Источник

Слово в день честного и животворящего Креста. Преподобного Иоанна Дамаскина

Слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть (1Кор. 1:18): ибо духовный востязует вся: душевен же человек не приемлет, яже Духа (1Кор. 2:15, 14). Это есть безумие для тех, которые не принимают с верою и не помышляют о благости и всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений (поскольку все, что принадлежит Богу, выше естества и разума и мысли). В самом деле, если кто-либо станет взвешивать, каким образом Бог извел все из небытия в бытие и ради чего, и если он захочет постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет, так как это знание – душевное и бесовское. Но если кто, руководствуясь верою, примет во внимание, что Божество – благое и всемогущее, мудрое и праведное, то он найдет все гладким и ровным, и путь – прямым.

Конечно, всякое деяние и чудотворение Христово чрезвычайно, Божественно, дивно, но удивительнее всего честный Его крест. И подлинно, не чрез другое что-либо, как именно чрез крест Господа нашего Иисуса Христа, ниспровергнута смерть, уничтожен грех прародительский, упразднен ад, даровано воскресение, подана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, уготован вход в древнее блаженство, отверсты врата рая, воссело одесную Бога естество наше, и мы соделались чадами и наследниками Божиими. Все это совершено крестом. Елицы во Христа крестихомся, говорит Апостол, в смерть Его крестихомся (Римл. 6:3); и елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Галат. 3:27); Христос, далее, есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1:24). Таким образом, смерть Христова, то есть крест облек нас в ипостасную Божию Премудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное (1Кор. 1:18), или потому, что чрез него обнаружилось нам могущество Божие, т. е. победа над смертью, или потому, что как средоточием креста связываются и соединяются четыре конца его, так и силою Божиею содержится и высота и глубина, и долгота и широта, то есть вся как видимая, так и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе точно так же, как Израилю – обрезание: ибо чрез него мы, верные, различаемся и распознаемся от неверных. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать для того, чтобы не коснулся нас губитель, как говорит Писание (Исх. 12:13). Он для лежащих – восстание, для стоящих – опора, для немощных – посох, для пасомых – жезл, для обращающихся – руководство, для преспевающих – приведение к совершенству, спасение души и тела, отражение всяких зол, виновник всяких благ, уничтожение греха, зерно воскресения, древо жизни вечной.

Сему-то, поистине честному и досточтимому, древу, на коем Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и святого тела и святой крови, должно покланяться; подобным образом и гвоздям, копию, одеждам и священным местам, как-то: яслям, пещере, голгофе спасительной, животворящему гробу, Сиону – главе Церквей, и подобным, как говорит Богоотец Давид: внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его (Псал. 131:7). А что здесь он разумеет крест, это видно из последующего стиха: воскресни, Господи, в покой Твой (Псал. 131:8): ѝбо воскресение следует за крестом. Если для нас вожделенны и дом, и одр и одежды тех, кого мы любим; то сколько драгоценнее должно быть для нас все то, что принадлежит Богу и Спасителю и чрез что мы спасены!

Но мы покланяемся и изображению честного и животворящего Креста, из какого бы вещества оно ни было сделано, почитая не вещество (да не будет сего), а изображение, как знамение Христово. Ибо Сам Христос, делая завещание Своим ученикам, говорил: тогда явится знамение Сына Человеческаго (Матф. 24:30), разумея крест. Посему-то и вестник воскресения говорил женам: Иисуса ищете Назарянина распятаго (Марк. 16:6), и Апостол писал: мы проповедуем Христа распята (1Кор. 1:23). Хотя много – Христов и Иисусов, но один распятый. Ангел не сказал: „прободенного копием“ но: „распятого“. Посему-то и должно покланяться (Кресту, как) знамению Христову: ибо всякий раз, где будет знамение, там будет и Он Сам. Но веществу, из которого сделано изображение креста, будет ли то золото или камни драгоценные, если разрушится изображение, покланяться не должно. Впрочем, мы всему, что посвящено Богу, покланяемся так, что почтение относим к Самому Богу.

Сей честный крест прообразован был древом жизни, насажденным от Бога в раю (Быт. 2:9): ибо так как чрез посредство древа вошла смерть, то и надлежало, чтобы чрез древо же дарованы были жизнь и воскресение. Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифова, посредством образа обозначил крест и, благословив своих сыновей перемененными руками, он весьма ясно начертал знамение креста (Быт. 47:31; 48:13, 14; Евр. 11:21). Также весьма ясно знамение Креста предначертали: жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший израиля, а фараона потопивший (Исх. 14:16); руки, крестовидно простертые и обратившие в бегство Амалика (Исх. 17:11); горькая вода, услащенная древом (Исх. 15:25); скала, жезлом пробитая и воду источившая (Исх. 17:6); жезл Ааронов, прознаменовавший достоинство священноначальства (Числ. 17:8–9); змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верою взирали на мертвого врага, подобно тому как и Христос плотью, не знавшею греха (Числ. 21:9), был пригвожден за грех. Великий Моисей, взывая, говорит: живот ваш висящ на древе пред очима вашима (Второзак. 28:66); и Исаия: прострох руце Мои весь день к людем не покаряющимся и противу глаголющим (Ис. 65:2). О, если бы мы, поклоняющиеся Кресту, получили часть со Христом, Который быль распят! Аминь15.

* * *

15

См. Христианск. Чтение 1840 г., 1 ч., стр. 340–345; ср. „Точное изложение православн. веры» – св. И. Дамаскина“, в перев. А. Бронзова, С.-Петербург, 1894 г., стр. 213–216.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle