Источник

Измаильтяне

Измаильтяне יִשְׁמְעֵאלִי יִשְׁמְּעֵאלִים ,; Ἰσμαηλίτης, ’Ισμαηλίται; Ismahelites, Ismaёlitae): 1Пар.2:17. Быт.37:25, 27, 39:1. Пс.82:7. Суд.8:24). – Народ, происходивший от Измаила, сына Авраама от Агари. Народ этот состоял из 12 колен, от 12-ти сынов Измаила, которые суть: Наваиоф, Кедар, Абдеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. Они жили в шатрах; вели торговлю с Египтом. Сначала поселились в пустыне Фаран (Быт.21:21), потом распространились по всей северной Аравии – от Египта до Персидского залива и Вавилонии (Быт.25:18), ведя жизнь кочующую. Они поставляются в связи с разными племенами Аравии; имели тесную связь с потомством Исава (Быт.28:9), и как торговый и хищнический народ смешиваются с мадианитянами (Быт.37:25, 27–28, 39:1. Суд.8:24). Являются некоторые из них и среди избранного народа Божия (1Пар.2:17, 27:30). Однажды они соединились с идумеями, моавитянами, аммонитявами, амаликитянами и другими против израильтян (Пс.82:5–9). Более в Св. Писании они не упоминаются, но их характер ясно изображен в пророчествах при рождении и обрезании их родоначальника (Быт.16:12, 17:20, 23–26). И именно об Измаиле сказано: «Он будет между людьми, как дикий осел» (Быт.16:12), т. е. он упрям, неукротим, дикий житель пустынь, и имеет жить пред глазами, т. е. поблизости своих братьев; «руки его на всех, и руки всех на него». Это неизменяемый характер бедуинов, к коим хотя принадлежат и потомки Иоктана и дети Хеттуры, но измаильтяне составляют главную часть их. Необузданная свобода и дикая кочевая жизнь в пустыне для них выше всего; они презирают всякую оседлую правильную жизнь, особенно городскую; хищничество составляет главное их занятие в их непрестанных набегах; в оправдание свое при этом, они ссылаются на то, что их родоначальник Измаил, изгнанный из дома отеческого, пустыню получил себе в наследие, с предоставлением ему брать себе, где что найдет. Согласно второму пророчеству о благословении и размножении его потомства (Быт.17:20), потомки Измаила в необычайном множестве за тысячу лет распространились из Аравии на восток и запад; в средние века, кроме передней Азии, они имели свои поселение на всем Индийском океане до Китая; вся Северная Африка до Марокко ими наполнена, и все племена негров восточной и западной Африки состоят под их влиянием. В Европе с VII века они населяли южную Испанию и 700 лет владычествовали здесь. И тогда как другие могущественнейшие народы древности или совершенно исчезали, или оставались в самой слабой силе, смешиваясь с другими нациями, потомки Измаила, подобно израильтянам, от глубокой древности доселе, составляют особенную национальность, удерживая свои древние нравы и обычаи, свою физическую и духовную силу, свое мужество, свою ловкость, хитрость и лукавство. Независимость их обратилась в пословицу; и они не только не были побеждены по настоящий день, но и предсказанная первоначальная дикость их племени и их враждебное расположение ко всем остались неизменными. Грабеж составляет их промысел. Союза с ними никто не домогается и достигнуть его нет никакой возможности. Нельзя утверждать, чтобы такой особенный характер и обыкновение их были необходимым последствием естественных свойств страны. Они целые столетие обладали странами, в высшей степени противоположными, по своей природе, горам Аравийским. Большая часть умеренного пояса заключалась в границах их завоеваний; и период их завоеваний и господства был достаточен, чтобы изменить нравы любого народа: но потомство Измаила всегда удерживало свой характер; при всех изменениях своего положения, они остались диким народом: руки их до сих пор на всех, и руки всех на них. И религия магометанская, образовавшаяся среди них, вполне соответствует их характеру. Она представляет в себе смесь разных верований: есть в ней часть обрядов и обычаев языческих, оставшихся у них от близкого сношение с народами Моава, Аммона и Едома и других; есть часть и иудейства, есть часть и христианства; веруя в единого Бога, они Магомета почитают посланником Его, высшим Моисея и Христа; почитают Авраама, как друга Божия, как величайшего своего Святого; по примеру своего родоначальника, детей обрезывают на 13־м году (Быт.17:25); знают о событиях Откровения; но они искажают их и подвергают осмеянию все, касающееся высшей духовной жизни. Религия дает им в руки меч, позволяет грабеж, питает чувственные наслаждения, обещая им их и на небе, и таким образом исполняет душу их всякими суевериями и самым диким фанатизмом против всех религий и народов и самой страшной ненавистью к христианству. Гораздо труднее магометанина обратить к христианству, чет иудея, так как иудея труднее обратить ко Христу, чем язычника. Отсюда магометанство составляет величайшее препятствие развитию и распространению царства Божия на земле. Но тем величественнее совершится здесь совет Божий. Не напрасно Бог так щедро благословил Измаила и доселе поддерживает потомков его. Будет время, когда и у них откроются глаза, и они познают свою слепоту и бедность, и дикую естественную свою силу обратят в служение Господу, и свой острый рассудок, свою любовь к свободе обратят в положительную ревность для славы Божией. На это обращение их ясно указывается у пророка Исаии (Ис.60:1–7). Zell. 1 р. 734. Кейта Док. ист. Хр. Веры, 1870 г. глава XIV.

Израиль (יִשְׂרָאֵל = Богоборец; Ἰσραήλ; Israël; Iзраиль): Быт.32:28, 34:7, 35:10, 47:27, 29, 48:2, 49:2, 7, 16. Исх.1:7, 12–13, 18:25, 32:4, 8. Чис.20:14, 21, 21:21, 23–25, 31, 23:7, 10, 21, 23, 24:1–2, 17–18, 25:1. Втор.4:1, 5:1, 9:1, 10:12, 27:9. Нав.14:1, 18:1, 19:51, 21:1. 43, 23:2, 24:1, 31. Суд.2:22, 3:1, 4:1, 5:2, 6:1, 7:8, 23, 11:15–17, 19–21, 26, 13:5, 18:1, 19:1, 20:1, 29, 21:3, 24, 25. – 1Цар.2:29, 3:11, 4:1, 3, 5:7, 6:5, 7:2, 7, 8:1, 9:9, 21, 10:1, 18, 11:2, 3, 8, 13:1, 19, 14:12, 18, 37, 15:1, 28, 17:8, 25, 53, 18:6, 16, 19:5, 20:12, 23:17, 24:3, 21, 15, 25:30, 26:2, 15, 27:1, 12, 18:1, 4, 29:1, 30:25, 31:1. – 2Цар.1:3, 19, 2:9, 17, 28, 3:10, 12, 5:2, 6:1, 19, 7:7, 8:15, 10:9, 15, 11:1, 11, 12:7, 13:12, 14:25, 15:6, 10, 13, 16:18, 17:4, 10, 18:6, 7, 19:8, 20:1, 2, 13, 21:2, 17, 23:1, 10, 24:1, 2, 4. – 3Цар.1:3, 20, 30, 34, 2:11, 3:28, 4:20, 5:13, 6:1, 8:2, 16, 9:20, 12:16, 14:7, 13, 15:25, 27, 33, 16:2, 27, 18:18, 19:16, 22:1, 51. – 4Цар.1:1, 2:12, 3:9, 5:2, 6:12, 9:3, 5:8, 7:6, 10:21, 28, 13:1, 4, 5, 14:12, 16, 25, 15:8, 20, 26, 17:1, 2, 6, 7, 18:1, 11, 21:3, 8, 9, 23:19, 27. – 1Пар.1:34, 11:2, 17:7, 29:23, 2Пар.1:2, 5:2, 3, 6:5, 11:13, 12:1, 6, 16, 13:4, 18:3, 16, 20:10, 35, 21:2, 6, 23:2, 24:5, 16, 25:7, 28:2, 3, 13, 31:1, 33:2, 8, 18, 34:9, 23, 35:3. – 1Ездр.2:2, 59, 3:10, 4:3, 5:1, 8:18, 25, 10:25, Неем.2:10,7, 61, 73, 8:1, 14, 10:33, 11:20, 12:47, 13:2, 26. 2Ездр.1:3, 21, 5, 41, 57, 67, 6:14, 7:8–9, 8:55, 58. Тов.1:4, 6. Иудифь.4:1, 8, 9, 11, 6:2, 7:1, Есф.4:17. – Пс.72:1. Ис.1:3. 40:27, 41:8, 14. 20, 43:1, 22, 24, 44:1, 2, 21, 43:3. Иер.3:6, 8, 4:1. 1Мак.1:20, 25, 30, 53, 62, 64. Ин.1:48. Мф.2:20, 21, 10:23. Рим.9:6, 27, 31, 10:1, 19. 21, 11:7. 25. и пр. и пр. и пр. – Имя Израиля дано Богом патриарху Иакову (Быт.32:24–28), и в Св. Писании употребляется различно, а., Иногда означает самого Иакова (Быт.32:28, 34:7, 35:10, 47:29, 48:2, 49:2. 1Пар.1634 и др.). – б., Иногда – детей и потомков Иакова и всех израильтян, весь народ израильский (Быт.49:7, 47:27, 49:16. Исх.1:7, 12, 13, 32:4, 8, 18:25, 34:25. Чис.20:14, 21, 21:21, 23–25, 31, 23:7, 10, 21, 23, 24:1–2, 17–18, 25:1. Втор.4:1, 5:1, 9:1, 10:12, 27:9. Пс.72:1. 1Пар.11:2, 17:7, 29:23 и др.). – в., Во времена Судей и при Сауле разумелись под ним все 12 колен. По смерти Саула, оно временно усвоено было ХI-ти коленам израильским, признавшим царем над собою Иевосфея, сына Саулова, и потом временно десять колен (2Цар.2:9, 10, 17, 28, 3:10, 17, 19:21. сн. 2Цар.19:40–43, 20:19). Но, по утверждении Давида над всеми коленами, снова разумелись под ним все 12 колен израильских. Так было и при Соломоне (см. 3Цар.4:1, 3:28, 8:30, 32–34, 36, 38, 41, 9:5–7, 10:9, 43, 52, 56, 59, 62, 65, 66). – г., По смерти Соломона, когда царство его разделилось на два царства, имя израильтян удержали за собою 10 колен, отпадших от дома Давидова, прочие два колена составили особое царство Иудейское, коего столицей был Иерусалим, и называлось Иудейским (3Цар.11:35, 37, 12:16, 19–20, 28, 13:1, 14:7, 15, 16. 4Цар.1:1, 3, 6, 16, 3:1, 5:8, 6:8 и пр. и пр.). Только пророки употребляли иногда имя Израиля и об Иудейском царстве (Ис.1:3, 4:2–3, 5:7, 10:20, 22. Мих.2:12, 3:8–10, 5:1, 6:2). – д., По возвращении из плена Вавилонского народ иудейский, хотя преимущественно состоял из остатков колена Иудина и Вениаминова, опять стал усвоять себе любимое название Израиля. Так употребляется это имя во 2 кн. Паралипоменон и у Ездры (2Пар.12:1, 15:17, 19:8, 21:2, 4, 23:2, 24:5. 1Ездр.2:59, 70, 3:1, 6:16, 7:10, 11, 9:1, 10:2, 5 и др.). Так употребляется оно и в книгах Маккавейских (1Мак.3:35, 4:11, 30, 31). – е. Иногда Израиль означает землю израильскую и города израильтян (Мф.2:20, 21, 10:23. Сн. 1Цар.13:19, 4Цар.1:3, 6, 16, 6:23. Иез.27:17. Ис.19:24–25). – ж., Иногда означает духовного Израиля, истинных израильтян, т. е. тех, которые не по имени только и плотскому происхождению израильтяне, но по духу веры и чистоте и святости жизни (Ин.1:47. Ис.49:3. Пс.72:1. Ос.8:2. Рим.9:6. Гал.6:16). Ges. p. 448–449. Fürst. 1. p. 560.

Подр. историю об израильтянах, как избранном народе Божием и о различной судьбе их в разные времена см. в Св. Ист. В. 3., напр М. Филарета, Прот. Богосл. и др. О земле Израильской в географическом, физическом и политическом отношении и о ее судьбе, см. под словом «Палестина». О судиях и царях израильских – под словами «Судии израильские и цари – иудейские и израильские».

Об Израиле, как избранном народе Божием, здесь в особенности должно заметить: 1., что Бог, отделивши этот народ от прочих народов и о нем особенно промышлявший, достигал чрез это великие свои цели касательно всего рода человеческого Он сохранял и воспитывал чрез него веру в обещанного Спасителя; приготовлял чрез него и язычников к принятию Спасителя, и что язычники действительно приготовлены были к принятию Его, видно из того уже, что они радостно принимали проповедь о Нем апостолов, и неплодящая церковь языческая, действительно, по беспредельной благости Божией, процвела, как крин, с пришествием Христовым, и доселе христианская вера распространяется между ними по всем странам до пределов вселенной (сн. язычники); – 2., что если Израиль, в противность избранию Божию, изменил Богу, не познал Христа и доселе упорствует в слепоте своей, и Бог отверг его за это, то это отвержение его, по свидетельству Писания, есть не совершенное и не окончательное; Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не кончатся времена язычников (Лк.21:24), т. е. пока все народы не сделаются христианами (сн. Толк. Ев. от Лк. стр. 543). Апостол пишет, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и таким образом весь Израиль спасется; ибо дары и призывание Божие непреложны. Бог предал всех в непослушание, дабы всех помиловать. Какая бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и не исследованы пути Его! Рим.11:25–36.

Нельзя, наконец, не заметить здесь, что так как Израиль или народ израильский есть избранный народ Божий; им, по слову апостола принадлежат и усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и Богослужение, и обетование (Рим.9:4–5); им дан закон; им вверено слово Божие; их отцы, столь знаменитые верой и благочестием, среди них пророки; среди их истинная вера должна была сохраняться на земле; среди них должен был явиться сам Спаситель мира, чрез Которого благословение Божие должно было распространиться на все народы: то и Бог в Св. Писании весьма часто называется по преимуществу Богом Израиля. См. Бог, Бог Израилев.

Сн. Zell. 1. р. 735–742.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle