Источник

Ереси и Еретики

Ереси и Еретики (Ἅιρεσις, Ἁιρέσεις, Ἁιρετικός, Ἁιρετικοί; Haeresis, Haereticus, Haeretici; Ересь, Ереси, Еретіки; L: Secte, Ketzer Häresie, Häresien, Häretiker): Деян.5:17, 15:5, 24:5. 2Пет.2:1. 1Кор.11:19. Тит.3:10. – Слово ересь (ἁίρεσις;– от ἁιρέω) = беру, отнимаю, выбираю, отделяю) значит отделение, разделение, партия, секта, и употребляется различно: 1) означает религиозные партии между иудеями, каковы фарисеи, саддукея, ессеи, и другие (Деян.5:17, 15:5, 26:5. Сн. Флав. Древн. К. 18. гл. 1. § 2–6); 2) употребляется о христианах вообще, которые долго назывались у иудеев в презрительном смысле ересью назореев (Деян.24:5, 14:28, 22); 3) о партиях в христианском обществе (1Кор.11:19. Гал.2:20); в этом смысле ап. Павел часто употребляет выражение «σχίσματα – расколы, разделения» (1Кор.1:10, 11:18, 12:25); и 4) о ересях в собственном смысле, или ложных учениях, т. е. произвольных искажениях христианской истины (2Пет.2:1. ср. Тит.3:10). Ἀιρετικὸς ἄνθρωπος – еретик человек – у апостола означает такого человека, который или сам основывает новую секту под христианским именем, или принадлежит к такой секте. Подобное отношение к еретическим явлениям имеют выражения: γγώσις ψευδώνυμος –лжеименное знание (1Тим.6:20), в противоположность с διδασκαλία ὑγιάινουσα – здравое учение (1Тим.1:10, 6:3. 2Тим.1:13. 4:3. Тит.1:9, 2:1), и с ἡκατ’ ἐυσέβειαν διδάσκαλία – учение о благочестии (1Тим.6:3), ψευδαπόστολοι – лжеапостолы и лжеучители (2Кор.11:13. сн. 2Пет.2:1) и ἑτεροδιδάσκαλοι – учащие иному, чуждому, в противность здравым словам Господа (1Тим.1:3, 6:3). См. из Шаффа в Прав. Обозр. 1861 г. дек. стр. 453. Так. обр., под именем ереси в собственном смысле разумеется произвольное искажение хр. истины, ложный взгляд на какой-либо догмат веры, когда к истинному учению примешивают свои ложный мнения, и с упорством защищают их, не отвергая учения веры вцелом. С понятием о ереси находится в большом сродстве понятие о расколе, хотя, строго говоря, они различны. Раскол есть внешнее отделение от единства церковной власти и церковного благочиния. Но, в дальнейшем своем развитии, он весьма легко ведет к отрицанию или искажению самого православного учения, т. е. к ереси. Так, напр., евиониты, гностики, ариане были еретики, а монтанисты, новациане и донатисты – раскольники. Но монтанисты, почитая Монтана обещанным от Христа параклитом и учителем и совершая крещение во Отца и Сына и в Монтана или Прискиллу, очевидно извращают самые догматы веры. Равн. обр. новациане, не допуская падших к покаянию, отымая у Церкви право и власть разрешать грехи, и себя только называя чистыми, а всех прочих нечистыми, и потому снова перекрещивая переходящих к ним, очевидно, извращали самое христианское вероучение (Евс. Ц. Ист. К. 7. гл. 8). Под. обр. донатисты, учившие, что Церковь состоит из одних совершенных и не имеет в себе грешников, что ее нет нигде, кроме Африки и притом кроме донатистов, тогда как, по словам самого Господа (Мк.16:15. Лк.24:47. Деян.1:8), Церковь Его не может ограничиваться одним каким-либо местом или временем, или народом, и что крещение и рукоположение в таинстве священства надобно повторять над тем, кто пожелает вступить в их общество, тогда как Церковь, согласно учению Писания исповедует едино крещение (Еф.4:5), очевидно искажали самое христианское вероучение. Начало ересей в христианской Церкви восходит к самым древним временам. Сам Господь предсказал, что на всемирном поле спасительного Его учения будут прозябать и плевелы (Мф.18:24–30). И апостолы не только предсказывали об имеющих быть в Церкви ересях и лжеучителях (Деян.20:29–30. 1Пет.2:1–3, 3:1–3. 1Тим.4:1. 2Тим. 3:1, 13, 4:3–4), но и прямо свидетельствовали, что уже и в их время много было лжеучителей, которые ложным своим учением не страшились извращать здравый смысл Писания и отторгать верующих от истины веры Евангельской. Они повествуют о людях, от них изшедших, но не бывших от них (1Ин.2:19), о держащихся учения Валаама, или николаитах (Откр.2:14–15), об отделяющих себя от единства веры, душевных, не имеющих духа (Иуд.1:19), о прекословиях лжеименного разума (1Тим.6:20), о лжебратиях (Гал.2:4. 2Кор.11:26), о людях, отвергших веру и добрую совесть и отступивших от истины (1Тим.1:19. 2Тим.2:18), одним словом, о еретиках (Тит.3:10), предостерегая от них верующих. В ересях времен апостольских различают два главные направления: одно имело свое основание, главн. обр., в иудействе, другое – в язычестве. Но на самом деле, по причине смешения в них разных элементов учения иудейского и языческого с христианским, трудно с точностью показать, какие из них должны быть причислены к строгому иудейству, и какие к язычеству. С появлением и распространением нового направления гностического, стремившегося к отвлеченным философским умозрениям, усвоявшего себе более глубокое познание великих задач о Боге и человеке, о мире и происхождении зла в мире, и т. под., и соединявшего в себе разнородные элементы восточной теософии, философии греческой, особенно Платона, мистической и аскетической философии Филона, каббалистического учения иудейского и идей христианских, еще большее произошло разнообразие в еретических заблуждениях. Впрочем, почти все гностические ереси сходятся между собой в двух главных их догматах; в учении о двух началах – добром и злом и в учении об эманатизме. Следы гностицизма, кажется, видны были и при апостолах, так что они необходимым находили предостерегать от сего верующих (1Ин.2:18–24, 4:1–3. 2Ин.1:7. Иуд.1:4, 12, 17–21. 1Тим.1:18–20, 6:20–21. и др.). По свидетельству отцов Церкви, св. евангелист Иоанн, между другими великими побуждениями и целями, этих именно лжеучителей и имел в виду, пиша к верующим свои послания и свое Евангелие (Ирин. прот. ерес. К. 3. гл. 1. и далее).

К ересям древних времен христианства, более близким к иудейству, кроме указываемых нередко в посланиях апостольских, принадлежат: 1) Николаиты (Откр.2:15). Ириней производит их от Николая, одного из семи диаконов (Ерес. К. 1. гл. 26). Но, вероятно, или учение его превратно понято было его учениками, или они происходили от другого какого-либо Николая, и только хвалились, что основателем их был Николай из семи диаконов, чтобы придать более значения своей секте, потому что известный из семи диаконов Николай был строгой христианской жизни и не мог быть основателем такой нечестивой ереси (Евс. Цер. Ист. К. 3. гл. 29). Ересь эта была самая развратная. Свойства Николаитов ясно обозначены в Апокалипсисе Иоанна (Откр.2:14–15). Они, подобно Валааму, учили, что нет ничего законопреступного в любодеянии и едении идоложертвенного и потому предавались всяким порокам (сн. Числ.25:1–3, 31:16. Нав.22:17. Пс.105:28–29). 1Кор.10:8. 2Пет.2:10–15. Иуд.1:4, 11); Сн. Прав. Обозр. 1861 г. дек. стр. 483–485. Neand. Allg. Gecsh. der Chr. Rel. uud Kirche, T. 1. p. 513–515. – 2) Керинфиане. Керинф, родом иудей, учившийся в Александрии, живший, по свидетельству древних отцов, в век апостольский. Он учил, что Иисус родился от Марии и Иосифа простым человеком, и что Христос (Слово – λόγος) сошел на него по крещении в виде голубя, и пред страданиями снова отлетел от него, и так. обр., он пострадал и умер, как простой человек, но воскрес из мертвых. Мир создан не Богом, а особенной некоей силой без ведома Его. К этому лжеучению присовокупил, что после воскресения настанет тысячелетнее царствование Христа на земле; тогда люди снова будут жить на земле, служа страстям и удовольствиям, и тысяча лет пройдет в празднествах, брачных пиршествах и увеселениях. Ирин. пр. Ерес. К. 1. гл. 26. Epiph. Haer. 28. § 5. Евсевий «Церковная история» К. 3. гл. 28. – 3) Назореи. Под этим именем первоначально известны были между иудеями все христиане, но после имя это усвоено особенной христианской секте, которая постоянно держась вдали от Церквей, возникших из среды языческой, продолжала считать обязательным для себя соблюдение обрядового закона Моисеева; впрочем, назореи за несоблюдение его не отказывали в спасении и христианам из язычников. Они отвергли предписания раввинов, но допускали чувственный хилиазм, соответственно иудейским ложным понятиям о царстве Мессии, и в христианстве руководствовались одним Евангелием от евреев, или от Матфея, но отличным от нашего. Epiph. Haer. 29. § 7. Филастр. de Haer. с. 8. р. 20. Август, de Haer. С. 9. р. 29. – 4). Евионеи, называющееся так, или от некоего Евиона, из школы назореев, положившего начало этой ереси, или, по своей скудости, потому что имя Евион с еврейского означает бедного, или потому, что имели скудное и унизительное понятие о Христе. Христа они признавали простым человеком, хотя, впрочем, облеченным при крещении Божественной силой; почитали необходимым соблюдать и обрядовый закон Моисеев; принимали одно поврежденное Евангелие от Матфея, отличное, впрочем, от Евангелия назореев, прочие книги Нового Завета отвергая, и подобно назореям держались учения о чувственном хилиазме. Ирин. пр. Ерес. К. 1. гл. 26. Евс. Ц. Ист. К. 3. гл. 27. Epiph. Haer. 30. Август. de Haer. с. 10.

Из язычествующих гностических еретиков, известны в особенности: 1) Симон Волхв, Он обыкновенно почитается патриархом гностиков и вообще всех еретиков (Ирин. пр. Ерес. К. 1. гл. 23. § 2. гл. 27. § 4. и предисл. к 2 и 3-ей кн). Выдавая себя за высшую божественную силу и святотатственно называя себя Богом, в Самарии – Богом Отцом, в Иудее – Богом Сыном, у всех прочих народов – Богом Духом Святым, он, очевидно, хотел, чтобы его признавали за воплотившееся божество, и потому в собственном смысле был лжехристос и антихрист. В учении его находят смешение разных гностических понятий языческих, восточной теософии и философии греческой, христианских, иудейских, самаритянских и других. Женщину некоторую, Елену, которую, водил он с собой, выдавал он за первую мысль (Εννοια), мать всех вещей, чрез которую в начале он создал духов, ангелов и архангелов, которыми создан этот мир и ими управляется. Ветхий Завет он признавал бесполезным, допускал переселение душ, воскресение тел отвергал, все действия почитал безразличными. Последователи его предавались разврату и суеверию (сн. Ирин. пр. Ерес. Е. 1. гл. 23. § 1–4. Epiph. Haer. 2. с. 2. Евсев. Цер. Ист. К. 2. гл. 13). – 2) Преемником Симона был Менапдр, тоже самарянин, достигший великого совершенства в магии и волхвовании. Он учил, что он есть Спаситель, посланный в мир от верховной неведомой силы, что мир создан ангелами, которые, по его учению, также как у Симона, произведены мыслью, что его магия доставляет силу побеждать самих ангелов, и что крещение в него делает бессмертными, нестареющими, которые никогда не умрут, наслаждаясь всегдашней молодостью. Ирин. пр. Ерес. К. 1. гл. 23. § 5. Евс. Цер. Истор. Кн. 3. гл. 26. – 3) Сатурнин, ученик Симона и Менадра. Он принимал два начала: Бога доброго, творца ангелов, архангелов, сил и властей, семь из которых, без его ведома создали мир и людей, и злое начало, которое противопоставило им злой род. Чтобы разрушить царство злого начала, Бог добрый послал на землю Христа, который, явившись в призраке плоти, разрушил царство злого начала и открыл добрым душам путь к Богу. Желающие возвратиться к Богу должны отказаться от брашен из животных, от вина, супружества и всех удовольствий чувственных. Ирин. пр. Ерес. Е. 1. гл. 24. Евс. Ц. Ист. Кн. 4. гл. 7. Epiph. Haer. 23. Авгус. de Haer. с. 3. Филастр. De Haer. с. 31. Theodor. Haer. fab. L. 1. с. 2. – 4) Василид, соученик Сатурнина, распространявший свое учение в Александрии. Верховного Бога он называл таинственным именем Ἀβρασαξ, коего буквы, принимаемые за числа, составляют 365. От этого нерожденного начала произошли семь эонов. От них ангелы, которые создали высшее небо и родили других ангелов. От этих другое небо и другие ангелы, и так далее до 365 чинов ангелов и небес. Ангелы нижнего неба, близкого к вечной, но злой, материи, создали из нее мир и людей и сделались их правителями. Главный из них начальник, Бог иудейский, хотел подчинить иудеям все прочие народы; но прочие князи восстали против сего и все другие народы от него отпали. Чтобы освободить верующих от власти мироздателей, избавить души от уз телесных и возвратить в царство света, от нерожденного и неименуемого Отца, послан был на землю первородный Ум, который соединился при крещении с человеком Христом и творил силы, и пред страданием вознесся к пославшему его. Души, верующие в него, восходят к Богу, прочие переходят в другие тела; тела возвращаются в первобытную материю. Предания о нравственном учении Василида несогласны. Впрочем, известно, что он позволял отречение от Христа в опасности, участие в идоложертвенных пиршествах, унижал мученичество, и все действия почитал безразличными. Ирин. К. 1. гл. 24. § 3–7. Евс. Ц. Ист. К. 4. гл. 7. Epiph. Haer. 24. Tlieod. Haer. fab. L. 1. с. 2. – 5) Карпократ, современник и соотечественник Василида. Его учение есть смесь идей платонических, гностических и христианских. Распространитель его лжеучения и пороков был сын и ученик его Епифан. Его «γνώσις μοναδική», вероятно, означало знание того высочайшего первобытного существа, той высочайшей монады, того высочайшего единства, из которого все проистекло, и к которому все стремится возвратиться Он допускал, подобно Платону, предсуществование душ, и высшее знание понимал, как воспоминание из первобытного, небесного состояния. Мир, по его учению, сотворен не Богом, а низшими, ограниченными духами. Владычествуя над разными частями его, они стараются противодействовать всеобщему стремлению к высшему единству, своим влиянием, законами, учреждениями, народными религиями и всякими ограничениями стараясь удерживать в своей власти души, истекшие из высочайшего единства и ниспадшие в телесный мир и заключенные в тела, чтобы они не могли свободно возвышаться к своему первоисточнику. Но посредством воспоминания из первобытного высшего состояния, души могут возвышаться до познания оного высшего единства, и так. обр. достигать той истинной свободы и спокойствия, которые ничем более не могут быть ограничены и разрушены. Такие души становятся выше народных богов и народных религий. Таковы между язычниками: Пифагор, Платон, Аристотель, между иудеями: Иисус. Иисуса Христа Карпократ и его последователи почитали сыном Иосифа и Марии, и подобным прочим людям; он отличался от них только тем, что чистая и твердая душа его хорошо помнила и понимала то, что она видела в сфере нерожденного Отца, до соединения своего с телом, и могла возвышаться до высшего созерцания и соединяться с высочайшим единством, и потому ей послана была от Него особенная сила побеждать мироздателей и все их преграды, творить чудеса и среди страданий пребыть в невозмутимом спокойствии, и возвысившись над всеми силами, свободно вознестись опять к Нему. То же, впрочем, усвояли они и прочим душам. Вышедши из той же сферы нерожденного Отца, они чрез воспоминание из прежняго бытия могут возвышаться до высочайшего созерцания и чрез соединение с высочайшей монадой получать силу совершать такие же дела, какие творил Христос и апостолы, и удостоиться возвращения в первобытное высочайшее единство. Касательно нравственного учения, извращая учение апостола о вере оправдывающей, они учили, что спасаются только чрез веру и любовь, и все дела считали безразличными; что пожелания врождены от Бога, и потому невинны; что только для человеческого мнения есть добрые и худые дела, и потому предавались всякому разврату. По их учению, для достижения совершенства, души должны узнать всякий образ жизни и всякого рода действия, и до тех пор должны переходить из одних тел в друге, пока не испытают всякого рода дел в этом мире, и потому все считали себе позволенным. Они занимались также магией и волхвованиями. Чтили изображения Пифагора, Платона, Аристотеля, и вместе с ними поставляли и изображения Христа. Ирин. пр. Ерес. К. 1,. гл. 25. Евс. Ц. Ист. К. 4. гл. 7. Клим. Ал. Strom. L. III. с. 2. Epiph. 32. § 2. – 6) Валентин. Он был христианин из иудеев, учил в Александрии и Риме около половины второго века. По его учению, сперва существовал какой-то совершенный Эон (слово, образовавшееся из ἀεὶ ὤν всегда сущий), называемый Первоначалом (Προαρχὴ), Первоотцом (Πρωπάτωρ) и Глубиной. Он, безначальный, существовал бесчисленные века в величайшей тишине и спокойствии. Ему соприсуща была мысль (Ἔννοια), которую называют также Благодатью и Молчанием. Эта Глубина вздумала некогда произвести из себя начало всех вещей, и из существа ее проистекли эоны, попарно, мужского и женского пола; всех их тридцать; они составляют Плирому (τὸ πλήρωμα) полноту, целое, полный ряд эонов. От последнего из эонов – Софии, или премудрости, преисполненной сильным желанием познать верховного Бога, родилась бесформенная сушность, полная неведения, страха и печали, называемая Ахамоф, которая отделена будучи от Плиромы пределом, должна была странствовать в местах тьмы и пустоты, не имея образа и вида, и подпала всякого рода страданию. От нее с помощью Христа произошли три рода бытия: вещественное, душевное и духовное, и потом родился Димиург, сотворивший из неустроенной материи небо, землю и человека, все душевное и вещественное. Он есть Отец и Бог всего, сущего вне плиромы. С течением времени, для восстановления порядка между эонами в плироме, родились еще два эона Христос и Дух Святой, приведшие эоны в порядок: первый наставил их касательно непостижимости нерожденного Отца, второй уравнял их между собой и окончательно успокоил, и за это, они, с соизволения Христа и Духа, собравшись, вместе, в честь и славу глубины, произвели от себя лучший и совершеннейший плод – Иисуса, который, как состоящий из всех, есть все, и называется и Спасителем, и Христом, и Словом. Валентиниане называют самих себя духовными людьми, имеющими совершенное знание о Боге и посвященными в таинства Ахамофой, а прочих душевными, которые опираются на дела и на простую веру, не имея совершенного знания. Как духовные, все они непременно спасутся, не посредством дел, а потому что по природе духовны. Совершеннейшие между ними небоязненно делают и все дела запрещенные, и это не может делать им вреда. По совершении всего, когда всякое семя или бытие достигнет совершенства, Ахамоф, матерь их, перейдет из среднего места, между плиромой и небесами, внутрь плиромы, и все духовные, совлекшись душ и став умными духами, невидимо также войдут внутрь плиромы и сделаются невестами ангелов, окружающих Спасителя. Душевным же, чтобы спастись, необходимо воздержание и добрые дела. По совершении всего, сам Димиург, отец, их перейдет на место матери, Ахамофы, в среднее жилище. В это же место войдут и души праведных, люди душевные, достигшие совершенства и будут вечно покоиться с Демиургом. По совершении этого, таящийся в мире огонь воспламенится, и истребив всякое вещество, с ним вместе и сам истребится и обратится в ничто. Ирин. пр. Ерес. К. 1. гл. I-VII. Epiph. Haer. 31. Евс. Ц. Ист. К. 4. гл. XI. Церк. Ист. Инн. Век 2. Ереси и раск. – 7. Офиты. О происхождении их писатели не согласны. Иные производят ересь их от египтян, другие – из школы валентиниан или маркионитов. Нелепые басни их о плироме или глубине и разных эманациях и орошениях высшего света почти такого же рода, как и Валентина. Между догматами и постановлениями их главный культ – почитание змия, от которого они и название свое имеют (ὅφις – змей, отсюда офиты), которого иные понимали, как виновника познания добра и зла, предпочитая самому Христу, другие принимали за Христа, Христа они различали двоякого: душевного, Иисуса, и духовного, Мессию; первый родился от девы, второй низшел с неба и соединялся с Иисусом. По их учению, творец мира, он же и иудейский Бог (Иалдаваоф), из ревности к созданному им человеку, запретил ему вкушение от древа познания; но змей помог в этом человеку, к чрез то открыл ему путь к освобождению от зависимости иудейскому Богу; Христос довершил освобождение человека; за это иудейский Бог довел Христа до распятия; но, по воскресении из мертвых, Иисус взят на небо. К нему восходят и святые души, познавшие Христа и Иисуса, по отложении ими мирового тела. Когда все орошение духа света соберется вместе и возвратится в нетленный Эон, тогда наступить конец всего. Ориген полагает основателем этой ереси некоего Евфрата, жившего еще до Р. Христ. Ирин. пр. Ерес. К. 1. гл. 30. Сн. Neand. Allg. Gresch. der Chr. Bel. und Kirche, T. 1, p. 494–500. – 8) Татиан. Он родом ассириянин, с детства воспитанный в греческих науках, в Риме предался учению христианскому и был учеником Иустина философа; но по смерти своего учителя, впал в лжеучение гностиков, и был потом основателем особенной секты Енкратитов (Воздержных). Он распространял в Риме учение о каких-то невидимых эонах, похожее на Валентиново; отвергал или порицал брак, проповедовал воздержание от употребления в пищу животных, также вина, отрицал спасение прародителя Адама, о Христе учил, что он был только по виду человеком, имевшим только призрак тела; в его четвероевангелии опущено родословие Христа и о происхождении его по плоти от семени Давидова. Последователей его называют и Татианистами, и Енкратистами, и Гидропарастатами или Аквариями. Ирин. прот. Ерес. К. 1. гл. 28. Евс. Ц. Ист. К. 4. гл. 29. – 9) Кердон и Маркион. Первый, ученик Симона, Менандра и Валентина, пришедши из Сирии в Рим, учил, что Бог, проповеданный законом и пророками, не есть Отец Господа нашего И. Христа, потому что того знали, а этот неведом; тот правосуден, а этот благ. Превратное учение эта наследовал и с большей смелостью и бесстыдством распространял преемник его, понтиец Маркион, отлученный от Церкви собственным отцом своим. Он полагал три начала нравственные: верховного Бога, непостижимого, другого создателя мира, Димиурга и злую материю, диавола. Димиурга он почитал ограниченным, который создал человека по образу своему, тело ого образовав из злой материи и дав ему душу себе сродную. Оп виновник Ветхого Завета и есть Бог иудеев. Но он не мог осчастливить людей. Для этого верховный Бог послал в мир Христа, в призраке тела, чтобы он разрушил закон, пророков и все дела Димиурга и возвестил людям Бога любви и милосердия, доселе им неведомого. Он отличал Мессию от Христа: тот обещан Димиургом чрез пророков и назначен только для восстановления царства Иудейского, а этот во времена Тиверия послан для спасения всех народов. Христос был распят на кресте и умер не действительно, а только по мнению людей. По ненависти к злой материи Маркион проповедовал строгий аскетизм, безбрачие, отречение от употребления в пищу животных и от всех телесных удовольствий, отвергал воскресение тела, допускал перселение душ. Он отвергал книги В. Зав.; из Евангелий он допускал только Евангелие от Луки, и то в искаженном по-своему виде; из прочих книг признавал послания ап. Павла, но также враждебно испорченные. Ирин. пp. Ерес. К. 1. гл. 27. Евс. Ц. Ист. К. 4. гл. XI. Терт. пр. Марк. Epiph. Haer, 42. – 10) Монтан, родом из местечка Пепузы во Фригии, живший и распространявший свое учение во 2-м веке. Он почитал себя обещанным от Христа Параклитом, впрочем, не Духом Святым, а одаренным особенными дарованиями для довершения образования христианского. Он учил: падших в грех не принимать более в Церковь, не вступать во второй брак, не уклоняться от гонений и наблюдать строгие посты. Он также пророчествовал, имея спутниками при себе двух богатых женщин, Прискиллу и Максимиллу, которые также пророчествовали. Между его последователями особенно известен Тертуллиан, Евс. Ц. Ист. К. 5. гл. 16. Тертулл. в разн. местах, напр. de virginibus velandis, de fuga in persecutione, de jeiuniis, de monogamia, de pudicitia, и др. Epiph. Haer. 48 и 49. – 11) Новат, современник Киприана в Карфагене, и Новатий, во время Корнилия в Риме, пресвитеры, частью по причине строгости покаяния для падших во время гонений, а частью по причине уменьшения сей строгости, учили, что впадшие в тяжкие преступления после крещения не должны быть разрешаемы и допускаемы до общения церковного, хотя бы исполнили все обязанности покаяния, что Церковь не имеет права разрешать их; осуждали также второй браки и двоеженцев не допускали до общения церковного; себя только называли чистыми, и всех, переходящих в их секту перекрещивали. Евс. Ц. Ист. К. 6. Гл. 43. К. 7. Гл. 8. Epiph. Haer. 59. Феодорита Haer. Fab. 59. с. 5. Socrat. Н. Е. L. IV. с. 28. – 12). Ересь антитринитариев, монархиан и патрипассиан. Желая объяснить и приблизить к началам разума таинство св. Троицы, иные отвергали различие ипостасей или сливали их в одну ипостась и в одну сущность, исповедуя одного Бога Отца, а Сына Божия и Духа Святого признавая только как особые имена или силы Его. Их называют то антитринитариями, то монархианами или унитариами, то патрипассианами. Сюда относятся из второго века: Праксей и Ноетий; из третьего: Савеллий и Павел Самосатский. См. Терт. прот. Праксея. Иппол. пр. Ноета. Epiph. Haer. 57. 62 и 65. Philastr. de Haeres. с. 50–54. Theodoret, Haer. Fabul. Евс. Ц. Ист. Кн. VII. гл. 6. 27/29. 30. – 13) Манихеи. Они ведут начало свое от Мани или Манеса. Манес был родом перс, из фамилии Магов, воспитанный в Зороастровой религии, и после перешедший в христианство. Он вздумал соединить персидскую философию с христианством, и потому признавал два начала всего: начало доброе и начало злое, Бога доброго и сатану или диавола, Ормузда и Аримана, первый есть владыка царства света, последний – тьмы. Оба они от вечности враждовали между собой, и вождь темных сил похитил однажды во время брани значительную часть небесных стихий у вождя небесных сил и смешал их с грубой материей. Другой вождь из страны света воевал успешнее, но не мог освободить небесной материи от грубой и поврежденной. Владыка тьмы произвел из нее первых людей, из коих произошел род человеческий. Чтобы из грубой поврежденной материи постепенно извлекать материю света, Бог добрый произвел им в жилище мир и из себя произвел Христа и Духа Святого. Чтобы помочь душам скорее освободиться из их печального состояния и возвратиться в свое отечество, Христос приходил на землю в призраке тела и при возвращении своем в солнце обещал послать Параклита. Этот Параклит есть Манес. Души, принявшие учение Христа и его Параклита, после борьбы здесь с пожеланиями и грубой материей, очищаются после земной жизни водой в луне и огнем в солнце, прочие переселяются в животных и ниже. Поэтому Манес предписывал всячески изнурять свое тело, как произведение князя тьмы. Кроме того, они отвергали Ветхий Завет и Новый изъясняли и извращали по-своему; отвергали спасительную силу крещения; отвергали воскресение тел; касательно переселения душ учили, что они переселяются не только в тела всяких животных, но и в растения, плоды, овощи, тыквы, дыни, и пр. Общество их состояло из оглашенных и избранных или совершенных. Последние обязывались к строжайшему аскетизму и должны были оставаться безбрачными. Евс. Ц. Ист. К. 7. Гл. 31. Епиф. Haer, 66. Феодор. Haer. Fab. с. 26. Август. Haer. 46., de moribus Маnich., contra Favstum Manish., contra Secimdinum Manich. и др. – Кроме указанных здесь, известнейших еретиков древних времен христианства, множество было и других лжеучителей.

Из еретиков и лжеучителей последующих времен христианства, особенно с 4-го века, известны: 4-го века: Арий, Фотин, Македоний, Аполлинарий, Присцилиан, мессалиане или евхиты, Донат, и др.; – 5-го: Несторий, Евтихий, Пелагий; – 6-го монофизиты; 7-го и 8-го – монофелиты; – 8-го и далее иконоборцы; – 9-го и далее павликиане; – 10-го и 11-го кафары, антропоморфиты и др.; 12-го и 13-го валденсы и албигенсы; – 13-го братья и сестры свободного духа; – 14-го виклефиты;—15—го гусситы. – С 16-го века, со времени преобразования Церкви на Западе Лютером, Цвинглием, Калвином, Социном и другими, появилось множество разных других лжеучений и лжеучителей. Сюда, кроме заблуждений самих упомянутых преобразователей, принадлежат в 16 и 17 веках: анабаптисты или мениониты, квиетистч, пиетисты, квакеры; 18-го в. геригутеры, методисты, деисты или натуралисты, скептики, атеисты; 19-го в. мормоны, ирвингиане, плимутские братья или дарбисты, коммунисты, социалисты и другие. См. Церк. Ист. Иннок. в. IV–ХVII. Ruttenst. Instit. Н. Eccl. N. Т. Neand. Allg. Gesch. Chr. Rel. und Kirche. Словари Толля и Березина. Herz. Real. Encykl. 1854–1868.

Ереси Русской Церкви. Кроме остатков во многих местах язычества, известнейшие ереси Русской Церкви следующие: в 10 в. богомилы; в 11-м и 12-м волхвы; в 13-м стригольники; в 15-м ересь жидовствующих; в 16-м ересь Бакшина и Косого, иезуиты и униаты; в 17-м старообрядство и раскол, поповщина и беспоповищина, нетовщина; христовщина или Божии люди, филиповщина, и другие; в 18-м ересь Тверитинова, секта бегунов, хлысты, общества раскольников в Поморье, Ветке, Стародубье и Сибири, квакеры и духоборцы, натурализм энциклопедистов и религиозное вольнодумство; в 18 и 19-м скопцы, скакуны, монтаны, иконоборцы, молоканы, молельщики, штундисты, и другие. Церк. Ист. Иннок., Ист. Русс. Ц. Филар. 1848 г. и 1862 г. Ист. Рус. Ц. и Раск. Арх. Мак. сн. Энц. Слов. Берез: Ересь, и др.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle