Источник

16. Разговор со старообрядцем, указавшим на слова митрополита Платона о единоверцах: «дондеже вразумятся»

В один вечер воскресного дня я шел из церкви от вечерни в свою келлию. Тогда, недалече от моей келлии, стояла толпа народа, и в ней шла беседа между православными и беспоповцами о священстве, – именно о том, существует ли ныне христопреданное священство, или уже прекратилось. Беспоповщинский совопросник утверждал, что священства ныне уже нет на земле. Я вступил в беседу и сказал: «Если бы старообрядцы несомненно веровали в Евангелие и в неизменность словес Христовых, тогда они таковых слов, что будто христопреданное священство прекратилось, не говорили бы; а то они одному в Евангелии веруют, другому не веруют. Так о крещении сказанному: аще кто не родится от воды и Духа, не имать внити в Царствие Божие, веруют, и все утверждают, что без крещения Царствие Небесное наследовать невозможно; а там же, в Евангелии, сказанному самим Господом о таинстве Тела и Крови Христовых: «аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» (Ин.6:53), не веруют, и в противность евангельскому прещению обещают спасение и без причастия Тела и Крови Господних. Точно так же и сказанному о священстве самим же Христом: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18) они не веруют. Я потому отношу сии слова Христовы к священству, что Христос Церковь свою создал именно со священством, ибо на тайней своей вечери апостолов своих поставил совершителями таинства Тела и Крове Его, глаголя: сие творите в Мое воспоминание (Лук.22:19; 1Кор.11:24), о чем справедливо говорится и в Великом Катехизисе, что Господь на Тайной вечери апостолов своих священниками сотворил. Вот о какой Церкви Христос сказал: созижду, и врата адова не одолеют ей. Врата адова не одолеют Церковь со священством: значит, и самое священство. Так сказал Господь; и о словах своих Он сам же свидетельствует: «небо земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут» (Лк.21:33). Отсюда видно, что те, которые говорят, будто ныне священство прекратилось, не веруют в непреложность слов Христа Спасителя о святой Его Церкви. О тех же, кто не верует Его словам, опять сам Христос Спаситель возвестил, что таковых в день страшного Его пришествия осудят именно те Его слова, которые Он изрек на земли: «аще кто услышит глаголы Моя и не верует, Аз не сужду ему... но слово, еже глаголах, то судит ему в последний день» (Ин.12:47, 48).

Беспоповец, не зная, чем оправдать себя, стал укорять единоверцев, что и они не имеют священства.

Я ответил: Поди, посмотри в церкви у единоверцев, и узришь, что у них священники совершают службу: значит, несправедливо говоришь ты, что будто бы у единоверцев нет священства.

Беспоповец сказал: епископа нет у вас, посему и священства нет.

Я ответил: Священники единоверцев поставлены от епископа, имущего преемственную от Христа хиротонию, и которым епископом поставлены, от того и посланы к единоверцам, его и поминают в ектениях. А что не всегда у них епископ служит, это не значит, что нет у них епископа. Ведь и в православных церквах не всегда епископ служит, а во многих и никогда не служивал; однако нельзя укорять те церкви в неимении у них епископа. Притом случается, что епископ служит и в церквах единоверческих.

Беспоповец: А что о вас ваши епископы говорят? Они говорят о вас: «дондеже вразумятся». Значит, вы еще не вразумились!

Этим беспоповец намекнул на пункты митрополита Платона, где действительно сказано о единоверцах его времени: «дондеже совершенно вразумятся».

Я ответил: Митрополиту Платону, при открытии в Москве Единоверия, так сказать было можно и нужно, потому что обращавшиеся в Единоверие старообрядцы просили, чтобы священники, которые будут даны им, не ходили в православные церкви на крестные ходы, не обращались бы для исповеди к православным священникам, чтобы крестящиеся троеперстно и бреющие бороду, кроме Высочайших Особ, не допускались к ним в церковь на молитву. В этом было им сделано снисхождение; но ввиду такой их приверженности ко внешности, митрополит Платон имел основание сказать о них: «дондеже совершенно вразумятся». И говоря это, он видит их неразумение не в том, что они желают употребления старых обрядов, а в том, что неправильно судят о исправленных обрядах, – он ожидает вразумления их в том, что будут вернее смотреть на православную Церковь и ее обряды, – за троеперстие, или за брадобритие не будут требовать прекращения с православными общения в молитве. Это ожидание митрополита Платона и исполнилось. Нынешние единоверцы о православной Церкви имеют более правильное понятие: священники их в табельные дни на молебны в церковь православную ходят, троеперстно молящихся из своих церквей со службы не высылают, священникам своим ходить на исповедь к православным священникам не возбраняют, даже православные священники в единоверческих церквах совокупно с единоверческими священниками служат. Посему ныне приводить о них слова митрополита Платона: «дондеже вразумятся» несправедливо, ибо они уже вразумились. И не об этом надобно рассуждать вам, вразумились, или не вразумились единоверцы, а о том, к каким они пристали пастырям, – к посланным от Христа, или не посланным, к православно верующим во Святую Троицу, или неправославно. А вразумились, или не вразумились о Святой Церкви, об этом нечего вам говорить; это зависит от них, и Церковь, их принявшая, от того нимало не вредится, и они, как принятые Церковью, не лишены надежды спасения. Духоборцев, не веровавших, что Дух Святой есть Бог, святой Василий Великий принял в соединение церковное, сделав большое снисхождение им, не требуя от них полного выражения даже веры в Святого Духа, что он есть Бог. Несмотря на то, что они имели такую погрешность относительно самого догмата веры, святой Василий Великий нашел возможность принять их в общение церковное под тем условием, чтобы они только не называли Духа Святого тварью (Посл. 110, к тарсским пресвитерам). И так духоборцы, хотя и не вполне вразумились в учении о Святом Духе, но приняты были Святой Церковью, и никто их не укорял за то, что не вполне вразумились, а Святая Церковь и радовалась о их присоединении, несомненно также, что они получили и спасение в недрах Церкви. Если бы они спасения получить не могли, святой Василий Великий не присоединил бы их к Церкви. Теперь пойми же: если даже с недостатком исповедания веры во Святого Духа присоединение ко Святой Церкви было полезно и спасительно, то кольми паче присоединение ко Святой Церкви старообрядцев, имевших недостаточное разумение только о обрядах, было полезно и спасительно.


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle