Азбука веры Православная библиотека архимандрит Павел Прусский

архимандрит Павел Прусский

Дневники

Догматико-полемические труды

Полное собрание сочинений

Сектоведение

архимандрит Павел Прусский

архимандрит Павел Прусский (16.01.1821–27.04.1895)

Павел Прусский (1821-1895), архимандрит, известный деятель, писавший против старообрядческого раскола.

В миру Леднев Петр Иванович, родился 16 января 1821 г. в Сызрани в раскольничьей семье и сам в первую половину жизни принадлежал к расколу (по федосеевскому толку), занимая в нем весьма видное положение как хороший начетчик.

Строгие меры имп. Николая I против старообрядчества заставили попечителей Преображенского кладбища в Москве подумать о создании нового центра где-либо в более безопасном месте. На средства кладбища Павел был отправлен в 1848 в Пруссию (отсюда его название «Прусский») и там устроил близ Гумбиннена старообрядческий Войновский монастырь в Экертсдорфе (Вост. Пруссия, ныне Польша, д. Войново на Мазурских озерах). В 1851, вследствие раздоров в монастыре, он удалился на время в Климоуцы (близ Белой Криницы), где основал малочисленную поморскую общину, но в 1852 возвратился в свой монастырь, которым и управлял 15 лет (до 1867), стоя во главе федосеевщины и пользуясь громкой известностью во всей России в качестве вождя старообрядчества.

Около 1856 г. изменил федосеевским воззрениям на брак и стал допускать новоженов на исповедь и общее моление, почему и был вызван в 1858 г. на Преображенское кладбище для объяснений, закончившихся разрывом.

В 1868 г. основал в Йоханнесбурге (ныне г. Пищ) типографию, в чьей обильной продукции преобладала литература в защиту бессвященнословного брака.

25 февраля 1868 он присоединился к единоверию. С этого времени все свои немалые знания и большую энергию он посвятил проповеди единоверия. Поселился в Москве в Никольском единоверческом монастыре и вскоре был сделан настоятелем.

Без преувеличения можно сказать, что он стал одним из самым известных миссионеров Русской Церкви. Находясь в зените славы, он вспомнил об оставленных им в Климоуцах поморцах и явился, чтобы просветить их единоверием. Ему с трудом удалось убедить малое число бывших своих последователей подчиниться синодальной власти - так был основан единственный единоверческий приход за границей.

27 апреля 1895 г. он умер и похоронен в Никольском единоверческом монастыре.

Даровитый самоучка и знаток древнерусской и святоотеческой литературы, он писал легко, просто и доказательно, опровергая все пункты учения раскола. Большая часть его сочинений вышла несколькими изданиями, сделанными отчасти Святейшим Синодом. Особенно ценятся его подробные опровержения «Поморских ответов» Андрея Денисова и «Вопросов Никодима»; «Беседа с поповцем о 69 правиле Карфагенского собора», «Беседа с поморцем о Пирре» и др.