Источник

Беседа в неделю Ваий. Св. Иакова Саруга

Св. Писание не должно читать с высокомерием; и если душа еще не поднялась из праха, то она не может зреть красоту Писания: ибо там именно изображается красота ее, смирение ее. Писания о Сыне Божием научают тебя, что ты должен быть смиренным, и прошу тебя: не читай оного Писания, когда тебя обуяла гордость. Сын Божий, пришедший к нам с небес, превысший всех нас, воистину смирил Себя, и Он Сам изрек тебе: научитеся от Мене, яко аз кроток есмь и смирен сердцем (Матф. 11:29). Смотри, как Он, обновивший царство дома Давидова, восседает на презренное и неукрашенное осля, не имея слуг, которые торжественно ввели бы его в царский город, и чрез Его смирение были уничижены все высокомерные, катавшиеся в золотых и прекрасных колесницах и не хотевшие помочь униженным. Смотри же на это полное уничижение Царя царствующих, взирающего на тебя и подобных тебе из облаков; посмотри, до какого смирения снизшел Господь твой. Сойди, юный христианин, со своей высоты: ибо тогда ты украсишь себя смирением Его. Помысли, из чего ты создан: из праха земного; если ты будешь помнить это, то будешь в состоянии познать достоинство твоего Господа и сладостность Его смирения. Он уничижил Себя для твоего спасения: ибо ты сильно хотел высоко поднять себя, почему и упал. Если же ты, долг которого Он пришел выплачивать, не будешь чувствовать раскаяния, то какую пользу принесет тебе Тот, Кто принял на Себя весь твой долг и желает научить тебя раскаянию, между тем как ты не принимаешь Его учения? Смотри: в Писаниях о Нем открывается Его смирение; в Его действиях обнаруживается Его смирение; Евангелие открывает Его уничижение; из Его слов слышится блаженство людям; а мы что? – мы с высокомерием и гордостью, с жестким сердцем относимся ко всему, сказанному о Нем. Смирим себя с покаянием, и мы прославим Его смирение. Смирим же себя, слушатели, и тогда откроем с любовью свой слух, дабы услышать сказание Его о блаженстве людям.

Царство Давидово чрез Господа нашего было возвышено, и обещание Отца чрез явление Возлюбленного Его исполнилось. Потому и Давид, утешенный Святым Духом, сказал: престол Твой Боже, во век (Пс. 44:7): „Ты не получил его ни от кого и не предашь никому; Ты не похож на меня; я получил престол от Саула и предал его Соломону: Ты же тот же еси, и лета Твои не оскудеют (Пс. 101:28). Пред Тобою нет сильного, и над Тобою нет князя: ибо Твое – царство». „Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель» (Быт. 49:10). Есть один, не только имеющий власть, но и вечно господствующий: об этом в Откровении было указано и патриарху. Он не получил по наследству только имя князя, но престол Его существует во все времена; по обещанию Отца Его. Чрез царствование Он вступил в родственные связи с домом Давидовым и взял на Себя подобие раба, дабы царство Давидово во все времена имело такое значение. Однако, не чрез передачу Он получил в награду владычествовать, ибо Он верно сказал: Аз первый и Аз по сих (Ин. 1:17); и Апостолы свидетельствуют о Нем: Иисус Христос вчера и днесь той же и во веки (Евр. 13:8). Приди, посмотри, как Он вошел в царствующий град на презренном животном, и как встречают Его похвальною песнию. В сем случае величие соединилось со смирением нашего Господа; и из Его уничижения воздвигнулось Его высокое достоинство, из Его как бы ничтожества открылась сила Его, так что везде, где говорят о Нем, что Он был человеком, веруют, что Он – и Бог. Его животное (осел) и до сих пор остается презренным, но Он всеми прославлен: и сзади и впереди Его кричали: „Осанна Сыну Давидову! благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних (Матф. 21:9). Царское достоинство способствовало тому, что, как и подобает, Его ввели с должною почестью: постилали одежды по пути, разносилось пение в воздухе, дети с пальмовыми ветвями пели: „осанна»! Деревья дали ветви, народ – одежды, дети – восклицание, языки – песнь. Старшие (первосвященники и книжники) подавляли пение, а дети стремились получить благословение. Господа закона возненавидели законники, а возлюбили дети, еще не читавшие книг Моисея; чистые юноши и невинные младенцы узнали своего Царя и достойно прославили Его. Книжники и судьи были исполнены гнева, а чистые сердца с любовью стремились к благословению. Старейшины хотели нарушить прославление молчанием, а дети продолжали и дольше величать. Зависть сделала старейшин дремлющими, а любовь оживила детей. Бедный и усталый был осел Его; но чрез торжество и он был радостно встречаем. На нем сидел и въезжал в город величайший Пророк; он спешил объявить евреям, чтобы они встретили Царя их: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля, се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток и всед на подъяремника и жребца юна (Захар. 9:9). Радуйся, дщи Сионова, зело, проповедуй, дщи иерусалимова, веселися, и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи иерусалимля (Софон. 3:14–15). Пророк проповедовал, а Иерусалим спит. Он кричит возле – пред вратами его, но Иерусалим продолжает спать. И Исаия поднял свой голос, говоря: востани, востани Иерусалиме, и облекись в крепость мышцы твоея (Ис. 51:9). Пророки своими речами усиливались внушить Иерусалиму, чтобы он разгнал сонное состояние, и чтобы радоваться своему Царю, но он не хотел слушать. Дух прелюбодеицы погрузился в глубокий сон служения языческим богам, и потому она не могла отозваться чистой любовью и не могла верить, что жених уже приближается к дому невесты. Телец, который увлек ее, привязал ее к себе; скинию Молохову восприяла она (Амос. 5:26); на идолов Иеровоама прикладывала она свои груди, в воню язычества погрузилась она, и потому она не стремилась пробудиться к прибытию Жениха. Исаия сказал ей: „востани, светися Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия (Ис. 60:1); но дочь Рахили укрывала своих идолов, и смотрели тьмою нечистоты ее. О, бедная! как ты опьянела в своей страсти! Почему для тебя гораздо любимее прелюбодейные развратники, чем Царский Жених? Смотри, Тот, Кто знаком с тобою еще с Синая, и Кого ты восхвалила там, пришел; восстань, иди встречать Его. Удали от себя идолов и восстань: радуйся дню обручения твоего. Ты слышала, как прославил Его Отец Его: не отвращайся от Наследника. Смотри: дар Жениха находится в твоих руках, цепь Его священства – около твоей шеи, одежда его служения – на твоем теле. Открой чергог свой для жениха с любовью: ибо ты последовала за Ним в пустыню (Иер. 2:2).

Священное Писание говорит, что, при входе Господа нашего в Иерусалим, весь город поднялся на встречу Ему. Почему же он поднялся? Прелюбодеица, подлинно, увидела, что уже приходит Святой Жених, Который говорит ей о Себе, и потому, она начинала приготовляться к настоящему дню венчания. Та, которая кланялась идолам, видела, что приходит Тот, Кто разрушит всех идолов. Любящая идолов была пробуждена, ибо явился в мир Тот, Кто должен был посрамить всех идолов. Чувство, испытываемое связью тьмы, заступила связь со светом, и она пробуждалась: поскольку знала, что все дурные поступки ее будут открыты Им; потому и был на ногах весь город при встрече Его, и спрашивали: „кто такое – Он”?

Приходите, обратите внимание на сладострастие прелюбодеицы и плачьте по случаю неизлечения распинательницы. Востаньте, проходящие по пути возле нее, и удивляйтесь Невесте, Которая, увидев Жениха, хотела узнать, кто такое – Он. О, ты, которая всецело погрузилась только в удовольствия, почему ты не знаешь, кто такое – Он. Смотри: пророки ясно говорят о Нем, проходя чрез твои улицы. Почему из их голоса ты не хотела узнать, кто такое – Он. Если Он – не из племени Иуды, то Его не породило царство иудейское; если Он чужд народа Иаковлева, то Он не – звезда, и жезл не восстанет от Израиля и не разит князей Моава и не сокрушит всех сынов Сифовых (Числ. 24:17). Если исполнение Его не было привязано за виноградное древо, вышедшее из Египта, и если осел, несший Его, не вышел из собственного дома Иудина, то не было бы написано о Нем: „Его царство и Израиль – Его откровение». Если бы Он не ездил кроткий, тихий на ослице, на спине ее, как предсказал это Захария (Захар. 9:9), то, без сомнения, не открыли бы Ему городские ворота: ибо тогда Он не был бы кроткий Царь. И смотри: Он явился таким, каким был описан у Исаии, т. е. униженным и наименьшим (Ис. 53:3) среди людей. Ослица была развязана от того виноградного дерева, которое принесено было из Египта (Пс. 79:9), и приведена к Нему, дабы Он не садился на нее. И именно, это и было то виноградное дерево, за которое ослица была завязана связью еще Иакова (Быт. 28:13–15). Тихо вошел Он, как свидетельствовал об этом и Захария. К чему, спрашивается, после такого доказательства еще вопрос неверных искаженных в сердце: кто такое – Он?

Невеста должна была (после) устыдиться своего вопроса. Она хотела передать своему жениху разводное письмо, дабы освободиться от Него, и притворно то одного, то другого, постоянно спрашивает: кто такое – Он; хотя она могла узнать Его из таинственного смысла повествования о винограднике, где написано: виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это – Наследник (Матф. 21:38). Хотя они знали, что Он – наследник, однако же вопрошали, кто такое – Он. Так и невеста. Но Господь наш пошел в дом Отца Своего, где нашел множество продающих и покупающих. Он увидел, что святыня – в пренебрежении, что церковь соделалась местом сборища купцов и торгашей, и местом похищения, что в ней не произносится более молитва, в ней нет более усердных прошений, первосвященник – не на своем месте, священники не стараются исполнять свою должность, левиты не следят за тем, для чего избраны; народ не исполняет своих обычаев и обрядов, не принимает священников, увлекается страстными стремлениями и наслаждениями, поставил неправду началом жизни; и церковь была совершенно похожа на разбойничий притон. Если бы в синагоге исполнено было все, что было написано у Моисея, и если бы она старалась узнать дух, находившийся в писании пророков, и если бы в ней исполняли волю Отца Небесного, то в ней все радостно встретили бы Того, Кто пришел под именем Сына Божия. Но потому, что Он изшел от бедной Девы и ступил на порог прелюбодейцы, она и спрашивает, кто такое – Он. Она не надеется на Бога, Который вступил с нею в завет, и, наоборот, обращается к ложным богам. Если бы она обладала целомудренной свободой, то осталась бы в чистоте и ожидала бы явления Наследника с радостью. Тогда, услышав, что Жених едет на ослице, Она радовалась бы и торжествовала и от всего сердца возглашала бы; она величественно подняла бы свой голос и славила, и весь народ побуждала бы торжествовать о Нем; она надела бы на первосвященника ефуд, покрыла бы грудь его украшением из виссона и дала ему книгу пророка Захарии в руки. Тогда оный первосвященник, облеченный в царское одеяние, играл бы, подобно Давиду, пред ковчегом завета и пел бы с высоким голосом народу слова Пророка, прочитанные из книги: „радуйся, дщи сионя“, ибо Тот, о Ком говорили пророки, пришел; Тот, о Ком прорицали Иаков и Захария, идет в наш город на презираемом животном“. Но так как она была ослеплена своею страстью, и чувства ее были извращены наслаждениями, почему она и позволила во храме всякого рода бесчинства и изгнала оттуда искреннее благочестие, то она не могла и радоваться о Царе, а даже была опечалена, услышав хвалебную песнь. Жених вошел, но нашел Свою невесту преобразовавшеюся в меняльщицу денег. Увидевши это, Он возревновал о доме Отца Своего, каковой дом оказался в пренебрежении: святость его не почиталась, и Он перестал быть храмом. И вошел Он в храм Божий, и изгнал всех продающих и покупающих во храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей (Матф. 21:12), припоминая священникам изреченное чрез пророков и говоря, что все это Он делает не неизвестною им силою. Так пишется: „не соделался ли вертепом в глазах ваших разбойников дом сей, над которым наречено имя Мое“ (Иер. 7:11)? Христос уверился, что неверующие в Его Отца откажут и Ему во всяком доверии; Он ясно показал им, что благодаря тому, что они не почитают Адонаи, они ненавидят и Его – Христа. Он изобличал их, поскольку Он, ненавидимый ими, исполняет волю пославшего Его Отца. „Отец уже сказал вам чрез пророков: Мой дом да будет домом молитвы, а вы сделали из него место хищения, обмана; вы не слушались Отца Моего; поэтому не принимаете и Меня. Иже приемлет Мене, приемлет пославшаго Меня“ (Матф. 10:40; Ин. 13:20).

Господь наш изгнал всех продающих и покупающих во храме, как недалеко ушедших от разбойников: ибо то, что хочет приобрести вор, зная, что это не – его собственность, тоже хочет приобрести и купец, – и различными способами в конце концов он стремится к тому же, к чему и вор. Точно также поступает и тот, кто обманным способом покупает: ибо если он сумеет хорошо торговать, то продавщик уступает ему вещь в половину цены; да и радость того и другого подходит к радости, испытываемой вором, разбойником. Потому и Христос называл покупателей и продавщиков не другим именем, как именем разбойников, и, как таковых, изгнал их из церкви. Он осуждал священников, законников заставлял исполнять закон, непочитающих святыню обвинял, и истинность Своих слов подтверждал словами пророков Отца Своего. Когда же посрамленные сильным Его внушением и сознанием своих грехов, из уст младенцев услышали песнь: „Осанна“, то они горели от зависти и потому пришли в замешательство: поскольку не нравилась им хвалебная песнь, которую они пели. Певцы говорили слова: „Благословен грядый во имя Господне“; распинатели ненавидели Господа и потому не любили Того, Кто приходил во имя Его: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете“ (Ин. 5:43).

Что Сын был восхвален, а Отец прославлен чрез пение, это не понравилось старейшинам народным, и они были раздражены против Христа: ибо они ненавидели Отца и на Сына также смотрели страшными глазами; они искали обвинения против Христа в этих прекрасных голосах, которые возвышали Отца вместе с Сыном. Поэтому-то они и приступили ко Христу и сказали: слышиши ли, что сии глаголют? Но Он ответил им: „Я слышу; несте ли чли у пророков: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу“! Такими словами Он объявил, что путь Его возвещен пророками, и что Он идет к пристани, уготованной Ему Отцем, поскольку Свою волю Он сообразовал с волею Своего, прославляемого Им, Отца. Далее, они говорили Ему: „скажи им: пусть молчат“! Но Он ответил им: „аще ли умолчат, камение возопиет“ (Лук. 19:40). Здесь Спаситель, как Всеведущий, хотел показать, что произошло бы, если бы, в самом деле, умолчали те, кои должны были петь. Естественно было Ему быть прославлену при входе, и потому Он допустил, чтобы Его встречали словами или возвышенным голосом. А так как Его окружило множество детей, которые воздавали дань своему Царю, прославляя при этом Его смирение: то Он и принял от них оную хвалебную песнь, не требуя прославления Себе бездыханных камней: ибо множество детей заменяли собою всякого другого рода славу и песнь. Я понимаю слова Господа нашего именно так, как Он сказал их, и верую, что если бы дети замолчали, то, естественно, камни воспели бы. Если же ты желаешь искать другого смысла, то отсылаю тебя ко кресту. Здесь – при кресте молчали те, которые пели песнь Ему; ученики разбежались, и замолчали уста, возвышавшие голос, так что из них не было слышно: „осанна“, но что? – мы видим, как бездыханная природа произнесла хвалебные слова. И так как молчали дети, то возвышали голос камни; и так как молчал голос у певших: осанна, – то слышались голоса скал и гробов, распадавшихся и разверзавшихся. А так как не было ветвей с высоких деревьев, то с небесной высоты были отрезаны солнечные лучи и заменяли их, дабы солнце при виде своего Господа не сокрылось.

То, что произошло при кресте с бездыханной природой, да послужит ко вразумлению тебя, если ты желаешь иметь какое-либо свидетельство, т. е., что когда дети не пели и не восхваляли, то камни сделали это вместо них, как и заметил об этом Истинный лжецам. И мы должны в надлежащей мере славить и хвалить Бога, чтобы вместо нас бездыханная природа не воздала Ему подобающее от нас. Мы должны непрестанно возглашать: „Осанна в вышних. Благословен грядый во имя Господне: ибо Ему подобает всякая слава честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь168.

* * *

168

См. Sechs homilien des heiligen Jacob von Sarug. Pius Zingerle Bonn. 1867, 40–62.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle