протоиерей Пётр Смирнов

Слово на Введение Пресвятой Девы Марии во храм. Георгия, митрополита Никомидийского

Настоящее торжество представляет нам прекрасное начало предмета речи. Посему, оставив плотское бремя, поднимемся на крыльях мысли и будем с добрым духом сопутствовать поспешающей войти во Святое святых чистейшей Отроковице. Обратим свои взоры на сегодняшнее торжество Входа Богородицы к Богу и, елико возможно, исследуем тайную красоту его, – хотя увидеть всю радость, какова она есть, невозможно.

Вот, родители Девы привели Ее ко вратам храма, – Ее, Которую окружали невидимо со всех сторон Силы небесные. Хотя ангелы еще и не ведали тогда таинства воплощения, но, как слуги Господа, по повелению Его, они служили Богоотроковице при Ее восхождении. Как духи провидящие, они, конечно, узрели Ее – драгоценный сосуд добродетелей, – Ее, носящую знамения целомудренной чистоты и имеющую тело чуждое соединения с пороками, и воздали поклонение Ей. Тогда светильники осветили вход и все, проходившее во храм, обратилось в радость торжества; тогда самые бездушные тела радовались радостью общею ангелам. Посему и мне также настоит радоваться и громким голосом взывать ко храму: „уже Она входит, и прилично говорит. Разширь место обитания твоего, дабы принять пространнейшую видимого и невидимого создания, возжги светильники и освети вход, дабы был виден проистекающий из него источник света. Отверзи врата твои и приими внутрь врата мысленные, чрез которые пройдет одно только Слово Божие, сохранив их незапечатленными (ибо хотя Она приняла наименование „двери», однако сохранила название и „Девы», и, исполнив служение делу, не разрушила печатей целомудрия). Подними покров, дабы внутри отделить духовный покров славы, которым сокрыло Себя Само Слово Божие; подними златый свещник, чрез который возжгутся семь даров Духа и осветят мир духовный. Укрась Святое святых, и приими сию пресвятую скинию – вместилище невещественного бытия, низшедшего к нам, – скинию разрушенную, но восстановленную праотцем Давидом. Подними всезлатый алтарь кадильный, на котором Слово принесет плоть, исполнив весь мир благоуханием, на котором будут сожжены огнем пороки преслушания, будет уничтожена греховная скверна. Внеси кивот святыни, содержащий в себе Самого Законодателя, Который принесет сию небесную манну, спасет человеческое естество от потопа греховного и Своим рождением освободит весь мир от погибели. Открой сокровищницу Нового Завета, – перстом начертанные письмена, которыми Слово Божие переменит тяжесть буквы закона в легкость духа. Возьми жезл иерейский, который произрастит неувядающий цвет Господень (Ис. 11:1); возьми землю святую (Исх. 3:5) и желанную (Пс. 105:24), из которой воссияют истина и правда (Пс. 84:12). Возьми оную гору, на которой благоугодно будет обитать Слову (Пс. 67:17), отсеченный от которой краеугольный Камень (Дан. 2:34) сокрушит образ врага. Возьми славный трон, царскую колесницу, на которой везомое Слово прийдет во плоти на землю: святой Сион, избранный Творцом и по предведению уготованный прежде веков. Объими одр Соломонов, окрест егоже дориносят шестьдесят сильных (Песн. песн. 3:7) – истинные пророки, возвестившие Божественное Его рождение. Сей образ начертали; клещи того, кто принес уголь и очистил уста пророческие (Пс. 6:6–7); запечатленная книга, которой никто из ведущих писания не прочитал кроме Того, Кто чрез Нее Сам девственно познается (Пс. 29:11); яснейший свиток (Иезек. 2:9), в котором Слово, не имеющее вида, изобразилось письмом человеческим, т. е. соделавшись подобным нам во всем кроме греха. Это – Царица, стоящая одесную Бога. Это – взошедшая от ливана и окружившая мир благоуханным бальзамом, который превратит горечь древнего древа в сладость, приятный запах от одежд которого благоухает над всею землею. Приими Ее внутрь, как Невесту (Песн. песн. 4:7–8), у Которой есть несравненная красота и неизглаголанная слава, коей превосходный блеск заслоняет блеск солнца. Это – заключенный вертоград (Песн. песн. 4:12), в который совершенно нет доступа для порочных помыслов, в котором первое проклятие миру от древа скорби иссушено в корне и на месте оного расцвело благословение. Поистине, это – источник, из которого текут чистейшие воды и орошают вселенную, из которого истекаеъ река благодати, освящающая всю землю. Это – священная скиния, дом славы, нерасторжимый храм, образ и знамение которого ты представляешь. Вот уже засияли лучи благодати. Вот – Превративший в дух то, что было буквой. Вот приближается Обновитель. Посему, переходи от стареющего закона к вечно живой благодати Слова. Зачем ты обагряешься кровью жертвенных животных, когда повелевающий их отвергнет, ибо Слово говорит Отцу: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси (Псал. 39:7; Евр. 10:5). Приходит Тот, Кто Сам Своею кровью упразднит это, и Кто очистит природу не от плотской нечистоты, а от греха. При дверях – освобождение: во вратах твоих – благовестие. Это было предвозвещено тебе божественными пророками. Это обозначил Исаия, говоря: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил (Ис. 7:14). Ее Иезекииль назвал вратами Божиими (Иезек. 44:2); Ее Давид наименовал кивотом святыни (Псал. 131:8); Ее прообразовала на горе Моисею купина горящая и несгорающая (Исх. 3:3). Ее ты почти, как высшую всякого видимого и невидимого создания. Введи внутрь Ее – непорочную скинию. Без сомнения, Она возвестила исполнение вещей, ты явил образ их, а Она указала самое пришествие их. Сколь велика разница между телом и тенью, словом и делом: столько же и ты отличаешься от Ее блеска, ибо ты принимаешь почтение собственно только от одного рода, а Она воспринимает велелепнейшую славу от всех тварей. Ты являешь тень Божию, оставшуюся скоропреходящей, и вскоре должен будешь разориться; Она же, существенно проникнутая обитанием Божественного Слова, пребудет неразрешимой на веки». Вот что, мне кажется, было сказано ко храму, когда внутрь его было введено всеобщее святилище.

Совершавший тогда чреду служения, священник Захария, пророчески вдохновленный, возрадовался пришествию Девы, видя неизмеримую красоту души Ее, сокрытую под этим видом женщины. По мере того, как Пречистая день от дня возрастала, в Ней росли и дары Духа Святого. Она пребывала с ангелами, о чем узнал и Захария. Однажды, исправляя в святилище свое служение, он увидел кого-то, с виду странного, похожего на ангела, беседующего с Ней и подающего Ей пищу. Захария весьма удивился и думал: „что это – за необыкновенное и новое видение? По-видимому, ангел говорит с Девою; бесплотный приносит пищу, питающую плоть: естеством невещественный подает Деве нечто вещественное. Явление ангелов бывает одним лишь священникам (дабы внушить им, что должно и чего не должно делать), и то весьма редко; а чтобы ангел пришел к девице, и притом столь юной, – это необыкновенно. Если бы она была замужняя и молилась о разрешении своего неплодства, как Анна, я не удивлялся бы видению; но девица молиться об этом не может. Ангел же всегда к Ней является, как я то вижу: и вот это приводит меня в великое удивление, сомнение и ужас. Что все это значит? Что приходит возвещать Ей Ангел, и какая это, приносимая им пища? Откуда взята и кто изготовил ее? Ибо ангелы не заботятся о телесных нуждах наших. Конечно, были люди, которых питали они, но и тогда руки человека приготовляли пищу: Даниила питал ангел, по повелению Вышнего; но он взял Аввакума, с кошницею хлеба, для того, чтобы странное явление ангела и необыкновенная пища не устрашили питаемого (Дан. 14:34). Так и вран, служивший Илии, действовал по указанию ангела, принося пищу из готового запаса (3 Царств. 17:4). Здесь же Ангел сам приходит к Отроковице. Непостижимо для меня, почему Она удостоилась таких даров, такого служения духов бесплотных. Что же все это значит? Чистотою нравов Она превосходит все бывшие роды. Итак, не над Нею ли свершатся предсказания пророков? Не Ею ли исполнятся вековые ожидания наши? Не от Нее ли примет естество человеческое Тот, Который придет спасти род человеческий? Эта тайна предвозвещена уже давно, и Слово ищет Ту, Которая послужила бы к исполнению тайны. Не эта ли, видимая мною, Дева предызбрана в орудие великой тайны Вышнего? Полагаю, что в Ней сокрыта неизмеримая красота целомудрия, которую превозносит и делает открытой Само божественное милосердие. О, сколь блажен ты, дом Израилев, прозябший такой плод! О, сколь благословен ты, корень Давидов, произрастивший ветвь, на которой расцветет цвет спасения миру! Как славна память родивших Тебя, превосходящая все счастьем! и как счастлив я, усладившийся таким зрелищем! Ныне я превознесен пред всеми святыми; я вижу собственными глазами начало тому, что прежние пророки видели в сени и образе“.

Так праведный Захария мог размышлять в себе, видя сие сверхъестественное чудесное явление Девы. И, воистину, было так. Чистая и преславная сия душа в живом теле показала дивные дарования. Несовершенная по возрасту Она не знала преград для добродетели и ничем не удерживалась от соединения с Богом. Кто видел, кто слышал такое возвышение тела, чтобы оно обитало во святых, возносилось ангелами и питалось бы небесной пищей? Плотские руки принимают пищу бессмертную и чрез них насыщается дарами чистый дух. О, превосходная чистота! о, восхождение от переходного возраста, как лествица, чрез которую дивным схождением пришло к нам Слово, чрез которую земное наше бренное обиталище взошло на небо!

Ты же, человек, слыша о дивном пребывании Девы во храме, не дерзай сомневаться в этом. Не пытайся умом исследовать то, что превосходит всякое разумение; не желай подвергать сравнению то, что выше всякого сравнения. Посмотри на неслыханное обновление природы; посмотри, что Само Слово Божие невыразимым образом обитает в Ее чреве, имея невещественную пищу... Надлежало, чтобы не только во Святом святых скинии, но и в самом небе небес с самого раннего возраста воспиталась Чистшая небес; надлежало, чтобы не один ангел явился Ей, а тьмы тем носились кругом. Ибо Того, Кого они не могут лицезреть, Она дивным образом носила во чреве; Того, Кто одевается светом яко ризою, Она удостоилась обнимать на Своей груди; Того, Кто все содержит дланию, Она держала и носила на руках, как человека. Кто, созерцая сие, не размыслит о величии своего естества?

Соделаемся же достойными провидения Творца. Не ангелам Он вверил дело человеческого обновления, но Сам послал Себя к нашему ничтожеству и поместил наше естество на Отеческом престоле. Что можно придумать или присоединить к этому невыразимому человеколюбию? Какими хвалами прославлю это неизглаголанное для нас схождение? какими похвалами восхвалю Деву, чрез Которую было достигнуто это возвращение, в Которой Сам Творец основал Свое жилище, на Которой исполнился Отеческий совет, на Которой почил Всесвятой Дух? О, драгоценность, превосходящая ценностью всякий дар! О, Богородице, высшее украшение прекрасных вещей! Сим чрезвычайным рождением Ты восстановила омраченную красоту первообраза, обратила рождение печали в рождение радости. Чрез Тебя человеческий род возвратился к своему жилищу; чрез Тебя мы прияли бессмертное наслаждение рая. В Тебе имели исполнение чаяния пророков; в Тебе мы обретаем знамения нашего восстания. Чрез Тебя мы ожидаем наследовать небесное царствие. Ты – помощница нашего спасения; Ты – необоримая стена.

Не презри же, Богородице, моления взывающих к Тебе непрестанно. Простри руку уповающим, помоги утопающим. Молю, да многие грехи не превосходят неизмеримой силы Твоего милосердия, да нечистота дел наших не препятствует Твоему несравненному милосердию. По одному Твоему хотению пусть грехи наши принимают легкое разрешение. Ничто не противостоит Твоему могуществу; все покоряется Твоему повелению. Тебя Твой Сын поместил выше небес и всех тварей и, как Сын, с радостью исполняет прошения Твои. Полагаясь на сие несравнимое Твое преимущество, я принес Тебе, о Госпоже, сей плод скудных устен. Приими же, не ожидая дел, но одобряя решимость духа. Затем, как Всеблагая, даровав оставление прегрешений, сподоби небесного царствия и соделай достоянием Отца и Сына и Святаго Духа: ибо им подобает слава, могущество, честь, и веселие ныне и присно и во веки веков. Аминь32.

* * *

32

См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. С, соl. 1419–1440; „Торжественник“ – рукоп. (IX в.) Московск. Синодальн. библиот. (284–CCLXXI). л.л. 59–66.



Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Часть Вторая / Протоиерей Пётр Смирнов. Лито-Типография И.И. Чоколова, Киев, 1904 г.

Вам может быть интересно:

1. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 1 протоиерей Пётр Смирнов

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Георгий, митрополит Никомидийский профессор Александр Павлович Лопухин

3. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

4. Слово из вечности – Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

5. Евангелия и их благовестие о Христе-Спасителе и Его искупительном деле профессор Николай Никанорович Глубоковский

6. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский)

7. Церковь Божия во Христе – Две идеи вселенской церкви протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев

8. Евангелие от Иоанна. Исторический и богословский комментарий – Библиография митрополит Иларион (Алфеев)

9. Письма о богослужении восточной Кафолической Церкви Андрей Николаевич Муравьёв

10. Св. Герман, патриарх Константинопольский (715–730 гг.) профессор Иван Дмитриевич Андреев

Комментарии для сайта Cackle