Источник

35. Слово, сказанное при погребении переплетчика Николая

Сей почивший о Христе брат наш Николай по рождению принадлежал к секте федосеевцев, отметающих брак и не молящихся за царя. По художеству был он искусный переплетчик старопечатных книг, и это его мастерство расположило его к чтению сих книг. Он был женат, или по-федосеевски новожен, то есть в федосеевстве поженившийся. И чтение книг, и особенно наблюдение над господствующими у федосеевцев нравами, над образом их жизни, показали ему, что федосеевское учение о всеобщем безбрачии не согласно с Христовым учением: не вси вмещают словесе сего, т. е. девства. Видел он, что строго соблюдаемый федосеевцами закон их, по коему все поженившиеся отлучаются от совокупного моления и ядения, многих молодых людей удерживает от вступления в брак; а так как из страха отлучения удерживаются от брака люди, совсем не имеющие расположения к безбрачной жизни, то и впадают они в тяжкие плотские грехи. Между тем наставники федосеевские, строго служа своему учению о безбрачии, всю свою строгость изливают только на поженившихся, отлучают их от молитвы и совокупного ядения с феодосеевцами, даже не принимают от них никакого приношения, ни свечей, ни ладану, не поют за их здравие молебнов, и без расторжения брака не принимают на исповедь, хотя бы и при смертном случае, а неженатым за преступление чистоты не показывают, напротив, никакой строгости, дабы тем не уклонить их в брак; по их мнению, поженившийся есть якобы нераскаянный грешник, а безбрачник, если и ведет зазорную жизнь, погружается в нее только временно и потому будто бы не в пример лучше женатого. Чрез это учение в федосеевстве водворился великий разврат со всеми последствующими ему преступлениями: это и расположило покойного с сомнением смотреть на федосеевство. Потом случилось ему тяжко заболеть, и призвал он, чтобы исповедаться, федосеевского наставника. Наставник прежде исповеди потребовал от него обета расторгнуть брак. Больной подумал, что этим обетом он вложит себя, если оздравеет, и жену свою, по молодости лет, в опасность преступления чистоты, а детей своих, от живых отца и матери, должен будет сделать сиротами, оставить на произвол случая, без всякого надзора и попечения о их нравственности? Ужаснувшись всех этих бед, он ответил наставнику, что не может отрещися жены и детей. Тогда наставник отказал умирающему в исповеди. Вот в какой страшный для человека час являются жестокими и неумолимыми беспоповские наставники, ревнующие о безбрачии! И вот как беспощадно действуют они для разорвания брака и семейной жизни, составляющей основу всякого государства!

Бог сохранил тогда жизнь Николая; а это поведение федосеевского наставника сильно повлияло на него и побудило еще внимательнее рассматривать раскол. Он рассуждал: если федосеевцы такое превратное имеют понятие о естественной жизни, своим учением поощряя юношество к разврату, то могут ли они справедливо судить о духовной жизни, – могут ли понять, за что и правильно ли отлучаются от Церкви? Правду ли говорят они, что возможно спасение без священства и таинств? Приступил он тогда и к чтению полемических книг, раскрывающих правоту Церкви и обличающих неправду раскола; начал внимательно прислушиваться к беседам православных со старообрядцами, которые ведутся у врат святой обители нашей. И наконец, убедившись в правоте Церкви, присоединился к ней с сыном своим, малолетним отроком. Когда же случилась с ним тяжкая предсмертная болезнь, явилось новое сильное искушение для его веры. Хотя и жил он без нужды, питаясь от ремесла своего, но состояния, обеспечивающего жизнь, не имел, и потому, сделавшись болен и не имея возможности работать, впал в бедность; а родственники, зажиточные федосеевцы, помогать ему соглашались только под тем условием, если он возвратится в федосеевство; да и сами наставники присылали старух с обещанием вполне обеспечить семью его, только бы отрекся от церкви и исповедался у федосеевского наставника. Умирающий отверг все их искушения, – отвечал им, что уже не только исповедался у истинного священника, получившего от Бога власть вязать и решить грехи, но и причастился святых Таин Тела и Крови Христовы в наследие живота вечного. Соблазнительницы-старухи, по наущению наставников, предлагали ему всякое снисхождение для вступления в федосеевство, – просили только положить «начал», даже предлагали сами положить за него этот начал55; но он ответил им: «ни в каком начале не нуждаюсь, а если вы сами виноваты в чем и вам надо положить начал, кладите сколько угодно»! Своими частыми посещениями старухи, посылаемые наставниками, не давали умереть ему спокойно и одним появлением своим приводили его в содрогание. Однако, поколебать его в вере и в преданности святой церкви не могли.

Итак усопший раб Божий Никола пребыл непоколебим в православии и предал дух свой Богу, как верный сын Церкви, исповедавшись пред священником, сподобившись причастия тела и крови Христовы и помазавшись освященным елеем. Помолимся о нем, да упокоит его Господь во царствии небесном!

* * *

55

У федосеевцев есть обычай: если больной мирщил, т. е. ел и пил с православными, то должен исповедаться в таком грехе у их наставника и тогда только можно отпевать его и поминать. И если умирающий почему-либо, – например будучи без языка, или без памяти, – не в состоянии учинить исповедь, то какая-нибудь старуха, лишь бы только не омирщившаяся, положит за больного начал, даже без согласия его и ведома, – тогда точно так же и хоронить, и поминать его признается возможным.


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle