святитель Серафим (Соболев)

Новое учение о Софии Премудрости Божией

Книга сия – «Новое учение о Софии Премудрости Божией», Архиеп. Серафима, переиздана в память усопших раб Божиих: Александры Жернаковой и её сродников: Владимира, Марии, Матрены и Афанасия и всех их усопших сродников.

Содержание

От издательства

Введение 1. Исходная мысль софийного учения – учение гностиков о посредстве между Богом и миром 2. Учение Богооткровенное и святоотеческое о непосредственном творении Богом мира 3. Святоотеческое понимание и опровержение учения гностиков и ариан о посредстве 4. Вопрос о творении Богом мира из «ничего» 5. Православный взгляд на раскрытие догматов Церкви 6. Неосновательность ссылки прот. Булгакова на творения св. Афанасия для подтверждения своего учения о Софии и новшество данного учения Глава первая Критический обзор определений Софии: 1. «Четвертая Ипостась» 2. «Божественная и Идеальная субстанция» 3. «Идея Бога». Оценка ссылки о. Булгакова на философа Платона Глава вторая 1. Определение Софии: «Творческое начало мира» 2. Толкование о. Булгаковым библейского выражения: в на чале (Быт. 1:1; Ин. 1:1) на основании каббалистического учения. Понятие о каббале 3. Святоотеческое изъяснение библейского выражения в начале Глава третья 1. Толкование св. Афанасия Великого библейского текста: Прит. 8:22. 2. Его же толкование библейского текста: Прит. 8:23, 25 3. Его же толкование библейского текста: Притч. 8:30, 27. Изъяснение текста: Притч. 8:22–30 св. Василием Великим Глава четвертая 1. Определение Софии: «Царство, Сила и Слава Бога». Учение святоотеческое о Царствии Небесном 2. Церковно-святоотеческое учение о «Силе и Славе Бога» 3. Толкование о. Булгаковым библейского текста: Быт. 1:2 и несогласное с ним изъяснение данного текста св. отцами Глава пятая. Пример полемического и отрицательного отношения о. Булгакова к святоотеческой екзегетической литературе 1. Резкое различие в изъяснении св. Иоанном Златоустым и о. Булгаковым евангельского повествования о посольстве Иоанна Предтечи ко Христу (Мф. 11:2–6). 2. Опровержение учения о Булгакова о двух естествах в Иоанне Предтече: ангельском и человеческом Глава шестая 1. Попытка о. Булгакова подтвердить свое учение о Софии по кн. Притчей ссылкой на кн. Премудрости Соломона Премудрости Иисуса сына Сираха. Православное толкование библейского выражения: «Премудрость» 2. Неправильное объяснение о. Булгаковым святоотеческого толкования слов из книги «Притчей»: 8:22 борьбою св. отцов с арианством. Сохранение этого истолкования в Церкви и после означенной борьбы. Храмы в честь Софии, Премудрости Божией 3. Объяснение о. Булгаковым полемики св. Афанасия с арианами недоразумением по поводу истолкования св. отцом текста: Притч. 8:22–25 Глава седьмая 1. Тщетная попытка о. Булгакова обосновать свое учение о Софии на учении св. Афанасия 2. Тщетная попытка о. Булгакова обосновать свое учение о Софии на «Догматическом Богословии» М. Макария 3. Свидетельство «Догматического Богословия» М. Макария о Платоне. «Душа мира» по учению Платона и о. Булгакова 4. Учение некоторых св. отцов Церкви о Премудрости Божией, как о Св. Духе и общецерковное учение о Премудрости, как о Сыне Божием 5. Тщетная попытка о. Флоренского обосновать свое учение о Софии на учении св. Афанасия Глава восьмая. Тщетная попытка о. о. Булгакова и Флоренского обосновать свое учение о Софии на иконографических данных 1. Новгородская икона Софии, Премудрости Божией. Толкование содержания сей иконы о. о. Булгаковым и Флоренским 2. Несоответствие этого толкования с воззрениями Русской Церкви на Ангела, изображенного в Новгородкой Софийной иконе. Возражения в древней Руси против композиции сей иконы 3. Споры по поводу Новгородской Софийной иконы при Новгородском Архиепископе Геннадии. Сказание: «Что есть София, Премудрость Божия» 4. Древнерусские воззрения на Софию, как на Христа. «Сказание о образе Софии, Премудрости Божией» с истолкованием изображенного Ангела, как Христа и символа девства. Свидетельства проф. Флоровского, Буслаева и Никольского 5. Проблема западного влияния в «Сказании о образе Софии, Премудрости Божией» 6. Ярославская Софийная икона. Описание и изъяснение иконы о. Флоренским. Оценка попытки о. о. Булгакова и Флоренского обосновать свое учение на русской иконографии Глава девятая 1. Критика определения Софии: «истинный нелжеименный гнозис, истинность истины». Учение Св. Писания и св. отцов об Иисусе Христе, как об «Истине» и источнике истинного ведения 2. Православное учение о Св. Духе, как о посредстве при сообщении от Иисуса Христа ведения разумным существам 3. Критика определения Софии «единая жизнь, единая сущность, единое содержание жизни всея Пресвят. Троицы». София – «единая сущность» 4. София – «единая жизнь» и «единое содержание жизни всея Пресвят. Троицы». Православное опровержение означенных софийных определений Глава десятая 1. Критика определения Софии: «вечный корень наш», на котором основывается возможность «жизни вечной» дли нас. Учение Божественного Писания об основе вечной жизни для нас 2. Учение св. отцов Церкви об основе вечной жизни для нас 3. Нелепости, как следствие данного определения Софии 4. Критика определения Софии: «Божественное начало». Православный взгляд на «Божественное начало», как на Бога 5. Православное учение о получении нами Божественного откровения от Иисуса Христа чрез Духа Святаго 6. Православное учение о Боге-Отце, как источнике откровения для нас Божественных Ипостасей Глава одиннадцатая 1. Критика определения Софии: «святость твари». Свидетельства Св. Писания о Св. Троице, как источнике нашей святости 2. Свидетельства о том же св. отцов Церкви 3. Богооткровенные и святоотеческие свидетельства о принадлежности одному только Богу наименования: «святость твари» в смысле источника нашего освящения 4. Критика определения Софии: «Образ Божий». Православное учение о Сыне, как Образе Отца, и о Св. Духе, как Образе Сына Глава двенадцатая. Критика определения Софии: «великое, царственное и женственное существо...» Противоречия в данном софийном определении между заявлением: София не Бог и словами: София принимает почитание от Божией Матери 2. Противоречие в настоящем софийном определении между заявлением о. Флоренского: София не Бог, и словами его: вне Софии смерть и безумие 3. Противоречие в словах о. Флоренского: «София, не будучи святым человеком, есть самое истинное, чистое и полное человечество 4. Пантеистические воззрения о. Флоренского, как главная несообразность настоящего софийного определения. Выражение означенных воззрений в словах о. Флоренского о конкретных явлениях премирной Софии 5. Пантеистические воззрения о. Флоренского в его словах, отождествляющих Софию со всею тварью Глава тринадцатая. Наименование Софии вечно соединенным существом и во временном процессе соединяющим с Божеством все, что есть 1. Гностический характер данного наименования, при воззрении на Софию, как на гностическое посредство. Учение о гностических посредствах Симона Волхва, Керинфа, Сатурнина, Василида, Варвелиотов и Офитов 2. Учение валентиниан о двух Премудростях. Несовершенство обеих. Учение об Ахамофе, как творце мира, и о творениях, как образах Плиромы и Ахамофы 3. Особенное значение, по учению валентиниан-маркосиан, числа Плиромы, как лежащего в основе тварных явлений. Значение букв греческого алфавита, по учению гностика Марка 4. Абсурдность учение гностнков маркосиан 5. Абсурдность учения гностиков маркосиан касательно имен, число букв которых соответствует числу Плиромы. Окончание изложения валентиниановского учения Глава четырнадцатая 1. Общее сходство между гностицизмом и софийным учением о. о. Булгакова и Флоренского по абсурдности. Сходства в учении о двух премудростях и образе Божием 2. Сходство в учении о сущности творения. Сходство по источникам, на которые ссылаются валентиниане и о. Булгаков для обоснование своего учения 3. Сходство в учении о Софии, как творце мира и посредствующем существе между Богом и миром Глава пятнадцатая 1. Несостоятельность наименования Софии существом, соединяющим с Богом все что есть, при наличии церковного учения о непосредственном творении Богом мира и о вездеприсутствии Божием 2. Учение о религиозно-нравственном соединении Бога с людьми чрез Св. Духа. Нелепый вывод из учения о соединении через Софию с Богом всего существующего 3. Рассмотрение наименования Софии женственным существом Глава шестнадцатая Определение Софии: душа мира. Пантеистическое миросозерцание данного определения, несмотря на заявление о. о. Булгакова и Флоренского: София не Бог 2. Наименования данного определения, свидетельствующие о Божественном достоинстве Софии: основа мира и его организующее начало 3. Неустранимость Божественного достоинства Софии при наименовании ее душою мира, если это наименование рассматривать в теистическом смысле Глава семнадцатая Определение Софии: энергия Божия. Ссылка о. Булгакова на св. Паламу. Ниспровержение мысли: «энергия Божия есть сам Бог» учением же Паламы. «Томос святогорский» 2. Ниспровержение учения о. Булгакова 150 главами, составленными Паламой и его же учением, изложенным Еп. Порфирием 3. Ниспровержение ссылки о. Булгакова на Паламу соборами 1345, 1347 и 1352 г.г. и актами Российского Св. Синода 1913 г. по поводу Афонской смуты. Нелепость настоящего софийного определения Глава восемнадцатая 1. Определение Софии: имя Божие. Учение об имени Божием о.о. Булгакова, Флоренского и афонских имябожников. Отношение к сему учению греческой и русской Церквей 2. Глубокая давность имябожнического учения. Теория Евномия и ссылка его на Св. Писание 3. Святоотеческое учение о человеческом «примышлении», как источнике изобретения имен 4. Ниспровержение св. отцами ссылки Евномия на слова Св. Писания: Быт. 1:3, 6, 9, 11, 20. Взгляд св. Григория на происхождение всех слов Св. Писания 5. Взгляд св. Григория на слова Св. Писания, которые представляются произнесенными от лица самого Бога. Абсурдность мысли, приписывающей имена в их изобретении и произнесении Богу 6. Несостоятельность ссылки Евномия на другие, указанные им, слова Св. Писания Глава девятнадцатая Учение Евномия, что имена Божии выражают сущность Божию и чрез них приобретается ее познание. Учение св. отцов о непостижимости и неименуемости Божественного существа 2. Учение ев. отцов о главном имени Божием: «Сый». Абсурдность попытки Евмомия объять именем беспредельное естество Божие 3. Учение св. отцов: что выражают имена Божии. Процесс их образования, показывающий, что они суть действия человеческие 4. Учение св. отцов о познании Божественных свойств чрез имена Божии. Несовершенство этого познания, свидетельствующее, что имена Божии – человеческие действия 5. Учение Церкви о священном и спасительном значении имен Божиих при наличии веры и добрых дел Глава двадцатая 1. О спасительном значении имен Божиих в молитве. Учение св. отцов о совершенном – третьем образе молитвы 2. Свидетельство третьего и в особенности первого и второго образов молитвы об именах Божиих, как не имеющих спасительного значения без других добродетелей и при наличии гордости 3. Свидетельство св. отцов в особенности учением о духовной молитве об именах Божиих, как о человеческих действиях. Сила имен Божиих в их значении 4. Ниспровержение св. отцами учение Евномия об отождествлении имени Божиего с Самим Богом. Осуждение этого учения Церковью 5. Тщетная попытка русских имябожников обосновать свое учение на словах о. Иоанна Кронштадтского Глава двадцать первая 1. Определение Софии: «богиня». Взаимоотношение между последней и Св. Троицей. Определение Софии: «предвечное самооткровение Пресвятой Троицы» и «Премудрость есть в своем явлении и Логос, и Св. Дух» 2. Параллельные последнему определению слова Вл. Соловьева и слова из талмудических трактатов 3. Сведения о Софии по кн. «Православие». Определение Софии: «Усия». Учение Церкви об Усии. Наименование Усии иным самобытным началом наряду с Ипостасями. Критика сего наименования 4. Основание учения о. Булгакова о Софии-Усии, как «ином самобытном начале». Ниспровержение данного учения учением Церкви о Св. Троице. Усия, как преимущественное наименование Бога Глава двадцать вторая 1. Отождествление о. Булгаковым Софии с существом Божиим. Отрицание Св. Троицы, как следствие данного отождествления. Подробные наименования Софии-Усии, ведущие к тому же отрицанию 2. Взаимоотношение между Софией-Усией и Св. Троицей по учению о. Булгакова. Свидетельства последнего о Софии-Усии, как основе Св. Троицы. Их несостоятельность 3. Свидетельства о. Булгакова о равенстве Софии-Усии с Пресв. Троицей. Абсурдность этих свидетельств. Свидетельства о превосходстве личного Бога над Софией-Усией, как неличным богом 4. Другие свидетельства о. Булгакова о превосходстве личного Бога над неличным богом. Ниспровержение учения о неличном боге и абсурдные выводы из сего учения Глава двадцать третья 1. Критика о. Булгаковым учения IV-го Вселенского Собора как отрицательно определяющего образ соединения двух естеств. Несостоятельность этой критики 2. Критика о. Булгаковым учения того же Собора за неполное будто бы учение об образе соединения естеств во Христе. Несостоятельность этой критики 3. Обвинение о. Булгаковым св. отцов к несторианской ереси. Несостоятельность данного обвинения. Противоположность между учениями Нестория и Церкви 4. Несходство между учениями Церкви о соединении двух естеств в одну Божественную Ипостась, и Нестория о единении двух лиц – Божественного и человеческого Глава двадцать четвертая 1. Обвинение о. Булгаковым Св. отцов в аполлинарианской ереси. Ссылка его на св. Афанасия и ее несостоятельность 2. Ссылка о. Булгакова на учение Халкидонского Собора для подтверждения данного обвинения. Несостоятельность этой ссылки 3. Обвинение о. Булгаковым св. отцов в монофизитской ереси. Ниспровержение этого обвинения учением св. отцов о соединении с Божеством полного человеческого естества и о двух волях и действиях во Христе 4. Попытка о. Булгакова отождествить святоотеческое учение с монофизитским на почве формулы Аполлинария. Ниспровержение этой попытки еретическим смыслом формулы и православным учением, как противоположным монофизитскому Глава двадцать пятая 1. Обвинение о. Булгаковым св. Кирилла в монофизитстве на основании его формулы. Несостоятельность этого обвинения. Объяснение данной формулы οсв. Иоанном Дамаскиным и св. Кириллом 2. Другое объяснение своей формулы св. Кириллом. Подтверждение этого объяснения св. Иоанном Дамаскиным и св. Иларием. Несостоятельность ссылки о. Булгакова на бл. Феодорита в своем обвинении св. Кирилла 3. Несостоятельность ссылки о. Булгакова на Халкидонский Собор в своем обвинении св. Кирилла в монофизитстве. Причины данного обвинения Глава двадцать шестая 1. Восхваление о. Булгаковым еретического богословия Аполлинария. Крайняя несостоятельность этого восхваления 2. Восхваление о. Булгаковым еретического богословия Нестория на основании его сочинения «Книга Гераклида». Несостоятельность отождествления о. Булгаковым учения «Гераклида» с православным учением 3. Различие между учением Церкви и учением Нестория-Гераклида по гностическому характеру последнего. Свидетельство «Книги Гераклида» о нераскаянности Нестория в своей ереси Глава двадцать седьмая 1. Гностическое учение о. Булгакова о необходимости софийного посредства для воплощения. Опровержение этого учения на основании Св. Писания и святоотеческих свидетельств 2. Учение о. Булгакова об ипостасном соединении и об основании и образе этого соединения. Ниспровержение учения об основании ипостасного соединения 3. Ниспровержение учения ο. Булгакова об образе ипостасного соединения Глава двадцать восьмая 1. Учение о. Булгакова о природном соединении и об основании этого соединения. Учение о воплощении Софии. Абсурдность этого учения 2. Подтверждение мысли о воплощении Софии в кенотическом учении о. Булгакова об образе природного соединения. Ссылка на Фил. 2:6–8 и на толкование сего текста Еп. Феофаном. Ниспровержение данного кенотического учения 3. Противоречия между словами о. Булгакова ο воплощении Логоса и его толкованием Флп. 2:7, – и наименованием человеческой природы вместилищем Софии Глава двадцать девятая 1. Другие воззрения о. Булгакова на воплощение. Их противоречия. Абсурдность отнесения о. Булгаковым кенозиса не к природе, а к образу. Софиологическое разделение образа от природы, как новая нелепость 2. Ниспровержение обвинения св. Максима в антропоморфизме. Обвинение св. Иоанна Дамаскина в схоластичности, – в неразъяснении вопроса о соединении двух воль в богомужном действовании, – в монофизитстве и аполлинарианстве. Ниспровержение первого из этих обвинений 3. Ниспровержение обвинений св. Иоанна в неразъяснении вопроса ο соединении двух воль в богомужном действовании. Учение св. Софрония. Ниспровержение обвинений в монофизитстве и аполлинарианстве Глава тридцатая 1. Несостоятельность обвинения о. Булгаковым VI Вселенского Собора за осуждение Макария, за необсуждение вопроса ο соединении двух воль в богомужном действовании и за отрицательные, будто бы неточные и неокончательные определения 2. Обвинение о. Булгаковым VI Вселенского Собора в занятии схоластическим спором. Отвержение соборного определения с заменою его нелепым учением о Софии 3. Гностическое учение о. Булгакова о вознесении. Определение Софии: «Тело Христово». Отождествление Софии с Св. Троицей и Славой Ее. Ложный взгляд о. Булгакова на Евхаристическое Тело 4. Ниспровержение гностического учения о. Булгакова ο вознесении учением Церкви о нерасторжимости св. плоти с Божеством Христа 5. Расхождение о. Булгакова в Евхаристическом вопросе с учением Церкви, а в учении ο вознесении – с требованиями разума. Нелепость и пагубность сего учения о. Булгакова Заключение  

 
От издательства

За последние годы, когда появилась возможность посылать книги в Россию, то некоторые издательства, между другими своими изданиями, посылали туда много произведений религиозно-философского направления. Между ними были произведения протоиерея Сергия Булгакова, в которых содержится его особое еретическое учение о Софии и о «софийности». Так как русский читатель не искушен в этих вопросах, и многие смущаются этим учением, которое явно не согласно с церковным учением, то в этой связи оттуда поступают просьбы дать правильное объяснение сего направления. Поэтому наше издательство предприняло шаги для перепечатания обстоятельного труда по этому вопросу Архиепископа Серафима (Соболева)«Новое учение о Софии Премудрости Божией».

В этом труде Преосвященный Архиепископ Серафим умело и убедительно разоблачает учение протоиерея С. Булгакова о Софии, Премудрости Божией. Автор исчерпывающим образом показывает, что софиология протоиерея Сергия Булгакова не согласуется с православной традицией. Это его учение, конечно, в более грубом, неприемлемом в настоящее время виде, свойственно почти всем гностическим сектам, начиная с первых веков Христианства. Через каббалистически-оккультную традицию и далее через розенкрейцеров в роде Якова Беме, и через масонов, сочинения коих получили распространение в России в конце 18-го века, эти гностические тенденции распространились и в России. В дальнейшем направление это возобновилось в сочинениях В.С. Соловьева и прот. Павла Флоренского. Поэтому теперь, когда стараются о распространении среди неискушенного русского читателя этого ложного учения неогностицизма, через засылку книг протоиерея С. Булгакова или через печатание трудов прот. Павла Флоренского, мы считаем, что труд Архиепископа Серафима является очень необходимым, и поможет многим разобраться в этом противоцерковном направлении, к которому ведут писания, упомянутых писателей-философов.

Издательство Свято-Троицкого Монастыря.

1993 год.

Вам может быть интересно:

1. Новое учение о Софии Премудрости Божией – Введение святитель Серафим (Соболев)

2. Полное собрание сочинений. Том II священномученик Иоанн Восторгов

3. Собрание сочинений cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

4. Собрание сочинений святитель Иустин (Полянский)

5. Собрание сочинений священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

6. Собрание сочинений. Том I. Выпуск 3 профессор Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов

7. Собрание сочинений святитель Григорий Нисский

8. Апология мистики по творениям преп. Симеона Нового Богослова протоиерей Павел Аникиев

9. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника профессор Сергей Леонтьевич Епифанович

10. Собрание сочинений блаженный Феодорит Кирский

Комментарии для сайта Cackle