протоиерей Пётр Смирнов

58. Единоверие

Некоторые из глаголемых старообрядцев поповщинского толка, принимая бежавших от Православной Церкви священников, чувствовали зависимость от нее и желали соединения с ней. Таков был стародубский инок Никодим. По его почину в 1783 году было составлено и подписано 1500 старообрядцами прошение Святейшему Синоду о воссоединении их с Православной Церковью, с тем, чтобы сняты были с них как с бывших раскольников клятвы и порицания, чтобы было разрешено совершение богослужения по старопечатным книгам и с соблюдением старых обрядов, и чтобы дан был им особый епископ, который бы зависел непосредственно от Синода. Святейший Синод признал неудобным назначение особого епископа для старообрядцев, но дозволил местным епископам назначать для старообрядцев, желавших соединиться с Церковью, священников, которые могли бы совершать для них богослужение по старопечатным книгам и с соблюдением их обрядов. Означенные старообрядцы назывались согласниками.

После того, как «согласие» упрочено было в Стародубье, оно стало появляться на Иргизе, где ревностным распространителем его был знаменитый в этой местности настоятель Верхне-Преображенского монастыря инок Сергий, в Нижегородской епархии, в Казани и Петербурге. Для принимавших «согласие» часовни их преобразовались в храмы и строились новые церкви, назначались священники. Наконец в 1799 году изъявили желание принять православных священников и московские старообрядцы, причем ими указаны были подробные условия для воссоединения с Церковью в 16 пунктах. Условия эти были рассмотрены Московским митрополитом Платоном и, согласно с его замечаниями, одобрены Святейшим Синодом и утверждены императором Павлом I в 1800 году. При этом старообрядцы, вступающие в союз с Церковью, названы единоверцами, а церкви их единоверческими.

Бывшее в 1885 году собрание архипастырей в Казани так определило значение единоверия: «Православие и единоверие – одна Церковь; поэтому, с одной стороны, никто не должен унижать и порицать то, что Церковью благословляется; а, с другой стороны, сами единоверцы должны помнить, что единоверие заключается только в союзе с Православной Церковью, что без этого союза нет единоверия, а будет опять раскол».


Вам может быть интересно:

1. Материалы для истории западно-русской церкви (XVIII стол.) профессор Стефан Тимофеевич Голубев

2. Памятники живописи древнехристианского периода Николай Васильевич Покровский

3. Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого Владимир Николаевич Бенешевич

4. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1 – Эпилог профессор Алексей Иванович Сидоров

5. История православного монашества на Востоке. Часть 2 – Оксиринх профессор Петр Симонович Казанский

6. Об исповеди беглого греческого митрополита Амвросия пред беглым раскольническим попом – Иеронимом профессор Николай Иванович Субботин

7. Участие преподобного отца нашего Сергия в событиях 1380 года, положивших начало освобождению России от татарского ига архимандрит Леонид (Кавелин)

8. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях Николай Иванович Костомаров

9. История Евангельская и Церкви Апостольской протоиерей Александр Горский

10. Начертание церковно-библейской истории – Царствование Давида в Хевроне и междоусобие двух царских домов святитель Филарет Московский (Дроздов)

Комментарии для сайта Cackle