Азбука веры Православная библиотека Петр Хрисолог, епископ Равеннский

Петр Хрисолог, епископ Равеннский

Слова и речи

Петр Хрисолог, епископ Равеннский

Петр Хрисолог, епископ Равеннский (ок. 380–31.07.450)

Биография

Христианский богослов, учитель Церкви.

Точную дату рождения епископа Петра не указывают ни его проповеди, ни его первый биограф Агнелл. На современном этапе относительно даты рождения существует две версии. Согласно первой, Хрисолог родился в 406 году, согласно – гораздо раньше, около 380 года.

Место рождения Хрисолога не вызывает сомнений. Этим местом традиционно именуется Форум Корнелия (сегодня – Имола; в 35 км. к западу от Равенны). В 165 проповеди Хрисолог признает, что почитания достойны все церкви, но особенную любовь он все же питает к церкви Форума Корнелия, ибо происходит из этого города.

О детстве епископа Петра известно немного. По свидетельству Агнелла, он вырос при храме святого Кассиана Имольского, которого всю жизнь считал своим покровителем и заступником (до посвящения в епископский сан Кассиан был школьным учителем в Имоле). Хрисолог жил под защитой этого святого как привратник его храма.

Еще меньше известно о родителях архипастыря Равенны. Он потерял их, когда был младенцем, но чувство сыновнего почтения переполняло его до самой смерти. О благоговейном отношении епископа Петра к этой заповеди Божией говорит его 19 проповедь. В ней он анализирует проблему отношения к плотским родителями в аспекте следования за Христом (Мф.8:21). По мысли проповедника, на первом месте должна стоять любовь к Отцу Небесному. Но на втором месте – любовь к отцу земному. Хрисолог говорит: «Следует почитать земного отца после Небесного». Ибо земной «не должен быть первым, но вторым».

Духовным отцом проповедника стал епископ Корнелий, первый известный по имени епископ Форума Корнелия. В 165 проповеди епископ Петр Равеннский говорит, что Корнелий был ему отцом. Главным делом Корнелия стало учреждение при храме святого Кассиана огласительного церковного училища смешанного (светско-духовного) типа. В этом учебном заведении учился и Петр.

В школьные годы он познакомился со Священным Писанием и учением Церкви. Намек на катехизацию в отрочестве появляется в 165 проповеди, где епископ Петр говорит, что «благочестивейший» Корнелий лично питал его набожностью и благочестием. Однако крещение Петра епископ Корнелий в соответствии с принятым в то время в Православной Церкви обычаем отложил до наступления духовной зрелости.

По окончании огласительного училища епископа Корнелия Хрисолог, как лучший ученик, продолжил обучение в одной из риторских школ, которые в эпоху поздней античности имели статус высших учебных заведений. Петр прилежно изучал философию и риторику, познакомился с сочинениями Иосифа Флавия, Тацита, Плутарха; с классическими авторами: Овидием, Флакком.

По окончании столичной риторской школы перед ним открывалось широкое поле деятельности в суде, где он мог бы быть обвинителем или адвокатом. Однако Петр пошел по стопам святого Кассиана из Имолы и выбрал педагогическую деятельность: занял место учителя в пресвитериуме епископа Корнелия и очень скоро приобрел славу мудрейшего и чистейшего наставника. Ученики дали ему почетное прозвище «Добрый учитель».

Довольно долгое время Хрисолог, любимый и учениками, и горожанами, подвизался в роли «грамматика» (преподавателя гуманитарных дисциплин: филолога, лингвиста, ритора). Он пережил вестготскую войну, разграбление Рима в 410 году, воцарение императора Валентиниана III в 425 году.

Перед крещением Петр, согласно 46 правилу Лаодикийского собора, ходил по четвергам к епископу Имолы для огласительных бесед. В 165 проповеди архипастырь Равенны признается, что Корнелий посредством благовестия Евангелия лично просветил его Светом Христовой истины.

Корнелий ввел проповедника в клир (постриг во чтеца), рукоположил во диакона. Как уроженец Имолы, диакон Петр, согласно указу императора Гонория «О епископах, церквях и клириках», должен был стать клириком Форума Корнелия, ибо епархиальным епископам следовало назначать клириков в церковь «не из другого имения или села, но из того, где будет находиться церковь». Посвящение он принял в безбрачном состоянии, так как Западная Церковь к тому времени уже практиковала обязательный целибат. 

Через некоторое время Хрисолог получил важное послушание. Он был назначен экономом – распорядителем церковного имущества. Главной обязанностью диакона Петра станоли хранение церковной утвари, распределение доходов и попечение о вдовах и сиротах.

Вероятно, в сане диакона Петр произнес и первые проповеди. В исключительных случаях такое право в древней Церкви давалось и диаконам. Например, на Востоке в сане диакона проповедовал преподобный Ефрем Сирин. На Западе святой папа Григорий Великий во время болезни поручал диаконам читать свои проповеди.

В 432 году диакон Петр был возведен в сан епископа и занял кафедру Равенны. Столь быстрое продвижение диакона (через сан пресвитера) по ступеням церковной иерархии соответствовало традиции Древней Церкви вследствие родства епископских и диаконских функций. Наречение и хиротония диакона Петра во епископа Равенны происходили в Риме. На высшую ступень церковной иерархии Хрисолога возвел епископ Рима папа Сикст III (432-440), которому, как пишет биограф Агнелл, во сне явился и преподал соответствующее благословение апостол Петр. По мысли хрониста, это чудесное явление – знак богоизбранности Хрисолога.

В должности епископа Хрисолог управлял епархией с осмотрительностью, разбирал дела с рассуждением. В это время он приобрел три важные правовые функции: литургическую, учительную, и административно-судебную. В аспекте первой функции архипастырь Равенны совершал Таинства и представлял Христа в церковной общине. В аспекте второй – проповедовал с кафедры и излагал истины христианской веры (он жил в эпоху христологических споров). Как богослов и догматист, Хрисолог раскрылся в интерпретации никео-цареградского «Символа веры». Епископ Петр создал семь проповедей, посвященных толкованию Символа, кроме того, написал слово о Воплощении Христовом и ряд проповедей о Воскресении. В административно-юридическом аспекте епископ Петр заботился о всех подчиненных ему церквах, строил в Равенне культовые сооружения, ревновал о странноприимстве, рукополагал клириков.

Традиционно смерть Хрисолога современные исследователи относят к 450 г. Похоронен он был в соборе Имолы.

Петр Хрисолог является выдающимся на Западе гомилетом, вторым Златоустом (почему и назывался Chrysologus – Хрисолог, «Златословец»). Он занимает достойное место в ряду таких архипастырей, как блаженный Августин, свт. Амвросий Медиоланский и святой папа Лев Великий. Его литературно-богословское наследие состоит из 175 проповедей, а также послания к ересиарху Евтихию. Проповеди Хрисолога, риторически совершенные и глубокие по смыслу, посвящены толкованию Священного Писания, Символа веры, памятным церковным датам и отдельным святым.

Основным источником сведений о жизни епископа Петра являются, прежде всего, его проповеди и сочинение, написанное в IX веке клириком Равеннской церкви Агнеллом под названием «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis». Однако со времени перевода епископом Иринеем (Клементьевским) проповедей Хрисолога на церковнославянский язык в 1794 году в России не вышло ни одной серьезной работы об этом архипастыре. Поэтому в настоящее время имя епископа Петра остается почти неизвестным современному читателю.

Открыта запись на православный интернет-курс