Источник

14. Беседа с одним посетителем о клятве именем Божиим

Посетитель. Многие из старообрядцев говорят, что клятва, или присяга есть грех против Евангелия. Мне желательно знать ваше об этом мнение.

Я ответил: Не отрекусь сказать вам, как я понимаю о сем предмете. В моем суждении о клятве я стараюсь утверждаться на Писании; но безошибочно ли разумею Писание, за то ручаться не могу и оставляю мои мнения на рассуждение власти церковной. Скажите же: в чем состоят ваши недоумения относительно клятвы? Почему старообрядцы признают ее за грех?

Посетитель. Сам Господь в Евангелии воспрещает клятву, отменяя заповедь о ней Ветхого Завета. Он говорит: «слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися. Аз же глаголю вам: не кленитеся всяко» (Мф.5:33, 34).

Я ответил: И в Ветхом Завете не было дано собственно заповеди клясться, но только дано снисхождение в нужном случае употреблять клятву именем Господним, ибо в книге Левит сказано: «не кленитеся именем Моим в неправде, и да не оскверните имене святаго Бога вашего: Аз Господь Бог ваш» (Лев.19:12). Итак в Ветхом Завете не то заповедано, чтобы клясться именем Господним, а заповедано не клясться именем Господним в неправде, или, что то же, во лжу. О такой заповеди говорит и сам Господь: слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися. Таким образом, и в Ветхом Завете не было заповеди клясться, а по снисхождевию только дозволялось клясться, и не иначе как в правду, не во лжу, и то с великим предостережением, только по необходимой потребности, как это видно из 7-го стиха 20-й главы книги Исход, где сказано: «не возмеши имени Господа Бога твоего всуе, не очистит бо Господь призывающаго имя Его всуе» (Исх.20:7) То же Моисей повторяет и в книге Второзакония (Втор.5:11). Призывать имя Господне всуе, значит именно клясться именем Господним без необходимости. И дано такое предостережение относительно клятвы для того, чтобы не вошло в обычай клясться легкомысленно и чрез то не впасть в клятвопреступление. О сем премудрый сын Сирахов пишет: «И клятися именем святым не навыкай, якоже бо раб истязуем часто, от ран не умалится (не освобождается): такожде и кленыйся именем святым всегда от греха не очистится. Муж кленыйся много, исполнится беззакония, и не отступит от дому его язва: аще согрешит, грех его на нем, и аще презрит, сугубо согрешит, и аще вотще кляся, не оправдится, исполнится бо дом его падения» (Сир.23:9–13). О том, в какие впадает грехи часто клянущийся, много пишет и св. Златоуст.

Посетитель. Вы сказали, что в Ветхом Завете нет заповеди клясться именем Господним; а Моисей в книге Второго Закона заповедует евреям: «Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и именем его кленешися» (Втор.6:13, 10:20). Когда Моисей заповедует именем Господним клятися, то ясно, что о клятве именем Господним в Ветхом Завете была заповедь.

Я ответил: Здесь, в словах Моисея, не о том дается заповедь, чтобы клятися именем Господа Бога, но о том, чтобы в тех особых случаях, когда нужда потребует клясться, иудеи не клялись богами, или, точнее сказать, идолами языческими, а клялись бы только именем Господа Бога, как это ясно показывают слова книги Второзакония, непосредственно следующие за приведенными тобою. Сказавши: Господа Бога твоего да убоишися... и именем Его кленешися, Моисей продолжает: «да не ходите вслед богов иных, богов языческих, иже окрест вас: яко Бог ревнив, Господь Бог твой посреде тебе: да не разгневався яростию Господь Бог твой на тя, потребит тя от лица земли» (Втор.6:14, 15). Итак, заповедано в необходимых случаях клясться не богами языческими, а именем Господа Бога. И за то, что евреи клялись иногда языческими идолами, Господь Бог укорял их чрез пророка Иеремию, глаголя: «сынове твои оставиша Мя, и кляшася теми, иже не суть бози» (Иерем.5:7).

Посетитель. Вы разъяснили, что клясться именем Господним и в Ветхом Завете позволено было только по необходимой потребности, а не всегда и без нужды. Скажите: какая это потребность, ради которой дозволено клясться именем Господним, и где о ней говорится в Писании?

Я ответил: Святой апостол Павел в послании к евреям пишет: «Аврааму обетовая Бог, понеже ни единем имяше болшим клятися, клятся собою глаголя: воистину благословя благословлю тя, и умножая умножу тя. И тако долготерпев, получи обетование. Человецы бо болшим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть» (Евр.6:13–16). Бог Отец, не имея кем большим клятися, Собою клянется, глаголя: воистину благословя благословлю тя. Так же и Бог Сын, не имея кем большим клятися, утверждая слово Свое, Собою клянется: «Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя имать живот вечный» (Ин.5:24). Отец клянется, глаголя: воистину; и Сын клянется, глаголя: аминь, еже есть истинно. Итак Бог не имать кем большим клятися, посему утверждая слово свое, Собою клянется. Человецы же, продолжает апостол, большим, то есть Богом, кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть, то есть всякое их прекословие клятвой разрешается. В сих последних словах апостол ясно показывает потребность клятвы именно для разрешения прекословий. Для того и в Ветхом Завете дано было дозволение клясться именем Божиим; но, как мы видели, дано с большою предосторожностью, – требовалось не только то, чтобы не во лжу клятися, но и то, чтобы не всегда, а только именно по великой необходимости употребляли клятву; а всегда и без нужды клясться именем святым почиталось и в Ветхом Завете грехом, как это мы видели из слов Иисуса сына Сирахова. Но достойно особого замечания, что апостол Павел уже в Новом Завете, пиша к евреям, потребность клятвы к разрешению прекословий не отрицает.

Посетитель. Из ваших объяснений я понял, что клясться именем Божиим дозволялось и дозволяется, но клясться не всуе и не без нужды, а только при крайней к тому потребности. Но ведь Спаситель сказал: вы же не кленитеся всяко. Как понимать сии слова Его?

Я ответил: Не требуется к сим словам Спасителя никакого разъяснения, когда сам Спаситель разъясняет их, указуя, что разумеет под словом всяко: «ни небом, яко престол есть Божий, ни землею, яко подножие есть ногама Его, ни Иерусалимом, яко град есть Небесного Царя. Ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единого бела, или черна сотворити» (Мф.5:34–36). Вот, по сказанию самого Спасителя, не клясться всяко, значит не клясться небом, землею, Иерусалимом, своею главою.

Посетитель. Я полагаю, что под словами: не кленитеся всяко, должно разуметь и еже именем Божиим не кленитеся.

Я ответил: Спаситель, исчисляя подробно, чем не должно клясться, мог ли опустить имя Божие и не помянуть о нем, если бы и оно разумелось в словах: не кленитеся всяко? Напротив, клятву именем Божиим, как важнейшую, Он упомянул бы тогда прежде всех других способов клятвы, какие исчисляет, – рек бы сначала: не кленися именем Божиим, потом: ни небом, и прочее. А когда Спаситель, исчисляя все образы клятв, клятвы именем Божиим не упоминает, то под словом всяко разуметь клятву именем Божиим нет основания. Я не в том смысле говорю это, что будто Господь заповедует и разрешает клясться именем Божиим, – этого нельзя допустить, когда и в Ветхом Законе снисхождение употреблять сию клятву дано, как мы видели, с такой предосторожностью; я желал только показать, как следует правильно, не прибавляя своего смышления, разуметь слова Спасителя: не кленитеся всяко.

Посетитель. Для чего Спаситель возбраняет клясться небом, землей, Иерусалимом и своей главой?

Я ответил: Евреи слышали не только заповедь Божию о том, чтобы не во лжу клятися именем Божиим, но и прещения Божия великими наказаниями на клянущихся именем Божиим во лжу. Захария пророк глаголет к ним сице: «И обратихся, и возведох очи мои, и видех: и се серп летящ. И рече ко мне (ангел): что ты видиши? И рех: аз вижу серп летящ: в долготу лактей двадесять, и в широту десяти лактей. И рече ко мне: сия клятва исходящая на лице всея земли: зане всяк кленущийся во лжу от сея смерти отомстится. И взнесу его, глаголет Господь Вседержитель, и внидет в дом кленущагася именем Моим во лжу, и вселится посреде дому его, и скончает его, и древа его и камение его» (Зах.5:1–4). Дабы избежать сих наказаний на клянущихся во лжу, евреи придумали не клясться именем Божиим, а клясться небом, землей, Иерусалимом: они думали, что клянясь этими предметами, они, если и не исполнят клятв, не понесут за их преступление тех наказаний, какие изречены на преступающих клятву именем Божиим, на клянущихся всуе, и таковым мнением уготовляли себе путь ко преступлению клятвы. Книжники иудейские придумывали и другие подобныя тому, неповеленные законом клятвы. Так они говорили: иже аще кленется церковью ничесоже есть. И Спаситель, обличая таковое их лжеучение, глаголет: «Буи и слепии, что более есть: злато ли, или церковь святящая злато»? И паки книжницы учаху: иже аще кленется олтарем ничесоже есть; а иже кленется даром, иже верху его, должен есть. И сие обличая, Спаситель глаголет: «Буи и слепии, что более: дар, или олтарь, святяй дар? Иже бо кленется олтарем, кленется им и сущим верху его. И иже кленется церковию, кленется ею и Живущим в ней. И кленыйся небесем, кленется престолом Божиим и Седящии на нем» (Мф.23:17–22). Итак, Спаситель разрешает все умышления книжников и фарисеев, изобретенные ими для употребления клятв, преступление которых, по их мнению, не было бы грехом и не влекло бы за собой наказания. В отвержение сих лукавых умышлений Спаситель сказал и сии слова: не кленитеся всяко, то есть всякими изобретаемыми по вашему измышлению клятвами.

Посетитель: Я согласен с вашим мнением, что Спаситель обличает измышления книжников, изобретавших клятвы, преступление которых, по их мнению, не составляло греха и не влекло наказания; но я недоумеваю: чем же Спаситель восполнил древнюю заповедь: не во лжу кленешися, если вовсе не отсек клятвы именем Божиим?

Я ответил: Мной было уже объяснено, что в Ветхом Завете клятва именем Божиим составляла не закон, или заповедь, но была дозволена по снисхождению к потребности во извещение прекословий, как объясняет апостол Павел; как снисхождение на такие потребы она и в Новом Завете не отменяется. Спаситель, отвергая измышления книжников о клятвах, коими, по их мнению, безнаказанно можно было во лжу клятися, никакого возбранения против употребления. по необходимой потребности клятвы именем Божиим не положил, ибо не сказал: вы же не кленитеся именем Божиим. И апостол Иаков, брат Божий, в своем послании к бывшим в рассеянии иудеям, привыкшим к употреблению измышленных книжниками клятв, говоря о клятве, почти дословно приводить слова Господа, – также повелевает не клятися ни небом, ни землей, и только прибавляет: ни иною коею клятвою; но и он воспрещения клятися именем Божиим не полагает. Вот слова его: «Прежде же всех, братия моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою; буди же вам еже ей ей, и еже ни ни, да не в лицемерие впадете» (Иак.5:12). Что снисхождение к употреблению клятвы именем Божиим не до конца воспрещается и в Новом Завете, это подтверждается и пророчеством Исаии пророка. Он говорит от лица Господня: «работающим Мне наречется имя новое, еже благословится на земли: благословят бо Бога истинного, и кленущиися на земли, клятися будут Богом истинным» (Ис.65:15, 16). Что в сем пророчестве говорится о христианах, это видно из слов: наречется (им) имя ново, каковое имя ни к кому не может относиться кроме христиан. И вникните в смысл слов пророческих: в них Господь не дает христианам заповеди клясться именем Его, но только с похвалою их вере глаголет: кленущиися будут клятися Богом истинным. Теперь для вас должно быть ясно, что обвиняющие Св. Церковь за дозволение в необходимых случаях, напр. во свидетельство верности царям, приносить клятвенную присягу, утверждающие, что аки бы тем она преступает повеление Спасителя, укоряют ее неосновательно, ибо ни в Евангелии, ни в посланиях апостольских и нигде в Писании не покажут, чтобы запрещено было безусловно именем Божиим клясться, как запрещено клясться небом и землей. А на ваш вопрос, чем Господь восполняет ветхозаветную заповедь: не волжу кленешися, отвечу вам следующее. Господь возводит здесь новозаветное жительство на такую высоту в сравнении с ветхозаветным, что признает для христианина желательным, чтобы для достоверности его свидетельств и обещаний достаточно было одного слова, еже: ей ей, и еже: ни ни. А что употребления клятвы именем Божиим в нужных случаях Господь не отвергал, сие засвидетельствовали отцы вселенских Соборов, ибо они, по необходимости, во удостоверение требовали клятвы именем Божиим, чего никак не допустили бы, если б слова Спасителя понимали в смысле решительного запрещения клятвы именем Божиим. Так на Третьем Вселенском Соборе, когда было исследование о Нестории еретике, что он единомыслен Павлу Самосатскому, свидетели показывали, говоря: «именем Святыя Троицы заклинаю каждого... что Несторий единомыслен с Павлом Самосатским» (Деяния Третьего Вселенского Собора, т. 1-й). И в Деяниях Пятого Вселенского Собора, в исследовании об Иоанне епископе Мовсуестском, был ли он вписан в диптихи церковные, по требованию епископов свидетели клялись Богом пред святым Евангелием: «Мартин презвитер сказал: клянусь этим благом (то есть св. Евангелием), что знаю и скажу истину, что Феодор не был записан в диптихи...» «Иоанн презвитер сказал: клянусь этим благом и Богом, Который говорил чрез сие Писание: я говорю истину». Еще на Шестом Вселенском Соборе произошло недоумение о трех епископах Константинополя Фоме, Иоанне и Константине не были ли они когда еретическим учением заражены. Принесли их рукописи, и по прочтении оных Св. Собор сказал: «Выслушавши соборные послания, писанная Фомой, Иоанном и Константином, и нашедши, что они не думали и не писали ничего противного правой вере, мы находим нужным, чтоб Георгий, благочестивый диякон и хартофилакс здешней святой великой церкви, в глазах наших, пред предлежащим пречистым словом Божиим, удостоверил нас. И благочестивый диякон Георгий, прикоснувшись к предлежащему слову Божию, произнес следующую клятву: клянусь сим святым Писанием и говорившим чрез него Богом, что после сих поисков я не нашел (более никаких книг)... Святой собор сказал: так как благочестивым дияконом Георгием принесена вслух всех присутствуюпщх телесная клятва, и эта телесная клятва доставила нам полное удостоверение... поставляем оставить этих трех блаженной памяти мужей, то есть Фому, Иоанна и Константина, в их первом сане и внести в священные диптихи» (Деяния шестого Вселенского Собора, т. 6, стр. 411, 412). Приведу еще рассуждение о клятвах блаженного Феодора Валсамона. В толковании на 29 правило святого Василия Великого он пишет: «Поскольку из того, что правила определяют наказывать клятвопреступников, открывается, что те, которые не нарушают их (клятв), не наказываются, и с тем вместе явствуют, что исполнение законных клятв дозволяется: то не скажи, что это определено в противность евангельской заповеди, которая говорит, что мы не должны клясться ни небом, ни землей, потому что небо есть престол Божий и земля подножие ногам Его, и что клятвою должно быть: ей, ей, и ни, ни, ибо первое свойственно только совершенным, а и второе не отвергается, как законное... С другой стороны, если бы всякая клятва запрещалась, то пророк не сказал бы: кляхся, и поставих сохранити заповеди Твоя; и православные цари, составители законов, не издали бы законов, предписывающих совершение клятв. Итак, не всякая клятва законна, и незаконная запрещена, но не законная и не рассудительная». А что древние и греческие цари, издавая законы, в нужных обстоятельствах, как напр. во избрании епископа, требовали клятвы, о том свидетельствует и старопечатная Кормчая (гл. 42, грань 22). В книге преподобных отец Варсонофия и Иоанна, в ответе на вопрос судии о клятвах, также читаем: «Если от высшей власти получишь повеление производить суд, то потребуй, чтобы дали клятву, то есть тщательно рассмотри, полезно ли сие будет, тогда потребуй клятву, нимало сомняся».

Из всего сказанная мной вы можете видеть, что Христос Спаситель воспретил собственно клятвы, измышленные иудейскими книжниками с той целью, чтобы, поклявшись в неправде, избежать наказания; но, признавая для высоты христианского совершенства достаточным вместо всякой клятвы уверение словами: ей, ей, ни, ни, Он, однако же, не воспретил безусловно употребления клятвы именем Божиим, и, следственно, дозволил ее в необходимо нужных случаях, почему православная Церковь и признает в таковых случаях употребление сей клятвы дозволительным и потребным, как это засвидетельствовали Святые отцы на вселенских Соборах.


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle