благе попечения, за все подвиги, во славу Церкви и Отечества подъятые; и якоже веруем, что Агнец Божий, вземляй грехи мира, взял и его грехи, омытые слезами сердечного исповедания, слезами умилительной молитвы и освятил дух и сердце причастившиеся, Животворящих и Пречистых Таин Божественного Тела и Крови своей – веруем, и с верою, слезами сердечной любви, искреннейшие благожеланиями, самою животворящею Кровию, от всякаго греха очищающею, будем молить и молить непрестанно Его неизреченную благость и человеколюбие, да введет душу раба Своего, нашего дражайшего Пастыря, да введет в радость небесную, и сподобит выну наслаждатися всеблаженным и всерадостным Своим созерцанием! Аминь.

* * *

4

Плач. Иер.1:15.

7

Поставлен во Викария Епископа Дмитровского 7 февраля, 1804 года.

8

1806 года пожалован Орденом Св. Анны 1-й степени; а 1807 года бриллиантовою Панагиею.

9

1812 года во время Высочайшего пребывания Государя Императора в Москве, пожалован орденом Св. Александра Невского.

10

Плач. Иер.3:44.

12

На лобном месте.

13

1814 года за устройство Эпархии пожалован Архиепископом Дмитровским, Членом Святейшего Синода и Архимандритом Лавры; 1816 года бриллиантовыми знаками ордена Св. Александра Невского; 1818 года Архиепископом Московским и Коломенским.

18

Там же 1 и 6.


Источник: Слово на погребение в боге почившего Святейшего правительствующего Синода члена, высокопреосвященнейшего Августина, архиепископа московского и коломенского, Свято-Троицкой Сергиевой лавры священно-архимандрита и орденов: св. Александра Невского и св. Анны первой степени кавалера, / Говоренное в кафедральном Чудове монастыре, Московской духовной семинарии ректором, богословских наук профессором, ставропигиального Заиконоспаского монастыря архимандритом и кавалером Парфением. Марта 8 дня, 1819 года. - Москва: В Синодальной типографии, 1819. - 14 с.

Комментарии для сайта Cackle