Источник

<Часть девятая> Символотворчество и закон постоянства

Авторских материалов данного раздела не известно и, вероятно, они не были написаны. Но среди выписок из литературы, сделанных Флоренским, есть относящиеся к данной теме (Архив священника Павла Флоренского).

Игумен Андроник

Тексты подготовлены игуменом Андроником и С. М. Половинкиным. Примечания игумена Андроника.

У Водоразделов мысли

Глава о принципе перманентности в употреблении символов. Symbola permanent.

«Permanentia symbolorum. Symbola permanent».

Закон перманентности

В забытом сочинении программы гамбургского Иоганнеума: G. Н. Bubendey, – Ueber die räumliche Darstellung der imaginärer Grössen der Analysis, 1837.

Задолго до Гинкеля и Шредера формулировал закон перманентности».

Принцип перманентности

Г. Бубендей, – Ueber die räumliche Darstellung der imaginärer Grössen der Analysis, 1834 г.824, программа Гамбургского «Иоганнеума».

На эту работу указывает М. Simon, – Über die Mathematik. Giessen, 1908.

Еще раньше высказывался в том же смысле М. Ohm, – Versuch eines Volkommen Konsequenten Systems des Mathematik. 1822. – См. у него же – предисловие к 3-му изд. 1828 г., стр. XIII и сл., а так же приложение к т. I, стр. 407. – Ом встретил резко отрицательную критику. – Ом цитирует Н. Наnkel – Vorlesungen über die Theorie der komplexen Zahlen. Lpz, 1867. – Ганкель не приписывает себе абсолютного приоритета в открытии принципа перманентности и, кроме вышеназванного Ома, на стр. 15 упоминает о работах Pea и других английских математиков 1834–1842 гг.

В. Вундт в 3-м изд. своей «Логики» называет этот принцип аксиоматическим, – несмотря на выставленные Г. Буркгардтом возражения против этого (Vierteljahrsschrift für wissenschaftlicher) Philosophie, Bd. XIX, реферат о 2-м изд. «Логики» Вундта.

«Это совершенно неправильно; этот принцип есть требование, выставленное в видах простоты и целесообразности; можно ли ему удовлетворить, это подлежит всякий раз особому исследованию (стр. 82, прил. 44). А. Росс. О сущности математики. Перевел И. В. Яшунский. Physice. СПб., 1911. [7, 690, Б. МДАк].

Символизм. Перманентность. Связность.

На 1-м конгрессе по философии математики (Париж, 6–8 апреля 1914 г.) «Дин изложил в существенных чертах теории, развитые в замечательной работе под заглавием «Символизм и реальность в математике» (Symbolisme et realite dans les mathematiques). Существенная сторона математических символов состоит в том, что они образуют систему: они составляют одно целое, с которым каждый символ связан неразрывным образом. Взятые в отдельности, члены системы (les termes) не имеют никакого математического смысла. Конструкция, так называемой, математической системы не бывает ни дедуктивной, ни индуктивной, но совершается путем последовательных обобщений825. Математика не состоит из совокупности произвольных условий, если только не лишать знаков всякого смысла, как делает Гильберт. Можно не символизировать систематическую сторону чувственной реальности; но, коль скоро мы становимся на этот путь, то неизбежно возникает математика, и по этой, именно, причине она бесспорно обладает объективным существованием».

(А. Реймонд. Первый Конгресс по философии математики. Стр. 112. «Вестн<ик> опытн<ой> физ<ики> и элем<ентарной> математики» 2-ой серии II, сентябрь, № 5(617), 1914). Стр. 110–118.

(Труды и доклады конгресса будут напечатаны в отдельной книге «Revue de Methaphysique et de Morale»

(Добыть непременно и книгу, и журнал!)

* * *

824

Так в тексте.

825

В другой записи после этого слова вставка Флоренского: [ср. «закон перманентности» Д<ина>].


Источник: Сочинения. В 4 т. (7 книгах) / Флоренский П.А. /сост. А.С. Трубачев – М.: Мысль, 1994–2000 / Т. 3 (2). 2000. – 623 с. ISBN 5–244–00930–3 (Философское наследие Т. 129).

Комментарии для сайта Cackle