17. Беседа со старообрядцем о словах апостола Павла «не прославися прославленное в части сей» (2Кор.3:10, зач. 173.)
В одно время пришел ко мне старообрядец беспоповского согласия, привел с собой и несколько человек других, с которыми он беседовал у монастырских ворот: ему хотелось пред этими людьми уличить меня, будто я несправедливо проповедую о вечности Церкви и неодоленности ее вратами ада.
Он сказал: Вы всегда проповедуете о вечности Церкви и ее неодоленности; но апостол Павел явственно пишет, что Церковь новозаветная во всей полноте своей, то есть со всеми чинами и таинствами, не всегда, не вечно будет существовать.
Я спросил: А где это апостол пишет? Благоволите указать, и мы рассмотрим, действительно ли таковые мысли есть у апостола Павла.
Старообрядец ответил: Во втором послании к Коринфянам, в зачале 173-м, апостол говорит: «не прославися прославленное в части сей».
Я сказал: Поясните нам, как вы разумеете эти апостольские слова.
Старообрядец. Под словом прославленное апостол разумеет Церковь Нового Завета; поэтому, говоря: не прославися прославленное в части сей, апостол возвещает, что Церковь Нового Завета не будет иметь вечности, а постигнет ее такое же прекращение, как и ветхозаветную Церковь.
Я спросил: Кто из святых отцов и учителей Церкви толковал эти слова апостола Павла так, как вы их толкуете?
Старообрядец. На что нам толкование святых отец, когда эти слова ясны сами собою и не требуется на них никакого толкования святых отец!
Я ответил: Если вы на приведенные слова апостола Павла никаких толкований святых отцов не хотите представить и слышать их не желаете, аки бы по совершенной ясности словес апостольских, а истолковали их сами по своему разумению, как вам было угодно, то и мы, не приводя отеческих толкований, будем рассматривать только самые слова апостола Павла, и из этого их рассмотрения ясно обнаружится, что вы их понимаете несправедливо. Слова: не прославися прославленное в части сей, апостол Павел сказал совсем не о Новом Завете, как вы утверждаете, а о Ветхом, который называет писанным на камени, престающим в славе, тогда как, напротив, Новый Завет называет пребывающим в славе, проповедуя тем его вечность.
Прочитаем вполне слова апостола Павла из зачала 173-го. «Надеяние таково имамы Христом к Богу, не яко довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе; но довольство наше от Бога, иже удовли нас служители быти Нову Завету, не писмени, но духу: писмя бо убивает, а дух животворит» (2Кор.3:4–6). Здесь апостол говорит о своем и вообще об апостольском служении в проповеди Нового Завета, именно что сила и способность, довольство апостольского служения не от самих апостолов происходили, но от Бога, который избрал их быть служителями Новому Завету. Потом являет превосходство апостольского служения пред служением Моисея, – говорит, что они, Апостолы, служители закона высшего, нежели какому служит Моисей: Моисей служил Завету, написанному на камени (на скрижалях) письменами, от человек пишемыми и чтомыми, апостолы же служители Завету Новому, не на камени, но на сердцах написанному, не писменами, но духом: удовли нас служители быти Новому Завету, не писмени, но духу. Потом и еще решительнее показывает превосходство и силу Нового Завета пред Ветхим: писмя убивает, а дух животворит. Ветхий Завет за убийство, за прелюбодеяние и прочие тому подобные преступления не полагал покаяния, и жертвоприношения о таковых грехах уставлено им не было, а предписывал за таковые прегрешения побивать камением; жертвоприношения очищали только за прикосновение к мертвецу и тому подобное: на это и указывает апостол словами: писмя убивает, то есть писанный закон предписывает убивать согрешающих, и от грехов не разрешает. А дух животворит, то есть Новый Завет, установленный Христом, оживотворяет кающихся, по слову Его: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им. Показав таким образом различие Нового Завета, оживотворяющого, от Завета Ветхого, убивающего, апостол переходит к наибольшему уяснению славы и величия Нового Завета пред Ветхим: «Аще ли служение смерти, писмены образовано в камнех, бысть в славу, яко не мощи взирати сыном Израилевым на лице Моисеово, славы ради лица Его престающия (виждь, где и что престающее, – это Моисеово): како не множае паче служение духа будет в славе? Аще бо служение осуждения слава: много паче избыточествует служение правды (то есть Новый Завет) в славе. Ибо не прославися прославленное (Ветхий, Моисеев Завет) в части сей, за превосходящую (пред ним) славу (Нового Завета). Аще бо престающее славою: много паче пребывающее в славе (2Кор.3:7–11). Вот как ясно доказывает св. апостол Павел превосходство славы Нового Завета пред Ветхим. Если, говорит он, служение, то есть Ветхий закон, на прекращение злобы повелевавший казнить злотворящих, – закон, писанный на камени, таковую имел славу, что сыны израилевы не могли взирать на лицо Моисея, принесшего сей закон, славы ради лица его престающие, временные, чем и образовалось престатие, прекращение, Моисеем бывшего, Ветхого Завета: то кольми паче служение духа, то есть Новый Завет, будет в славе; если служение осуждения, т. е. закона, осуждавшего злотворящих за смерть, ознаменовано такой славой, то гораздо большую славу должно иметь служение правды, служение Нового Завета, давшего оправдание падшему человеку, очищающего грехи его. За сим, в объяснение и подтверждение сказанного, апостол прибавляет: ибо не прославися прославленное в части сей, то есть прославленный прежде Ветхий Завет даже нельзя считать и славным в сем отношении, то есть по сравнению с Заветом Новым. Почему нельзя? – За превосходящую славу Нового Завета, – потому что он своей превосходящей славой сокращает и умаляет славу Ветхого Завета подобно тому, как восходящее солнце силой своего света делает лупу бледной и неприметной. Наконец Апостол указывает и причину превосходства одного Завета пред другим, именно в том, что Ветхий Завет был престающий, а Новый – не престающий, вечно пребывающий в славе: аще престающее – славою, много паче пребывающее – в славе.
Итак, вот что означают слова апостола: не прославися прославленное в части сей. Хотя и славен был Ветхий Завет, как пресекавший злобу людей страхом наказаний, но он не прославися в сравнении с Новым Заветом: Ветхий писан на камени, а сей духом; Ветхий убивал, а Новый животворит; Ветхий временный, а сей вечный: кровию Завета вечнаго. Сопоставляя эти оба завета, апостол и являет превосходящую славу Нового пред Ветхим. А если разуметь слова апостола, как вы разумеете, т. е. что не прославися Новый Завет, то скажите: пред кем же он уступаешь славой, и какая бо́льшая слава затмевает его славу? Если Новый Завет не прославися вечным пребыванием, то что же есть пребывающее в славе? – Покажите. Уж не думаете ли вы, что пребывающее в славе есть ваше беспоповское положение, с наставниками, не имеющими рукоположения и власти от Святого Духа – разрешать грехи кающегося? Или положение старообрядцев с беглыми и австрийскими попами? Но тогда выйдет, что ваше и поповщинское служение есть уже служение не Нового Завета, ибо он, по вашему, уже престал. И оно действительно не есть таковое служение. апостол глаголет, что служение Нового Завета есть служение не писмени, а духа; вы же служение духа погубили, ибо не имеете совершения таинства хиротонии, а не имея дарования на совершение сего таинства, лишены и всех прочих таинств, лишены действий Духа Святого. Оставьте же вашу хульную мысль, будто слова апостола: не прославися прославленное в части сей, сказаны о Церкви Христовой, о Церкви Нового Завета, и не думайте, что у вас есть служение духа, пребывающее в славе, а попекитесь соделаться сыном Церкви, действительно пребывающей в славе.