Источник

Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. Георгия, митрополита Никомидийского30

Радостно и преславно настоящее празднество. Ибо воссияло для нас торжество Приснодевы, духовно влекущее к себе умы наши, и, придав нашему слову свежесть прекрасной весны, превратило ненастье молчания в ведро красноречия. Будем же внимательны и направим течение слова прямо к Ней, и увенчаем Ее, каждый, по силе своей. Правда, мы не в состоянии достойно увенчать Ее даже все вместе; но постараемся восполнить это усердием и превзойти друг друга горячностью его. Какое, в самом деле, слово может хоть сколько-нибудь выразить превосходство Девы? Восхваления Ее выше слов наших, и потому далеко оставляют за собою правила всякой похвалы. Вот и я, братия мои, пока еще не охватила меня сила любви, я премного обвинял решавшихся восхвалять Деву, обвинял за такую решимость. Но после того, как оная сила возобладала мною, сам я увлечен был тою же смелостью, какую имели многие, и вместе с ними прошу извинить меня, опытом дознавшего, что увлечение – не неизвинительно: прошу, если кому из вас придет на мысль обвинять меня в самонадеянности, прошу думать не о высокомерной смелости, а о чрезмерной любви. Ибо Ее сила понудила меня отважиться на это великое дело под предводительством веры и при содействии надежды. Притом в похвальных словах имеется в виду не слава восхваляемых, а благочестие хвалящих и слушающих. А если это так, то займемся настоящим праздником и потрудимся над тем, о чем решились говорить.

По одному человеколюбию Божию мы сотворены Богом из ничего, и получили заповедь проводить жизнь в добрых делах, но по неразумию нарушили эту заповедь и добровольно обрекли себя на смерть. Создатель обещал освобождение; и обещанию этому надлежало исполниться. Время ожидало исполнителей. Проходили поколения; слышны были пророчества; патриархи и все праведные жили надеждою. Скончался Авраам и внуки его: им в знамениях открыто было таинство дня (Ин. 8:56), и они жаждали увидеть будущее событие. Дивный Моисей думал, что в его время должно исполниться то, что обещано и открыто прежде. Была надежда у Израиля в пустыне; было ожидание во времена Судей; Самуил прорицал, Давид не раз восклицал, что близок день. Сонм пророков громогласно проповедовал и возвещал, что Христос – у дверей. Но все скончались, не увидев того, чего ожидали. Время уходило вместе с достойными. Но, наконец, оно нашло истинно достойных, происшедших от достойных же и приготовленных Создателем. Я говорю об Иоакиме и Анне, родивших Виновницу исполнения ожиданий. Они положили начало осуществлению предсказаний. От них произошла Виновница радости; из них явился залог веселия. Они, как отменно добродетельные, паче всех были ведомы Творцу, как предузнанные и определенные на служение Божиим таинствам. Проведши всю жизнь по заповедям, они достигли вершины совершенства, и потому удостоились того, что искони желали получить премногие... Из их естества Слово устроило Себе скинию и непостижимым для ума человеческого способом восприняло в Себя естество человеческое, дабы обновить мышление и деятельность.

Найдутся, конечно, люди, которые возразят, говоря: „если родители Пресвятой Девы были избраны для сего Богом, то почему они долго оставались бездетными, тогда как предопределено было, чтобы таинство начало осуществляться чрез них, и предвозвещено, что имеющая послужить ему должна произойти от них»? Есть верный ответ на сие возражение. Вот – он. Создатель всего Бог, распоряжающий, когда восхощет совершить что-либо неизреченное, тогда не на обилии природы основывает начала будущности, а устрояет грядущее обильным могуществом Своим при недостатке средств естественных. Это особенно свойственно Богу, а согласное с порядком природы не может быть предметом особенного удивления. Так, обещав Аврааму, что размножение семени его уподобится множеству звезд и песку морскому, Он исполнил это обещание при бесплодии Сарры собственною силою. Так Он произвел Самуила. Так предпослал проповедника домостроительства Иоанна...

Анна дает Богу обет посвятить Ему имеющее родиться от нее дитя и поместить оное в храме. „Что это Анна? сказал бы я ей. Зачем забегаешь вперед того, что еще имеет быть? К чему быстротою духа предупреждаешь то, о чем только еще предвозвещается? Почему обещаешь принесть то, чего еще нет, как будто оно уже в руках у тебя? Надлежало бы дождаться, когда родишь, и уже тогда принести имеющий произойти от тебя дар Тому, Кто даровал его тебе; надлежало бы выждать, когда неизвестное будет близко к осуществлению, дабы ранним обетом не подвергнуть себя опасности нарушить обет». О, вера праведников! О, действие великой духом матери! Она приняла весть о будущем без всякого сомнения. Она нимало не подумала о неплодности своей, не заговорила о трудности необыкновенного дела, не смутилась в душе мыслью о невозможности его. Не рассуждала про себя, как рассуждают другие: „не превратится ли откровение в прельщение? не для того ли явился пришедший с доброю вестью, чтобы только ободрить душу? Ведь, возраст уже отцвел; цветущие силы уже увяли от времени; ведь, крепкие члены уже близки к распадению; уже протекла большая часть жизни. Радость от чадородия вожделенна в годы молодые. Зачем же я прибегаю к молитве и обету?» Ни одной такой мысли Анна не внедрила в свою душу; но в то самое время, когда возносила молитву свою и от явившегося eй узнала об услышании ее, решилась принести плод cвoй в храм. Какое же слово может восхвалить эту пламенную веру, чрез которую Анна получила просимое, не уязвив ума своего сомнениями! Поистине, тут действовала вера, силою которой все пророки верили в будущее, как в настоящее...

Вверившись вере, праведники не обманулись в том, чего просили и ожидали. И они рождают непорочную Споспешницу нашего возрождения. О, славный плод! О, чадо доставившее родителям блага, превышающие ум!... Анна, родив Богоотроковицу, созывает подруг своих, говоря: „Придите, сорадуйтесь моему рождению; придите, возвеселитесь со мною о моем разрешении; придите, посмотрите на чадо, сверх ожидания питаемое мною. Придите, воззрите на леторасль, произрасшую из чресл неплодных, и узнайте, что бездетная родила. Придите, разглядите плод поношений своих и прославьте силу молитвы. Усердно стекайтесь, и предшествуйте Ей во время шествия Ее во храм. Украсьте сени; осветите входы, придайте шествию радостную торжественность светильниками. Начинайте с веселием. Пойте брачные песни и ведите дитя во храм, как непорочную невесту. Исполните со мною обет мой Владыке. С радостью вместе со мною благодарите Господа за то, что Он отнял поношение от дома моего. Молитвы мои услышаны. Обетам моим – конец. Вот, я посвящаю рожденную в дом Божий по обещанию своему. Придите, войдите вместе с Нею, и сообща представим Ее Владыке, как дар приятный».

Иоаким и Анна приносят Ее в храм, когда Ей исполнились три года, – приносят дар, поистине драгоценный, достопоклоняемый и для ангелов, самое лучшее хранилище благодати и светоприемное вместилище, из которого воссияли лучи спасения для всей вселенной. В Ней явилась сила Троицы; в ней выказалось благоволение Отца; в Ней Слово, вселившись, восприяло естество наше; в Ней Дух наитием Своим показал нераздельность Троицы. Чрез Нее мир, разделившийся, сделался способным к единому Богопоклонению. Ныне в рукотворенный храм Божий приводится Храм одушевленный, превысший небес, широчайший и вместительнейший всего сотворенного. Ныне в храме помещается Та, Которая посредством Рожденного Ею возвратила в прежнее жилише изгнанный из него род человеческий. Духовная скиния предвозвещает ныне в скинии ветхозаветной наступающие радостные времена благодати, и повелевает писмени уступить духу. Ныне Агница непорочная, из Которой произошел оный Агнец Божий вземляй грехи мира (Ин. 1:29), приводится в храм, как некая благоприятная жертва; как голубица чистая, избегнув сетей оного лукавого ловца и став превыше его ухищрений, проникает ныне во внутренняя святилища. Ныне поставляется во храме духовный сосуд для восприятия Бога Слова! Ибо и не прилично было чистейшей оной скинии пребывать среди скверн мира, но надлежало перенесть ее в место недоступное соблазнам его для того, чтобы там получила она залог благословений и там воспитана была таинственною манною от руки Ангела. Подобало, говорю, чтобы чистейшее сокровище было охранено от прикосновения злых обычаев человеческих, – чтобы светлое святилище было удалено от всякого общения греха, – чтобы слух оный, который некогда будет внимать словам Архангела, был недоступен речам праздным и обольстительным. Поэтому-то и вводится в храм священная сия жертва; поэтому-то и возносится пред Бога непорочная сия Агница, как жертва наиприятнейшая Творцу, – возносится не с пролитием крови, но с благоуханием преизящнейшей чистоты.

Потщимся же и мы внити в след Ее, нося с собою дела достойные Входящей во святая! Вместо испещренных риз отроковиц, сопровождающих Ее, потщимся облечься в одежды, украшенные разнообразием добродетелей, дабы никто не воспрепятствовал нам проникнуть во след Приснодевы и духовно усладиться Ея неизглаголанною славою во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава, держава, честь и поклонение вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь31.

* * *

30

Сконч. в 880 г.

31

В сокращении. См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. С. соl. 1401–1419; сравн. „Торжественник“, т. е. сборник слов на великие праздники Господни, Богородичны и великим святым, рукоп. IX в. Моск. Синод. библиот., л. 51 об. – 59: „Первое путешествие преосвящ. Порфирия в Афонские монастыри и скиты», часть 2-я, приложения ко 2-му отделению сей части. Москва, 1881 г., стран. 300–302; „Воскресн. Чтен.» ХVIII (1854–55) г., стр. 311–312.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle