Историческое описание Троицкого Козловского монастыря

Источник

Содержание

Троицкий козловский монастырь Колокольня Устав Троицкого Козловского монастыря 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Настоятели монастыря Владения монастыря Перепись монастырских грамот, сделанная в 1703 году

 

Троицкий козловский монастырь

Троицкий Козловский третьеклассный мужской монастырь находится в двух верстах к югу от города Козлова на берегу реки Лесной Воронеж. Монастырь стоит на возвышении, образуемом берегом реки; с его южной стороны протекает Лесной Воронеж, с восточной и западной монастырь окружен дубовыми рощами, северная сторона, обращенная к Козлову, открыта, и низменная долина отделяет монастырь от города, половина которого, расположенная на полугоре обращенной к монастырю, как будто любуется прекрасным местоположением этой обители. Там на холме среди дубовой рощи белеют стены мирной обители; за ними возвышаются позолоченные купола двух церквей; направо высится колокольня. И когда звук колокола, призывающий иноков к славословию Бога, отзовется в городе, любящие в тишине изливать душу свою в молитве перед Богом, спешат из города в мирную обитель, где немногочисленный, но стройный хор иноков невольно пробуждает в душе умиление. В этой обители жители Козлова любят предавать вечному упокоению смертные останки свих родных, конечно в том смысле, что ежедневно два раза приносимая бескровная жертва в обители послужит к спасению близких им душ, и что молитва иноков всегда предстоящих перед Богом и совершающих поминовение на могилах почивших низведет благодать спасительных заслуг Христовых на них, и в мирной обители мирен будет их вечный сон, невозмущаемый шумом житейских тревог.

В Троицкой обители всегда тихо, и в праздничные дни приезжает разве только несколько десятков богомольцев из города. Только два раза в год покой обители возмущается приливом народа, – это в два главных праздника обители в день Троицы и день Успенья. В эти дни многочисленные толпы народа стекаются в обитель; под ее стенами бывает ярмарка, а между тем внутрир обители в священных храмах усугубляются молитвы и песнопения; целые дни иноки, почти безвыходно, служат для благочестивых поклонников молебны и панихиды. В это время из Козлова в крестном ходе приносятся святые иконы. Как пчелы около улья, жужжат около обители толпы поклонников, проходит назначенное время, народ удаляется, – и опять тиха и безмолвна святая обитель.

Обитель Троицкая Козловская несколько древнее города Козлова. Густой лес был на том месте, где стоит монастырь. В 1627 году пришел сюда, неизвестно откуда, черный поп Иосиф, может быть вдовый и принявший монашество священник. Поселившись в лесу на берегу реки Воронежа несколко времени он жил уединенно. Одинокая келья была его жилищем и храмом; порой, возносил он молитвы под открытым небом, в нерукотворном храме природы. Но мало по малу собралось к нему еще несколько любителей безмолвия; – до нас дошли имена первых трех его сподвижников, старцев Пафнутия, Агафоника и Нифонта. В 1636 г. жители новой пустыни испросили у Архиепископа Рязанского Антония благословение на сооружение храма во имя Успения Богоматери. Получив благословенную грамоту пустынники своими трудами и издержками соорудили небольшую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы, с приделом во имя Успения Богоматери. Скудна была новая обитель; в ней было пять небольших братских келий; икон и книг церковных было очень мало; колоколов совсем не было, а для призыва к церковной службе ударяли в доску. По милости Царя Михаила Федоровича обитель, хотя и была снабжена различными угодьями, но средства содержания так были скудны, и притеснения соседних жителей так были тяжелы, что иноки около 1645 г. хотели оставить монастырь, и ему грозило запустение. Новые милости Царя поддержали обитель; он дал ей новые средства к существованию, и защитил ее от притеснений. В 1652 г. в обительи хотя была таже деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом Успения Богоматери, но при церкви уже была колокольня с колоколами. Храм не имел уже недостатка в сосудах, книгах, иконах и ризах; вокруг монастыря была ограда и на воротах стоял Деисус. Все это было устроено частично монастырским иждевением, частично усердием вкладчиков. Был вклад и Государя Алексея Михайловича: два пролога, фелонь и стихарь. Живущих в монастыре с настоятелем было 17 человек; для них было девять келий, десятая больничная. Кельи были не большие; в келье жило небольше двух человек. Под монастырем была слободка, где жило душ двадцать монастырских служителей мужского пола. В этом году построена была новая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, с приделом во имя Усекновения честной главы Иоанна Предтеси, и по благословению Михаила, Архиепископа Рязанского, освящена была 4 октября 1652 года.

Возвышению Троицкой обители и ее внутреннему и внешнему украшению много содействовал благочестивый Игумен этой обители Кирилл. Слухи о его святой, добродетельной жизни достигли Царя Алексея Михайловича, и привлекли благоволение Царя на саму обитель. В 1667 году Царь Алексей Михайлович прислал в монастырь святыню, принесенную ему из Афона: персть от гроба Господня, части мощей Апостолов Андрея, Тита, Архидьякона Стефана, мучеников Феодора Тирона, Георгия, Иакова Персиянина, Киприана, Пантелеимона, Меркурия, Акепсимы, Феодора Стратилата, Лукиана, Равноапостольного Царя Константина, Онуфрия Великого, Иоанна Милостивого, Михаила Малеина, Феодора Сикеота, Иоанна Новгородского, Александра Свирского, мучениц Варвары и Феодосии. До этого в Троицкой обители все здания и даже храмы были деревянные. В 1670 году Кирилл испросил благословение у Первосвященного Илариона, Митрополита Рязанского, на сооружение каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. За два года была воздвигнута эта церковь, и освящена в 1672 году. В нижнем этаже Успенской церкви, по благословению Митрополита Илариона от 9 февраля, устроен придел во имя Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. В новоустроенный храм Успения в августе 1674 года пожалованы были от Царя Алексея Михайловича книги: Евангелие напрестольное, Апостол, две триоди, Беседы Апостольские, Псалтырь следованный, Минея общая, Шестоднев, Евангелие толковое, Трифолой, шесть месяцев Пролога от Марта до Сентября, Служебник, Скрижаль, о Священстве, два Ирмолога, Часослов, Житие Николая Чудотворца, Житие Саввы Сторожевского, книга Дьяконник. Таким образом обитель по милости Царя обогатилась книгами. В тоже время для обители куплен колокол в 26 пудов. Игумен Кирилл помышлял о построении и новой каменной церкви во имя Живоначальной Троицы, и для этого испросил в 1673 г. у Митрополита Илариона благословенную грамоту. Но неизвестно какие обстоятельства воспрепятствовали ему привести в исполнение свое намерение. Надо думать, что монастырь находился в затруднительном положении; ему грозила даже опасность потерять самостоятельность и поступить в число приписных монастырей. Из актов видно, что городские и уездные жители Козлова вынуждены были обратиться к Царю с просьбой о том, чтобы Троицкий монастырь к другим монастырям не приписывать. Эта просьба была уважена, и грамотой Царя Петра Алексеевича не велено приписывать его к другим монастырям 12 мая 1682 г. В 1682 г. Настоятели Троицкого монастыря, до этого управляемого Игумнами, возведены были на степень Архимандритов. Около 1686 г. братии в монастыре насчитывалось человек пятьдесят и более, а с мирскими наемными работниками около ста человек. Архимандрит Дорофей после того, как по милости Царской увеличены были владения монастыря, мог уже приступить к созданию каменной церкви во имя Живоначальной Троицы, о которой замыслил еще Игумен Кирилл, и получил от Царя Алексея Михайловича 50 пудов железа. Архимандрит Дорофей обращался было также с просьбой в казну о пожаловании ему на покрытие соборной церкви железа или денег на его покупку в 1683 г., но его просьба, кажется, не была исполнена, потому что крыша на соборнрй церкви до конца 18 в. Была деревянная. Строительство Храма Живоначальной Троицы был окончено в 1687 г. и по благословению Преосвященного Питирима Епископа Тамбовского, был освящен 3 апреля. В новоустроенный храм Преосвященный Питирим, 19 августа 1692 года, положил от себя образ Живоначальной Троицы в окладе, венцы и гривны золотые; его келейник, старец Василий, дал вклад в обитель Виленский образ Богоматери. Обе эти Иконы стояли за левым клиросом у столба в киоте.

В 1697 г. в монастыре был значительный пожар. «В прошлом, Государь, 207 году, так пишет в прошении на имя Государя Петра Архимандрит Корнилий с братией, волей Божьей погорели у нас в монастыре многие кельи ночной порой со всяким строением без остатка, и от того, Государь, пожара вблизости на церквях кровля очадела, и над святыми воротами и на стене на всех башнях верхи развалились, и от той ветхости ныне церкви Божии во время дождя текут сквозь, а кровли, Государь, на церкви Божии взять негде, да у нас же, Государь, в монастыре припасено кирпичей многое число лежит на земле, и от дождей портится, а монастырская, Государь, ограда кирпичная в половине не в отделке, извести на ту ограду взять негде, потому, что городской лес весь и наша монастырская роща и всякое дровяное заповедано». Поэтому Корнилий просил, чтобы позволено было взять на епископском доме, в Тамбове, тесу и дору (драни), так как там был давний запас: просьба, вероятно, не была исполнена. Нуждаясь в деньгах Правительство хотело с самих монастырей получать более доходов. Петр I требовал сведений от монастырей о всех их доходах, от мельниц, рыбной ловли, пчельников, о правах на владение, чтобы собирать оклады со всех владений монастырских; годных к военной службе монастырских служителей велел высылать к полкам. В 1703 году потребовал сведений, кто принят вновь в монастырь с вкладом или без него, не велел вновь постригать или принимать в монастырь, иначе подвергал пени. При таких мерах число братии в Троицком монастыре уменьшилось. По переписи 1703 г. видно, что девять человек ушло из монастыря, 15 умерло, всего оставалось сорок пять человек. Только ревности Архимандрита Корнилия и казначея Алексея Буцкого монастырь обязан продолжением своего существования. В 1707 г. велено было из Архиерейских домов и из монатырей серебрянную казенную посуду, и оправную серебрянную сбрую, и ломаное серебро, что есть в наличии, высылать с нарочным в Москву. Обитель Троицкая из своей скудной казны должна была также отделить требуемое для нужд Государства. В 1710 г. обитель понесла новый ущерб от кражи. Несмотря на тяжелые обстоятельства, монастырь находил еще средства существования. В 1714 г. при Архимандрите Мисаиле было 63 человека монашествующих. В 1733 г. Архимандритом Пахомием устроен новый иконостас в Троицкую соборную церковь. Около 1750 г. была окончена кирпичная ограда около монастыря. Архимандрит Варсонофий, поступивший из игумнов Тамбовского Казанского монастыря, имел мысль соорудить в Троицкой церкви придел в честь Казанской иконы Богоматери; для этой цели взята была сборная книга, но придел не был устроен. При Архимандрите Тихоне отлит колокол в 70 пудов в 1763 г. Число братии в обители очень уменьшилось; – так при Варсонофии их было только 11 человек; при Исаакие 16; два Архимандрита жило на обещании; рабочих было 15 человек. Монастырь Троицкий более всех Настоятелей обязан был своим устройством Игумену с 1785, а с 1797 г. по 1811 г. Архимандриту, Варлааму. Обозрение состояния монастыря в настоящее время покажет его труды для обители.

В Троицком Козловском монастыре два храма: 1) во имя Живоначальной Троицы, 2) во имя Успения Богоматери.

1)   Храм Живоначальной Троицы.

Два раза испрашивали благословение на сооружение храма Живоначальной Троицы, – сначала Игумен Кирилл в 1673 г. у Митрополита Рязанского Илариона, потом Архимандрит Дорофей в 1687 г. у Преосвященного Питирима Епископа Тамбовского. Не успевши, вероятно, приступить к сооружению храма по первому дозволению, Настоятели Троицкого монастыря сочли нужным, после открытия Тамбовской Епархии в 1682 г., вторично просить благословенной грамоты у своего местного Архиерея. Жалованная грамота Питирима дана была 3 апреля. Для церковной стройки делать кирпич был подряжен козловец Косма Еремеев по 45 копеек за тысячу. Строительство Храма было окончено в 1692 г. Церковь была покрыта тесом. В 1792 г., при Игумене Варлааме, храм Живоначальной Троицы, по той же причине, что прежняя деревянная крыша обветшала и пропускала течь, покрыт весь железом, крыша выкрашена зеленой краской, крест и глава вызолочены червонным золотом. На это употреблено 2257 руб. 45 копеек; из них 1800 рублей пожертвованы двумя благотворителями. В 1794–1796 г. отделана была соборная церковь и внутри; вызолочен весь иконостас, поправлены святые иконы, и стены расписаны были в алтаре и церкви. Варлаам сделал в этой церкви: 1) храмовою икону Пресвятой Троицы в серебряной позолоченной ризе весом в 26 фунтов; 2) местную икону Тихвинской Богоматери по левую сторону у Царских врат, на ней риза серебряная позолоченная чеканной работы с разными каменьями весом 21 фунт 14 золотников. На этой иконе надпись: «устроился на сей образ Пречистыя Богородицы серебряная позлащенная риза 1798 г. месяца Мая, при Настоятеле Игумене Варлааме с братией, тщанием и усердием купно с благотворителями, и всяк чтущий глаголи тако: Богородице Дево упование Христианом покрый и соблюди, и спаси на Тя уповающих. В сем мы нижепоимянованные того монастыря монашествующие и подписуемся Марта 4 1799 г.» Следуют подписи 10 иноков. Теперь эти иконы стоят одна за правым, другая за левым столбом.

2)   Храм Успения Богоматери

Каменная двухэтажная церковь Успения Богоматери построена была в 1672 г. при Игумене Кирилле. Тогда же в нижнем этаже устроен был престол во имя Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. В 1792 г. алтарь у Успенской каменной церкви внизу, у придела Зосимы и Савватия, был отломан. Церковь Зосимы и Савватия переименована в церковь Всех Святых, сделан другой придел во имя Иоанна Предтечи. Нижний этаж Успенской церкви сделан теплым. Новоустроенные приделы освящены были, первый 9 ноября, а второй 10 ноября 1793 г. Успенская церковь покрыта железом, разобраны и поправлены престол и иконостас, глава на церкви переделана и вызолочена. В 1794 г. в верхнем храме Успения устроен придел во имя Преподобного Варлаама Хутынского, – во имя Ангела Архимандрита Варлаама, по желанию Преосвященного Феофила, бывшего Архимандритом Варлаамова Хутынского монастыря, и так как в Хутынском монастыре установлено праздновать этому Святому в девятую Пятницу после Пасхи с крестным ходом из Новгорода, то и здесь Преосвященный Феофил приказал совершать такой ход из города Козлова в монастырь.

В 1844 г. при Архимандрите Никодиме каменные своды и столбы в верхней Успенской церкви, в алтаре с куполом и колокольня были разобраны, стены обложены были кирпичом еще на два аршина, вместо каменных сводов сделаны деревянные потолки, на верху, вместо бывшего каменного купола, сделан небольшой железный, бывшая под колокольней комната, занимаемая библиотекой, как и паперть, оказались внутри церкви, из-за чего пространство церкви увеличилось, устроен новый вход. Церковь сделана теплой.

Колокольня

В западной стороне монастырской ограды устроена каменная четырехъярусная колокольня, высотой в 70 аршин. Ее строительство началось 14 июля 1818 г. и окончено 23 октября 1820 г., при Архимандрите Анастасие, на добровольные пожертвования, главным образом, жителей Козлова. Как видно из сборной книги, пожертвовано добровольными дателями на постройку колокольни 37,132 р. 50 к., ассигнациями. Крест и глава на колокольне железные вызолоченные, купол выкрашен медянкой на масле. Колоколов 11. Первый в 442 п. 20 ф.; по приятному звуку это редкий колокол. Второй в 120 п. 28 ф., третий в 70 п., три колокола от 25 до 12 пуд., и пять небольших колоколов.

Двухэтажный Архимандритский корпус, первоначально выстроенный для приезда Архиерея.

В 1790 г. из пустой кельи сделана монастырская трапезная возле каменных монашеских келий.

Два деревянных братских флигеля.

Каменная ограда длиной в 292 сажени, высотой в 5,5 саженей, в тех местах, где арки, высота стены 7 саженей. Вновь перестроена была в 1795 году.

Главные Святые ворота устроены с западной стороны под колокольней, а обычно входят в монастырь с северной стороны. Здесь около самого монастыря построена небольшая деревянная гостиница для приезда богомольцев. Не далеко от гостиницы, около дороги из Козлова в монастырь, стоит небольшая каменная часовня, принадлежащая монастырю. На восточной стороне монастыря в дубовой роще на берегу Воронежа над колодцем, куда совершаются иногда крестные ходы из монастыря для водоосвящения, есть еще деревянная часовня. Благодаря усердию Козловских жителей, здесь перед древними иконами, поддерживается неугасимая лампада. Вот и все здания, принадлежащие Троицкому монастырю. Братии в обители теперь насчитывается 20 человек.

Ризница монастырская не имеет ничего особо замечательного. Можно указать на большие серебряные, местами вызолоченные, потир, дискос, звезду, два блюдца, лжицу и ковш с 9 финифтяными образами на них. По своей величине этот прибор, который весит 9 фунтов, почти совсем неудобен для употребления. Еще есть два креста: на одном надпись: «лета 7175 Января в 28 день, положен честный крест в монастырь Живоначальной Троицы в Козлов, весом 1 фун. 41 золотник», на другом, в который вложены части св. мощей: «состроися сей крест города Козлова в Святотроицкий монастырь в лето 1727 г., весом 2ф. 70 золотн.».

В монастырской библиотеке нет ни одной рукописи старше прошедшего века, также, как и замечательных старопечатных книг. Жалованные Царские грамоты в монастыре сохранились только в списках конца прошлого века. В монастырском архиве не мало бумаг, не принадлежащих к делам монастырским, так: приказы Князя Александра Меншикова к полковнику Князю Григорию Волконскому и отношению к нему последнего, записки о сборе подушного оклада с Тульских крестьян и дела, касающиеся Тульских оружейных мастеров конца первой половины прошлого века. Эти бумаги попали вероятно в монастырь от бывшего провинциальным тамбовским секретарем архива Архипа Дмитриевича Григорьева, который после более пятидесятилетней службы отечеству, в половине прошлого века поступил в число иноков Троицкой обители. Здесь много осталось частных писем к нему и черновых прошений на Высочайшее Имя в различное время и для различных лиц им вероятно писанных. Есть летопись Настоятелей Козловского монастыря составленная в самом конце прошлого века при Игумене Варлааме, но по множеству хронологических несоответствий, она только запутывает дело, а не поясняет его. Верно только то, что касается самого Варлаама1.

Устав Троицкого Козловского монастыря

Устав Троицкого Козловского монастыря есть общий устав всех штатных монастырей. Пост, молитва, послушание начальникам, пребывание в келье, постоянное упражнение во внутреннем бдении над собой – вот общие заповеди иноческой жизни. Как только теряется из вида главное назначение иноческой жизни, – отрешением от мира облегчить себе путь к небу, – частные правила не много помогут. В таком духе был написан Преосвященным Пахомием, Епископом Тамбовским, устав для управления монастырем Архимандриту Троицкого Козловского монастыря, Исаакию.

«По благодати, дару и власти Всесвятого и Животворящего Духа, данный нам от Самого Великого Архиерея, Господа нашего Иисуса Христа, через Святых и Священных его Апостолов и их наместников и преемников благословили мы дому нашего Казначея и Краснослободского Спасопреображенского монастыря Игумена Иссакия города Козлова в Свято-Троицкий монастырь в Архимандрита, в котором монастыре должен он, Архимандрит Исаакий, не забывая нимало положенного себе дела, но наипаче повседневно силу звания своего рассуждая, тщалив и трудолюбив быти во всем, не неже зван бысть, и пасти врученное ему через нас стадо словесных овец со всяким прилежанием, как святые правила, и церковные предания повелевают. Подобает убо ему, Архимандриту Исаакию, быти Боголюбиву, братолюбиву, кротку, смиренну, трезву, целомудренну, благоговейну, страннолюбиву, учительну, не пьянице, не сварливу, не мздоимцу, смотреливу, независтливу, несребролюбиву, церковному и монастырскому исправлению безленостно прилежати, и опасну стражу имети, и радети о сущих под ним, яко истинному отцу и наставнику, с добрым всегда и неусыпным врученной ему обители надзиранием, еже есть, неведущие наставляти, претыкающихся исправлять, и добре подвизающихся утверждать; мысленные же волки от врученного ему Христова стада отгонять пращей Божественных, Пророческих и Апостольских словес и отеческих преданий; не только же учением, но и самим делом, самим благочестивым по Бозе жития своего образом свет проявлять подчиненным себе по словеси Господню: вы есть свет мира, и: просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, Иже есть на небесах. Наипаче же да не мечтают монашествующие о чине своем иное нечто, паче надлежащего им долженства. Подобает ему испытно и известно самому ведать и подчинённым часто внушать, что иноческого жития сила вся состоит в непрестанном подвиге, еже како бы день от дня умерщвлять в себе душевные страсти, и день ото дня возрастать в Богоугодных добродетелях; и того ради, внимая себе и своему стаду, содержать оное в присном покаянии, богомыслии и молитвах, и яже к тем способствуют, в трезвости, пощении и трудолюбии, отнюдь не допуская их до объедения и пьянства, и всякому злу виновного празднования. И понеже к таковому душеполезному подвигу действительное могущество подается человеку свыше Богом и Господом нашим Иисусом Христом; того ради должен монашеский Настоятель увещевать Братию свою, да вседетельной себе благодати от Бога непрестанно и всежелательно просить; подаваемую же себе благодать небрежением и леностью своей да не тщу и бесплодну творить. Аще же кто и исправен в таковом пребудет, и тому накрепко внушать, да о исправлении своем отнюдь не возносится, и этой фарисейской лести да хранить себя всячески, бегая оной, яко крайне гибельной отравы. При таковых же наставлениях еще Настоятель монастырский долженствует подчиненную себе Братию учить, как они должны правильным над собой властям, а паче всех властям предержащим и высочайшим, Природным Государем своим повиновение и честь отдавать не за гнев только их, яко сильных, но и за совесть свою пред Богом со всякой верностью, и по крайней силе своей, и как о здравии, так о многолетнем утверждении державы их со всяким усердием молить Всевышнего. Аще бо сие и все подданные, но монахи паче всех, Государем должны, яко и пропитание, и пребывание, по собственной Их милости имущие. Да и сам Настоятель, по собственному своему долженству, и подая образ Братии своей, должен всячески Ее Императорскому Величеству Всепресвятлейшей Державнейшей Великой Государыне Императрице Елизавете Петровне, Самодержице Всероссийской, и Ее Императорского Величества Высокому Законному Наследнику, Его Императорскому Высочеству Благоверному Государю Великому Князю Петру Федоровичу, и Супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Екатерине Алексеевне, и Благоверному Государю Великому Князю Павлу Петровичу, верным послушанием и крайним чести хранением служить непременно, исполняя силу присяги, каковою к Ее Императорскому Величеству и к Его Императорскому Высочеству обязан есть; и по Высочайшей Ее Императорского Величества власти, также и по крайнем духовном Правительстве – Святейшем Синоде, и к нашему смирению, яко законному своему Пастырю, послушлив быть, в чем, как должен он наставлять врученные себе овцы по вышереченному, так и сам во исполнении того обязан пребывать, по неотложной Павла Святого, паче же Самого Святого Духа проповеди: всякая душа властям предержащим да повинуется: нет бо власти аще не от Бога; сущие же власти от Бога учинены суть: тот кто противится власти, Божьему повелению противятся. И аще тако словом и делом, и самого себе образом исправлять паству свою монашески стадоначальник потщится; то да имеет надежду услышать от Бога Владыки Господа нашего Иисуса Христа божественный и сладкий оный глас, глаголющий: благий раб и верный, вмаое был еси верен, над многими тебя поставлю, вниди в радость Господа твоего. Будет же известно Архимандриту Исаакию, что по чину чести его в обрядовых употреблениях определяется, что же и запрещается, а именно: иметь и носить ему крест и мантию просто монашеские, и в алтарь царскими вратами без фелони и епитрахили не входить, ниже исходить, во время же священнослужения иметь ему, Архимандриту, одежду: стихарь и епитрахиль, пояс, нарукавницы, фелонь, набедренник, палицу и шапку, Архимандритам данную, так же в служении и в хождении, где приличествует, иметь ковер и посох Архимандритский, во отмену Игуменского, с четырьмя яблоками среброзлащенными, и тем довольствоваться; а ино сверх сего ничто же деяти, ниже осеняльные свещи имети, ниже по первом входе на Литургии кадити, ниже Трисвятое в алтаре гласно петь, ниже на горнее место восходить; сидеть же вочтении Апостола по стороне горнего места и, мир всем, оттуда подавать; ниже во великий вход оставаться в алтаре, ниже у Иереев Святые Дары в царских вратах принимать, но самому держащу Св. Потир, купно с прочими Иереями исходить и входить; прочие же все священнодействовать, и царские врата отверзать и затворять по Литургиарию, яко Иереи священнодействуют; ниже в вечернее и утреннее пение, паче же на Божественной Литургии неслужащу, отнюдь не дерзать – мир всем – глаголить: сие бо есть Архиерея или служащего Иерея, иже во оно время носить образ Христов. В духовность же себе он, Архимандрит, мирских людей всякого чина и возраста, без нашего особого благословения, и своего монастыря из братии никого, и прочих монастырей монахов и монахинь да не приемлет, и прочего, по званию его не приличного, отнюдь да не творить; но да поступает во звании своем благоговейно и умеренно, и по силе духовного регламента непременно, ни мало онаго не забывая, церковная же вся да управляет по правилам Св. Апостол и Св. Отец, и по нашему бласловению, а в недоумеваемых нашего Архиерейского рассуждения и повеления да имать ожидать. Жительствующие же во оной обители Иеромонахи, Иеродьяконы, Монахи и все тому монастырю подчиненные да приемлют сего отца своего и предводителя Архимандрита Иссакия по достоинству, и да повинуются ему, яко наместное спасение их приставничество от Самого Господа чрез мерность нашу приемшему; да предпочитают же его, и слушают во всем, яко не оному сего хотящу, но Христу рекшу к Апостолам: слушая вас, Меня слушает; и отметающийся вас, Меня отметается, и отметающийся Меня, отметается пославшего Меня; тем же и те подчиненные и оному Архимандриту да не будут отметницы, но яко Самому Христу в лице его повинующиеся послушницы, от Него же да обрящут милость в день судный. Известного же ради свидетельства, яко чинноправильно сей Настоятель на степень Архимандритства сего нами произведен и утвержден, вручится ему эта наша настольная грамота, рукой нашей подписанная, и печатью запечатанная, в Богоспасаемом граде Тамбове, лета мироздания 7269, воплощения же Бога Слова 1761, месяца Сентября в …. день, Индикта 9.».

Много забот о поддержании порядка иноческой жизни прилагал Игумен Варлаам. До него мы встречаем только одно распоряжение и то вышло от лица Царского, в 1703 г., чтобы Братья ели вместе за трапезой. Игумен Иосиф строго наказывал тех, которые из обители отлучались в город. Распоряжения Варлаама были многосторонние и благоразумные. Сама нужда вызывала его дать письменные правила устава. Принужденный по делам службы жить большей частью в Тамбове, он не мог лично надзирать за порядком в монастыре.

Поэтому 25 июля 1791 г. Игумен Варлаам предписал:

1)    Чтобы не оставлялась никогда церковь без пения, так и трапеза без чтения, а когда прилучиться из монастыря отлучиться в город единому каждому брату в неделю однажды или в селение другое какое, то с письменным видом от настоятеля. А если кто своим неустройством это презрит, и более одного раза впредь пойдет, или без виду в селение уедет, того наказать посаженным в железо на два дня, и отдать в труды в трапезу или на триста поклонов.

2)    Иметь службу церковную, вечернюю до захода солнца, утреню пред восхода солнца, обедню всегда в девять часов.

3)    В Высокоторжественные и Праздничные дни отправлять всенощное бдение и Литургию с молебнами казначею соборне, а в небытность его чередному Иеромонаху, и навсегда же ему начальствовать соборне же.

4)    На проскомидии читать синодик всегда, как следует, да и на Литургии у ранней или поздней обедни неотложно читать помянник писанной, как вкладных благотворителей, так и всякого в монастыре брата за упокой четырех человек вписанный.

5)    Получаемые в монастыре братские подаяния, деньги разные принимать и опускать в кружку Иеромонаху Кирику.

6)    Затворять ворота на замок в девять часов, и отворять, как утреню начнут, а кто не успеет придти в назначенное вечернее время, того наказывать, – стоять на коленях в церкви целую службу или при трапезе за обедом.

Некоторые из братии отказались подписаться под этим приказом Игумена, находя тут противное воле Божьей или преданию Святых Отцов и Государственным законам. Получив об этом известие от казначея, Варлаам писал: «Не знаю, если подлинно так, то должно с оговоркою подписаться такою: к сему подписуюсь, кроме такого пункта, потому что он душе вреден, и обществу соблазен, тогда бы я усмотрел и подлинно может так. А то возгордившись учинить святое послушание обещаное Христу самопроизвольно чрез клятву при свидетелях Ангелов и человек иметь к Настоятелю и ко всей во Христе Братии. Да прочтет всяк тот последование о пострижении в рассуждении которого видно, что они позабыли, и хранить того не стали ко мне яко начальнику, имеющему жезл для утверждения паствы, врученный от Христа посредством Архиерейским, еже пасти Христовы словесные овцы, стяженные дражайшей кровью Его, блюсти со всяким прилежанием и тщанием, яко ответ имам воздати о вас Богу в день суда. Притом да предстанут пред Братией преподобнейшие те отцы, освященные главы, нехотевшие повинутися начальнику согласно как воле Божьей, так и человеческой, хотевшему мне лучшего душам вашим, потому что за отлучкой моей законной, можете послушать моего законного предписания, которое весьма надобное. О возлюбленные! В какую падаете беду, какое делаете Богу непослушание! Нет ныне во плоти Апостолов Петра и Павла на земле, нет Преподобных Антония и Ефрема, так же устного их учения не слышим, а преданные ими церкви на пользу души имеем. Затем Христос Апостолам и сказал: кто будет вас слушать, Меня слушает, а если будет отметать и не слушать, то Меня отметается и Отца Моего не слушает. И если не слушаться, то уже лучше сказать, якоже в Матвее Евангелисте написано, да прочитаете возлюбленные; не прогневайтесь, сынове непослушные. Се мой к вам пред Братией выговор; ибо сами вы начальнейшие во всем нанесли мне пред Братией огорчение и обиду, не могли подписать как-нибудь, разве вам одним противно, когда все подписались. О други мои! Где ваша добрая совесть? Где ваше монашеское обещание? До какого самовластия и распутства довели себя, что забыли ко мне духовного дружества! Овцы заблудшие, скитающиеся без пастыря! Умилитеся над дражайшими душами вашими! Придите нечувственные в чувство! Покайтесь о содеянном вами преступлении, лежащем на совести! Как предстаните к алтарю моля Послушливого бывшего до смерти крестной? Однако всем до единого отцам объявляю: если мое предписание противно, то дайте мне известие о том. А если не противно, то да будет по оному исполняемо неупустительно всеми подписавшимися и не подписавшимися. А кто воспротивится в чем, с тем поступать, как предписано. А кто не подписался, тех ни за какою благословною виной до прибытия моего в монастырь, в город Козлов не отпускать. Сия им да будут вместо эпитимии, а кто не сохранит сия, да будет судим судом Бога, и судом человека».

Сильные представления Игумена произвели благотворное действие на монашествующих. 15 января 1793 г. Иеромонахи и монахи Козловского онастыря сами решились увеличить свои молитвенные подвиги. Они сочли нужным как для Священнослужения, так и другие для душевного спасения установить ежедневное чтение на повечерии правила, на котором бы по приличию читаны были Акафисты дня, а молитвы на сон, грядущий читать после ужина, не выходя из трапезной, и просили на это утверждения у Преосвященного Тамбовского Феофила. Преосвященный Феофил с душевным удовольствием утверждая это доброе намерение, написал в резолюции:

«Сколь приятно слушать, что Братия сама себя игу благого и богоугодного порабощения подвергает, и, не требуя прибавить себе оброка телесного, делает прибавку доброхотную оброка душевного. Да утвердит их Божественная Благодать, и да утешит в сих святых подвигах. Сие соделывает обители славу от входящих в оную светских людей, Настоятелю честь и похвалу, яко начальнику наставляещему стадо свое на сию спасительную стезю, доброхотов же побудить непременно к большему благотворению. Консистории неоставить Отцу Игемену объявить от нас благодарную признательность, да и Братии написать похвалу к поощрению в их намерении. Мы всеусердно благословляем быть этому в обители».

В октябре 1793 г. Игумен предписал для назидания Братии, и приходящих богомольцев читать проповеди ежедневно на всех службах, кроме вечерни.

В декабре 1794 г. получен указ для предотвращения беспорядка в Братии не давать никому на руки денег, и всем предписать общее житие, кроме настоятеля; нужды Братии удовлетворять из монастырских доходов.

Скоро появился новый случай для Варлаама изложить подробные правила монастырского порядка. Братия очень часто была недовольна казначеями и постоянно приходила с просьбами о смене одного и утверждении другого. 19 сентября 1795 г. Варлаам соглашаясь на избрание нового казначея, Серафима, и обязав его под присягой поступать с Братией снисходительно, вместе с тем предписывал и инокам:

«Как он (Казначей) во всем по желанию вашему учинил, то и вы также взаимно ему во всяких монастырских и братских случаях и нуждах всемерно помогать потщитесь по монашескому обещанию усердно, которое вы пред Богом и Его Ангелами и пред человеки без всякого принуждения в том обеты давали, друг другу взаимно общими вашими силами и усердием ко обители святой ревностно, яко любезные чада сынове оной потщитесь стараться и последуйте в ревности пчеле и муравью, как они споспешеством трудятся, не имеют над собой ни понуждающего, ни повелевающего. Вам же преуспеть в путях желая, и получить за оные труды от Христа вечную славу.

1.

Благовесту к вечерне в зимнее время быть в два часа с половиной, в летнее в четыре часа. Благовесту быть довольно, чтобы чередный Священник, и на каждом клиросе по одному чередному брату придти, а без клиросных чередному не начинать, а особенно во время соборных служб дожидаться и Братию. Отправлять чтение и пение единогласно. На «Господи воззвах» и стихи по клиросам, и стихиры также петь, и стиховни, и тропари. По окончании вечерни быть по усопшим литии, а потом повечерие с правилом, а на правиле, кроме Господских и Воскресных дней, всегда читать Акафист Божьей Матери, Ангелу Хранителю, а по окончании сходятся ликом вкупе петь «Господи помилуй» не скоро; и когда глаголит священник: «благословите Отцы святые и братия», говорить: «благослови нас Отче», и рпиняв прощение отходить во своя.

2.

К вечерней трапезе по ударении в ясак Братия сходится, и по трапезновании читают молитвы на сон грядущий. «Помилуй нас Господи» петь, и по окончании также «достойно есть», и приняв от чередного благословение отходить, а перед трапезой читают: «ядят убозии, слава и ныне; Господи помилуй трижды, благослови», а после трапезы: бысть чрево твое, честнейшую, возвеселись ны еси Господи, слава и ныне, Госполи помилуй трижды, благослови; и быть у трапезы сидеть благочинно.

3.

К утрени быть благовесту с полуночи в зимнее время в три, а в летнее в два часа, и всегда быть чтению. Тропари, стиховнии, седальны петь не отложно. После утрени петь по благотворителем и братиям литию. На полунощнице ликом сходятся и петь «помилуй нас Господи» и кончать.

4.

Всенощные бдения исправлять и благовесту быть в летнее время с полудня в шесть часов, а в зимнее с полуночи в два часа, равно все петь и читать единогласно, каноны с запевами, также, как и на утрене чтений два, читать в неделю по первом седальне Евангелие толковое, а на шестой песне пролог или какое слово.

5.

Если к ранней, благовесту быть в семь часов, и к каждой службе ожидать чередным ясака, который зависит от Казначея, или в небытность его кому приказано будет. А если кто самовольно учинит и дожидаться не захочет, таковых Казначею штрафовать.

6.

К поздней Литургии благовесту быть в девять часов. По пробитии ясака, пономарь отмыкает церковь, приносит жару, возжигает у жертвенника свечу, и чередный вышед облачается, чинит проскомидию, и на проскомидии неотменно читает сигодик по отметкам и прочие реестры. Литургию отправлять, на которой изобразительные запевать по клиросам, блаженные, и на входе петь, вместо причастного быть чтению, по окончании литии и по отпетии расходятся.

7.

После Литургии все купно ходят в трапезу. Начальствующий ударяет в большой звонец трижды, и начинает читать «Отче наш», по прочтении «Слава и ныне» и по благословении трапезы, садятся братия по чину. Потом начальствующий ударяет в малый звонец, чтец, хотящий читать, говорит предначинательное слово ил житие, и приняв благословение читает. Братия благоговейно, благодаряще Господа, вкушают, и в начале каждого ястия ударяется в большой звонец. По окончании трапезы начальствующий ударяет в малый звонец, чтущий говорит: Богу нашему слава, потом начальствующий ударяет в большой звонец трижды, и восставшие от трапезы читают: «благословен Бог милуяй и питаяй нас и прочее», и расходятся.

8.

Расходчик зависим у начальника трапезы в небытность Казначея, и должен у него благословение принимать, что готовить, а в небытность Казначея он начальник; и должен входить и, смотря над пищей, стараться, чтобы все благовременно было изготовлено, и объявляет Казначею, что нужно, а казначей, если в чем недостатки, должен представить мне, и представлять отчеты, что куплено и куда употреблено.

9.

Уставщик всегда неупустительно должен Братии объявлять о торжественных днях, молебнах, и панихидах царских, а Благочинный знать должен Соборне кому должно надежным быть, чтобы остановки никогда не было незнанием, и прилежно должен смотреть и радеть о чтении и пении и в небытность Казначея. Когда заметит за кем вредное церкви тотчас становит на колени или на поклоны.»

Настоятели монастыря

1. Основателем Троицкого Козловского монастыря был черный поп Иосиф. Хотя в выписке из межевых Козловских книг 1636 г. он называется Игуменом, но едва ли носил это звание. В жалованных Государевых грамотах он называется просто черным попом. Вероятно, в Троицкой обители при ее устроении не было одного общего начальника. Это можно заключить из того, что дозволение об устроении первой церкви испрашивал не Иосиф, а старцы Пафнутий и Агафоник, и что при жизни Иосифа две жалованные царские грамоты в Троицкий монастырь даны на имя черного попа Софрония (в мире Стефана), бывшего прежде Священником села Борца Рождественской церкви. Надо думать, что Троицкая пустынь управлялась первоначально старцами, и кто имел смелость, тот обращался к правительству с просьбой о помощи.

2. Игумен Дионисий упоминается в 1657 и 1659 гг.

3. Игумен Кирилл в 1661 и 1666 гг.

4. Игумен Корнилий в 1670г.

5. Игумен Кирилл II в 1672 и 1673гг.

6. В 1682 г. Игумены Троицкого Козловского монастыря возведены на степень Архимандритов. Первый Архимандрит был Дорофей (опис. Рк. Востокова стр. 170) по 1694 г. О нем в монастырской летописи замечено: сей о приращении и украшении обители, а паче о содержании благочиния и хранения устава и о согласии братии весьма усердное имел старание, добре пася стадо свое.

7. Архимандрит Корнилий с 1697 по 1705 г.

8. Архимандрит Мисаил, из дворян, в миру Михаил Афанасьевич Топильский, с 1706 по 1715 г. В этом году 31 марта в 12 часу дня скончался.

9. Архимандрит Мисаил Окопинский с 1714 по 1727 г. В этом году указом из Духовной Консистории дается знать, что вместо престарелого Архимандрита Мисаила 22 октября посвящен в этот сан Козловского монастыря.

10. Иеромонах Пахомий. В 1730 г. он был в Тамбове при разборе церковников на военную службу. Пахомий скончался в 1747 г. в июле месяце.

11. На место Пахомия произведен в Архимандриты, монах Кафедрального Чудова монастыря Иоасаф в декабре 1747 г. 19 мая 1754 г. Архимандрит Иоасаф уволен от должности Настоятеля на обещание в Московский Чудов монастырь.

12. 13 июля 1754 г. в Настоятели Троицкого Козловского монастыря произведен Игумен Тамбовского Казанского монастыря Варсонофий. 15 октября 1759 г. Архимандрит Варсонофий переведен в Трегуляев монастырь.

13. Архимандрит Варлаам переведен из Игумнов Трегуляева монастыря на место Варсонофия.

14. Архимандрит Исаакий в сентябре 1761 г. посвящен в Архимандриты из Казначеев Тамбовского Архиерейского дома и Игумнов Краснослободского Преображенского монастыря. 21 октября 1763 г. переведен в Нижеломовский Богородицкий Казанский монастырь.

15. При учреждении штатов в 1764 г. в Троицком Козловском монастыре положено быть Игуменам. Первый Игумен был Иосиф, родом из Киева, проходивший звание проповедника при Тамбовском Архиерейском доме. Иосиф правил монастырем менее года; имел вспыльчивый характер и строг в управлении.

16. Игумен Тихон с 1764 г. В 1770 г. он именуется уже Архимандритом. Родом был из Малороссии. 26 ноября 1774 г. переведен в Нижеломовский Казанский монастырь, оттуда во Владимирский Цареконстантиновский монастырь, а потом в Коломенский Голутвин.

17. Игумен Илиодор 7 декабря 1775 г. произведен из ризничих Троицко-Сергиевой Лавры. В 1783 г. он уволен от исправления Настоятельской должности и возвратился в Сергиеву Лавру.

18. Игумен Варлаам, уроженец Тамбовский, из купеческого сословия, родился 31 июля 1752 г., в миру назывался Василий Космин Никитин. В ранней юности лишился своих родителей, и на 29 году жизни вступил в Трегуляев Предтеченский монастырь, послушником. Через 5 лет он был уже Строителем Трегуляева монастыря. 13 октября 1785 г. из Строителей Трегуляева монастыря переведен в Игумены Троицкого Козловского. 6 октября 1786 г. назначен управителем Козловского Духовного Правления; 26 июня 1787 г. сделан присутствующим в Тамбовской Духовной Консистории. В 1797 г. возведен в сан Архимандрита. Он скончался 23 декабря 1811 г. в Тамбове; тело его привезено в Троицкий монастырь и погребено 26 числа у северной стороны алтаря Троицкого Собора.

19. Архимандрит Анастасий, из купеческого сословия города Калуги, родился в 1760 г. В 1791 г. в Александро-Невской Лавре пострижен в монашество; в 1794 г. посвящен в Иеродьякона, и в 1801 г. в Иеромонаха. Он в 1795 г. проходил звание установщика, а с 1812 г. звание Благочинного Лавры. 5 декабря 1812 г. по представлению Преосвященного Ионы, ныне Митрополита, определен Настоятелем Троицкого Козловского монастыря с возведением в сан Архимандрита, и был благочинным монастырей Тамбовской Епархии. Анастасий скончался в 1822 г.

20. Архимандрит Иасон, в миру Яков Никольский, родом из Калужской губернии, Масальского уезда, села Шуева, сын священника, первоначально обучался в Калужской Семинарии с 1795 г., потом с 1799 г. в Московской Перервинской Семинарии, откуда в 1800 г. переведен опять в Калужскую Семинарию, где и окончил курс. По окончании курса Богословских наук в 1806 г. сделан Информатором первого латинского и французского классов; в 1807 г. был учителем высшего грамматического класса и преподавал общую историю. В 1809 г. определен учителем риторики и высшего греческого класса; исполнял должность эконома Семинарии и экзаменатора ставленников. 3 марта 1812 г. пострижен в монашество; в том же месяце произведен в Архимандрита Лихвинского Покровского монастыря с оставлением при Калужской Семинарии. 4 декабря 1812 г. переведен в Архимандрита Тамбовской губернии Трегуляева Предтеченского монастыря, сделан Ректором Тамбовской Семинарии и присутствующим в Тамбовской Консистории. В 1819 г. предоставлен ему класс Священного Писания. В 1822 г. сделан Архимандритом Троицкого Козловского монастыря. 19 марта 1826 г. переведен в Тольгский монастырь Ярославской Епархии Архимандритом.

21. Архимандрит Николай, в миру Иван Соколов, сын священника Калужской губернии города Медыни Поликарпа Онисимова. Обучался в Московской Славено-Греко-Латинской Академии, в 1800 г. переведен в Калужскую семинарию, где и окончил курс. По окончании курса в 1807 г. определен в Калужскую семинарию Информатором низшего грамматического и Французского классов; в 1808 г. сделан учителем этих классов; 1 января 1809 г. переведен в учителя географического класса, а 3 марта в учителя среднего грамматического класса. 12 апреля 1810 г. определен в Смотрителя Боровского Духовного училища и учителя высшего грамматического; в воскресные дни в Соборной церкви Пафнутиева монастыря толковал Катехизис. Нашествие французов на Боровск заставило его удалиться в Тамбов. Здесь в семинарии постепенно проходил он должности учителя риторики, французского языка; в 1814 г. сделан Префектом семинарии, Библиотекарем и учителем философии, и вступил в монашество. В 1816 г. сделан законоучителем в Кадетском корпусе. 9 января 1819 г. сделан ректором Тамбовских Духовных училищ и 15 февраля 1820 г. произведен в Архимандрита Шацкого Николаевского Чернеевского монастыря и 8 апреля утвержден Ректором и учителем Богословских наук в иркутской семинарии, и Настоятелем Иркутского Вознесенского монастыря. 1 мая 1826 г. переведен Ректором и учителем Богословских наук в Тамбовскую семинарию, а с 15 мая в Настоятеля Козловского Троицкого монастыря. 11 апреля 1827 г. представлен к ордену Св. Анны 2 степени. С 10 декабря 1829 г. до 1 марта 1830 г. трудился в Петербурге на поприще Священнослужения и проповедования Слова Божья. 8 мая 1831 г. определен в Викария Московской Митрополии, в 1834 г. переведен в Епископа в Калугу, где и находится теперь.

22. Архимандрит Иоанн. Обучался в Калужской семинарии, в 1824 г. поступил в Московскую Духовную Академию, где 29 августа 1827 г. пострижен в монашество. По окончании курса со степенью Магистра, назначен Инспектором Рязанской семинарии и Профессором Богословия. 1 июня 1830 г. сделан Игуменом Рязанского Богословского третьеклассного монастыря; 6 сентября переведен в Саратовскую семинарию Инспектором и Профессором философии. В 1831 г. переведен в Инспектора Тверской семинарии, был присутствующим в Консистории; 9 мая переведен Тамбовскую семинарию Ректором и Профессором Богословских наук и утвержден Архимандритом Троицкого Козловского монастыря. Скончался от холеры 11 июля 1833 г. в Тамбове.

23. Архимандрит Адриан Тяжелов. По окончании курса в Тверской семинарии в 1823 г. год был учителем в Московском Перервинском училище. В 1824 г. поступил в Московскую Духовную академию; 17 апреля 1827 г. пострижен в монашество. По окончании Академического курса, возведенный в степень старшего Кандидата, определен в Вятскую семинарию Инспектором и учителем философских наук; 22 октября 1829 г. посвящен в Архимандрита Слободского Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря. 24 сентября 1833 г. определен в Тамбовскую семинарию Ректором, учителем Богословских наук и Архимандритом Козловского монастыря. 20 июня 1841г. назначен Ректором Черниговской семинарии.

24. Архимандрит Иоасаф Покровский. Из воспитанников Нижегородской семинарии в 1831 г. поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 4 апреля 1835 г. пострижен в монашество, и по окончании курса в 1835 г. удостоенный звания Магистра, определен Бакалавром Богословских наук в Петербургской Академии. 20 июня 1841 г. определен Ректором Тамбовской семинарии и Профессором Богословия с возведением в сан Архимандрита Троицкого Козловского монастыря. 21 сентября 1842 г. переведен в Петербургскую Академию Инспектором, Профессором Богословских наук и настоятелем Ростовского Богоявленского монастыря. В 1844г. сделан Ректором Подольской семинарии и Настоятелем первоклассного Каменецкого Троицкого монастыря.

25. Архимандрит Никодим Лебедев. Сначала обучался в Костромской семинарии; в 1823 г. поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию; 20 ноября 1825 г. пострижен в монашество, окончив курс Академии со степенью Магистра, определен Инспектором и Профессором Церковной истории в Костромскую семинарию. 19 мая 1829 г. сделан Игуменом Луховского Николаевского монастыря; 12 октября переведен в Бакалавры С.-Петербургской Духовной Академии, 19 сентября 1830 г. назначен Ректором Саратовской семинарии и Архимандритом Луховского монастыря. 30 ноября 1832 г. переведен в Архимандрита Саратовского Спасопреображенского второклассного монастыря. 22 апреля 1833 г. назначен Ректором Иркутской семинарии и Профессором Богословских наук, и с 23 июня Архимандритом Иркутского Вознесенского монастыря. 30 сентября 1840 переведен Ректором и Профессором Богословских наук в Пермскую семинарию, отсюда 28 сентября 1842 г. переведен в Тамбовскую семинарию Ректором и Профессором Богословских наук с назначением в управление его Козловского Троицкого монастыря. 23 марта 1847 г. переведен Ректором Тверской семинарии.

26. Архимандрит Платон Фивейский. Родился 18 июня 1810 г. в селе Чанки Московской губернии, Коломенского уезда; обучался в Саввино – Сторожевском монастыре, потом в Вифанской семинарии, а с 1830 г. в Московской Духовной Академии. Окончив курс Академии со степенью Магистра был оставлен при Академии Бакалавром Церковного Красноречия и Пастырского Богословия. 8 сентября 1834 г. пострижен в монашество; 6 апреля 1836 г. определен в число Соборных Иеромонахов Московского Ставропигиального Донского монастыря. С октября 1838 г. был Библиотекарем и Действительным членом Академической Конференции; с 16 сентября 1841 г. поручено ему было исполнять должность Инспектора Академии; 9 ноября того же года произведен в сан Архимандрита. В январе 1842 г. назначен Ректором Казанской семинарии и Профессором Богословских наук, и в октябре сделан вторым членом внешнего правления Казанской Академии. В апреле 1843 г. избран Королевским Копенгагенским Обществом Северных Антикваров в звание члена Общества. В мае 1843 г. переведен в Орловскую семинарию Ректором и Профессором Богословских наук, и в апреле 1844 г. согласно собственному прошению по совершенно расстроенному здоровью уволен с должности Ректора и Профессора Орловской семинарии и переведен на жительство в Виленский Свято-Духов монастырь, откуда для поправления здоровья переведен в Подольскую Епархию. В 1847 г. назначен Ректором Тамбовской семинарии и Архимандритом Козловского монастыря.

Владения монастыря

Место, на котором теперь стоит Троицкий Козловский монастырь в то время как поселился здесь его основатель Иосиф, было во владении оброчников Князя Дмитрия Михайловича Пожарского. С их согласия, а именно Максима Яковлева с товарищами, основались здесь первые иноки, и построили себе первую церковь. Когда воеводы Иван Биркин и Михаил Спешнев в 1636 г. строили город Козлов и межевали для новых жителей землю, тогда и для Троицой пустыни по обеим берегам реки Воронежа отведено леса по сорока по три десятины, пятьдесят четий в поле и 150 в поляне под городом, и пятьсот копен сена между лесным и полевым Воронежем2. Но рекой владели оброчные крестьяне Князя Пожарского. Так как этих угодий было недостаточно для содержания тогдашней Братии, то они просили Государя Михаила Федоровича, чтобы им позволено было владеть рыбной ловлей на реке Воронеж и построить на ней мельницу. Вследствие этого прошения грамотой от 19 ноября 1641 г., Михаил Федорович предписал Воеводе Афанасию Константиновичу Беклемишеву исполнить прошение Братии. Монастырю на свечи и на ладан, и на всякое монастырское строение отведены были рыбные ловли и бобровые гоны по реке Воронежу и позволено устроить мельницу. Вследствие прошения Настоятель Софрония грамотой от 18 ноября 1645 г. велено отделить инокам Троицкой обители по берегу реки сажень по пяти или шести земли, где они могли просушивать неводы и приставать во время ловли рыбы. Грамотой от 12 мая 1649 г. вновь подтверждены права данной обители на угодья.

По описи 1652 г. видно, что монастырь имел двадцать душ монастырских служителей. По обеим сторонам Воронежа принадлежало монастырю 54 четьи хорошей пахотной обработанной земли, и годной для пашни, но не возделанной 58 четьи, сена накашивалось 500 копен; леса 43 десятины. Под монастырем построили мельницу с двумя колесами: одно мелет, другое толчет.

По просьбе Игумена Дионисия грамотой от 20 сентября 1658 г. предоставлено было обители право рыбной ловли от устья речки Иловая в лесном и полевом Воронеже до их верховья, и в Козлове для приезду отведено место в 8 саженей длиной и в 6 шириной.

В 1661 г. Игумен Кирилл выпросил своему монастырю рыбные ловли на Кривецком плесе. В 1662 г. по его просьбе обновлены межевые грани владений Троицкого Козловского монастыря. В том же году 20 сентября отведено подворье в Козлове «поконец Стрелецкой и Посадской слободы на Крестце, и при подворьи порожней земли в длину 49 сажень, поперек 29 сажень». В 1666 г. грамотой от 25 августа не велено брать оброков с крестьянских вымороченных (пустовых) дворов.

В 1686 году по просьбе Архимандрита Дорофея, Государственным указом от 29 мая, прибавлено к прежним 112 четьям 178 четвертей в поле, и покосной земли к прежним 500 копнам еще 500 копен. В 1687 г. монастырь приобрел себе подворье в Тамбове.

В 1694 г. Архимандрит Дорофей испросил себе, чтобы с Бетюцкого и Серецкого ухожьев (пчельников) оброку править не велено, и вместе право на владение Кривополянской мельницей.

По отзыву властей Монастырских в 1704 г. видно, что у Троицкого монастыря было 198 ульев, и они стояли в разных местах, одни у реки Воронежа, другие около устья речки Гремишки в монастырском лесу. Оброчных земель, деревень, крестьян, лесов не было, равно как и мельниц.

В 1764 г. при отнятии имений у монастырей, у Козловского монастыря насчитывалось только 42 души крестьян. Монастырю определен штат третьеклассных монастырей. По ревизии 1782 г. у монастыря штатных крестьян насчитывалось 16 душ мужского пола.

При межевании земли в 1790 г. прибавлено было земли к монастырским владениям.

В том же году куплено подворье для монастыря в Тамбове у поручика Лаврова за 1000 рублей, с тем, чтобы половину заплатил Нижне-Ломовский монастырь, а половину Троицкий Козловский, как имеющие равно владеть им. Эта покупка была утверждена указом Консистории 14 июня 1793 г. на таком основании, чтобы ветхий флигель уступить Саровской пустыни Строителю с братией: теперь половина Тамбовского подворья принадлежит Трегуляевскому монастырю в который переведен штат из Нижне – Ломовского монастыря. Сейчас во владении монастыря находится только 16 десятин земли, на которой стоит монастырская роща; около монастыря на реке Лесном Воронеже есть мельница, в 1843 г. монастырю было еще отведено 64 десятины пахотной земли, но из-за дальнего расстояния от монастыря (в 40 верстах) монастырь получает небольшой доход от нее; осталось за ним и подворье в Тамбове, находящееся напротив Казанского монастыря; на этом подворье имеют жительство Настоятели монастыря – Ректора Семинарии.

При скудости постоянных монастырских доходов, обитель Козловская содержалась и содержится главным образом частными благотворениями. Благотворителями обители были: Архимандриты – Варлаам и Анастасий, Гг. Хрущевы, Детковы, Годовы, Кудрявцевы, Козаковы, Каюковы, Назаровы, Князья Кугушевы, Козловская купеческая жена Каншина, Козловские Почетные граждане Кожевниковы, купцы Гладышевы, Демины, Денисовы, Каширские, Придорогины, Александровы, Мальцыны, Вороновы, Бельские, купец Парфеньев. Замечательнее всех пожертвования Козловской купеческой жены Анны Михайловны Силантьевой. Она пожертвовала большой колокол, устроила в Троицком Соборе люстры и паникадила перед местными образами в количестве шесть штук, стоившие 7000 рублей. Ею пожертвованы лучшие сосуды, потир, крест и Евангелие. На строительство колокольни в сборной книге записано от нее 4000 рублей ассигнациями; положено ею же на вечное поминовение 2000 рублей ассигнациями. Всех ее пожертвований обители было на сумму до ста тысяч рублей ассигнациями. Очень значительное благодеяние оказала обители в последнее десятилетие из дворян купеческая жена Анастасия Львовна, положившая, кроме других пожертвований, до 15 т. рублей ассигнациями, на обитель в вечное обращение для того, чтобы проценты с этой суммы были употреблены на Братскую трапезу. Так как монастырь решительно все должен покупать для трапезы, то без ее помощи Братия терпели крайнюю бедность по трапезе. От Преосвященного Митрополита Ионы положено 2 т. руб. ассигнац. на вечное поминовение его родственников.

В обители погребены лица из фамилий Гг. Сопкиных, Гониных, Паливлевских, Салтыковых, Князей Кугушевых, Рахмановых, Вырубовых, Колтовских, Сумароковых, Молчановых, Васильевых, Симоновых, Киреевых, Медведевых, Детловых, Каюковых, купцов Кожевниковых, Баранниковых, Козьминых, Каншишых, Вороновых, Солодовниковых, Силантьевых, Богатыревых, Духаниных, Гладышевых, Придорогиных, Барашковых. Над могилами Иеромонаха Капитона и юродивого Иоанна граждане г. Козлова и другие богомольцы совершают панихиды, по сохранившемуся преданию о добродетельной, Богоугодной жизни этих подвижников.

Перепись монастырских грамот, сделанная в 1703 году

1. Грамота благословенная Пресвященного Антония Архиепископа Рязанского и Муромского о строении церкви Живоначальной Троицы да в приделе Успения Богородицы 144 года Марта в 18 день3 по челобитью новой пустыни старца Пафнутия, да старца Агафоника, да оброчников Максима Яковлева с товарищами.

2. Жалованная грамота Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича и всея Руси по челобитью того монастыря старца Иосифа на рыбные ловли и о строении мельницы на лесном Воронеже в 150 году Ноября в 19 день за приписью Дьяка максима Чиркова, справа подъячего Василия Ратаева.

3. Жалованная грамота Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича и всея Руси по челобитью того же монастыря черного попа Софрония о земле и о лесных и о всяких угодьях в 152 году Октября 27 за приписью Дьяка Григория Ларионова.

4. Жалованная грамота Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича и всея Руси по челобитью того монастыря черного попа Софрония к прежним рыбным ловлям о берегу и о просушивании сетей, во 153 году Января в 18 день. За приписью Дьяка Ивана Федотова.

5. Жалованная грамота Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича и всея Руси по челобитью черного попа Иосифа о рыбных ловлях в 157 году Мая в 12 день. За приписью Дьяка Смирного Богданова.

6. Жалованная грамота Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича и всея Руси по челобитью того же монастыря Игумена Дионисия о рыбной ловле Польного и Лесного Воронежа, за приписью Дьяка Василия Михайлова в 165 году Августа 29.

7. Жалованная грамота Царя Алексея Михайловича по челобитью Игумена Дионисия о рыбных ловлях реки Воронежа от устья речки Иловая лесным и польным Воронежем до верховья, в 167 году Марта в 15 день. За приписью Дьяка Игнатия Матвеева.

8. Жалованная грамота Царя Алексея Михайловича по челобитью того же монастыря Игумена Кирилла с Братией на рыбные ловли в Кривецкой плесе в 169 году, за приписью Дьяка Василия Семенова.

9. Жалованная грамота Царя Алексея Михайловича по челобитью Игумена Кирилла с Братией, чтобы с крестьянских пустовых дворов всяких оброков не платить, в 174 году Августа 25, за приписью Дьяка Тимофея Антипина.

10. Благословенная грамота Преосвященного Илариона Митрополита Рязанского и Муромского о строении каменной церкви Успения Пречистой Богородицы в 178 году Августа в 3 день по челобитью Игумена Корнилия с Братией.

11. Благословенная грамота на церковь Преподобных Зосима и Савватия Соловецких Чудотворцев Преосвященного Илариона Митрополита Рязанского и Муромского в 180 году Февраля в 9 день по челобитью Игумена Кирилла с Братией.

12. Благословенная грамота о строении каменной церкви Живоначальной Троицы Преосвященного Илариона Митрополита Рязанского и Муромского по челобитью того же монастыря Игумена Кирилла с Братией в 181 году.

13. Благословенная грамота Преосвященного Питирима Епископа Тамбовского о строении той же каменной Соборной церкви Живоначальной Троицы в 195 году Апреля в 3 день по челобитью Архимандрита Дорофея с Братией.

14. Жалованная грамота Государя Петра Алексеевича по челобитью Козловцев градских и уездных людей о Троицком монастыре, чтобы его к иным монастырям не приписывать, в 190 году Мая 12.

15. Жалованная грамота Государей Иоанна и Петра Алексеевичей, по челобитью того же монастыря Архимандрита Дорофея с Братией о сенных покосах за рекой Польным Воронежем в 195 году Июля в 15 день.

16. Две жалованные грамоты Государей Иоанна и Петра Алексеевичей по челобитью Архимандрита Дорофея с Братией – одна чтобы с Бетюцкого и Серецкого угодьев оброку править невелено, другая грамота о владении Кривополянской мельницы в 202 году Апреля в 15 день.

17. Грамота Государей Иоанна и Петра Алексеевичей, по челобитью Архимандрита Дорофея с Братией о владении по прежнему рыбной ловлей реки Рясы Козловцам отказать в 202 году Сентября в 27 день.

18. Выписка строенная Ясельничего и Воеводы Ивана Биркина да Михаила Спешнева на монастырское место и лес и поле и на сенные покосы в 144 году при Игумене Иосифе; строенная писцов Князь Данила Несвицкого в том же 161 году Сентября в 18 день.

19. Выписка на дворовое место внутри города строенья Стольника и Воеводы Василия Лихарева в 177 году Сентября в 20 день.

20. Выписка на дворовое вкладное место внутри города Воеводы Петра Пушкина в 163 году.

21. Выписка на дворовое место в Козлове на Посаде строенья Воеводы Василия Лихарева в 171 году Сентября в 20 день.

22. Да на те же места дворовая выписка писцов Стольника Михаила Нащокина да Подъячего Ивана Дорофеева в 194 году Октября в 31 день.

23. Выписка на монастырское место и землю и лес, и сенные покосы строенье писцов Стольника Михаила Нащокина в 194 гожу Октября в 28 день.

24. Выписка с межевых книг отводу Воеводы Василия Лихарева в 170 году.

25. Купчая на Тамбовское дворовое место в 195 году Сентября в 23 день.

26. Выписка о прибавке земли за чертой, что за Польным Воронежем в 198 году Августа 24.

* * *

1

Можем думать, что Игумена Варлаама возбудил к этому труду Преосвященный Платон Любарский. В 1794 г. 6 февраля назначенный, и 26 числа посвященный в Епископа Тамбовского и Пензенского, 16 марта он прибыл в Троицкий Козловский монастырь и пробыл здесь до 23 марта; в следствие нового распоряжения Правительства, привезенного нарочным 22 марта, Преосвященный Платон переводился в Астрахань, а Феофил Тамбовский оставлялся на своей Епархии. Преосвященный Платон тогда же дал Варлааму записку о своей службе для написания в истории Тамбовской Иерархии. К этому времени и относится составление летописи монастыря.

2

Прим. эл. редакции: Система землепользования и меры земельной площади XVI века.

Качество земли тогда оценивалось тремя степенями: добрая, середняя и худая (значение определений, думаю, понятно). Перелогом называлась необрабатываемая по каким-либо причинам пашенная земля. Если перелоги не обрабатывались достаточно долго, то они покрывались, зарастали лесом и кустарём – «и в жердь, и в кол, и в руку» (толщиной).

Система землепользования в то время была троепольной, т.е. одна треть общего поля шла под озимь (рожь, например), вторая треть – под ярь (овёс), а еще треть – под пар (т.е. отдыхала). Поэтому постоянно встречающееся выражение «а в дву потомуж» означало, что к цифре пашенных площадей надо добавить еще 2 раза по столько же.

Допустим, пашня «худой земли» составляла 50 четей, «а в дву потомуж», т.е. к 50 надо добавить еще 2 х 50, и тогда вся площадь поля составит 150 четей.

Основной единицей земельной площади являлась десятина, равная примерно 1,08 гектара.

1 десятина равнялась 2 четям (четвертям). Мерой сенокосных угодий служила копна. 10 копён = 1 десятине. Таким образом:

Десятина (1,0925га) = 2 четям = 2400 квадратных сажен.

Четь (5462,5кв.м) = 2 осьминам.

Осьмина (2731,25 кв.м) = 2 полуосьминам = 4 четверикам.

3

Прим. эл. редакции: До 1 января 1700 г. в России применялось Византийское летоисчисление, которое велось «от сотворения мира». По преданию, мир сотворён был за 5508 лет до рождения Христова. 

В документах для «краткости» тысячи лет опускали, и записывали только последние цифры. Так, указанный в документе 161-й год следует считать как 7161. Вычитая 5508, получаем 1653 год.

Однако, следует учесть, что год до петровской реформы начинался 1 сентября, поэтому в промежутке с 1 января по 31 августа разница с летоисчислением «от Рождества Христова» составляет 5508 лет, а для дат с 1 сентября по 31 декабря разница уже 5509 лет.


Источник: Историческое описание Троицкого Козловского монастыря. - Москва : тип. Александра Семена, 1849. - 59 с.

Комментарии для сайта Cackle