Источник

Слово на Святую Пасху. Святого Кирилла, епископа Туровского65

Ныне сугубая радость всем христианам и веселье миру неизреченное ради наступившего праздника, вместо скорби прежде бывшего таинства. Какая же была скорбь предшествовавшего таинства? Перед вчерашним днем Господь наш Иисус Христос, как человек, был распинаем, а как Бог помрачил солнце и преложил луну в кровь, и тьма была по всей земле; как человек возопив, испустил дух, а как Бог потряс землю, и распались камни; как человек был прободен в ребра, а как Бог раздрал завесу древнего закона; как Агнец излиял Свою кровь вместо агнцев, закалаемых в пустыне для жертвы, и принес Собой жертву Богу Отцу за спасение всего мира; как человек был положен в гроб, а как Бог освятил алтарь церкви из язычников; как царь был охраняем стражами и запечатленный лежал в гробу, а как Бог чрез ангельские воинства вещал бесовским силам в твердыне ада: возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная и внидет Царь славы (Пс. 23:7). Словом Его сокрушены были врата адова и до основания сломлены вереи его. Сошел Сам Господь в ад и попрал бесовское царство крестом и умертвил смерть, и сидящие во тьме увидели свет, и связанные нищетой и железом освобождены; Он восхитил сокровища ада и ныне вышел из него в силе Божией и в славе святых ангелов. Порабощенные души человеческие освобождены и вводятся в рай, прославляя имя Христово. Христос воскрес, оставив невредимыми печати гроба, – и Церковь приемлет неисповедимое веселье; пророки же радостно ликуют, восклицая: Пасха наша за ны пожрен бысть, Христос (1Кор. 5:7). Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа (1Кор. 15:55)? Ради нашего спасения Христос воскрес из мертвых и сущим во гробех живот даровал, и души святых больше естества обогатились и от ада вселились на небеса.

Поэтому двоякое и троякое наименование носит настоящий праздник. Он называется пасхою, ради закланных Моисеем в Египте агнцев, кровью которых, помазавши дверные перекладины и косяки домов, израильтяне избежали смерти от ангелов, убивающих египтян. Такое же значение имеет и настоящая (новозаветная) Пасха: ныне заклан был священниками Агнец Божий, Иисус Христос, за спасение всего мира, и всеродного прародителя Адама извел из ада (потому что Он не ради одних праведников сходил на землю, но ради всего мира, падшего чрез преступления): Он взял на Себя грехи всех людей и вознес их на крест. Поэтому мы с верой будем причастниками Божественной Пасхи; помажем Божьей Кровью свои уста – двери нашего душевного дома, дабы не приступали к нам бесы, желающие умертвить нас грехом. Израильтяне заклали агнца, а язычники вкусили его, – и вот Пророк призывает всех верных к Господней трапезе, говоря: Тело Христово приимите, источника безсмертного вкусите. Сим Телом глава ада сокрушена была, и жало его притупилось; этим Телом держава и власть ада попрана была; этим Телом пронзено было чрево адово, потому что обратно Христос не чрез уста (т. е., двери) ада вышел, но расторгнув чрево адово, извел из него человеческие души (ибо в то время, когда положено было во гробе Тело Христово, сломились медные врата и сокрушились вереи железные, привратники затрепетали, темница распалась, и мертвые воскресли). И вот, Тело Христово смерть умертвило и всю истлевшую тварь обновило. Христиане, с верой вкушающие это Тело, освящаются и получают жизнь вечную. Итак, братья, вкусим этого животворящего брашна66 и с любовью облобызаем друг друга, взаимно, от всего сердца прощая прегрешения. – Во–вторых, Воскресение Христово называется великим днем. Поистине, велик день сей – не потому, чтобы он имел больше часов, но ради великих чудес, совершенных Спасителем нашим Иисусом Христом. Ныне ангелы с людьми ликуют, и люди освящаются Господом, приемля Духа Святого. Ибо евангелист Лука повествует, что во едину от субботы зело рано, жены, неся приготовленные ароматы, пришли ко гробу Иисуса, чтобы помазать Тело Его, но нашли камень отваленным от гроба. И вошедши не нашли Господа Иисуса. Когда же они недоумевали об этом, вдруг предстали перед ними два мужа в блистающих одеждах и сказали им: что ищете живого с мертвыми? Несть зде, но воста. Вспомните, как Он говорил вам о Своем воскресении в третий день (Лк. 24:1–7). Теперь же ступайте к ученикам Его и скажите: Христос воскресе! Ибо о вас еще прежде написано было Пророком: приидите от видения жены благовестницы и Сиону рцыте: приими от нас радость благовещения. Идите к апостолам и скажите: «не скрывайтесь более, ибо сбылось слово, сказанное вам Иисусом: вмале, и к тому не видите Мене, и паки вмале и узрите Мя, и возрадуетеся» (Ин. 16:16). Вспомните Пророка, написавшего о Христе и о вас: «Поражу пастыря и разъидутся овцы, но не много спустя, простерши руку, соберу и дам им пастыря» (Зах. 13:7). Идите и скажите ученикам, чтобы уразумели время это, предвозвещенное пророком Осией, возвестившим: «от беззаконников Он побиен был, и в два дня исцелил мир, и в третий день воскреснет, и живи будем пред Ним» (Ос. 6:3); а также пророком Софонией, изрекшим: «потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего, во свидетельство Мое, ибо милость Моя уже снизошла над народами (Соф. 3:8). Идите и скажите апостолам: этот есть день, о котором сказал Давид: Ты, Господи, воскрес, ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, яко прииде время (Пс.101:14); я говорю не о том Сионе, который попираем воинами, но о церкви из язычников, искупленной честной Кровью Спасителя, – церкви, которую никто одолеть не возможет. Не думайте, что вы можете обольститься подобно Еве: она приняла совет от змия, вы же слышите речь ангельскую. Итак, мы возвещаем вам радость, вы же проповедуете миру спасение». Тогда жены, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати апостолам; но они не поверили им, ибо еще не приняли Духа Святого и потому были и непостоянны, и трусливы, и неуверены. Но Петр и Иоанн, встав, побежали к гробу. Однако, Иоанн скорее Петра пришел к гробу, но не входил в него до прихода Петра, который первым вошел в гроб и увидел там только пелены лежащие. Иоанн, первым пришедший к гробу, не вследствие страха не вошел в него, но повинуясь Божьему определению и Божественному Писанию, ибо эти два апостола прообразовали собой ветхий и новый закон: Иоанн образовал собой ветхий закон, а Петр – новый. Ветхий закон, предшествовавший новому, хотя предварял Христа своим ожиданием, но, по пришествии Его, не вошел в веру Его; новый же закон, хотя и после пришел, но прежде уверовал во Христа, усмотрев, как тщетна надежда на прежний закон, не могущий более спасать держащихся его.

В тот же день двое из учеников Христовых шли в селение, находившееся в окрестностях Иерусалима, и разговаривали между собой о всех этих событиях, – и вот Сам Иисус настиг их на пути. Ибо Он подобен был пастырю, который, когда возлегши немного поспит, вставши, видит расшедшееся стадо, – быстро всюду ходит с целью собрать его. Иисус сказал ученикам: «о чем это вы рассуждаете между собою, и отчего вы печальны»? Они отвечали, что говорят об Иисусе Назарянине, распятом еврейскими священниками, и о женах, которые слышали от Ангела об Его воскресении. Они не узнали Его, ибо их очи были еще плотские, и Христос не дунул на них, говоря: Приимите Дух Свят, и еще не отверз их разума. Однако же, им известны были пророчества о Христе. Поэтому Он сказал им: «о несмысленные сердцем»! и начал от всех Овященных книг изъяснять им сказанное о страдании и воскресении Его. Не об этом ли, – сказал, – писал Моисей: и будет живот твой висящ пред очима твоима (Втор. 28:66)? Писал и Давид о распятии Его: ископаша руце мои и нози мои (Пс. 21:17); и еще: и даша в сниде Мою желчь и в жажду напоиша Мя оцта (Пс. 68:22); о гробе Его: положиша Мя в рове преисподнем. в темных и сени смертней (Пс. 87:7); а также и воскресении Его: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его (Пс. 67:2), и еще: воскресни, Боже, суди земли (Пс. 81:8). А Исаия сказал об учениках Его: «возстав, соберу братию Мою, и узрят славу Мою, и возвестят славу Мою, в странах имя Мое, и будут Мне, люди из язычников многие» (Ис. 66:19–20). Разговаривая, они приблизились к тому селению, в которое шли. Ученики стали удерживать Иисуса, говоря: «останься с нами, потому что день уже склоняется к вечеру». А когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил и дал им. Тогда открылись у них очи, они увидели язвы от гвоздей на руках Его и познали, что это – Сам Христос. Но Он стал невидим а для них. Они же возвратились в Иерусалим и рассказали обо всем Апостолам, утверждая, что, воистину, воскрес Христос, что Он им явился, и они узнали Его по ранам от гвоздей.

А мы, братья, видя воскресение Христово, поклонимся Ему и воскликнем: Ты Бог наш и разве (кроме) Тебе иного не знаем. Человече видимый и Боже разумеваемый! Вся земля да поклонится и да поет Тебе: помилуй нас, Господи, верующих в Тебя! Тебе молимся и умиляемся: очисти грехи наши, отпусти долги душам нашим, славящим Тебя! Ныне Тебе, за нас пострадавшему и смерть принявшему, раболепно служим! Вчера с разбойником мы сраспинались Тебе, а ныне совоскресли с Тобою! Вчера с Логгином взывали: «воистину, Сын Божий еси Ты»; а ныне с Ангелами говорим: «воистину, Христос воскресе»! Вчера с Никодимом с креста мы снимали Тебя, ныне с Магдалиной видим Тебя воскресшего! Вчера с Иосифом полагали Тебя во гроб; ныне же, подобно Марии, слышим от Тебя радостные слова: «пойдите, возвестите братьям Моим и Петру, чтобы шли в Галилею; – и Там они увидят Меня». И вот, ныне, как в Галилею, собравшись, в эту святую церковь, мы веселимся, и говорим: сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся в он и возвеселимся. Яко Твое есть царство, Христе, и слава со Отцем и Святым Духом ныне, и присно и во веки веков. Аминь67.

* * *

65

Сконч. в 1183 г.

66

Пища, явства,кушанья. Энциклопедический словарь. Прим. электронной редакции

67

Творения св. отца нашего Кирилла, епископа Туровского, с предварит, очерк, истории Турова.. Изд. преосвящен. Евгения, епископа Минского. Киев. 1880 г., 7–13 стр.; ср. Памятники древне-русск. церковно-учительн. литературы, изд. журн. «Странник», вып. 1, стр. 131–135.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle